МОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа»

МУ Отдел образования МО «Тарбагатайский район»

Республика Бурятия

Рабочая программа

Биология. Животные

7 класс, 70 часов

Шадрина Юлия Васильевна

учитель биологии,

высшая категория

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования

  • на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сб. программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев — М., изд. «Дрофа», 2001 г. — стр. 57-1081), рассчитанной на 70 часов (2 урока в неделю)

  • в соответствии с альтернативным учебником, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология: животные» / под.ред В.М.Константинова. – М.: «Вентана-Граф», 2006

Программа адресована учащимся 7 класса МОУ «Селенгинская средней общеобразовательной школ»

Изучение зоологии проводится в течение 1 года. Курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту учеников.

В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

Система животного мира изучается в эволюционной последовательности — от простейших до млекопитающих. В результате должно складываться представление о целостности животного организма, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.

В изучении курса включен региональный компонент – представители основных классов и видов изучаются на местном материале.

Задачи раздела «Животные»

Обучения:

1.создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  • обеспечить усвоение учениками знаний по анатомии, морфологии и систематике животных в соответствии со стандартом биологического образования

  • продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, проводить биологические эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать наиболее распространённых животных своей местности через лабораторные работы, экскурсии

  • продолжить развивать у детей общеучебные умения:особое внимание уделить развитию информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного через систему разнообразных заданий для работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, межпредметные домашние задания

2. закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков

3. развивать творческие способности учеников через систему креативных заданий

Развития:

  1. создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер:

  2. продолжить развитие внимания, памяти,

  3. особое внимание обратить на развитие мышления (способности производить анализ и синтез),

  4. продолжить формирование положительного отношения к учёбе

Воспитания:

  1. способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной Я-концепцией»,

  2. формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей

Особенности программы

  • увеличено число часов в теме «Сведения о животном мире». Особое внимание уделяется темам: «Взаимосвязи между организмами в сообществах», «Классификация животных», «Влияние человека на животных», «Ткани»

  • в разделе «Членистоногие» добавлен 1 час на тему «Размножение насекомых» — более полное представление о типах размножения насекомых

  • в разделе «Птицы» добавлен 1 час на тему «Сезонные изменения в жизни птиц»

  • раздел «Млекопитающие» увеличен на 2 часа – «Происхождение зверей» и «Усложнение организации Позвоночных»

  • сокращено число часов на 1 час в разделе «Развитие животного мира», так как более подробно тема изучается в 9 классе

  • уменьшен на 1 час раздел «Пресмыкающиеся», вопрос о происхождении пресмыкающихся затрагивается в теме «происхождение зверей»

Содержание учебной программы:

Тема 1. «Общие сведения о животных» — 10 часов.

Зоология — наука о животных. Краткая история развития зоологии. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных. Основные систематические группы животных. Влияние человека на животных. Строение тела животных: клетка, ткани, органы и системы органов.

Тема 2. «Простейшие» — 4 часа

Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение саркодовых, жгутиконосцев и инфузорий.

Тема 3. «Тип Кишечнополостные» — 3 часа

Пресноводные и морские кишечнополостные: особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельность, многообразие и значение.

Тема 4. «Черви» — 6 часов

Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельность, многообразие и значение плоских, круглых и кольчатых червей.

Тема 5. «Моллюски» — 4 часа

Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.

Тема 6. «Тип Членистоногие» — 8 часов

Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение ракообразных, паукообразных и насекомых.

Тема 7. «Тип Хордовые» — 30 часов

а) Ланцетник — низшее хордовое. Рыбы: внешнее и внутреннее строение, особенности размножения, основные систематические группы, промысловые рыбы: рациональное использование и охрана.

б) Земноводные: места обитания и внешнее строение, внутреннее строение, годовой цикл жизни земноводных, их происхождение, многообразие и значение.

в) Пресмыкающиеся: особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие и значение. Вымершие пресмыкающиеся.

г) Птицы: среда обитания, внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие, годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц, многообразие и значение птиц, их охрана.

д) Млекопитающие: внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие, происхождение, многообразие, экологические группы и значение млекопитающих.

Тема 8. «Развитие животного мира на Земле» — 3 часа

Доказательства и причина эволюции животного мира, основные этапы развития животного мира на Земле.

Лабораторные работы

лабораторный практикум внесены изменения в связи с особенностями материально-технической базы кабинета и времени, отведенным на изучение данного курса биологии.

