Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Класс земноводные или амфибии» Цель урока: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде. Задачи: Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания. Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать. Воспитательные: способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимооценки. ^ Тип урока: Урок изучения и частичного закрепления знаний. Планируемые результаты: 1 .Учащиеся узнают особенности строения и жизнедеятельности земноводных, в связи с образом жизни. 2. Учащиеся должны понимать, что особенности размножения и развития связаны с водной средой. 3. Учащиеся узнают о многообразии Земноводных, их роли в природе и жизни человека, об охране этих животных. 4. Учащиеся узнают о происхождении Земноводных. 5. Развивать умения сравнивать и определять принадлежность и место в царстве “Животные”. Оборудование: — таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Травяная лягушка», «Тип Хордовые. Класс Земноводные . Развитие. Многообразие»; — демонстрационный материал: скелет лягушки; — влажные препараты: размножение лягушки; ^ Ход урока: I. Организационный момент Приветствие учителя, пожелание здоровья, хорошего настроения на уроке, собранности, отличной работоспособности. . Проверка дом задания (тест). 2. Сообщение темы и постановка задач урока. Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные. «Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб» (Альфред Брем). Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным. Общая характеристика Оба названия класса, «земноводные» (рус. Земля и вода) и «амфибии» (с греч. Двоякодышащие), подчёркивают главную особенность этих животных. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде. Весной амфибии уходят в воду. Здесь они размножаются и проводят своё детство. Но как только молодое поколение немного подрастёт, у них возникает тяга к суше, и они покидают одну стихию ради другой. Но связь с ней сохраняют в течение всей жизни. Земноводные появились на Земле более 350 млн. лет назад. Как вы думаете, кто им проложил путь на сушу? Особенности развития современных амфибий свидетельствуют о происхождении этой группы позвоночных от рыбообразных предков девонских кистеперых рыб. Почему именно кистеперые? (Показываю латимерию, фото). Ответ учащихся: — Мясистые, разросшиеся скелетные образования, парные плавники – конечности, снабженные мощной мускулатурой. Современная фауна включает в себя немногим более 2500 видов амфибий. б) Земноводные первыми вышли на сушу и во всем были первыми. С выходом на сушу, они должны были решить множество проблем. Какие проблемы они должны были решить? — Дыхание кислородом воздуха. — Проблема кожных покровов. — Возросшее действие силы тяжести. — Изменение характера передвижения. — Размножение на суше (оплодотворение, защита икры от высыхания). — Привыкание к окружающей среде (органы слуха, зрения, обоняния и др.). — Приспособленность к неблагоприятным условиям (понижение температуры). — Поиск и добыча пищи. Как же они решили эти проблемы? Задание 1. Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника (стр. 115-116) и приложения 1-4. — Амфибии — это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде. — Отделы тела — голова, туловище, конечности. — Дыхание — легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде) — Кровеносная система — 2 круга кровообращения, сердце — 3 камеры. — Температура тела — непостоянная, зависит от окружающей среды — Размножение: раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра -> личинка (головастик) -> взрослое животное. -Среда обитания — суша, вода На суше — во взрослом состоянии. В воде — размножение, рост, развитие. 2) Скелет лягушки Задание 2. Изучите строение скелета лягушки. Подпишите кости, обозначенные цифрами 1-13. Сравните скелет рыбы и лягушки. Выявите черты сходства и отличия. 3) Внутреннее строение Задание 3. Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы.
4) Особенности размножения лягушек и забота о потомстве (рассказ учителя); показ влажного препарата «Развитие земноводных». IV. Закрепление изученного материала Задание 1. Вставьте пропущенные слова:
Ответ: 1, 2, 6,10 Ответ: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,11 V.Домашнее задание Изучите п. 24, ответьте на вопросы и в зависимости от ваших склонностей и желаний приготовьте на выбор:
VI. Рефлексия — Изменилось ли ваше отношение к земноводным? — Что вам запомнилось больше всего? — Что вызвало у вас трудности? — Как вы оцениваете свою работу на уроке? Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом: ^ Лягушек спросили: «О чем вы поете? – Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе! Спасибо за урок! Приложение 1. Внешнее строение лягушки.
