МОУ Маливская средняя общеобразовательная школа
Обобщающий урок- игра по биологии в 6 классе:
«Отделы растений.»
Учитель высшей категории :
Константинова Елена Анатольевна
Московская облассть
Коломенский район
Обобщающий урок-игра: « Отделы растений »
в рамках недели естественных наук.
Цель: проверить уровень усвоения материала по теме, умение уч-ся определять признаки растений разных отделов, обобщить изученный материал, умение сравнивать растения, находить отличительные черты в их строении.
Ход урока:
Класс разбит на 4 команды, располагающиеся за отдельными столами.
Вступительное слово:
Сегодняшний урок, ребята,необычный. Сегодня , соревнуясь, вы повторите и обобщите знания, которые получили на уроках. У нас есть 4 команды-участницы и строгое жури, которое будет оценивать ваши знания. Будте,пожалуйста, внимательны во время игры, набирайте баллы, которые в конце урока привратятся в оценки. Все результаты будут заноситься на экран соревнования:
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | штраф | Ито-говый балл | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Капитаны, представьте пожалуйста свои команды
(представление команд:
1.«Цветочки» Девиз:Цветики, цветочки, красивые такие.
Венчиком прикрытые пестик и тычинки.
2. «Ельники» Девиз:Если вам нужны иголки, попросите их у ёлки
Больше всех иголок у кого? У ёлок!
3.«Разнотравье» Девиз:Разнотравье, разнотравье широта полей
Ты нам сердце радуешь красотой своей
4. «Любители природы» Девиз: Природу будем мы любить,
Её красу для всех хранить.
А я представляю вам жюри . (завуч школы — Петрухина В.В. учитель географии – Нестерова А.А. и организатор по воспитательной работе младших класов — Каткова О.И.)
Обратите внимание на доске написаны единицы систематики, какая единица пропущена?
Вид – род – семейство – порядок — класс — ? — царство
Сегодня мы будем вспоминать отделы растений.
-
Что такое отдел?
Отдел – самая крупная систематическая единица в царстве растений. Растения, относящиеся к одному отделу, имеют важнейшие общие признаки в строении.
-
Какие отделы мы изучили? (ответы уч-ся)
Всё многообразие растений принято делить на 15-18 отделов. Мы с вами изучили только 5 из них. Сейчас мы обобщим ваши знания по этим отделам. Итак начнём…
Конкурс № 1. Разминка.
Командам по очереди задаются вопросы. За правильный ответ-1 балл. Команды соперники могут получить 1 б. за ответ, если команда не отвечает.
-
Где обитают водоросли?
-
Почему на глубине водоросли красные?
-
Как называются половые клетки растений?
-
Где находятся хлоропласты у водорослей?
-
Какой орган отсутствует у мхов?
-
Чем размножаются папоротники вегетативно?
-
Где созреват семена у голосеменных?
-
Какой орган появляется у покрытосеменных?
-
При помощи чего передвигается хламидомонада?
10)Что формируется из отмерших тканей сфагнума?
11) На каком побеге развиваются споры у хвоща полевого?
12)Чем отличаются корневая система класса однодольных от
Корневой системы класса двудольных?
Объявление результатов 1 конкурса.
Конкурс № 2. Презентация отделов растений.
По жеребъёвке команды получают карточку с названием отдела растений и в течение 5 минут должны представить презентацию отдела по следующим критериям:
-
Высшее или низшая группа растений-доказательства.
-
Особенности строения.
-
Места обитания.
-
Размножение.
-
Значение.
-
Представители.
Отделы растений:
-
Водоросли.
-
Мохообразные.
-
Папоротникообразные.
-
Голосеменные.
-
Покрытосеменные.
За полную презентацию – 6 баллов, за отсутствие какого либо критерия балл снимается.
После представления команд педлагаются вопросы по оставшемуся отделу растений по тем же критериям,за дополнительные баллы.
Подводятся итоги за 2 конкурс.
Конкурс № 3. Разгадай и угадай.
Команды записывают угаданные слова по принципу: буква под буквой
-
Корнеподобные выросты некоторых водорослей и мхов.
-
Одноклеточная зелёная водоросль, имеющая жгутики.
-
Место, где созревают споры у мхов.
-
Что образуется из завязи пестика покрытосеменных растений.
-
Голосеменное растение, хвоинки которого длинной 4-5 см. парами сидят на очень коротких боковых побегах.
-
Группа зелёных многоклеточных водорослей, слоевище которых представлено в виде длинных нитей, где клетки лежат друг над другом.
-
Что образуют чашелистики и лепестки цветка.
-
Отдел растений у которого семена находятся внутри плод
Ответы:
-
р
и
з
о
и
д
ы
х
л
а
м
и
д
о
м
о
н
а
д
а
к
о
р
о
б
о
ч
к
а
п
л
о
д
с
о
с
н
а
н
и
т
ч
а
т
ы
е
о
к
о
л
о
ц
в
е
т
н
и
к
п
о
к
р
ы
т
о
с
е
м
е
н
н
ы
е
Разгадав правильно кроссворд в 3 колонке вы прочтёте слово, которому должны дать определение. ( заросток)
За каждое угаданное слово- 1 балл.