Из 10 лабораторных работ описанных в учебнике 4 работ не проводятся; 7 — добавлены на усмотрение учителя, две объединены в одну.

Технологическая карта 7 класс, 70 часов

Тема урока/

Тип урока

Время/ дата

Элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки

Практическая /лабораторная

работа

Методы

Формы орг-ии познав. дея-ти

Средства обучения

Вид контроля

примечание

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНОМ МИРЕ 10 ч

1

Введение

1 ч.

Понятие о систематики; основные систематические категории: вид, класс, род, семейство, класс, отдел, царство

Строить

классификацию орга­низмов, распознавать систематические единицы

Беседа, объяснение

объяснительно-иллюстративный

Фронтальная

§

рис.

Табл.

2

Зоология — наука о

животных

урок изучения нового материала

Понятие зоологии, науки,

изучающие животных -эмбриология, паразитология, анатомия, палеонтология, физиология, зоогеография и т.д.

Сравнивать растения и животных, давать характеристику царству животные, оценивать значение животных для

человека и природы

Беседа, рассказ

Объяснение

репродуктивный

Фронтальная

индивидуаль ная работа с учебником

§1

рис. 1-6

Табл.

Фронтальный

опрос

3-4

Среда жизни и место обитание животных

урок обобщения и систематизации знаний

Понятие среды жизни и

места обитания зверей, наземно-воздушная, почвенная, водная, организменная; понятие взаимосвязи между организмами в сообществе-продуценты, консументы, редуценты, пищевые цепи, Понятие экологическая ниша

Приводить примеры

обитателей разных сред жизни, отличать среду обитания от места обитания, строить пищевую цепь, различать функциональные группы организмов в сообществе Приводить примеры взаимосвязи организмов в сообществе

Беседа объяснение,

Репродуктивный, метод проблемного обучения

Фронтальная индивидуаль ная, парная

§2

рис. 7 -14

Табл.

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

Фронтальный опрос,

индивидуальна я беседа

5

Классификация животных и основные систематические группы

Урок систематизации и обобщения знаний

Систематика в животном мире, понятия — вид, популяция, ареал, родовое и видовое название, значение классификации

Определять систематическое положение вида

Беседа, объяснение,

Метод проблемного обучения

Фронтальная

индивидуаль ная

§3

рис.

Табл.

Диски:

Биология 7

Фронтальный опрос

6

Влияние человека на животных

Урок систематизации и обобщения знаний

Прямое воздействие человека на животных, косвенное воздействие, охраняемые территории

Приводить примеры воздействия человека на животных -положительное и отрицательное

Беседа,

Метод проблемного обучения

фронтальная

§4

рис.

Индивидуальная работа

7

Краткая история развития зоологии

Урок изучения нового материала

Этапы развития зоологии

Беседа с элементами лекции

репродуктивный

фронтальная

§5

рис.

8

Строение клетки животного

Урок изучения нового материала

Основные части клетки, органеллы клетки и их значение

Сравнивать и находить отличия растительной и животной клетки, распознавать органеллы клетки

Объяснение Мини-исследова­ние

репродуктивный

Фронтальная, парная

§6

рис. 19 Табл.

Демонстрация микропрепаратов

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

тест, работа по карточка,

фронтальный

опрос, индивидуальный

контроль

9

Ткани

Урок изучения нового материала

Типы тканей животных

Сравнивать ткани растений и животных, отличать разные типы тканей по их характеристикам

Объяснение Мини-исследова­ние

Метод проблемного бучения

Парная, индивидуальная

§7

рис. 20 Табл.

Демонстрация микропрепаратов

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

тест, работа по карточка,

фронтальный

опрос, индивидуальный

контроль

10

Органы и системы органов

Урок изучения нового материала

Понятие органа, системы органа, системы органов животных, их части и функции

Отличать по описанию систему органов, проводить взаимосвязь между образом жизни и работой органов

Объяснение Мини-исследова­ние

Частично-поисковый

индивидуальная

§8

рис. 21

Табл.

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

тест, работа по карточка, фронтальный опрос, индивидуа­льный контроль

ТИП САРКОДОВЫЕ (Простейшие организмы) 4 ч

11

Класс Саркодовые Одноклеточные животные. Обыкновенная амеба

Урок изучения нового материала

Характеристика одноклеточных организмов на примере амебы; рассмотреть особенности строения и функции клетки амебы; среда ее обитания, способ передвижения, питание, дыхание, выделение, размножение

Характеризовать одноклеточных по плану, процессы жизнеде­ятельности организмов, взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма; называть общие признаки простейших; распо­знавать органы и сис­темы органов на таблицах и рисунках, на препаратах; схемати­чески изображать внешнее и внутреннее строение; узнавать представителей; выявлять приспособлен­ности к среде обитания; сравнивать представи­телей простейших между собой, находить усложнения

Сделать макет амебы.

