План-конспект урока «Внешнее строение рыбы» в соответствии с требованиями ФГОС.
Предмет: БИОЛОГИЯ. УМК под ред. Пономаревой И.Н.
Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.- 5-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2014.
Учитель: Козырева Татьяна Викторовна, высшая квалификационная категория, МАОУ «Гимназия № 4» г. Саратов.
Тема урока «Внешнее строение рыбы»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: изучить особенности внешнего строения рыб в связи с водным образом жизни.
Задачи: образовательная: сформировать знания о взаимосвязи строения организма рыб и среды обитания; подчеркнуть относительный характер приспособлений рыб к жизни в водной среде.
Развивающая: развитие умения выделять существенные признаки изучаемого объекта; устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы; аргументировано отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательная: создание комфортного климата на уроке, воспитание позитивного отношения к совместному труду.
Планируемый результат обучения.
Познавательные УУД:
-
Строить логическое рассуждение.
-
Самостоятельно проводить наблюдение.
-
Анализировать, сравнивать, обобщать добытую информацию; выявлять причины и следствия наблюдаемых явлений.
Регулятивные УУД:
-
Самостоятельно формулировать учебную проблему, выдвигать свои версии для её решения.
-
Выполнять учебные действия в соответствии с поставленной целью, самостоятельно исправлять допущенные ошибки.
-
Осознание степени усвоения учебного материала путем самооценки своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
-
Самостоятельно организовывать работу в малых группах,
-
Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.
Цели урока:
-
Личностные: развитие интереса и познавательных способностей учащихся в процессе выполнения лабораторной работы и приобретения опыта познавательной деятельности через решение биологических задач; формирование экологического сознания: осознание ценности представителей класса рыб, как важного компонента биосферы.
-
Метапредметные: формирование информационных, коммуникативных и предметных компетенций учащихся; планирование своей познавательной деятельности; систематизация, обобщение, анализ добытой информации; организация совместной деятельности с учителем и сверстниками.
-
Предметные: углубление знаний, закрепление изученного материала, определение уровня усвоения знаний и формирования предметных компетенций учащихся по теме «Внешнее строение рыб».
Задачи: предметные:
-
овладевать составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и находить решение поставленной задачи;
-
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, приводить доказательства соответствия особенностей внешнего строения рыб среде обитания.
Метапредметные: формировать ключевые компетенции через систему общеучебных УУД; выбирать наиболее рациональные способы решения поставленных задач; извлекать необходимую информацию из содержания урока; формировать творческое мышление.
Личностные: обеспечить познавательную мотивацию учащихся; акцентировать внимание на проблему соответствия особенностей строения организма среде обитания; формировать коммуникативную компетенцию: выстраивать продуктивное взаимодействие; умение отстаивать свою точку зрения.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Оборудование: аквариумные рыбки, влажные препараты рыб, таблицы по теме.
Средства обучения: учебник, таблички, инструктивные карточки, презентация, интерактивный комплекс.
Ход урока:
-
Организационный момент. Психологический настрой.
Цель: организация работы учащихся, настрой на учебную деятельность.
Деятельность учителя | |
Приветствуют учителя | Приветствует учащихся |
Занимают рабочие места по парам | Учитель предлагает занять рабочие места (по парам) |
-
Актуализация знаний обучающихся.
Цель: на основе имеющихся знаний обеспечить актуализацию знаний обучающихся на изучение данной темы.
Деятельность учителя | Примечание | |
Просматривают таблички.
Работают с табличками. | На предыдущем уроке мы изучили тему «Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные». Вспомним классификацию. Работаем с табличками. Ваша задача: правильно соотнести систематическую группу с названием представителя. | Таблички с названиями систематических групп: Царство, Тип, П/тип, Класс, Вид и таблички (другого цвета) с названиями: Животные, Хордовые, Бесчерепные, Ланцетники, Ланцетник европейский. |
Слушают текст и выявляют ошибки.
Называют ошибки.
Называют признаки типа Хордовых. | Найдите ошибки в тексте и исправьте их. «Внутренним осевым скелетом типа Хордовые служит хорда – плотный, эластичный тяж. Она при развитии зародыша образуется из эктодермы. Нервная система представлена нервной трубкой. Она образуется из энтодермы. Глотка одновременно является отделом как пищеварительной, так и кровеносной системы». Ошибки: Хорда образуется из энтодермы. Нервная трубка – из эктодермы. Глотка одновременно является отделом как пищеварительной, так и дыхательной системы. Назовите все признаки типа Хордовых | Презентация |
Слушают стихотворение. Определяют, о чем идет речь.
