Краснокордонская основная школа
Открытый урок по биологии
в 6 классе
на тему:
«Значение простейших
в природе
и
жизни человека»
Подготовила и провела: Соболева Т.В.
2012-2013 уч.г
Биология 6 класс
Тема: Значение простейших в природе и жизни человека.
Цель:
-
Расширить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах;
-
Показать их роль в природе и жизни человека;
-
Совершенствовать умение работать с текстом,
-
Привитие навыков личной гигиены и соблюдения санитарно-гигиенических норм;
-
Показать практическую значимость знаний о простейших
-
Развитие коммуникативных качеств
Тип урока: комбинированный
Методы: Эвристическая беседа, поисковая работа с текстом, учебная презентация, ролевая игра.
Оборудование и материалы: УДЕ, раздаточный материал, (карточки –тест , 2 рисунка дерева, разноцветные листочки, руки из бумаги для рефлексии)
Ход занятия:
Содержание этапа | Методы, УД | |
1.Организацион- ный момент. | — Приветственное слово учителя. Проверка готовности кабинета и класса к уроку.
— Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы завершим изучение живых организмов, относящихся к подцарству Простейшие. Мы увидим, насколько многообразно это царство, обобщим знания о Protozoa, рассмотрим меры борьбы с паразитическими простейшими и выявим роль этих животных в природе и жизни человека. — Деление класса на микро группы. — Проверка эмоционального настроя к работе: На доске нарисовано «Дерево настроения». Учащиеся прикрепляют к дереву листья из цветной бумаги. Листья разного цвета. Каждый цвет несет в себе информацию об эмоциональном настрое.(приложение №1 — «цветные листочки») Расшифровка значения цветов пока не объясняется. Изображение дерева остается на доске до конца урока. |
|
1. Проверка усвоения материала прошлого урока
2. . Подготовка к активному и сознательному усвоению знаний. | 1. Проверка знания строения организма простейших на примере амебы, эвглены зеленой, инфузории-туфельки ( Опрос с использованием тренажера УДЕ амебы, эвглены зеленой, инфузории-туфельки» ). 2. Проверка умения выделять общие признаки и особенности простейших путем их сравнения (заполнение таблицы «Сравнительная характеристика простейших» ). Карточки с ответами ученики сдают учителю на проверку.
1. Сценка к уроку «Многообразие простейших». Встречаются одноклеточные (паразит – кишечная амеба, симбионт термита и инфузория из желудка коровы) и рассуждают о своей жизни. 2.А какие взаимоотношения складываются у простейшего с термитом или коровой? (Взаимовыгодные – симбиоз)
|
Индивидуальная работа.
Работа в группе
Театрализованная сценка. |
3. Усвоение новых знаний | Изучение нового материала. 1 Класс Саркодовые, вид – Дизентерийная амеба. Человек заражается, проглатывая цисты паразита с водой или пищевыми продуктами, загрязненными землей. Профилактика – соблюдение мер гигиены. 2.Среди паразитических жгутиконосцев –лейшмания. Болезнь сопровождается непрерывной лихорадкой. Профилактика личная – защита от укусов москитов; общественная – уничтожение (бродячих собак, шакалов, грызунов и т. д. также делать прививки. 3.В кишечнике млекопитающих (человека, кролика, мыши), земноводных и некоторых беспозвоночных обитают лямблии. Источником заражения служат немытые овощи, фрукты, некипяченая вода, грязные руки. Чаще эти паразиты встречаются у детей. Болезнь, вызываемая ими, называется лямблиозом. 4.Одним из опасных болезнетворных простейших является малярийный плазмодий, относящийся к типу Споровиков Вызываемая малярийным плазмодием малярия — очень опасная болезнь. Распространена малярия в тропиках и субтропиках. Составление памятки профилактики. Используя уже знакомую вам информацию, выработайте правила профилактики заболеваний, которые вызывают простейшие и оформите в виде информационного листка. (изготовление листовок)
2.Какую же роль играют простейшие в нашей жизни? Составление схемы «Роль простейших в природе и жизни человека», при помощи цветных карточек.