Объяснение

репродуктивный

Фронтальная парная

§9

рис. 22-25

Табл. 17

Демонстрация

микропрепарата амебы под

микроскопом

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

тест, работа по карточка, фронтальный опрос, индивидуа­льный контроль

12

Класс Жгутиконосцы Эвглена зеленая -одноклеточный организм

Урок изучения нового материала

Особенности строения эвглены; признаки растительного и животного организма.

Сделать

макет

эвглены

Объяснение

Метод проблемного обучения

Фронтальная парная

§10

рис. 26-30 Табл. 17

Демонстрация микропрепарата эвглены Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

тест, работа по карточка, фронтальный опрос, индивидуа­льный контроль

13

Инфузория — туфелька

Комбинированный урок

Особенности строения и

жизнедеятельности

инфузории-туфельки

Л/р Строение инфузории туфельки

Объяснение

Частично-поисковый

Фронтальная парная

рис. 31-34 Табл. 17

Демонстрация микропрепарата инфузории

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

тест, работа по карточка, фронтальный опрос, индивидуа­льный контроль

14

Многообразие простейших. Значение простейших

Ур-к систематизации и обобщения знаний

Особенности жизнедеятельности паразитический организмов

Беседа, дискуссия

репродуктивный

Индивидуа­льная, фронтальная

§12

рис. 35-36 Табл.

ПОДАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ 3 ч

15

Пресноводная гидра -многоклеточное животное Внешнее строение гидры

Урок изучения нового материала

Характеристика многоклеточных животных; особенности строения и

жизнедеятельности клетки многоклеточного организма. Характеристика гидры: среда обитания, внешнее строение, лучевая симметрия.

Характеризовать кишечнополостных по плану, процессы жизнедеятельности организмов, взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма; называть общие признаки кише­чнополостных; распо­знавать органы и системы органов на таблицах и рисунках, на препаратах; схематически изображать внешнее и строение; узнавать представителей; выявлять приспосо­бленности к среде обитания;

Объяснение, рассказ

Объяснительно-иллюстративнй

фронтальная

§13

рис.37

Табл. 17

Демонстрация микропрепарата гидры

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

тест, работа по карточка, фронтальный опрос,

16

Особенности клеточного строения гидры

Урок изучения нового материала

Особенности строения покровных, стрекательных, нервных клеток; раздражимость, рефлекс, регенерация, размножение гидры Двуслойность, экто-энтодерма, раздражимость, регенариция.

Характеризовать особенности внутреннего строения гидры; выявить взаимосвязь между внутренним строением и водным образом жизни; взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма;Распознавать органы и системы органов внутреннего строения на таблицах и рисунках, схематически изображать строение систем органов;

Работа с

книгой,

объяснение

Объяснительно-иллюстративнй

Групповая

§ 13

рис.38-42

Табл. 17

Демонстрация микропрепарата гидры

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

фронтальный

опрос,

взаимоопрос,

17

Классификация и

происхождение

кишечнополостных Морские

кишечнополостные

урок изучения нового материала

Морские кишечно­полостные, многообразие кишечнополостных, коралловые полипы и медузы

Находить общие признаки между кишечнополостными сравнивать предста­вителей простейших между собой, находить усложнения

Беседа, объяснение

репродуктивный

Фронтальная

парная

§14

рис.45-48 Табл.

фронтальный опрос,

ПР№1

Черви 6 ч

ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ 2 ч

18

Тип плоские черви Особенности строение и жизнедеятельности плоских червей

Урок изучения нового материала

Характеристика типы на примере белой планарии: среда обитания, внешнее строение, передвижении; двусторонняя симметрия; ткани, органы, системы органов

Характеризовать червей по плану, процессы жизнедеятельности организмов, взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма; называть общие признаки плоских червей; распознавать органы и системы органов на таблицах и рисунках, на препаратах; схематически изображать внешнее и внутреннее строение; узнавать представителей; выяв­лять приспособленности к среде обитания; срав­нивать представителей простейших между собой, находить усложнения

