Урок биологии в 7 классе.
Тема: Классы Моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие,
их роль в природе и жизни человека.
Цель и задачи:
1. Расширить знания о разнообразии моллюсков, выделить особенности их строения и приспособленность к среде обитания.
2. Выявить значение моллюсков в природе и жизни человека.
3. Развивать навыки работы с текстом; проведения сравнительного анализа между систематическим группами живых организмов.
4. Способствовать развитию экологического воспитания, бережного отношения к природе.
Оборудование: Презентация “Классы типа Моллюски” Коллекция раковин моллюсков Мультимедийный проектор. Рабочий лист (каждому ученику) Раздаточный материал: бусы, броши из жемчуга; перламутровые пуговицы.
Ход урока:
I. Орг. момент Вступительное слово учителя: Продолжая работу, начатую на прошлом уроке, сегодня мы более подробно познакомимся с тремя наиболее многочисленными классами типа Моллюсков: Кл. Брюхоногие, Кл. Двустворчатые, Кл. Головоногие (слайд). Класс делится на 3 микрогруппы (используем картинки)
II. Актуализация знаний 1. Проверка знаний (слайд)
1. Все моллюски – водные животные
2. Раковина у моллюсков выполняет защитную функцию.
3. Все моллюски имеют спиральную или двустворчатую раковину.
4. Тело моллюсков снаружи покрыто кожной складкой – мантией.
5. Мантийная полость расположена между мантией и раковиной моллюска.
Правильные ответы: 2,4.
2. Проверка знаний. Признаки моллюсков (слайд)
Органы выделения почки.
У большинства кровеносная система незамкнутого типа.
Дышат при помощи жабр или лёгкого
Строение пищеварительной системы зависит от типа питания
Мягкотелые животные.
3. Проверка знаний. Четвёртый лишний (слайд)
Тип Моллюски.
Класс Двустворчатые: Мидии, устрицы, беззубки, перловицы, жемчужницы.
Класс Брюхоногие: Слизни, рапаны, улитки, катушки, прудовики.
Класс Головоногие: Кальмары, осьминоги, наутилусы, каракатицы.
III. Изучение нового материала
План урока (слайд):
1. Особенности строения. Двустворчатых моллюсков.
2. Многообразие и значение Двустворчатых моллюсков.
3. Особенности строения Брюхоногих моллюсков.
4. Многообразие и значение Брюхоногих моллюсков.
5. Особенности строения Головоногих моллюсков. 6. Многообразие и значение Головоногих моллюсков
Каждый ученик получает рабочий лист «Характеристика классов Моллюсков». Используя текст учебника, презентацию, раздаточный материал, коллекцию учащиеся в микрогруппе обсуждают информацию по своему классу и заполняют таблицу (10-12 мин.). Затем следует защита по каждому классу. Учащиеся других микрогрупп информацию записывают в таблицу рабочего листа.
Рабочий лист «Характеристика классов моллюсков»
Признаки/ классы | Двустворчатые | Брюхоногие | Головоногие | |
1. | Место обитания |
|
|
|
2. | Симметрия тела |
|
|
|
3. | Части тела |
|
|
|
4. | Раковины |
|
|
|
5. | Нога |
|
|
|
6. | Представители |
|
|
|
7. | Значение в природе и жизни человека |
|
|
|
1.Класс Двустворчатые: 20 000 видов. Обитают в морских и пресных водоёмах.
Строение раковины Двустворчатых (слайд)
Многообразие Двустворчатых моллюсков (слайд)
2. Класс Брюхоногие: 105 000 видов. Моря пресные водоёмы, суша. Ассиметричное тело
Строение раковины Брюхоногих (слайд)
Многообразие Брюхоногих моллюсков (слайд)
3. Класс Головоногие. 800 видов. Морские животные. Длина тела от 1 см до 20 м (слайд)
Многообразие Головоногих моллюсков (слайд)
Кракен – мифы и реальность (слайд)
Физкультминутка
4. Значение моллюсков (слайд)
1. Производители жемчуга
2. Вредители полей и огородов
3. Съедобные
4. Фильтраторы воды
5. Разрушители
6. Укусы некоторых опасны для человека
IV. Закрепление
1.Тип Моллюсков: Двустворчатые, Брюхоногие, Головоногие (слайд)
2.Каково строение раковины Брюхоногого моллюска? (слайд)
3.Каково строение раковины Двустворчатого моллюска? (слайд)
V. Рефлексия
VI. Итоги урока
VII. Домашнее задание