Подведение итогов 3 конкурса.
Конкурс № 4. Бой цветов.
Покрытосеменные- наиболее молодая эволюционно и самая богатая видами группа растительного мира. У них появляется самый красивый орган-цветок.По строению цветка выделяются семейства . Давайте вспомним части цветка и подпишим их на карточке с его изображением. На это задание отводится 2 минуты.
Установите соответствие между формулой, растением и семейством:
1.*Ч4Л4Т2+4П1 1.шиповник 1.бобовые
2. Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 2..редька дикая 2.сложноцветные
3.*Ч(5)Л(5)Т5П1 3.одуванчик 3.паслёновые
4.*О2+2Т3П1 4.пшеница 4. лилейные
5.*О6Т6П1 5. горох посевной 5.крестоцветные
6.*Ч0Л(5)Т(5)П1 6.тюльпан 6. злаковые
7.*Ч5Л5Т П 7. паслён чёрный 7.розоцветные
(1,2,5; 2,5,1; 3,7,3; 4,4,6; 5,6,4; 6,3,2; 7,1,7)
За строение цветка-2 баллов.
За семейства – по 5 баллов
Подведение итогов 4 конкурса.
Конкурс №5. Капитаны- вперёд.
Капитаны должны дать пояснения биологическим понятиям (карточки с понятиями выбираются произвольно) на работу отводится 5 минут.
спорофит | гаметофит | протонема | |
спора | слоевище | стела | зооспоры |
сфагнум | хлорелла | ламинария | моршанция |
ризоиды | соцветия | плауны | семя |
Конкурс № 6. Графический диктант.
Одновременно с капитанами команды выполняют задание – Какие утверждения верны.
На линии располагаются точки, делящие линию на 5 отрезков; при правильном утверждениисоединяем точки прямой, при неправильном- соединяем точки домиком.
. . . . . .
Утверждения: 1. Все водоросли живут в морях и океанах.
2. Половое размножение папоротников зависит от воды.
3. В размножении спорами участвует только одна особь.
4. Голосеменные размножаются семенами, а покрытосемен-
ные – плодами.
5. Рыльце- важная часть пестика цветковых растений, так как
Участвует в опылении.
После представления капитанов подводятся итоги 2-х конкурс
Конкурс№ 7. Биологические задачи.
По жребию получаете вопрос и в течении одной минуты готовите ответ на него. (каждая команда дважды выбирает вопрос ) за полный ответ – 5баллов.
-
На рисунке изображены одноклеточные водоросли. Почему одна из этих водорослей привлекла внимание конструкторов космических кораблей и космонавтов? Как её называют? Где она обитает?
-
Летом в водоёмах нередко наблюдается избыточное размножение одноклеточных водорослей. Какие условия, вероятнее всего, могут вызвать этот процесс? Каковы могут быть его последствия?
-
Известно, что растения мха кукушкина льна часто образуют густые заросли. Какие проблемы могли бы возникнуть у этих растений, если бы отдельные растения находились на большом растоянии друг от друга?
-
В структуре стебля и листа сфагнума имеются мёртвые клетки. Какую роль они играют в жизни этого многолетнего растения?
-
В лесу произростало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему?
-
Два лесника, разглядывая лист папоротника щитовника мужского, поспорили. Один сказал, что лист простой, другой утверждал, что сложный.Кто прав?
-
Объясните, отличаются ли по своему строению корневые системы двух сосен одного вида, если одна из них выросла на болотистой почве, а другая на песчанной?
-
Окраска цветков у сухопутных и водных растений весьма разнообразна.Натуралисты давно заметили, что растения, цветущие вечером или ночью, чаще всего имеют венчик цветка белого и жёлтого цвета. Как это объяснить?
Подводятся итоги игры.(команда набравшая наибольшее количество баллов получает оценку «5»; команда занявшая второе место-оценку «4», самый активный игрок этой команды получает «5»; команде, занявшей третье место ставится оценка «3», а два самых активных игрока получают «4», в четвёртой команде выбираются активные участники, которые получают оценку «4»).
Итак, сегодня мы подвели итог изучения темы «Отделы растений» и я надеюсь, что урок вам понравился и вы дополнили свои знания новыми сведениями.
Спасибо.
Литература:
1. Учебник Биологии И.Н.Пономарёва. Москва, «Вентана-Граф»2005г.
2.Дидактические материалы по биологии 6 класс М.А.Гуленкова,Т.А.Дмитриева, Москва, «Просвещение» 2003г.
3.Нестандартные уроки. Биология.Л.Б.Поддубная, Волгоград, «Корифей» 2008г.