Объяснение, работа с книгой

репродуктивный

Фронтальная групповая

§15

рис.49-53

Табл.18

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

тест, работа по

карточка,

взаимоопрос,

19

Многообразие плоских червей. Происхождение плоских червей

У-к изучения нового материала

Многообразие плоских червей: печеночный сосальщик, бычий цепень, эхинококк. Особенности их строения и жизнедеятельности; паразитизм червей; о вреде, наносимым человеку

Находить общие признаки между плоскими червями сравнивать предста­вителей между собой, находить усложнения Характеризовать особенности жизнеде­ятельности предста­вителей; отличать представителей отрядов друг от друга;

Работа с книгой, беседа, объяснение

Частично-поисковый

Групповая, индивидуальная

§ 16

рис.54-60

Табл. 12

фронтальный опрос,

сообщение о паразитических червях

ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ 1 ч

20

Тип круглые черви. Особенности строения и жизнедеятельности круглых червей

У-к изучения нового материала

Характеристика типа на примере человеческой аскариды: строение, паразитический образ жизни, жизненный цикл профилактика заражения, правила личной гигиены Свиной цепень как представитель паразитических червей. Особенности строения и приспособленности к паразитизму

Характеризовать червей по плану, процессы жизнедеятельности организмов, взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма; называть общие признаки плоских червей; распознавать органы и системы органов на таблицах и рисунках, на препаратах; схематически изображать внешнее и внутреннее строение; узнавать представителей; выявлять приспособле­нности к среде обита­ния; сравнивать предста­вителей между собой, находить усложнения Находить общие приз­наки между плоскими червями, находить усложнения;

Работа с книгой, рассказ, объяснение

репродуктивнй

Групповая фронтальная

§17

рис. 61-62 Табл. 18

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

тест, работа по

карточка,

взаимоопрос,

ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ 3 ч

21

Тип кольчатые черви. Дождевой червь. Внешнее строение

У-к изучения нового материала

Характеристика кольчатых червей на примере дождевого червя: среда обитания, внешнее строение, передвижение. Двусторонняя симметрия

Характеризовать кольчатых червей по плану, процессы жизнедеятельности организмов, взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма; называть общие признаки кольча­тых; распознавать органы и системы орга­нов на таблицах и рисунках, на препаратах; схематически изображать внешнее и строение; узнавать представителей; выявлять приспо­собленности к среде обитания

Объяснение, работа с книгой,

репродуктвный

Фронтальная индивидуальная

§ 18-19

рис.63-64

Табл. 18

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

тест, работа по карточка, фронтальный опрос, индивидуа­льный контроль

22

Внутреннее строение кольчатых червей

У-к изучения нового материала

Строение органов. Мускулатура, питание, дыхание, Регенерация, размножение. Роль в образовании почвы.

Характеризовать особенности внутреннего строения дождевого червя; выявить взаимо­связь между внутренним строением и образом жизни; взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма;Распознавать органы и системы органов внутреннего строения на таблицах и рисунках, схематически изображать строение систем органов;

Работа с книгой,

Беседа

Частично-поисковый

Групповая

§ 18-19

рис.65

Табл.

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

взаимоопрос, индивидуа­льный контроль

работа по карточкам

23

Классификация и происхождение кольчатых червей Усложнение червей в процессе эволюции

У-к систематизации и контроля знаний

Многообразие червей, приспособление к местам обитания.

Проследить процесс развития червей: усложнение или упрощение червей.

Находить общие признаки между коль­чатыми червями сравнивать представи­телей между собой, находить усложнения Характеризовать особен­ности жизнедеятельности представителей; отличать представителей отрядов друг от друга; Выявить усложнения и упрощения в типах червей, сравнивать типы червей; обосновать причины упрощения или усложнения организации червей

Работа с

книгой,

объяснение

метод проблемного обучения

Индивиду­альная

§

рис.

Табл.

Фронтальная опрос,, индивидуа­льный контроль

ТИП МОЛЛЮСКИ 4 ч.

