Технологическая карта урока биологии в 8 классе.
Тема урока «Большой и малый круги кровообращения»
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: закрепить и расширить знания учащихся по теме «Транспорт веществ»
Задачи урока:
Образовательные: организовать индивидуальную и групповую познавательную деятельность учащихся на уроке для изучения сущности большого и малого кругов кровообращения, значения биологического процесса.
Развивающие: учить устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов; развивать наблюдательность и речь учащихся.
Воспитывающие: расширять кругозор учащихся; воспитывать культуру поведения на уроке
Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, схемы, карточки-задания, презентация к уроку, учебник, рабочая тетрадь.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, работа в группах, моделирование.
УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.
Педагогические технологии:
— личностно – ориентированного обучения;
— объяснительно – иллюстративного обучения;
— словесной продуктивной и творческой деятельности;
— проблемное обучение
Ожидаемые результаты:
-усвоение материала в полном объёме на уроке
— применение полученных знаний при выполнении практических заданий
—
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания | ||||||||||||||||||
1 | Организационный момент | Цель учителя: организовать контроль начала работы, обеспечить интеллектуаль ный и эмоциональный настрой учеников на урок. Деятельность учителя: Приветствует учеников. Задаёт вопросы: — С каким настроением вы пришли на урок? — Что необходимо нам для успешной работы? | Цель учащихся: настроится на восприятие материала урока.
Деятельность учащихся: Стоя приветствуют учителя. Отвечают на его вопросы. |
| |||||||||||||||||
2 | Опрос учащихся по заданному на дом материалу. | Цель учителя: провести проверку полученных ранее знаний учащихся, выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях, необходимых для работы по новой теме урока. Деятельность учителя: Предлагает ребятам индивидуальную работу по карточкам разного уровня сложности. Выводит шаблоны ответов на экран.
| Цель для учащихся: позитивно-перспективно оценить свою работу наряду с выделением ошибок.
Деятельность учащихся: Выбирают карточку определённого уровня сложности, отвечают на вопросы. Сравнивают свои ответов с кодами на экране. |
| |||||||||||||||||
3 | Изучение нового материала
Закрепление учебного материала | Определение темы урока. Целеполагание. Цель учителя: обратить результаты проверки для новой познавательной деятельности ( проверить умение учащихся устанавливать связь между строением кровеносных сосудов и движением крови по сосудам). Деятельность учителя: читает отрывок из сказки Кэрола Доннера «Тайны анатомии», где герои- молекулы Вольняшка, Макс и Молли путешествуют по кровеносной системе, задаёт вопросы и по ходу ответов крепит на доску названия сосудов. «…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд…». Задаёт вопрос — Помогите героям сказки. В каком сосуде они очутились? Учитель крепит на доску надпись «аорта» и продолжает читать сказку. «… Аорта!- взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений…» Задаёт вопрос — О каком разветвлении говорит Вольняшка? Учитель крепит на доску надпись «артерии», читает сказку дальше. «…Эта артерия, ведущая к голове, — объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли. Артерия несёт кровь от сердца к клеткам,- поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться. Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперёд…Они повернули раз, другой, третий и поплыли всё медленнее…» Задаёт вопрос — По каким сосудам кровеносной системе молекулы поплыли гораздо медленнее? Учитель крепит на доску надпись «капилляры», читает. «… А вот и капилляры начинаются!- возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. –Сделаем ещё кружок?…» Задаёт вопрос О каком процессе в организме шла речь в отрывке из сказки Кэрола Доннера ? Учитель крепит на доску надпись «кровообращение» и задаёт вопросы. — О каком сосуде ещё не рассказали путешественники? Учитель крепит на доску надпись «вены». — Что такое кровообращение?
-Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?
-Вспомните, по какому пути движется кровь у млекопитающих? Учитель объявляет тему урока «Большой и малый круги кровообращения», просит записать название в тетрадь. Цель учителя: поставка проблемы, обеспечение готовности к усвоению нового материала.(создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»)
Деятельность учителя: Задаёт проблемный вопрос ученикам -Когда больному вводят в вену лекарство, как вы думаете, каков путь этого лекарства, по какому кругу кровообращения оно будет двигаться? Учитель предлагает вернуться к данному вопросу после изучения новой темы. Подготовка к встречи с новым материалом. Цель учителя: Продолжить работу по изучению большого и малого кругов кровообращения, организация самостоятельной работы учеников в группах.
Деятельность учителя: Определяет число групп, раздаёт карточки-задания, индивидуальные листки самоконтроля. Задание для 1 группы: Работая с учебником, энциклопедиями подготовить сообщение «История открытия кругов кровообращения»
Задание для 2 группы:
Задание для 3 группы:
Учитель оказывает индивидуальную помощь в выполнении заданий, корректирует записи в общей таблице.
Цель для учителя: Проверить глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий. Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся. Деятельность учителя: Предлагает группам решить биологические задачи. Задача для 1группы: Кровь из сердца поступила в лёгочный ствол, из него в артерии, затем в капилляры, от туда в вены, которые принесли кровь к сердцу. О каком круге кровообращения идёт речь? Почему так решили? Задача для 2 группы: 1- Поднимите одну руку вверх, а другую опустите вниз и держите их так в течение 1 мин. 2-Быстро положите обе руки на стол и сравните цвет их кожи. Чем объясняется наблюдаемая разница? Задача для 3 группы: Почему вредно носить тесную обувь и туго затягиваться ремнями?
