Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей № 77 Г. Челябинска
Конспект урока по истории
в 10 классе
«Эпоха дворцовых переворотов»
подготовила
учитель истории и обществознания
Плешанова Татьяна Аркадьевна
г. Челябинск
2011
Конспект урока по истории в 10 классе
Плешанова Татьяна Аркадьевна
учитель истории и обществознания
высшей категории
МОУ лицея № 77 города Челябинска
Тема урока: «Эпоха дворцовых переворотов»
Методическое описание проекта «Эпоха дворцовых переворотов»
(с использованием сайта)
Руководители проекта: Плешанова Татьяна Аркадьевна, учитель истории и обществознания МОУ лицей № 77 г. Челябинска, Иванова Елена Николаевна, учитель информатики МОУ лицей № 77 г. Челябинска
Авторы проекта: Беляев Арсений Викторович, Мищерин Павел Андреевич учащиеся 10 класса МОУ лицей № 77 г. Челябинска
Целевая аудитория: учащиеся 7 и 10 классов
Тема: «Эпоха дворцовых переворотов»
Предмет: история России
Цель учебного занятия: Раскрыть причины, основные события и последствия эпохи дворцовых переворотов.
Задачи учебного занятия:
-
Повторить материал предыдущих уроков по развитию России в период правления Петра I. Осмыслить события эпохи дворцовых переворотов.
-
Продолжить формирование учебно-логических умений обобщать, анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать исторические личности, события, явления общественной жизни.
-
Способствовать воспитанию уважения учащихся к прошлому нашей страны.
-
Совершенствовать коммуникативные навыки путем работы в парах и группах, учить отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: урок изучения нового материала
Используемое оборудование:
-
Видеопроектор, экран
-
Исторические документы
-
Атласы по истории России
Используемое программное обеспечение
-
Компьютерная программа «Windows XP»
Методическое описание
Урок по истории России «Эпоха дворцовых переворотов» с использованием ИКТ разработан для изучения нового материала по данной теме и подготовке учащихся к итоговой самостоятельной работе по теме «Россия в ХVIII веке» в 10 классе. Материалы урока так же можно использовать в 7 классе в ходе изучения темы «Россия в ХVIII веке ». Материалы сайта так же можно использовать для повторения материала при подготовке к ЕГЭ.
Материалы, предложенные в работе учащихся, могут быть использованы как на повторительно-обобщающем уроке в конце изученной темы, так и, на промежуточных уроках темы, когда рассматриваются вопросы связанные с правлением императоров и императриц в ХVIII веке. Использование данной формы проведения урока, с использованием ИКТ, способствует повышению мотивации и наглядности для восприятия материала, лучшего его усвоения, и, в данном случае, изучения нового материала, в том числе способствует экономии времени для воспроизведения и проверки выполненных заданий на уроке группами учащихся. Так как данный сайт содержит не только краткую информацию о правителях России, но и подробные сведения о реформах, внутренней и внешней политике государства в эту эпоху. Данная работа направлена на усиление познавательной активности учащихся, доступна для применения в любом образовательном учреждении. Способствует повышению эффективности освоения содержания образовательных программ в основной и средней (полной) школе.
Домашнее задание, данное учащимся, может способствовать развитию самостоятельности в поиске дополнительного материала, что в целом повышает мотивацию к изучению предмета.
При наличии 2-х часового занятия возможно расширение использования материалов сайта.
Формы организации работы детей
Описание
План урока:
-
Организационный момент. Мотивация и целеполагание.
-
Повторение темы «Россия в годы правления Петра I».
-
Эпоха дворцовых переворотов
-
Причины дворцовых переворотов
-
Правление Екатерины I
-
Правление Петра II
-
Правление Анны Иоановны
-
Правление Елизаветы Петровны
-
Правление Петра III
-
Вступление на престол Екатерины II
-
Подведение итогов урока. Рефлексия.
-
Домашнее задание.
Описание хода урока
-
Организационный момент. Мотивация и целеполагание.