24

Тип моллюски. Общая характеристика типа

У-к изучения нового материала

Общая характеристика типа. Систематика типа

Характеризовать класс по плану, процессы жизнедеятельности класса, взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма; называть общие признаки класса; распознавать органы и системы органов на таблицах и рисунках, на препаратах; схемати­чески изображать внешнее и внутреннее строение; узнавать представителей класса на в природе; выявлять приспособленности к среде обитания

Объяснение, лекция

репродуктивный

Фронтальная

Элементы

лекции

§20 рис.71-Табл. 19

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

тест, работа карточка, фронтальная опрос,

25

Обыкновенный прудовик -класс брюхоногий моллюск

У-к изучения нового материала

Особенности строения и жизнедеятельности брюхоногих моллюсков на примере прудовика: среда обитания, образ жизни, жизненные процессы, питание, дыхание, размножение, выделение

Характеризовать моллюсков по плану, процессы жизнеде­ятельности организмов, взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма; называть общие признаки моллюсков; распознавать органы и системы органов на таблицах и рисунках, на препаратах; схематически изображать внешнее и внутреннее строение; узнавать представителей; выявлять приспосо­бленности к среде обитания;

Объяснение

репродуктивный

фронтальная

§21

рис.72-77

Табл. 19

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

тест, работа

карточка,

взаимоопрос

26

Беззубка — класс двустворчатый моллюск

Комбинированный у-к

Особенности строения и жизнедеятельности двустворчатых моллюсков на примере беззубки: среда обитания, образ жизни, жизненные процессы, питание, дыхание, размножение, выделение

Л/Р Строение раковины моллюска

работа с книгой, практ.работа

Частично-поисковый

Парная,

фронтальная

§22

рис.77-81

Табл. 19

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

тест, работа

карточка,

взаимоопро

индивидуальный опрос-

27

Многообразие моллюсков Значение моллюсков

У-к изучения нового материала

Многообразие моллюсковб морские, пресноводные. Роль моллюсков для природы и человека Моллюски -высокоорганизованные животные — Сравнение моллюсков с кольчатыми червями: черты усложнения и упрощения

сравнивать предста­вителей между собой, находить усложнения Находить общие приз­наки между плоскими червями Характеризовать особенности жизнеде­ятельности представи­телей; отличать предста­вителей отрядов друг от друга;

Беседа, дискуссия

репродуктивный

Фронтальная семинар

§23

рис.82-85

Табл. 19

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

фронтальный

опрос,

контрольная

работа,

сообщение о

моллюсках

Заполнение

Таблицы

ПР№2

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ 8 ч

28

Общая характеристика типа Членистоногие

У-к изучения нового материала

Характеристика типа: среда

обитания, особенности

строения,

жизнедеятельности,

размножение.

Многообразие

Характеризовать тип членистоногих по плану, называть общие признаки типа Распознавать представителей типа, объяснять их широкое распространение

Элементы

лекции,

объяснение

репродуктивный

Фронтальная

§24

Фронтальный опрос

29

Класс

Ракообразные

У-к изучения нового материала

Особенности внутреннего строения ракообразных: покровы, способ передвижения, питание, дыхание, поведение, размножение на примере речного рака

Характеризовать класс ракообразных по плану, процессы

жизнедеятельности класса, взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма; называть общие признаки класса; распознавать органы и системы органов ракообразных на таблицах и рисунках, на препаратах;

схематически изображать внешнее и внутреннее строение рака; узнавать представителей класса на коллекциях и в природе; выявлять

приспособленности ракообразных к среде обитания

Л/Р Внешнее строение речного рака

Практичес­кая работа, объяснение

Частчино-поисковый

Парная,

практическая

работа

§ 24

рис. 86-90 Табл. 1

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

Тест, карточки, фронтальный опрос

30

Класс

Паукообразные

У-к изучения нового материала

Особенности внешнего и внутреннего строения паукообразных: покровы, способ передвижения, питание, дыхание, поведение, размножение на примере паука-крестовика

Работа с

книгой,

объяснение

репродуктвный

Групповая

§25

рис. 91-97

Табл. 1

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

Тест, карточки, фронтальный опрос

ПР№3

31

Класс Насекомые

Комбинированный у-к

Характеристика класса: особенности строения и процессов жизнедеятельности

Л/Р Изучить внешнее строение насекомого

Практичес­кая работа, частично-поисковый

Парная,

практическая

работа

§26

рис.98-100 Табл. 2, 3

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

Тест, карточки, фронтальный опрос

32

Размножение насекомых

У-к изучения нового материала

Процесс размножения насекомых, типы размножения, примеры

Характеризовать типы размножения насекомых, схематически изображать процесс размножения насекомых, приводить примеры

Работа с учебником

Частично-поисковый

Парная, самостоятельная

§27

рис. 101-104 Табл.

