Конспект урока по биологии

в 7 классе


Общая характеристика класса Земноводные (Амфибии)


Подготовили

учитель биологии

Штуро Наталья Юрьевна

МОУ Средняя общеобразовательная школа № 80

г. Кемерово

учитель биологии

Свиридова Татьяна Олеговна

МОУ Средняя общеобразовательная школа № 84

г. Кемерово

г. Кемерово, 2011

Общая характеристика класса Земноводные (Амфибии)

Цели урока: 1. Сформировать понятия о строении

земноводных как первых наземных позвоночных, об их многообразии,

приспособленности к среде обитания, обратить внимание учащихся на

особенности строения;

2. Совершенствовать умения распознавать изученные виды земноводных

в природе, дальнейшее развитие сравнительного анализа с

применением таблиц и рисунков;

3. Формирование целостного восприятия картины мира.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы познакомимся с классом земноводные. Выясним особенности строения земноводных в связи с их образом жизни.

Произошли земноводные от

Вопрос. Как вы думаете, о чем может говорить название класса Земноводные? (обитают как на земле, так и в воде) Земноводные или амфибии, представляют собой промежуточный класс позвоночных животных между типичными водными организмами – рыбами – и подлинно сухопутными формами – пресмыкающимися. Вопрос. Как вы считаете должны ли появиться изменения в строении земноводных в связи с их выходом на сушу? (Появляются конечности, органы дыхания — легкие). В связи с выходом на сушу у земноводных появляется ряд особенностей в строении скелета: По сравнению с рыбами для земноводных характерна большая дифференцировка позвоночного столба на отделы Шейный отдел позвоночника у всех земноводных представлен одним шейным позвонком. Туловищный отдел позвоночника у лягушки состоит из 7 позвонков (у хвостатых земноводных — от 14 до 63). Крестцовый отдел позвоночника у всех земноводных представлен одним крестцовым позвонком. Грудная клетка у земноводных не развивается: грудина не сочленяется с ребрами. Конечности земноводных, как и конечности других классов наземных позвоночных животных, представляют систему рычагов, подвижно соединенных друг с другом. Передняя конечность: Задняя конечность Плечо Бедро Предплечье — лучевая кость, локтевая кость Голень — большая берцовая кость, малая берцовая кость
Кисть — запястье, пястье, фаланги пальцев Стопа — предплюсна, плюсна, фаланги пальцев

Вопрос: Где можно встретить земноводных? (у воды) Всю жизнь земноводные сохраняют потребность во влажной атмосфере, т.к. легкие недостаточно развиты и в связи с этим возникает дополнительное кожное дыхание, которое осуществляется только во влажной атмосфере. Вопрос: Если бы земноводные имели твердые покровы, смогли бы они тогда осуществлять газообмен через кожу? (Нет) Поэтому земноводные имеют голую кожу лишенную всяких покровов. Вопрос: Какая поверхность тела земноводных на ощупь? (Слизистая) Через увлажненную слизью кожу у земноводных осуществляется дыхание. Вопрос: Имеют ли земноводные наружные покровы, которые бы защищали их от испарения влаги? (Нет). Поэтому влажная атмосфера необходима для защиты организма от высыхания. Они первыми начали мигать – чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания, у них появились подвижные веки. Вопрос: Куда земноводные откладывают яйца? (В воду) Вопрос: Яйца земноводных имеют твердую оболочку? (Нет) Яйца в виде икры земноводные откладывают в воду (иначе она может пересохнуть), где происходит наружное оплодотворение. Вопрос: Чем питаются земноводные? Почему? (Животной пищей) Вопрос: Могут ли земноводные в течение всего дня питаться (при неблагоприятной температуре, влажности)? (Нет). Вопрос: Какая пища усваивается быстрее и с меньшей затратой энергии растительная или животная? (Животная) Плотоядность земноводных результат приспособления, обеспечивающий им выживание на суше при несовершенстве их организации. Температура тела земноводных зависит от температуры окружающей среды, так как уровень обмена веществ достаточно низкий. При понижении температуры впадают в оцепенение. Вопрос: Как слышат земноводные? На суше звуки передаются хуже, чем в воде, поэтому у амфибий появился новый орган – среднее ухо, закрытое гибкой мембраной – барабанной перепонкой – и снабжённое специальными косточками для усиления и передачи колебаний. 3. Закрепление Заполните таблицу Приспособленность к жизни на суше Приспособленность к жизни в воде влажная, голая кожа обеспечивает кожное дыхание; наличие плавательной перепонки между пальцами как приспособление к передвижению в воде; ноздри, лёгкие; кожное дыхание; веки: защита глаз от засорения, увлажнение поверхности глаз; размножение возможно только в воде. барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха;
свободные конечности для передвижения.

Домашнее задание § 24

Список использованной литературы

1. Латюшин В.В., Шапкин В.А.Биология. Животные 7 класс — М.: Дрофа, 2009. 2. Бровкина Е.Т., Казьмина Н.И. Уроки зоологии: пособие для учителя – М.: Просвещение, 1981. 3. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии: пособие для учащихся – М.: Просвещение 1981. 4. Герасимов В.П. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся и изучение их в школе: пособие для учителя – М.: Просвещение 1962

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here