Приложение 2. Скелет лягушки. Большинство земноводных имеют вытянутое или лягушковидное туловище с двумя парами пятипалых конечностей. Голова плавно переходит в туловище, но всё же (в отличие от рыб), может поворачиваться относительно него. Скелет костный (хотя с костями соединяется множество хрящей), позвоночник разделён на отдельные позвонки (от 9 до 200). У большинства бесхвостых земноводных рёбра редуцированы, грудная клетка отсутствует. Конечности состоят из трёх отделов, сочленённых между собой суставами (передняя конечность: плечо, предплечье и кисть; задняя конечность: бедро, голень и стопа). Скелет и мышечная система развиты сравнительно неплохо и способны поддерживать животное вне воды. Для всех земноводных характерна гладкая (реже шершавая) богатая железами кожа, лишённая волос, перьев и чешуи; лишь у некоторых безногих в коже имеются костные чешуйки. Земноводные могут дышать при помощи лёгких, кожи и жабр. Лёгочное дыхание осуществляется через ноздри, защищённые от проникновения воды особыми клапанами. Пониженное давление, необходимое для вдоха, создаётся, в отличие от высших позвоночных, движением горла. Важную роль играет кожное дыхание, необходимая для дыхания влажность кожи поддерживается слизистыми железами. Жабры имеются у всех земноводных в личиночной стадии, во взрослом состоянии сохраняются у водных хвостатых амфибий. Приложение 3. Внутреннее строение лягушки. Кровообращение личинок земноводных сходно с кровообращением рыб. Взрослые земноводные имеют трёхкамерное сердце, разделённое на два предсердия и желудочек. Земноводные – первые животные, у которых появились два круга кровообращения. Артериальная кровь от лёгких и кожи поступает в левое предсердие; с венозной кровью из правого предсердия она смешивается лишь частично благодаря строению и работе артериального конуса сердца. Через глотку и пищевод пища попадает в желудок, а затем в короткий кишечник. Пищеварительные вещества секретируются стенками желудка, поджелудочной железой и печенью. Прямая кишка заканчивается клоакой. У личинок имеется головная почка, у взрослых – парные туловищные почки. Мочевой пузырь имеет большое значение в водном обмене. Яйцевод самки открывается в клоаку. Мозговая коробка маленькая. Головной мозг земноводных включает, в частности, сравнительно хорошо развитый передний мозг и недоразвитый мозжечок. Органы чувств представлены органами зрения (у пещерных земноводных глаза недоразвиты), слуха, осязания, обоняния, вкуса; у головастиков имеется боковая линия. Глаза защищены от смачивания веками; аккомодация глаза осуществляется перемещением хрусталика. Ухо у высших земноводных имеет барабанную перепонку.
Приложение 4. Размножение и развитие лягушки. После пробуждения от зимней спячки лягушки покидают глубокие водоемы, переселяясь в хорошо прогреваемые солнцем мелкие пруды, канавы, лужи и разливы талых вод. Здесь самки выметывают икру, очень похожую па икру рыб, и самцы поливают ее семенной жидкостью. Сперматозоиды проникают в икринки и оплодотворяют их. Оболочки икринок в воде сильно разбухают, делаются прозрачными, склеиваются друг с другом, образуя комки, и выплывают на поверхность или прикрепляются к подводным предметам. После оплодотворения личинки начинают быстро развиваться, в результате в икринке образуется многоклеточный зародыш. Через 12-25 дней из икринки появляется личинка — головастик. Развитие лягушки Головастик вначале имеет хвостик и напоминает малька рыб. Хвост его окружен тонкой плавательной перепонкой. Дышит головастик тремя парами перистых жабр, находящихся по бокам головы. В коже у него имеются органы боковой линии. Рот и конечности сначала отсутствуют. Через некоторое время начинает прорезываться рот с двумя роговыми пластинами и зубчиками на губах, которыми головастик соскабливает растения, служащие ему пищей. Затем наружные жабры исчезают и развиваются внутренние. На этой стадии развития головастик особенно похож па рыбу. В это время у него развита хорда, двухкамерное сердце и один круг кровообращения. В дальнейшем развитии появляются легкие, трехкамерное сердце, два круга кровообращения. Далее появляются задние и передние конечности. Сначала утончается, а затем укорачивается, далее совсем исчезает хвост, и головастик превращается в маленького лягушонка. Этот процесс длится 3-4 месяца, и называют метаморфозом. Полов зрелость у лягушек наступает на третьем году жизни. Сезонные явления природы оказывают влияние на жизненный цикл земноводных. Так, годовой цикл у них из-за условий сезонных климатических изменений делится на такие периоды: весеннее пробуждение, период нереста (размножения), период летней активности и зимняя спячка, спячка может быть наземная (тритоны) и подводная (лягушки)
|