Диски:

Биология 7

Фронтальный опрос, взаимоопрос

33

Полезные насекомые

У-к обобщения и систематизации знаний

Общественные насекомые — пчелы и муравьи, роль насекомых, законы жизни в семье, охрана насекомых

Беседа, рассказ

М. Проблемного обучения

фронтальная

§28

рис. 105-108

Тест

34

Насекомые вредители

У-к систематизации и обобщения знаний

Отряды вредителей, меры борьбы с вредителями

Беседа, рассказ

М.проблемного обучения

фронтальная

§29

рис.109

Табл.

Тест

35

Итоговый урок

У-к контроля

Повторение изученного материала

Репродуктивный, проблемного обучения

индивидуальная

ПР№4

ТИП ХОРДОВЫЕ 30 ч

36

Ланцетник

У-к изучения нового материала

1ч.

Характеристика типа Хордовые.

Особенности строения, среда обитания ланцетника

Характеризовать строение и особенности жизнедеятельности ланцетника, узнавать на таблицах и рисунках органы и системы органов ланцетника, схематически изображать строение ланцетника; выявлять приспособленность ланцетника к среде обитания.

Объяснение

репродуктивный

фронтальная

§30

рис. 110-llS

Табл.

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

Фронтальный опрос, карточки

КЛАСС РЫБЫ 5 ч

37

Надкласс Рыбы Внешнее строение рыб

Комбинированный у-к

Особенности внешнего строения рыб в связи с водным образом жизни

Характеризовать особенности внешнего строения рыбы ; выявить взаимосвязь между внешним строением и водным образом жизни; распознавать органы внешнего строения на таблицах и рисунках, на препаратах; схематически изображать внешнее строение;

Беседа, рассказ

Частично-поисковый

Парная,

фронтальная

§31

рис. 116

Табл. 4

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

Тест, карточки, фронтальный опрос

38

Внутреннее строение рыб

Комбинированный у-к

Особенности внутреннего строения рыб: скелет, мышцы, органы, системы органов

Характеризовать особенности внутреннего строения рыбы; выявить взаимосвязь между внутренним строением и водным образом жизни; взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма;

распознавать органы и системы органов внутреннего строения ; сравнивать системы органов класса с ранее изученными классами; на таблицах и рисунках, на влажных препаратах; схематически изображать строение систем органов;

Л/Р Строение рыбы

Работа с учебником, м.проблемного обучения

Групповая Фронтальная

§32

рис. 118-121 Табл. 4

влажный препарат

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

Тест, карточки, фронтальный опрос

39

Размножение рыб

У-к изучения нового материала

Особенности размножения рыб: нерест и развитие, забота о потомстве. Миграции: проходные и полупроходные рыбы

Характеризовать особенности строения половой системы, размножения и развития рыб; различать по характеристикам проходных и полупроходных рыб

Работа с учебником

репродуктивный

Индивидуа­льная,

§33

рис. 122-12

Табл.

Влажные препарат

Письменный опрос,

индивидуальный

контроль

40

Многообразие рыб. систематические группы рыб.

У-к изучения нового материала

Особенности строении и жизнедеятельности хрящевых рыб на примере акулы. Древние кистеперые рыбы.

Характеризовать особенности жизнедеятельности представителей разных отрядов рыб, сравнивать отряды; отличать представителей отрядов друг от друга; узнавать представителей нашей фауны

Беседа, доклад ученика

репродуктивный

фронтальная

§34

рис. 124,12

5,126,127

Табл.

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

Фронтальный опрос

41

Хозяйственное значение рыб

У-к обощения и систематизации знаний

Особенности хозяйственного использования рыб: искусственное разведение рыб, прудоводство. Охрана рыб. Промысловые виды рыб

Обосновывать важность хозяйственного значения рыб, охраны рыбных ресурсов, характеризовать основные приемы разведения рыб.

Беседа, дискуссия

репродуктивный

Фронтальная

семинар

§35

рис. 128-130 Табл.

Фронтальный опрос

ПР№5

КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ 4 ч

42

Класс земноводные. Внешнее строение на примере лягушки.

У-к изучения нового материала

Характеристика класса. Особенности внешнего строения лягушки.

Характеризовать класс по плану, процессы жизнедеятельности класса, взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма; называть общие признаки класса; распознавать органы и системы органов на таблицах и рисунках, на препаратах;

схематически изображать внешнее и внутреннее строение; узнавать представителей класса в природе; выявлять приспособленности к среде обитания; Характеризовать особенности внешнего строения земноводных; выявить взаимосвязь между внешним строением и образом жизни;

Находит органы на таблицах и рисунках, на препаратах;

схематически изображать внешнее строение

Л/Р Внешнее строение лягушки.

