Урок биологии

7 класс

Учитель ГУ «СОШ №12 с ГК»

Дудник В.Н.

Тема: «Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и забота о потомстве. Инстинкты и их проявление у рыб, понятие о популяции».

Цель: Сформировать знания учащихся о размножении и развитии рыб; особенностях их поведения; миграциях; заботе о потомстве.

Научить школьников использовать полученные знания;

Развивать умение ставить задачи и их решать, проектировать свою деятельность через систему самостоятельных работ;

Развивать ясность речи, память, произвольное внимание.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, видеофрагменты, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

1.Приспособления рыб к водной среде обитания:

А — дышат при помощи жабр;

Б — имеют хорду;

В — имеют головной и спиной мозг;

Г — парные конечности имеют форму плавников.

2.Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу тока воды:

А — органом обоняния;

Б — боковой линией;

В — органом вкуса;

Г — органом слуха.

3.Жабры — это органы:

А — кровеносной системы;

Б — выделительной системы;

В — дыхательной системы;

Г — пищеварительной системы.

4.Кровеносная система рыб:

А — незамкнутая;

Б — замкнутая;

В — имеет один круг кровообращения;

Г — состоит только из артерий;

5.С помощью плавательного пузыря рыба:

А — быстрее передвигается;

Б — воспринимает направление и силу тока воды;

В — переваривает пищу;

Г — опускается на глубину или всплывает.

Выберите правильные утверждения

Поставьте + в графе верного утверждения

Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

Тело большинства рыб покрыто чешуей.

Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь.

Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.

Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами.

Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда.

Кровеносная система рыб незамкнутая.

Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка.

Кровь у рыб в предсердии венозная, а в желудочке артериальная.

У всех рыб имеется плавательный пузырь.

Органы выделения рыб – почки.

Подпишите название органов и систем органов рыбы.

3.Изучение нового материала.

Задание 1 группе.

Изучить материал. Составить эссе.

Задание 3 группе. Изучить материал. Составить эссе. Забота о потомстве. Икра окуня часто погибает от пересыхания водоемов, гибнут от врагов личинки и мальки. Только благодаря тому, что при нересте самка окуня выметывает до 300000 икринок, часть потомства доживает до взрослого состояния. Количество икринок у рыб других видов может быть еще больше. Например, треска выметывает их несколько миллионов. Те виды рыб, для которых характерна забота о потомстве, откладывают обычно немного икринок, но их икра, личинки и мальки не погибают в большинстве случаев. Самец трехиглой колюшки строит из водорослей гнездо в форме муфты и сторожит икринки, отложенные в гнездо самками . Растопырив колючки, самец яростно нападает на рыб, приближающихся к гнезду, очищает его от мусора и поправляет, а движением грудных плавников гонит туда свежую воду. Несколько суток он охраняет мальков и не дает им расплываться далеко от гнезда, сохраняя таким образом молодое потомство. Удивительна забота о потомстве у африканской пресноводной рыбы тиляпии: самец вынашивает икринки в ротовой полости, и мальки в случае опасности прячутся в рот отца. Самцы морского конька вынашивают икринки в сумке на брюхе .

Самка семисантиметрового горчака откладывает по 1-2 икринки в раковины моллюсков. Самец тут же оплодотворяет их, и парочка ищет новые раковины, чтобы введя свой длинный яйцеклад, отрастающий на время нереста, самка продолжила своё дело. Задание 4 группе. Изучить материал. Составить эссе. Большинство рыб только выбирают подходящие места для нереста, после которого не проявляют никакой заботы о потомстве. Поскольку при этом значительная доля их икры и мальков гибнет, становится добычей хищников, самки таких «беззаботных» рыб вынуждены выметывать огромное количество икринок, чтобы до взрослого состояния выжило не меньше особей, чем приступило к размножению (что и обеспечивает стабильность общей численности вида). Каждая самка трески или сельди выметывает миллионы икринок, а самый плодовитый вид – луна-рыба – до 300 млн. Некоторые виды, например, проходные лососевые, выкапывают в галечном грунте в верховьях чистых рек ямки для откладывания икры, мелкие рыбки корюшки делают гнездо из водорослей, а самцы аквариумных рыбок-макроподов сооружают гнездо из пузырьков воздуха, куда приглашают самок отложить икру и от которых яростно отгоняют соперников (их брачное поведение и сооружение гнезда можно проследить в аквариуме). Такие «заботливые» виды откладывают значительно меньше – по нескольку десятков икринок, поскольку их выживаемость гораздо выше. Некоторые акулы и скаты откладывают очень мало, иногда не более десятка яиц, но каждое из них надежно защищено прочной роговой оболочкой. Самки немногих видов (скат, манта, латимерия, некоторые аквариумные рыбки: гуппи, меченосцы и др.) вынашивают оплодотворенную икру в себе и рождают живых мальков. В озере Виктория и других африканских водоемах живут похожие на наших полосатых окуней, но удивительные по своему поведению рыбы – телапии. Оплодотворенную икру они вынашивают во рту, куда при опасности прячутся и мальки. Самцы морских коньков и морских игл имеют на брюшной стороне специальную сумку, где также вынашивают по нескольку десятков оплодотворенных икринок. 5.Обмен информацией в группах.(5минут) 6.Презентация работ.(2минуты) 7. Закрепление изученного материала. 1. Каких рыб называют проходными? Приведите примеры. 
2. Какое значение имеет большое число откладываемых икринок у рыб? 3. Как проявляется забота о потомстве у рыб? 
4. От чего зависит число откладываемых икринок у разных рыб? 8. Самооценка, оценка учителя, оценка урока.

9.Домашнее задание. Выучить конспект.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here