Иркутская область
Шелеховский район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Методическая разработка урока по биологии
для обучающихся 8 класса по теме «Витамины»
Составитель: Лихачева Марина Юрьевна,
учитель биологии МКОУ «СОШ №7»
село Олха
Пояснительная записка
Аннотация к уроку:
Урок «Витамины» разработан для учащихся 8 класса. Ресурс содержит конспект урока, приложения и презентацию по теме: «Витамины». Это урок изучения нового материала. На уроке используются элементы технологии развивающего и интерактивного обучения, информационные технологи. Применяются следующие методы: беседа, объяснение, работа с учебником и дополнительной литературой, выпуск страниц для журнала «Витавести», приемы: «Кроссворд», «Ассоциативный куст», «Отсроченный ответ», «Метод группового исследования», «Ролевая игра». Мультимедийная презентация используется на всех этапах урока.
Предметная область: биология
Класс: 8
УМК: В.В.Пасечника
Тема урока: Витамины.
Место урока в рабочей программе: третий урок в разделе «Обмен веществ и энергии».
Цели:
-
Предметно-дидактическая: на основе межпредметных связей сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы;
-
Деятельностная: создать условия для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.
Воспитательная: воспитывать чувство гордости и уважения к достижениям науки; способствовать формированию сознательного отношения учащихся к собственному здоровью; развивать культуру питания, прививать навыки здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
-
Личностные:
-
Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
-
Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
-
Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
-
Метапредметные:
-
Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
-
Выдвигают простейшие гипотезы;
-
Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
-
Работают с информацией и преобразуют её;
-
Находят причинно-следственные связи;
-
Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
-
Предметные:
-
Имеют представление о витаминах;
-
Умеют классифицировать витамины, распределять их по группам;
-
Знают химические названия и буквенные обозначения витаминов;
-
Называют последствия нарушения сбалансированного поступлення витаминов в организм, приводят примеры;
-
Характеризуют витамины, выясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности в организме;
-
Знают правила рационального питания.
-
-
Тип урока:
-
По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
-
По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
-
По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
-
Методы:
-
Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
-
Дополнительные:
-
словесные (беседа, диалог);
-
наглядные (работа с рисунками, схемами, учебником);
-
практические (составление схем, таблиц, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования);
-
дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение);
-
приемы: «Ассоциативный куст», «Отсроченный ответ», «Метод группового исследования», «Кроссворд».
-
Основные вопросы:
-
понятие о витаминах, их названия, классификация;
-
характеристика основних групп витаминов, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности в организме;
-
правила рационального питания.
-
Средства обучения:
-
Биология 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Д.В. Колесова, Р.Д.Маша , М.: Дрофа, 2012г.;
-
Рабочая тетрадь к учебнику;
-
ЦОР ДИСК «КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ», биология, 8 класс , урок № 37
-
Дополнительный текстовый материал;
-
Презентация «Витамины»;
-
Оценочный лист.
Список литературы
для учителя:
-
Резанова Е.А.,Антонова И.П.,Резанов А.А., Биология человека. В таблицах и схемах.-М. «Издат-школа 2000»,1999 г.-208с.
-
Пепеляева О. В. Поурочные разработки «Биология.Челов», Д.В. Колесова-М.:ВАКО,2005.- ;416с.
-
ВОДОРАСТВОРИМЫЕ
ГИПОВИТАМИНОЗ
Характеристика витаминов
Витамины (название, обозначение, суточная норма)
Возможные заболевания
Продукты, содержащие витамины
Таблица самооценивания знаний и умений
Вопросы
Баллы (1-3)
1. Могу дать определение понятию «Витамины».
2.Умею классифицировать витамины, знаю их буквенные обозначения и химические названия.
3. Знаю виды витаминной недостаточности и могу привести примеры их проявлений.
4. Знаю о биологической роли витаминов в организме человека.
Всего баллов:
1-3 балла – низкий уровень
4-6 балла – средний уровень – «3»
7-9 балла – достаточный уровень –«4»
10-12 балла – высокий уровень –«5».
Оцени свое настроение на уроке
(поставь галочку)
Приложение №5
Тест
1.Какое заболевание возникает при недостатке в пище витамина Д?
А) Куриная слепота;
Б) Бери-бери;
В) Рахит;
Г) Цинга.
2.Какое заболевание возникает при недостатке в пище витамина А?
А) Куриная слепота;
Б) Бери-бери;
В) Рахит;
Г) Цинга.
3.Какой авитаминоз чаще всего возникал у мореплавателей и путешественников?
А) Куриная слепота;
Б) Бери-бери;
В) Рахит;
Г) Цинга.
4.В каких продуктах много витамина А?
А) Лимон, шиповник, капуста;
Б) Печень рыб, масло, молоко, яйца;
В) Хлеб из муки с отрубями, дрожжи;
Г) Рыбий жир, яичный желток, икра.
5.В каких продуктах много витамина С?
А) Лимон, шиповник, капуста;
Б) Печень рыб, масло, молоко, яйца;
В) Хлеб из муки с отрубями, дрожжи;
Г) Рыбий жир, яичный желток, икра.