Работа с учебником

М.проблемного обучения практическая работа

Парная,

§36

рис. 132,13

3

Табл. 5

Влажный

Препарат лягушки Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

тест, работа по карточка, фронтальный опрос, индивидуа­льный контроль

43

Внутреннее строение лягушки

У-к изучения нового материала

Особенности внутреннего строения лягушки в связи с образом жизни Скелет земноводных

Работа с

учебником,

объяснение

репродуктивный

Групповая, фронтальная

§37

рис. 134-137 Табл. 5

влажный препарат лягушки

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

Взаимоопрос, фронтальный опрос, карточки

44

Размножение и развитие лягушки

У-к изучения нового материала

Цикл развития лягушки. Смена среды обитания

Характеризовать особенности строения половой системы, размножения и развития земноводных;

Объяснение беседа

М.проблемного обучения

Фронтальная

§38

рис. 138,13 9 Табл. 6

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

Тест, карточки, фронтальный опрос

45

Многообразие земноводных Происхождение и усложнение строения лягушки в процессе эволюции

У-к изучения нового материала

Многообразие земноводных, роль класса в природе, человека, охрана

Характеризовать

особенности

жизнедеятельности представителей разных отрядов земноводных, сравнивать отряды; отличать представителей отрядов друг от друга, узнавать представителей нашей фауны

Беседа,

репродуктивный

индивидуальная

§39 рис.141 Вырезки из

журналов Табл.

Влажные препараты — тритон, лягушки

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

Фронтальный опрос

ПР№6

КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ 3 ч

46-47

Класс Пресмыкающихся. Строение и образ жизни ящерицы.

У-к изучения нового материала

Общая характеристика класса на примере прыткой ящерицы: среда обитания, особенности строения, размножение, поведение, регенерация

Характеризовать класс по плану, процессы жизнедеятельности класса, взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма; называть общие признаки класса; Характеризовать особенностей внешнего и внутреннего строения земноводных; выявить взаимосвязь между внешнем и внутренним строением и образом жизни пресмыкающихся; взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма;

распознавать органы и системы органов внутреннего строения ; сравнивать системы органов класса с ранее изученными классами; на таблицах и рисунках, на влажных препаратах; схематически изображать строение систем органов;

Л/Р Внешнее строение ящерицы

Объяснение

Рассказ

М.проблемного обучения

Фронтальная

§ 40-41 рис. 142-149

Табл. 7

Влажный препарат — ящерица

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

Тест, карточки, фронтальный опрос

48

Многообразие пресмыкающихся Происхождение пресмыкающихся

У-к изучения нового материала

Отряды пресмыкающихся: чешуйчатые, черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе, для человека.

Характеризовать особенности жизнедеятельности представителей разных отрядов

пресмыкающихся, сравнивать отряды; отличать представителей отрядов друг от друга, узнавать представителей нашей фауны

Доклад ученика, беседа, рассказ

репродуктивный

Фронтальная

§ 42,43 рис. 150-155 Табл Влажные препараты:

змея

.

Сообщения, фронтальный опрос

1?

КЛАСС ПТИЦЫ 7 ч

49

Среда обитания. Внешнее строение птиц на примере голубя.

Комбинированный у-к

Рассмотреть особенности строения птиц в связи со способностью летать.

Характеризовать особенности внешнего строения птиц; выявить взаимосвязь между внешним строением и способностью к полету; распознавать органы внешнего строения на таблицах и рисунках, на препаратах;

схематически изображать внешнее строение;

Л/Р Внешнее

строение

голубя.

Строение

пера

Практичес­кая работа, м.проблемного обучения

Парная,

практическая

работа

§44

рис. 156-158 Табл. 7

Перья местных птиц

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

Тест, карточки, фронтальный опрос

50

Особенности строения скелета

У-к изучения нового материала

Особенности строения в связи с полетом скелет, мускулатура

Характеризовать особенности строения скелета и мышц в связи с полетом; различать отделы скелета

М.проблемного обучения

Индивиду­альная, парная

§45 рис.159 Табл. 7

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

Индивиду-альный контроль

51

Внутреннее строение птиц

У-к изучения нового материала

Особенности внутреннего строения в связи с полетом:, органы внутренней полости

Характеризовать особенности внутреннего строения птиц; выявить взаимосвязь между внутренним строением и образом жизни птиц; взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма;

