» Из истории развития генетики «. Урок для 9-го класса
Требования согласно программе:
Ученик должен
-
иметь представление об истории становления науки, об основных направлениях в изучении наследственности;
-
знать основные генетические понятия: «наследственность», «изменчивость», «ген», «аллель», «генотип», «фенотип»;
-
уметь применять основные термины для объяснения закономерностей наследования.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Цель нашего урока познакомиться с основными вехами развития науки генетики сформировать у себя представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомиться с основными понятиями этой науки.
Генетика – это наука о закономерностях наследования признаков у организмов. Первый действительно научный шаг вперед в изучении наследственности был сделан Грегором Менделем— австрийским естествоиспытатель, ученным-ботаником и религиозным деятелем, монахом, основоположником учения о наследственности Грегор Мендель родился
Аллельные гены обозначаются одной буквой; Гены находятся в хромосомах (рисунок в учебнике «Расположение генов в хромосомах») Соматические клетки имеют (2п) – диплоидный набор хромосом, половые – гаплоидный (п). ЛОКУС – конкретное место нахождения гена в хромосоме; Понятия «ген» и «аллель» в определенной степени синонимы («ген» – более широкое понятие; «аллель» – конкретное) Совокупность генов (аллелей) в организме составляет его генотип; Совокупность проявившихся признаков организма составляет его фенотип. Затем рассматривается проблема изменчивости организмов, которая трактуется как свойство, противоположное наследственности. ИЗМЕНЧИВОСТЬ – способность организмов изменять свои признаки и свойства. – В чем биологический и эволюционный смысл изменчивости? (обеспечивает выживание вида). Приводятся примеры изменчивости: А) снижение урожая зерновых при плохом агрофоне, низкая удойность молока при плохом кормлении коров, светло-зеленый цвет листьев при недостатке азота, света;
Б) появление среди людей альбиносов, шестипалых людей, карликов и т.д.;
В) люди живущие на планете Земля, такие одинаковые и такие не похожие. Среди них не найдешь генетических и психологических двойников – ни по соседству, ни на противоположной стороне планеты, ни в прошлой истории человечества, ни в будущем. Далее учитель с помощью учащихся называет задачи, решаемые наукой генетикой. Изучение веществ и структур, которые составляют материальные основы наследственности, обеспечивают преемственность между поколениями, определяют сходство индивидуального развития. Изучение механизмов реализации наследственной информации в процессе индивидуального развития организмов. Изучение вопросов влияния окружающей среды на формирование признаков в процессе индивидуального развития организмов. Изучение изменчивости как всеобщего свойства организмов, форм и причин этого явления. Таким образом генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости двух противоположных и вместе с тем неразрывно связанных между собой процессов, свойственных всему живому на Земле.
III. Закрепление пройденного материала. Каждый ученик получает карточку, куда он должен вписать изученные на уроке определения. Работа проводится по вариантам Потом они меняются карточками и проверяют друг у друга Потом идет обсуждение с учителем. 1 вариант Задание: Прочитайте определения понятий на карточке, выделите отличительные признаки, попробуйте дать свои формулировки понятий. Ген Генотип – .Наследственность- Альтернативные признаки – Зигота –. Доминантный признак — . 2 вариант Задание: Прочитайте определения понятий на карточке, выделите отличительные признаки, попробуйте дать свои формулировки понятий. Локус — Фенотип — Изменчивость- Аллельные гены.- Гамета — Рецессивный признак — VI. Домашнее задание. Параграф 17и записи в тетради учить. Середина 18 – начало 21 века Первые попытки научного объяснения причин наследственности и изменчивости 1763–1851 гг.Французский исследователь ввел представление о контрастных или альтернативных признаках 1856–1865 гг.Работы Г. Менделя по гибридизации растений – первый научный шаг в изучении наследственности.1865 г.Вышла в свет работа Г. Менделя «Опыты над растительными гибридами», в которой изложены закономерности наследования, открытые им в результате восьмилетних исследований на различных сортах гороха. 1900 г.К. Корренс, Г. Де Фриз и К. Чермак, проводя эксперименты на различных объектах, заново переоткрыли основные законы наследования признаков, открытые Г. Менделем. 1901–1903 г.г.Была разработана мутационная теория Г.де Фриза.1906 г.Генетики в США и Европе начинают работать с плодовой мушкой дрозофилой. 1911 г.Т. Морган сформулировал хромосомную теорию наследственности в ее первом представлении. 1920 г.Н.И. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов наследственной изменчивости. 1929 г.А.С. Серебровский и Н.П. Дубинин доказали сложную структуру гена. 1933 г.Т. Моргану, первому среди профессиональных биологов, была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине 1944 г.Американскими биохимиками (О.Эверин и др.) было установлено, что носителем свойства наследственности является ДНК.1953 г.Расшифрована структура ДНК Ф. Криком и Д. Уотсоном 1955–1960 г.г.Выяснение природы генетического материала и основных закономерностей сохранения генетической информации, ее передачи и реализации в молекулярные признаки (белки) 1962 г.Английский физик ф. Крик и биофизик М. Уилкине, и американский биофизик Д. Уотсон получают Нобелевскую премию за открытие структуры нуклеиновых кислот и их роли в наследственной передаче признаков организма.1968 г.Американским биохимикам Р. Холи, Х. Коранс, М. Ниренбергу присуждена Нобелевская премия за расшифровку генетического кода и его роли в синтезе белка .1980–1990 г.г.Первые геномные проекты и начало и начало их реализации. Механизмы регуляции генной активности, проблемы генетического контроля за формирование признаков. Развитие медицинских аспектов генетики. 1997 г.Первое клонированное животное (овечка Долли), полученное из ядра взрослой соматической клетки; собственное ядро ооцита было заменено на ядро клетки из культуры эпителиальных клеток молочной железы взрослой лактирующей овцы. 1990–2000 г.г.Первые расшифрованные геномы прокариот (бактерий) и эукариот. Создание трансгенных организмов .2001 г.Расшифрован геном человека. Этические проблемы использования генетических технологий.