Краснокордонская основная школа

Открытый урок по биологии

в 6 классе

на тему:

«Значение простейших

в природе

и

жизни человека»

Подготовила и провела: Соболева Т.В.

2012-2013 уч.г

Биология 6 класс

Тема: Значение простейших в природе и жизни человека.

Цель:

  • Расширить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах;

  • Показать их роль в природе и жизни человека;

  • Совершенствовать умение работать с текстом,

  • Привитие навыков личной гигиены и соблюдения санитарно-гигиенических норм;

  • Показать практическую значимость знаний о простейших

  • Развитие коммуникативных качеств

Тип урока: комбинированный

Методы: Эвристическая беседа, поисковая работа с текстом, учебная презентация, ролевая игра.

Оборудование и материалы: УДЕ, раздаточный материал, (карточки –тест , 2 рисунка дерева, разноцветные листочки, руки из бумаги для рефлексии)

Ход занятия:

Этап урока

Содержание этапа

Методы, УД

1.Организацион-

ный момент.

— Приветственное слово учителя. Проверка готовности кабинета и класса к уроку.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы завершим изучение живых организмов, относящихся к подцарству Простейшие. Мы увидим, насколько многообразно это царство, обобщим знания о Protozoa, рассмотрим меры борьбы с паразитическими простейшими и выявим роль этих животных в природе и жизни человека.

— Деление класса на микро группы.

— Проверка эмоционального настроя к работе:

На доске нарисовано «Дерево настроения». Учащиеся прикрепляют к дереву листья из цветной бумаги. Листья разного цвета. Каждый цвет несет в себе информацию об эмоциональном настрое.(приложение №1 — «цветные листочки»)

Расшифровка значения цветов пока не объясняется. Изображение дерева остается на доске до конца урока.

1. Проверка усвоения материала прошлого урока

2. . Подготовка к активному и сознательному усвоению знаний.

1. Проверка знания строения организма простейших на примере амебы, эвглены зеленой, инфузории-туфельки

( Опрос с использованием тренажера УДЕ амебы, эвглены зеленой, инфузории-туфельки» ).

2. Проверка умения выделять общие признаки и особенности простейших путем их сравнения (заполнение таблицы «Сравнительная характеристика простейших» ). Карточки с ответами ученики сдают учителю на проверку.

1. Сценка к уроку «Многообразие простейших».
Учитель — А зачем ещё нужны простейшие? Давайте посмотрим небольшую сценку. Действующие лица: Амеба кишечная, Симбионт термита, Инфузория рубца. Герои нашей сценки обязательно нужны организму, в котором живут. А какое значение имеют другие простейшие в природе и жизни человека?

Встречаются одноклеточные (паразит – кишечная амеба, симбионт термита и инфузория из желудка коровы) и рассуждают о своей жизни.
Амеба кишечная – Я живу лучше всех. И тепло, и врагов нет, а уж пищи…навалом. Человек существо всеядное: глядишь – то колбаски, то яблочка, или тортиком побалует. Правда, в полупереваренном виде, да ничего, терпимо. Зато зубов не нужно. А как что не по мне…, так я человеку мигом дыру в кишечнике сделаю. У меня это быстро получится
^ Симбионт термита — Ну да, тут тебе и конец придет, то есть крышка. Человек существо разумное. Пойдет к врачу, ему таблеточек пропишут, примет он их и все – конец тебе придет. В раз о дырках в кишечнике забудешь, если жива останешься.
Инфузория из желудка коровы – Послушала я вас и поняла, что нет лучше хозяина чем моя корова! Вот уж где действительно и кров и хлеб и не скушают тебя на обед. Живем мы с подружками в рубце желудка коровы весело, ведь нас миллиарды в нем. Всем работы и пищи хватает. А как уж корове с нами хорошо… траву да солому помогаем перерабатывать.
Вопросы
1.Подумайте о каких взаимоотношениях идет речь у кишечной амебы и человеком? (Паразитизм )

2.А какие взаимоотношения складываются у простейшего с термитом или коровой? (Взаимовыгодные – симбиоз)

Индивидуальная работа.

Работа в группе

Театрализованная сценка.

3. Усвоение новых знаний

Изучение нового материала.

1 Класс Саркодовые, вид – Дизентерийная амеба. Человек заражается, проглатывая цисты паразита с водой или пищевыми продуктами, загрязненными землей. Профилактика – соблюдение мер гигиены.

2.Среди паразитических жгутиконосцев –лейшмания. Болезнь сопровождается непрерывной лихорадкой. Профилактика личная – защита от укусов москитов; общественная – уничтожение (бродячих собак, шакалов, грызунов и т. д. также делать прививки.

3.В кишечнике млекопитающих (человека, кролика, мыши), земноводных и некоторых беспозвоночных обитают лямблии. Источником заражения служат немытые овощи, фрукты, некипяченая вода, грязные руки. Чаще эти паразиты встречаются у детей. Болезнь, вызываемая ими, называется лямблиозом. 4.Одним из опасных болезнетворных простейших является малярийный плазмодий, относящийся к типу Споровиков Вызываемая малярийным плазмодием малярия — очень опасная болезнь. Распространена малярия в тропиках и субтропиках. Составление памятки профилактики. Используя уже знакомую вам информацию, выработайте правила профилактики заболеваний, которые вызывают простейшие и оформите в виде информационного листка. (изготовление листовок)

  • соблюдение правил личной гигиены;

  • кипячение воды;

  • добросовестное приготовление пи

  • требования к качеству сырых продуктов;

  • своевременное прохождение медицинских исследований (медосмотр)

  • научно-просветительская работа среди населения

2.Какую же роль играют простейшие в нашей жизни?

