Класс

6 А, 6Б, 6 В

Дата

Тема занятия

Цветение и опыление растений.

Общая цель

Дать понятие о цветении и опылении растений

Результаты обучения учеников

1.Знать особенности цветения, значение цветка в жизни растения, процесс опыления, приспособления цветка к опылению различными способами, процесс оплодотворения.

2.Развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика), работать в группах

3.Воспитывать интерес к предмету

Основные идеи, отработанные на занятии

Знакомство с понятиями цветение, опыление, самоопыление, перекрестное опыление, оплодотворение, пыльца, пыльцевое зерно, пыльцевая трубка, гаметы, зародышевый мешок, яйцеклетка, спермий, центральная клетка, зародыш, эндосперм, двойное оплодотворение

Знакомство с новой темой

Источники, оснащение и оборудование:

Презентация «Цветение и опыление растений»

Модули, методы, приемы и стратегии

ИКТ, критическое мышление, возрастные особенности, лидерство, оценивание;

Приемы и методы: составление постера, групповая и индивидуальная работа, метод «5 вопросов»

Содержание

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Организационный момент – 1 мин.

Приветствие. Учитель отмечает отсутствующих. Психологический настрой на урок: «Часы», пожелания друг другу в изучении нового материала.

Приветствуют. Называют отсутствующих. Делятся на группы

Определение

темы, цели и

задач урока – 2 мин.

Объявляет тему урока. Тема урока вынесена на доску – презентация. (Слайд 1) Настраивает на изучение новой темы. Деление на группы с помощью картинок (цветы: тюльпаны, ромашки, розы, лилии). Постановка цели урока.

Проблемный вопрос урока:  Почему процессы цветения и опыления имеют важное значение в жизни растений.

Внимательно слушают учителя, записывают в тетрадь дату, тему урока. Участвуют в постановке цели урока

Обсуждение в парах. Формируют свой взгляд на изучение темы «Цветок, его строение и значение. Соцветия, их биологическая роль».

Актуализация знаний учащихся – 6 минут

  1. Проверка знаний учащихся.

          1. Строение цветка.

          2. Типы околоцветников, цветков, разнообразие растений с раздельнополыми цветками.

          3. Письменная работа по карточкам.

Карточка №1.

Рассмотрите рисунок.

5 1 1. Укажите части цветка.

2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок. Ответ поясните

2 4

6 7 3

8

Карточка №2.

Чем отличается простой околоцветник от двойного?

Зарисуйте цветки с простым и двойным околоцветником и укажите части.

Фронтальный опрос

  • Почему цветок является побегом? Почему цветок называют видоизмененным побегом?

  • Почему пестики и тычинки называют главными частями растения?

Выполняют письменно задание (записывают в тетрадь только ответ)- 4мин

Взаимопроверка – 2 мин. Ответы вынесены на доску через проектор

Изучение нового материала – 16 минуты

Закрепление – 15 минут

Вопрос: Ребята, как вы понимаете слово «цветение»?

Цветениеэто состояние растения от начала раскрытия цветков до его засыхания. (Слайд 2)

Группам предлагается задания каждой группе:

Вопрос: Все ли растения цветут?

Существует такая легенда.

В ночь накануне праздника Ивана Купалы необходимо пойти в лес, найти место, где растут папоротники, очертить вокруг себя круг и ждать. Ровно в полночь на папоротнике распустится цветок. Тому, кто успеет его сорвать, он покажет, где находятся сокровища.

Ребята, права ли легенда?

(Дети отвечают)

Зачем растение цветет?

Слайд №3 – ОПЫЛЕНИЕ – это процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика

Составить постер «Виды опыления» с указанием условий данного вида опыления

1гр. – «Ландыш» — «Самоопыление» (Слайды 4-6)

2 гр. – «Ромашка» — «Перекрестное опыление» (Слайды 7-9)

3гр. – «Лилия» — «Опыление животными» (Слайды 10-13)

4 гр. – «Роза», «Опыление ветром» (Слайды 14-16)

Защита спикеров у доски, а остальные учащиеся делают записи в тетрадях при ответе у доски. Затем каждая команда задает по 1 вопросу отвечающему, помогает его команда при затруднении отвечающего

Дополнение учителя – «Другие способы опыления, искусственное опыление» (Слайды 17-21)

Объяснение учителя:

Процесс оплодотворения с помощью презентации. (Слайды 22-25)

Лабораторная работа № 15.

Тема: «Сравнение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений»

Цель: Сравнить признаки цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений

Ход работы:

  1. Рассмотреть гербарии цветов ветроопыляемых и насекомоопыляемых

  2. Сравнить и сделать выводы

Метод «5 вопросов»

Принимают участие в беседе

Работают индивидуально, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы

(При цветении образуется пыльца и происходит опыление)

Записывают понятие в тетрадь

Работают в группах, составляют постер, защита у доски

7 минут – работают в группах с учебником, тетрадями.

3 минуты – составляют кластер

Выполняют л/р — индивидуально

Записывают выводы

Насекомоопыляемые:

  1. Яркий околоцветник

  2. Запах (Аромат)

  3. Нектар

  4. Крупный цветок или соцветие

Примеры (роза, ромашка, пион)

Ветроопыляемые:

  1. Невзрачный цветок или соцветие

  2. Много пыльцы

  3. Растут большими группами

  4. Нет нектара

  5. Нет аромата

  6. Липкое или мохнатое рыльце пестика

Примеры растений (Кукуруза, пшеница, рис)

Работа в группах, составляют 5 вопросов со словом «Как?» и со словом «Почему?»

Подведем итоги урока – 2 мин.

Итак, у нас что внечале урока стоял проблемный вопрос: Почему процессы цветения и опыления имеют важное значение в жизни растений?

К какому выводу мы пришли?

Отвечают на вопрос: Без данных процессов не произойдет процесс оплодотворения, а соответственно и не будет плодов

Рефлексия – 2 мин.

Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос.
1. Сегодня на уроке я научился…
2. Мне было интересно..

3. Мне было трудно…
4. Я понял, что…

Высказывают свое мнение

Д/З – 1 мин.

Параграф 26, составить кроссворд по данной теме

Записывают д/з

1. Укажите части цветка.

2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.

Ответ поясните

1

5

2 6

4

3

7

8

1. Укажите части цветка.

2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.

Ответ поясните

1

5

2 6

4

3

7

8

1. Укажите части цветка.

2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.

Ответ поясните

1

5

2 6

4

3

7

8

1. Укажите части цветка.

2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.

Ответ поясните

1

5

2 6

4

3

7

8

1. Укажите части цветка.

2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.

Ответ поясните

1

5

2 6

4

3

7

8

1. Укажите части цветка.

2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.

Ответ поясните

1

5

2 6

4

3

7

8

1. Укажите части цветка.

2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.

Ответ поясните

1

5

2 6

4

3

7

8

1. Укажите части цветка.

2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.

Ответ поясните

1

5

2 6

4

3

7

8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here