Физминутка: Как амебы – растянулись Как эвглены потянулись Как инфузории- поплыли |
Запись темы в рабочих тетрадях.
Демонстрация фрагментов УДЕ.
Эвристическая беседа
Работа в группах с учебником Творческое задание Оформл-е инф листка. .
Работа у доски |
4 Закрепление | Ребята, вы сегодня выяснили, что мир простейших богат и разнообразен, что простейшие имеют большое значение и в природе и в жизни человека. Задание1. распределите простейшие организмы и заболевания ,которые они вызывают. 1. Лейшмания — лейшманиоз 2.Лямблия — лямблиоз 3.Плазмодий — малярия 4.Дизентерия — амеба 2. Игра – викторина. Вопрос № 1: Что произойдет с амебой, если поместить её в пробирку с прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой?( Амеба или погибнет, или образует цисту, так как кипяченая вода бедна кислородом и в ней отсутствуют микроорганизмы, которыми амеба питается). Вопрос № 2: Некоторые амебы, например, раковинные и лучевики, имеют раковины с отверстиями, через которые выходят ложноножки. Каково значение этих раковин?( Раковины – средство защиты, кроме того, выросты, шипы обеспечивают плавучесть морских амеб). Вопрос № 3: В ходе опытов отметили, что евглена зеленая всегда плывет из более темной в более светлую часть водоема; инфузория-туфелька- из капли соленой жидкости в чистую воду, из капли чистой воды в каплю с бактериями. Что общего между этими явлениями.(Эти явления – проявление раздражимости – ответной реакции организма на изменение окружающей среды. В опытах наблюдаем положительные пищевой и световой таксисы, таксис – это направленное движение простейших, отрицательный хемотаксис). 3.Анаграммы
МЕАБА ( амеба) 1.Простейшие являются одноклеточными организмами. (Да.) 5.ТЕСТ ( на отдельных листах) |
Поисковая работа с текстом.
.
Творческое задание.
Коллективная работа
Работа в группах
Индивидуальная работа
|
5.Домашнее задание | Параграф 34, таблица
|
|
6.Итог урока | 1. Отметка работы учащихся на уроке. 2. Прикрепление на второе «Дерево настроения» разноцветных листьев. Учащимся дается пояснение, что обозначают цвета: красный — отличное настроение, зеленый – хорошее, желтый – плохое. Сравниваются оба дерева, анализируется их цветовая гамма. 3. Рефлексивная карточка-рука. С одной стороны ладошки укажите, что вам понравилось на уроке, а с другой – ваши пожелания.
|
|
тест
1.Амеба передвигается с помощью…
а) правдоножек;
б) жгутиков;
в) ложноножек.
2. Амеба размножается…
а) половым путем;
б) бесполым путем;
в) половым и бесполым путем.
3. Эвглена делится…
а) вдоль тела;
б) поперек тела;
в) по диагонали.
4. Эвглена и инфузория-туфелька имеют…
а) клеточный нос;
б) клеточный рот;
в) клеточное ухо.
5Конъюгация характерна для…
а) эвглены;
б) амебы;
в) инфузории-туфельки.
6. Не имеют ресничек…
а) амеба
б) инфузории-туфелька
в) эвглена -зеленая
«Сходство и различия простейших».
П р о с т е й ш и е | |||
Амеба | Евглена зеленая | Инфузория-туфелька | |
1.Оболочка | + | + | + |
2.Цитоплазма | + | + | + |
3 Ядро | + | + | +(2) |
4. Ложноножка | + | — | — |
5. Жгутик | — | + | — |
6. Ресничка | — | — | + |
7.Пищеварительная вакуоль | + | — | + |
8.Сократительная вакуоль | + | + | +(2) |
9.Ротовое отверстие | — | — | + |
10.Порошица | — | — | + |
11.Хлоропласты | — | + | — |
12.Светочувствительный глазок | — | + | — |