Класс | 6 А, 6Б, 6 В | |
Дата |
| |
Тема занятия | Цветение и опыление растений. | |
Общая цель | Дать понятие о цветении и опылении растений | |
Результаты обучения учеников | 1.Знать особенности цветения, значение цветка в жизни растения, процесс опыления, приспособления цветка к опылению различными способами, процесс оплодотворения. 2.Развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика), работать в группах 3.Воспитывать интерес к предмету | |
Основные идеи, отработанные на занятии | Знакомство с понятиями цветение, опыление, самоопыление, перекрестное опыление, оплодотворение, пыльца, пыльцевое зерно, пыльцевая трубка, гаметы, зародышевый мешок, яйцеклетка, спермий, центральная клетка, зародыш, эндосперм, двойное оплодотворение Знакомство с новой темой
| |
Источники, оснащение и оборудование: | Презентация «Цветение и опыление растений» | |
Модули, методы, приемы и стратегии | ИКТ, критическое мышление, возрастные особенности, лидерство, оценивание; Приемы и методы: составление постера, групповая и индивидуальная работа, метод «5 вопросов» | |
Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент – 1 мин. | Приветствие. Учитель отмечает отсутствующих. Психологический настрой на урок: «Часы», пожелания друг другу в изучении нового материала.
| Приветствуют. Называют отсутствующих. Делятся на группы |
Определение темы, цели и задач урока – 2 мин. | Объявляет тему урока. Тема урока вынесена на доску – презентация. (Слайд 1) Настраивает на изучение новой темы. Деление на группы с помощью картинок (цветы: тюльпаны, ромашки, розы, лилии). Постановка цели урока. Проблемный вопрос урока: Почему процессы цветения и опыления имеют важное значение в жизни растений.
| Внимательно слушают учителя, записывают в тетрадь дату, тему урока. Участвуют в постановке цели урока Обсуждение в парах. Формируют свой взгляд на изучение темы «Цветок, его строение и значение. Соцветия, их биологическая роль». |
Актуализация знаний учащихся – 6 минут |
Карточка №1. Рассмотрите рисунок. 5 1 1. Укажите части цветка.
2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок. Ответ поясните 2 4 6 7 3 8
Карточка №2. Чем отличается простой околоцветник от двойного? Зарисуйте цветки с простым и двойным околоцветником и укажите части. Фронтальный опрос
| Выполняют письменно задание (записывают в тетрадь только ответ)- 4мин Взаимопроверка – 2 мин. Ответы вынесены на доску через проектор
|
Изучение нового материала – 16 минуты
Закрепление – 15 минут
| Вопрос: Ребята, как вы понимаете слово «цветение»? Цветение – это состояние растения от начала раскрытия цветков до его засыхания. (Слайд 2) Группам предлагается задания каждой группе:
Вопрос: Все ли растения цветут?
Существует такая легенда. В ночь накануне праздника Ивана Купалы необходимо пойти в лес, найти место, где растут папоротники, очертить вокруг себя круг и ждать. Ровно в полночь на папоротнике распустится цветок. Тому, кто успеет его сорвать, он покажет, где находятся сокровища. Ребята, права ли легенда? (Дети отвечают)
Зачем растение цветет? Слайд №3 – ОПЫЛЕНИЕ – это процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика
Составить постер «Виды опыления» с указанием условий данного вида опыления 1гр. – «Ландыш» — «Самоопыление» (Слайды 4-6) 2 гр. – «Ромашка» — «Перекрестное опыление» (Слайды 7-9) 3гр. – «Лилия» — «Опыление животными» (Слайды 10-13) 4 гр. – «Роза», «Опыление ветром» (Слайды 14-16) Защита спикеров у доски, а остальные учащиеся делают записи в тетрадях при ответе у доски. Затем каждая команда задает по 1 вопросу отвечающему, помогает его команда при затруднении отвечающего Дополнение учителя – «Другие способы опыления, искусственное опыление» (Слайды 17-21)
Объяснение учителя: Процесс оплодотворения с помощью презентации. (Слайды 22-25)
Лабораторная работа № 15. Тема: «Сравнение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений» Цель: Сравнить признаки цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений Ход работы:
Метод «5 вопросов»
| Принимают участие в беседе Работают индивидуально, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы
(При цветении образуется пыльца и происходит опыление) Записывают понятие в тетрадь
Работают в группах, составляют постер, защита у доски
7 минут – работают в группах с учебником, тетрадями. 3 минуты – составляют кластер
Выполняют л/р — индивидуально
Записывают выводы Насекомоопыляемые:
Примеры (роза, ромашка, пион) Ветроопыляемые:
Примеры растений (Кукуруза, пшеница, рис) Работа в группах, составляют 5 вопросов со словом «Как?» и со словом «Почему?»
|
Подведем итоги урока – 2 мин. | Итак, у нас что внечале урока стоял проблемный вопрос: Почему процессы цветения и опыления имеют важное значение в жизни растений? К какому выводу мы пришли? | Отвечают на вопрос: Без данных процессов не произойдет процесс оплодотворения, а соответственно и не будет плодов |
Рефлексия – 2 мин. | Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос. | Высказывают свое мнение |
Д/З – 1 мин. | Параграф 26, составить кроссворд по данной теме
| Записывают д/з |
1. Укажите части цветка. 2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок. Ответ поясните 1 5 2 6 4 3 7 8 | 1. Укажите части цветка. 2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок. Ответ поясните 1 5 2 6 4 3 7 8 | 1. Укажите части цветка. 2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок. Ответ поясните 1 5 2 6 4 3 7 8 | |
1. Укажите части цветка. 2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок. Ответ поясните 1 5 2 6 4 3 7 8 | 1. Укажите части цветка. 2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок. Ответ поясните 1 5 2 6 4 3 7 8 | 1. Укажите части цветка. 2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок. Ответ поясните 1 5 2 6 4 3 7 8 | 1. Укажите части цветка. 2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок. Ответ поясните 1 5 2 6 4 3 7 8 |