Учитель напоминает учащимся изученные ранее темы и объявляет тему урока. Учащиеся в процессе фронтальной беседы сами формулируют цель и задачи урока. Учитель подводит итог фронтальной беседы и формулирует задачи урока в обобщенном виде, объявляет учащимся план урока.
-
Повторение исторических дат, понятий, событий и личностей, имеющих отношение к истории России начала ХVIII века.
А) «Когда это произошло?»
Работа учащихся в парах. Каждой паре учащихся предлагается карточка с перечнем событий отечественной истории данного периода. Учащиеся поочередно называют даты с указанием событий, проверяя друг друга.
Б) «Цепочка понятий».
Учитель называет понятие и имя ученика, который будет давать определение этого понятия. Ученик дает определение и называет другое понятие, а затем указывает ученика, который раскрывает его. И т.д.
-
Рассмотрение основных вопросов плана урока. Эта часть урока проходит в форме фронтальной беседы с использованием групповой работы и демонстрации сайта, подготовленного учащимися.
Эпоха дворцовых переворотов
-
Причины дворцовых переворотов
Данный вопрос рассматривается в ходе групповой работы учащихся. Вначале группы знакомятся с документом — указом Петра I о праве монарха назначать преемника из числа всех родственников и текстом учебника (параграф 14-15, раздел «Россия при преемниках Петра»), и с материалом первой страницы сайта «Причины дворцовых переворотов».
Затем формулируют причины дворцовых переворотов в группе, и один представитель группы представляет результаты классу. В процессе выступлений представителей групп проясняются все аспекты вопроса, учитель подводит итоги обсуждения, после чего учащиеся записывают причины в тетрадь.
-
Правление Екатерины I
При изучении правления Екатерины I (и других правителей эпохи) используются материалы сайта. В зависимости от количества часов, предусмотренных на изучение темы, может быть 2 варианта рассмотрения вопросов:
— подробное знакомство с учебным материалом, исходя из разделов: происхождение, ранние годы, Екатерина и Петр, правление, внешняя политика, вопрос о престолонаследии, завещание;
— краткое знакомство с учебным материалом, исходя из раздела «Важнейшие события»: даты жизни и правления, внешняя и внутренняя политика.
-
Правление Петра II
-
Правление Анны Иоановны
-
Правление Елизаветы Петровны
-
Правление Петра III
-
Вступление на престол Екатерины II
-
Подведение итогов урока. Рефлексия.
При подведении итогов урока возможна проверка усвоенного материала, для этого используется тест сайта. Плюсом является то, что ученик сразу увидит свой результат и правильные ответы на вопросы теста.
-
Домашнее задание: повторить материал учебника гл.3; параграф 14-15, ответить на вопросы и задания к параграфу, с целью подготовки к самостоятельной работе по теме; подготовить сообщение об одном из исторических деятелей эпохи.
Список использованной литературы
Используемые учебники и учебные пособия: Сахаров А.Н. История России с древних времен до конца XVII в. 10 кл., ч.1 -М.: Просвещение, 2010.
Кузьменко А. Ф. Тематические схемы по истории России. X—XVIII вв. 10-11 кл – М: ГИЦ «Владос», 2004.
А.А. Данилов. История России конец 16-18в.: Учебник для 7 кл. общеобр. учр. /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. — М.: Просвещение, 2010.
Используемая методическая литература:
-
Серов Б.Н. Лагно А. Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 19 в. 10 кл. (к учебному комплексу А.Н. Сахарова, В.И. Буганова)- М.: Вако,2005.
-
Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 кл. — М.: Владос, 2002.
-
Лужиков К.В. Игры на уроках истории 10-11 кл. – М.: Русское слово, 2003.
-
Агафонова С.В. Тематическое и поурочное планирование по истории России XVI—XVIII вв. 7 кл.: к учеб. А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России: к. XVI—XVIII вв. 7 кл. – М.: Экзамен, 2006.
-
История России с древнейших времен до конца 18 века 6-7 кл. Дидактические материалы. В.В. Сухов и др. – М.: Дрофа, 2000.
-
История России. 10 класс: Методическое обеспечение уроков. Авт-сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2005.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Интернет-ресурсы: сайт Википедия