Урок биологии
7 класс
Учитель ГУ «СОШ №12 с ГК»
Дудник В.Н.
Тема: «Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и забота о потомстве. Инстинкты и их проявление у рыб, понятие о популяции».
Цель: Сформировать знания учащихся о размножении и развитии рыб; особенностях их поведения; миграциях; заботе о потомстве.
Научить школьников использовать полученные знания;
Развивать умение ставить задачи и их решать, проектировать свою деятельность через систему самостоятельных работ;
Развивать ясность речи, память, произвольное внимание.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, видеофрагменты, презентация, раздаточный материал.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
1.Приспособления рыб к водной среде обитания:
А — дышат при помощи жабр;
Б — имеют хорду;
В — имеют головной и спиной мозг;
Г — парные конечности имеют форму плавников.
2.Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу тока воды:
А — органом обоняния;
Б — боковой линией;
В — органом вкуса;
Г — органом слуха.
3.Жабры — это органы:
А — кровеносной системы;
Б — выделительной системы;
В — дыхательной системы;
Г — пищеварительной системы.
4.Кровеносная система рыб:
А — незамкнутая;
Б — замкнутая;
В — имеет один круг кровообращения;
Г — состоит только из артерий;
5.С помощью плавательного пузыря рыба:
А — быстрее передвигается;
Б — воспринимает направление и силу тока воды;
В — переваривает пищу;
Г — опускается на глубину или всплывает.
Поставьте + в графе верного утверждения | ||
Все рыбы имеют обтекаемую форму тела. |
|
|
Тело большинства рыб покрыто чешуей. |
|
|
Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. |
|
|
Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами. |
|
|
Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами. |
|
|
Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. |
|
|
Кровеносная система рыб незамкнутая. |
|
|
Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка. |
|
|
Кровь у рыб в предсердии венозная, а в желудочке артериальная. |
|
|
У всех рыб имеется плавательный пузырь. |
|
|
Органы выделения рыб – почки. |
|
|
Подпишите название органов и систем органов рыбы.
3.Изучение нового материала.
Задание 1 группе.
Изучить материал. Составить эссе.
Задание 3 группе. Изучить материал. Составить эссе. Забота о потомстве. Икра окуня часто погибает от пересыхания водоемов, гибнут от врагов личинки и мальки. Только благодаря тому, что при нересте самка окуня выметывает до 300000 икринок, часть потомства доживает до взрослого состояния. Количество икринок у рыб других видов может быть еще больше. Например, треска выметывает их несколько миллионов. Те виды рыб, для которых характерна забота о потомстве, откладывают обычно немного икринок, но их икра, личинки и мальки не погибают в большинстве случаев. Самец трехиглой колюшки строит из водорослей гнездо в форме муфты и сторожит икринки, отложенные в гнездо самками . Растопырив колючки, самец яростно нападает на рыб, приближающихся к гнезду, очищает его от мусора и поправляет, а движением грудных плавников гонит туда свежую воду. Несколько суток он охраняет мальков и не дает им расплываться далеко от гнезда, сохраняя таким образом молодое потомство. Удивительна забота о потомстве у африканской пресноводной рыбы тиляпии: самец вынашивает икринки в ротовой полости, и мальки в случае опасности прячутся в рот отца. Самцы морского конька вынашивают икринки в сумке на брюхе .
Самка семисантиметрового горчака откладывает по 1-2 икринки в раковины моллюсков. Самец тут же оплодотворяет их, и парочка ищет новые раковины, чтобы введя свой длинный яйцеклад, отрастающий на время нереста, самка продолжила своё дело. Задание 4 группе. Изучить материал. Составить эссе. Большинство рыб только выбирают подходящие места для нереста, после которого не проявляют никакой заботы о потомстве. Поскольку при этом значительная доля их икры и мальков гибнет, становится добычей хищников, самки таких «беззаботных» рыб вынуждены выметывать огромное количество икринок, чтобы до взрослого состояния выжило не меньше особей, чем приступило к размножению (что и обеспечивает стабильность общей численности вида). Каждая самка трески или сельди выметывает миллионы икринок, а самый плодовитый вид – луна-рыба – до 300 млн. Некоторые виды, например, проходные лососевые, выкапывают в галечном грунте в верховьях чистых рек ямки для откладывания икры, мелкие рыбки корюшки делают гнездо из водорослей, а самцы аквариумных рыбок-макроподов сооружают гнездо из пузырьков воздуха, куда приглашают самок отложить икру и от которых яростно отгоняют соперников (их брачное поведение и сооружение гнезда можно проследить в аквариуме). Такие «заботливые» виды откладывают значительно меньше – по нескольку десятков икринок, поскольку их выживаемость гораздо выше. Некоторые акулы и скаты откладывают очень мало, иногда не более десятка яиц, но каждое из них надежно защищено прочной роговой оболочкой. Самки немногих видов (скат, манта, латимерия, некоторые аквариумные рыбки: гуппи, меченосцы и др.) вынашивают оплодотворенную икру в себе и рождают живых мальков. В озере Виктория и других африканских водоемах живут похожие на наших полосатых окуней, но удивительные по своему поведению рыбы – телапии. Оплодотворенную икру они вынашивают во рту, куда при опасности прячутся и мальки. Самцы морских коньков и морских игл имеют на брюшной стороне специальную сумку, где также вынашивают по нескольку десятков оплодотворенных икринок. 5.Обмен информацией в группах.(5минут) 6.Презентация работ.(2минуты) 7. Закрепление изученного материала. 1. Каких рыб называют проходными? Приведите примеры.
2. Какое значение имеет большое число откладываемых икринок у рыб? 3. Как проявляется забота о потомстве у рыб?
4. От чего зависит число откладываемых икринок у разных рыб? 8. Самооценка, оценка учителя, оценка урока.
9.Домашнее задание. Выучить конспект.