Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

г. Таганрога Ростовской области

Внеклассное мероприятие по биологии
в 6 классе

«Здравствуй, милая картошка!»

подготовила

учитель химии и биологии

Лаврентьева Снежана Павловна

г. Таганрог

2009г

(слайд № 1)

Ход мероприятия.

Музыкальное вступление «Антошка».

Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня наш праздник посвящен любимому всеми овощу – картофелю.

Он для нас стал таким привычным и незаменимым. Мы совсем забыли, что прежде чем попасть на наш стол, ему пришлось много путешествовать. Пожалуй, ни одно культурное растение не проходило столь трудный путь до нашего стола. Этот овощ обожествляли и проклинали, его считали ядовитым, а сегодня мы не представляем наш стол без картофеля. И действительно, он питателен, полезен, легко усваивается организмом человека, вкусен, а главное — доступен каждому. Из клубней картофеля можно приготовить массу разнообразных блюд. Вот и на сегодняшний праздник многие из вас принесли любимые блюда из картофеля. Но прежде чем отведать их, давайте вспомним основные вехи завоевания картофелем наших сердец и наших желудков.

Знаете ли вы, как, где и откуда появилась картошка. Но прежде чем вам рассказать историю картофеля, я представлю жюри, которое будет судить нашу конкурсную программу.

(слайд № 2) История картофеля.

Картофель в Америке. Это было давно, более 400 лет назад. Далеко в противоположной части света протянулась вдоль Тихого океана эта древняя гористая страна, где предки американских индейцев нашли клубни дикого картофеля и стали сажать их у своих жилищ. Климат Перу своеобразный: днем жарко, а ночью холодно, морозно. Индейцы по ночам замораживали картофель, а днем сушили на солнце и называли его «чуньо», а клубни картофеля «паппо».

Картофель во Франции. Во Франции картофелю дали название «земляное яблоко». В конце 16 века произошла любопытная история с картофелем во Франции. Когда началась Семилетняя война, молодой французский аптекарь Пармантье пошел на фронт санитаром и попал в плен, где в тюрьму ему принесли еду из картофеля с солью. Она показалась ему вкусной, питательной. Прошло шесть лет, и Пармантье, вернувшись из плена, пропагандирует эту культуру.

Не король я, не граф и не лекарь

Не философ, а просто аптекарь,

И, конечно, не знатного рода,

Но люблю помогать я народу.

Чтоб ему хорошо было жить,

Я картофель хочу посадить.

Он добился выделения ему небольшого участка и засадил его картофелем, выставив днем для охраны солдат. Ночью стража уходила, и каждый мог свободно прийти в огород и взять клубни, чтобы посадить у себя дома. На родине Пармантье стоит памятник ученому, у которого в руках букет цветов картофеля.

Картофель в России. В Россию картофель был завезен Петром 1 в конце 17 века. Петр 1, находясь в то время в Голландии, послал Б.Шереметеву мешок картофеля. В 1736 г. картофель уже значился в каталоге растений Петербургского аптекарского сада. Распространение картофеля у нас проходило очень медленно. Неприязненное отношение к новой культуре было вызвано не только предрассудками, но и тем обстоятельством, что ввезенный в Европу картофель не был тождественен современному, у него была мощная ботва и мелкие горьковатые клубни. Население еще не знало, какими способами надо его выращивать, его сеяли густо, растения затеняли друг друга, давали еще более мелкие клубни, менее вкусные. В 1770 г. были описаны способы выращивания этого растения. Говорят, что в России даже были картофельные бунты. Во время царствования Николая 1 было приказано крестьянам ряда губерний в обязательном порядке сажать картофель. Как бы там ни было, а картофель давно уже называют в России вторым хлебом, и мы не можем представить себе стол без этого замечательного овоща. Труден был путь картофеля по странам Европы, но, в конце концов, эта культура завоевала всеобщее признание. Крылатая фраза «картофель – второй хлеб», стала истиной. Картофель имеет и лечебные свойства.

Ведущий: У нас сегодня собрались команды. Давайте попросим их представиться. Теперь, когда мы знаем, как зовут наши команды, я порошу жюри вписать названия команд в оценочные листы. Мы начинаем нашу конкурсную программу. Каждый конкурс оценивается по пятибалльной системе.