Составление схемы «Роль простейших в природе и жизни человека», при помощи цветных карточек. 

Физминутка: Как амебы – растянулись

Как эвглены потянулись

Как инфузории- поплыли

Запись темы в рабочих тетрадях.

Демонстрация фрагментов УДЕ.

Эвристическая беседа

Работа в группах с учебником

Творческое задание Оформл-е инф листка.

.

Работа у доски

4 Закрепление

Ребята, вы сегодня выяснили, что мир простейших богат и разнообразен, что простейшие имеют большое значение и в природе и в жизни человека.

Задание1. распределите простейшие организмы и заболевания ,которые они вызывают.

1. Лейшмания — лейшманиоз

2.Лямблия — лямблиоз

3.Плазмодий — малярия

4.Дизентерия — амеба

2. Игра – викторина.

Вопрос № 1: Что произойдет с амебой, если поместить её в пробирку с прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой?( Амеба или погибнет, или образует цисту, так как кипяченая вода бедна кислородом и в ней отсутствуют микроорганизмы, которыми амеба питается).

Вопрос № 2: Некоторые амебы, например, раковинные и лучевики, имеют раковины с отверстиями, через которые выходят ложноножки. Каково значение этих раковин?( Раковины – средство защиты, кроме того, выросты, шипы обеспечивают плавучесть морских амеб).

Вопрос № 3: В ходе опытов отметили, что евглена зеленая всегда плывет из более темной в более светлую часть водоема; инфузория-туфелька- из капли соленой жидкости в чистую воду, из капли чистой воды в каплю с бактериями. Что общего между этими явлениями.(Эти явления – проявление раздражимости – ответной реакции организма на изменение окружающей среды. В опытах наблюдаем положительные пищевой и световой таксисы, таксис – это направленное движение простейших, отрицательный хемотаксис).

3.Анаграммы
Составить из букв термины, связанные с темой «Простейшие».

МЕАБА ( амеба)
ГЭВНАЛЕ ( эвглена)
ДНИТЕЗЕРИЯ (дизентерия)
4. Верно-неверно
Ребята, на заданные вопросы нужно ответить «да» или «нет», обосновав свой ответ.

1.Простейшие являются одноклеточными организмами. (Да.)
2. Все простейшие абсолютно незаметны невооруженным гла­зом. (Нет, некоторые простейшие достигают 3 мм.)
3. Амеба имеет два ядра. (Нет, у нее одно ядро.)
4. Амеба дышит всей поверхностью тела. (Да.)
5. С помощью красного глазка эвглена зеленая различает изме­нения освещенности. (Да.)
6 Лямблии — вид паразитических жгутиконосцев. ( Да.)
7. Инфузории-туфельки передвигаются острым концом вперед. (Нет, они передвигаются тупым концом вперед.)

5.ТЕСТ ( на отдельных листах)

Поисковая работа с текстом.

.

Творческое задание.

Коллективная работа

Работа в группах

Индивидуальная работа

5.Домашнее задание

Параграф 34, таблица

6.Итог урока

1. Отметка работы учащихся на уроке.

2. Прикрепление на второе «Дерево настроения» разноцветных листьев. Учащимся дается пояснение, что обозначают цвета: красный — отличное настроение, зеленый – хорошее, желтый – плохое. Сравниваются оба дерева, анализируется их цветовая гамма.

3. Рефлексивная карточка-рука. С одной стороны ладошки укажите, что вам понравилось на уроке, а с другой – ваши пожелания.

тест

1.Амеба передвигается с помощью…

а) правдоножек;
б) жгутиков;
в) ложноножек.


2. Амеба размножается…

а) половым путем;
б) бесполым путем;
в) половым и бесполым путем.

3. Эвглена делится…

а) вдоль тела;
б) поперек тела;
в) по диагонали.

4. Эвглена и инфузория-туфелька имеют…

а) клеточный нос;
б) клеточный рот;
в) клеточное ухо.

5Конъюгация характерна для…

а) эвглены;
б) амебы;
в) инфузории-туфельки.

6. Не имеют ресничек…

а) амеба
б) инфузории-туфелька
в) эвглена -зеленая

«Сходство и различия простейших».

Органоиды

П р о с т е й ш и е

Амеба

Евглена зеленая

Инфузория-туфелька

1.Оболочка

+

+

+

2.Цитоплазма

+

+

+

3 Ядро

+

+

+(2)

4. Ложноножка

+

5. Жгутик

+

6. Ресничка

+

7.Пищеварительная вакуоль

+

+

8.Сократительная вакуоль

+

+

+(2)

9.Ротовое отверстие

+

10.Порошица

+

11.Хлоропласты

+

12.Светочувствительный глазок

+

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here