Определяют систематическое положение Надкласса Рыбы. Работают с табличками у доски. | На закате дремлет пруд. |
Таблички. |
Заканчивают выражение Раскрывают смысл данного фразеологизма. | Существует выражение: «Чувствует себя как рыба…..?». В воде! Что это означает, как по-вашему? Как рыба в воде, значит, чувствовать хорошо, комфортно. | Презентация
|
Формулируют тему и цель урока
Формируют мотивацию изучения темы урока | Какие приспособления помогают рыбам хорошо чувствовать себя в их среде обитания? Сформулируйте тему и цель нашего урока. Обеспечивает мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Презентация |
Записывают дату и тему урока в тетради | Откройте рабочие тетради и запишите дату и тему урока | Рабочие тетради |
III. Организационно — деятельностный этап. Изучение нового учебного материала.
Цель: сформировать у учащихся знания об особенностях внешнего строения рыб, связанных с водной средой обитания.
Деятельность учителя | Примечание | |
| Для достижения поставленных целей урока нам необходимо выполнить лабораторную работу | Инструктивная карточка. Лабораторная работа №6 |
Выполняют лабораторную работу №6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыб» | Контролирует и координирует деятельность учащихся по выполнению лабораторной работы | Лабораторная работа исследовательского характера выполняется учащимися в парах самостоятельно.
|
Контроль выполнения заданий лабораторной работы | ||
Объясняют значение обтекаемой формы тела рыб | Объясните, какую форму тела имеет рыба и каково её значение? | Презентация, влажные препараты рыб, таблицы. |
Называют и показывают отделы тела рыбы. | Назовите и покажите отделы тела рыбы. Объясните, какое значение имеют плавные переходы тела для жизни в воде? | Презентация, влажные препараты рыб, таблицы |
Объясняют значение чешуи для жизни рыб в воде. Определяют возраст рыбы. Объясняют особенности кожных покровов рыб (слизистые железы) | Чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя и какое это имеет значение? Что можно определить по годовым кольцам чешуи? Почему тело рыб скользкое? | Презентация, влажные препараты.
|
Называют причину различий окраски на спинной и брюшной сторонах тела рыбы. Называют тип окраски:покровительственная. | В чем заключается причина различий окраски на спинной и брюшной сторонах тела рыбы? | Презентация, таблицы.
|
Называют и показывают органы чувств рыбы. | Перечислите и покажите органы чувств рыбы (глаза, ноздри, ведущие в обонятельный орган). (На поверхности головы не видны: внутреннее ухо и орган равновесия. Они расположены внутри черепа). Какое значение имеют эти органы в жизни рыбы? У рыб есть особый орган чувств: боковая линия. Найдите её на препарате и подумайте, каково её значение? | Презентация.
|
Называют плавники рыбы: парные (грудные и брюшные) и непарные (спинной, хвостовой и анальный), их функции и показывают на слайде | Назовите плавники рыбы. Какие из них парные, какие непарные? Какие функции они выполняют? | Презентация влажные препараты.
|
Самостоятельно формулируют вывод о приспособленности рыб к жизни в воде. Проверяют правильность формулировки сделанного вывода. | Сформулируйте вывод о приспособленности жизни рыб в воде | Презентация
|
IV. Динамическая пауза. Физкультминуика. Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд.
V. Рефлексивно-оценочный этап.
Цель: посредством решения биологических задач определить качество усвоения учебного материала.
Деятельность учителя | Примечание | |
Выбирают биологические задачи, дают ответы | Организация работы по решению задач. Вам предлагаются биологические задачи. Каждый из вас может выбрать наиболее понравившуюся задачу и дать на нее аргументированный ответ | Карточки с задачами (См. Приложение) |
Дают ответы. | Комментирует ответы учащихся, демонстрирует соответствующие задачам слайды | Презентация.
|
Заполнение оценочного листа учащимися. Объективная оценка учащимся работы своих сверстников, учителя и самооценка своих действий. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Организация работы по анализу деятельности учащихся на уроке | Оценочный лист |
VI. Заключительный этап (домашнее задание)
Цель: реализовать необходимые и достаточные условия для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
Деятельность учителя | Примечание | |
| Направляет деятельность учащихся на понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
|
Получают домашнее задание в соответствии с их интересами | Информирует о домашнем задании. Дает домашнее задание: изучить §30, вопрос № 1 стр.144 учебника (письменно). Творческое задание по выбору: занимательные факты о жизни рыб; презентации «Многообразие рыб», «Размножение и развитие рыб». | Рекомендации по использованию научно-популярной литературы, ресурсов сети Интернет |
Приложение.
Задача № 1. Верна ли пословица: на то и щука в море, чтобы карась не дремал?
(Ответ: нет, щука и карась — речные рыбы).
Задача № 2. Кто лишний: рыба-игла, скат-хвостокол, морская планария, морская лисица. (Ответ: морская планария — тип Плоские черви).
Задача № 3. Тело рыб разнообразно по форме: у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении, у акул – торпедообразное. В связи с чем могли развиться такие особенности строения? ( Ответ: в связи с образом жизни: акулы обитают в толще воды и быстро плавают, скаты – на дне).
Задача № 4. У большинства рыб тело покрыто костной чешуёй. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных?
( Ответ: чешуя препятствует образованию складок кожи при движении, хорошая обтекаемость и защита органов от давления).