Учитель возвращается к поставленной перед учениками проблеме в начале изучения новой темы и сопоставляет правильность её решения. — Давайте вспомним задачу о введении больному лекарства в вену. Правильно ли вы ответили на заданную задачу?
Цель учителя: Определить значимость пути крови по сосудам, необходимости вести здоровый образ жизни. -Почему важно знать путь крови по сосудам? Деятельность учителя: — Задумайтесь над такими фактами: число людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями с каждым годом увеличивается, и болезни органов кровообращения занимают 2 место, после болезней органов дыхания. Посмотрите презентацию на тему «Болезни органов кровообращения» и сделайте вывод, как можно избежать заболеваний. — После просмотра презентации учитель спрашивает, как избежать данных заболеваний и просит озвучить правила здорового образа жизни. Фиксирует на доску: -физическая активность; -рациональное питание; -положительные эмоции; -не иметь вредных привычек. Далее предлагает вернуться к вопросу о движении крови на следующем уроке. — Как говорил Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное». Вопрос о движении крови очень многозначен, разговор будет продолжен на следующих уроках. Мы более подробно разберём проблемы гигиены органов сердечно-сосудистой системы и её влияние на здоровье человека в целом.
|
Цель для учащихся: применять свои знания.
Деятельность учащихся: слушают отрывок из сказки, отвечают на вопросы.
Отвечают — В данном отрывке сказки речь идёт об аорте.
Отвечают — Вольняшка говорит об артерии.
Отвечают В данном эпизоде речь идёт о капиллярах сосудов.
Отвечают -В отрывке Кэролла Доннера речь идёт о процессе кровообращения.
— Путешественники не рассказали о вене.
— Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови в организме. — Сегодня на уроке мы будем изучать движение крови по сосудам. — По малому и большому пути кровообращения.
Цель для учащихся: Выдвигают гипотезы и их проверяют под руководством учителя, оценивают значимость нового материала. Деятельность учащихся: Предлагают версии решения проблемной ситуации.
Цель для учащихся: Учиться устанавливать связь между строением и органами кровеносных сосудов, уметь применять полученные знания в групповой работе. Деятельность учащихся: Работают в группах, распределяют задания, готовят ответы. 1 группа: Работает с учебником, энциклопедиями готовит сообщение «История открытия кругов кровообращения». Деятельность 2 группы: Распределяют вопросы, готовят ответы. -Строят из макетов и указать стрелками движение крови по малому кругу кровообращению. -Рассказывают о малом круге кровообращения. -Составляют схему: Правый желудочек-лёгочный ствол-правая и леваялёгочные артерии-лёгочные капилляры-лёгочные вены-левое предсердие. -Заполняют общую таблицу на доске. Деятельность 3 группы: Распределяют вопросы, готовят ответы. — Показывают и рассказывают о пути артериальной крови по большому кругу кровообращению. -Показывают и рассказывают о пути венозной крови по большому кругу кровообращению. -Составляют схему: Левый желудочек-аорта-артерии- капилляры-мелкие вены-крупные вены-верхняя и нижняя полые вены-правое предсердие. -Заполняют общую таблицу на доске.
Цель для учащихся: Применить знания нового материала при решении биологических задач.
Деятельность учащихся: Решают задачи.
Отвечают. Речь идёт о малом круге кровообращении. Выдвигают версии своего решения.
Отвечают. Нарушается путь крови по сосудам. Выдвигают версии своего решения.
Отвечают. Нарушается нормальное движение крови по сосудам, не нормально снабжаются ткани кислородом и питательными веществами, и не обеспечивается отток продуктов распада, что может привести к различным заболеваниям.
Ученики проводят сравнение ответов до изучения новой темы и после.
Цель учащихся: проанализировать информацию, продумать и письменно оформить правила здорового образа жизни.
Отвечают на вопросы учителя. Смотрят презентацию, письменно фиксируют правила здорового образа жизни.
|
| |||||||||||||||||
| Итоги урока. Рефлексия.
| Цель учителя: Развивать умения соотносить цель и результат.
Деятельность учителя: Организует беседу с классом по вопросам: — Что было главным на уроке? -Какие затруднения у вас возникли на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Просит заполнить карту оценки деятельности на уроке и поставить самооценку в виде отметки по критериям, выведенным на экран.
На экране появляется запись: Оцени свою работу. «5» — выполнил все данные мне задания. «4» — выполнил все задания, но иногда ошибался. «3» — часто ошибался, выполнил только половину. «2» — ничего не смог выполнить правильно. Учитель просит сдать карты оценки деятельности на уроке. Спасибо всем за урок. Молодцы! | Цель учащихся: Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса. Деятельность учащихся: Отвечают на вопросы.
Заполняют карту. Проводят самооценку. |
| |||||||||||||||||
| Домашнее задание | Цель для учителя: Проинструктировать о выполнении дом.задания.
| Цель для учащихся: Применить полученные знания на укроке при самостоятельном выполнении домашнего задания. |
|