Комбинированный урок по биологии Шилина Елена Анатольевна учитель биологии
Тема: «Размножение. Бесполое размножение»
Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала с личностно-ориентированным подходом.
Форма урока: комбинированная.
Задачи урока: познакомить учащихся с размножением организмов, значением, особенностями бесполого размножения, продолжить формирование умений узнавать живые организмы, пользоваться учебником.
Оборудование: таблицы «Водоросли», «Мхи», «Папоротники», «Простейшие», «Кишечнополостные», «Дрожжи», «Грибы».
Ход урока
-
На доске записаны признаки живого за исключением размножения.
Учащимся предлагается узнать, о чем говорят эти понятия и какого не хватает, с помощью опорных слов (воспроизведение, подобные, свойства) дать определение понятию размножения. Над значением размножения ребята думают в группах и высказывают общее мнение.
-
Виды размножения ученики изучают с помощью таблицы.
Я знаю | Я узнал | |
| 1 | 2 |
Бесполое |
|
|
Половое |
|
|
Сначала они заполняют графу «Я знаю» только по бесполому размножению, затем графу «Я узнал» после знакомства со вторым абзацем на с. 122 и дают определение.
-
Используя текст учебника на стр. 122-123, учащиеся составляют опорную схему по видам бесполого размножения, и учитель прикрепляет заранее заготовленные карточки к схеме на доске.
Бесполое размножение
Деление
Спорообразование
?
(Почкообразование прикрепляется отдельно, поскольку об этом речь пойдет позже.)
Ребятам предлагаются три варианта заданий по изучению «Деления»:
-
Составить рассказ по рисунку на с.122.
-
Составить рассказ о делении, прочитав третий абзац на с.122 и рассмотрев рисунок.
-
Составить рассказ о делении по рисунку на с.122 и схеме.
Обсуждаются результаты работы.
-
Слушая рассказ учителя о спорообразовании, учащиеся записывают основные понятия и знакомятся по таблицам и муляжам с организмами, размножающимися таким образом.
-
Третий вид бесполого размножения – вегетативное. Учащимся предлагается самим дать определение этого понятия, прочитав первое предложение на с.124 учитывая, что оно относится не только к растениям.
Учитель заполняет опорную схему до конца.
БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ
Деление
Спорообразование
Животные
Грибы
Растение
Почкообразование
?
Учащиеся по своему выбору, используя рисунки на с.122-123 и текст учебника, составляют рассказ о почковании дрожжей и гидры.
При обсуждении 1 вариант получает задание найти сходство между делениями и почкованием, 2 вариант – различия.
В конце обсуждения оговаривается, что вегетативное размножение растений будет изучаться на следующем уроке.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ
Учебник на с.122-123, вопросы на с.127, кроме 10. На выбор ответить на два вопроса на с.126 на с.126 под рубрикой «Подумайте!».