Конкурс 1. «Загадки» (слайд № 3)

Ведущий: Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

  1. Он бывает сладким, горьким,
    Красным, жёлтым, толстым, тонким,
    Длинным, круглым, мелким, крупным;
    Лучший друг хозяйкам всем. (Перец) (слайды № 4 – 5)

  1. Как на нашей грядке выросли загадки –

Сочные да крупные, вот такие круглые,

Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидоры) (слайды № 6 – 7)

  1. Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь) (слайды № 8 – 9)

  1. Что копали из земли,
    Жарили, варили?
    Что в золе мы испекли,
    Ели да хвалили?  (Картошка) (слайды № 10 – 11)

  1. Помидору – брат,

А кумачу — не рад:

Он в лиловой рос одежке,

Не краснеет даже в лежке. (Баклажан) (слайды № 12 – 13)

  1. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я … (Капуста) (слайды № 14 – 15)

  1. Как на грядке под листок
    Закатился чурбачок —
    Зеленец удаленький,
    Вкусный овощ маленький. (Огурец) (слайды № 16 –17)

  1. Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (Тыква) (слайды № 18 – 19)

  1. Что это за рысачок
    Завалился на бочок?
    Сам упитанный, салатный.
    Верно, детки… (Кабачок) (слайды № 20 – 21)

  1. Хоть я и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я… (Свекла) (слайды № 22 – 23)

Жюри оценивают конкурс и выставляют оценки.

Конкурс 2. «Ням – ням» (слайд № 24)

Ведущий: Приглашаются по одному участнику от команды. Каждый тянет карточку, на которой нарисован фрукт, овощ или какое – нибудь блюдо. Участник мимикой и жестами (без слов) показывает, как он ест эту пищу.

Жюри оценивают конкурс и выставляют оценки.

Конкурс 3. «Самый быстрый» (слайд № 25)

Ведущий: Приглашаются по одному участнику от каждой команды. Надо собрать как можно быстрее из спичек слово «КАРТОШКА». Побеждает та команда, которая быстрее соберет слово.

Жюри оценивают конкурс и выставляют оценки.

Конкурс 4. «Собери блюдо» (слайд № 26)

Ведущий: Приглашаются по одному участнику от каждой команды. Надо собрать блюдо из выданных продуктов:

  1. Винегрет (зеленый) (слайд № 27)

СВЕКЛА

МАЙОНЕЗ

СОЛЬ

КАРТОФЕЛЬ

КАБАЧОК

САХАР

СОЛЕНЫЙ ОГУРЕЦ

АПЕЛЬСИН

ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОШЕК

МОРКОВЬ

АНАНАС

САЛО

ПОМИДОР

РЫБА

ЯБЛОЧНЫЙ УКСУС

  1. Суп картофельный (желтый) (слайд № 28)

СВЕКЛА

МАЙОНЕЗ

СОЛЬ

КАРТОФЕЛЬ

ВОДА

ПЕРЕЦ

СОЛЕНЫЙ ОГУРЕЦ

АПЕЛЬСИН

ЛУК

МОРКОВЬ

МАКАРОНЫ

САЛО

ПОМИДОР

РЫБА

МЯСО

Жюри оценивают конкурс и выставляют оценки.

Конкурс 5. «Блюда из картофеля» (слайд № 29)

Ведущий: Участники команд называют по очереди блюда из картофеля. Какая команда больше назовет блюд из картофеля, побеждает в конкурсе.

Жюри оценивают последний конкурс и выставляют итоговые оценки.

(слайд № 30)

Ведущий: Дым костра, углей сиянье,

Серый пепел и зола.

Дразнит наше обонянье

Дух картошки у костра.

Здравствуй, милая картошка!

Низко бьем тебе челом!

Даже дальняя дорожка

Нам с тобою нипочем!

Ах, картошка, объеденье,

У детишек идеал!

Тот не знает наслажденья,

Кто картошки не едал!

Подводятся итоги и награждаются победители.

Спасибо за внимание! (слайд № 31)

Используемая литература:

1.В.В. Пасечник «Биология» 6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

2. Загадки об овощах —

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here