распознавать органы и системы органов внутреннего строения ; сравнивать системы органов класса с ранее изученными классами; на таблицах и рисунках, на влажных препаратах; схематически изобраишть строение систем органов; объяснять способность птиц к полету

объяснение,

м.проблемного обучения

Групповая, фронтальная

§46 рис. 161-

166

Табл. 7

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

Табл. «Внутреннее строение птиц», индивидуа-льный контроль, фронтальный опрос

52

Размножение и развитие птиц

У-к изучения нового материала, комбинированный

Процесс размножения и развития птиц, строение яйца. Типы размножения

Характеризовать особенности строения половой системы, размножения и развития птиц; показать важность появления яйца и яйцевых оболочек

Л/Р Изучение строения яйца

Работа с учебником

Частично-поисковый

Парная

§47

рис. 167-169 Табл.

Яйцо Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

Взаимоопрос, письменный олпрос

53

Годовой жизненный цикл Сезонные изменения в жизни птиц

У-к обощения и систематизации знаний

Приспособленность птиц к сезонным явлениям в природе: гнездование, кочевки, перелеты. Причины и методы изучения перелетов

Характеризовать приспособленность птиц к сезонным изменениям; объяснять причины перелета, кочевок птиц; наблюдать сезонные изменения в жизни птиц, поведение птиц

Объяснение беседа

М.проблемного обучения

Фронтальная

§48

рис.171

Табл.

Фронтальный опрос

54

Многообразие птиц

У-к изучения нового материала

Основные отряды птиц Экологические группы птиц. Понятие о экологических группах птиц.

Характеристика птиц каждой экологической группы, особенности жизни, внешнее строение -клюв, ноги, оперение, сроки размножения, место обитания.

Характеризовать экологические группы птиц по плану; причины подразделения птиц на экологические группы; сравнивать группы между собой; отличать представителей разных экологических групп;

беседа

репродуктивный

фронтальная

§49

рис.171

Табл. Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

Птицы г,улан-Удэ

Табл. Экологические группы птиц

55

Значение и охрана птиц Происхождение птиц

У-к обощения и систематизации знаний

Теории и гипотезы происхождения птиц. Черты сходства и отличи пресмыкающихся и птиц. Древние птицы Домашние птицы. Основные породы, условия разведения домашних птиц. Значение птицеводства

Обосновывать теории происхождения птиц, сравнивать птиц и пресмыкающихся, характеризовать древних птиц, и показывать черты сходства и отличия древних и современных птиц

Сравнивать предковые и современные формы основных видов домашних птиц; обосновывать важность птицеводства; наблюдать за повадками домашних птиц

Объяснение дискуссия

репродуктивный

Фронтальная

§50 рис.

Фронтальный опрос

ПР№7

КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ 10 ч

56

Среда обитания

Внешнее строение класса на

примере собаки

у-к изучения нового материала

Внешнее строение собаки как представителя класса: покровы, форма тела. Внутреннее строение: скелет, мускулатура.

Характеризовать особенности внешнего строения млекопитающих; выявить взаимосвязь между внешним строением и приспособленностью к среде обитания; распознавать органы внешнего строения на таблицах и рисунках, на препаратах;

схематически изображать внешнее строение; объяснять способность млекопитающих к широкому

распространению по планете

Объяснение

Беседа

репродуктивный

Фронтальная

§51

Рис. 191-193 Табл. 8

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

Тест, карточки, фронтальный опрос

57

Внутреннее строение млекопитающих

Комбинированный у-к

Особенности строения система внутренних органов в связи с полетом

Характеризовать особенности внутреннего строения собаки; выявить взаимосвязь между внутренним строением и образом жизни млекопитающих; взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма;

распознавать органы и системы органов внутреннего строения ; сравнивать системы органов класса с ранее изученными классами; на таблицах и рисунках, на влажных препаратах; схематически изображать строение систем органов; объяснять способность млекопитающих к широкому распространению по планете

Работа с учебником, объяснение, беседа

Частично-поисковый

Групповая, фронтальная

§52

рис Л 94-199 Табл.9. 10

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

Тест, карточки, фронтальный опрос

58

Размножение млекопитающих

У-к изучения нового материала

Система размножения, развитие зверей,забота о потомстве, типы развития, приспособленность к сезонным явлениям

Характеризовать особенности строения половой системы, размножения и развития млекопитающих; показать важность внутриутробного развития детенышей; сравнивать типы размножения, объяснять преимущества и недостатки каждого типа

Работа с

учебником,

объяснение

частично-поисковый

Индивиду­альная

§53

рис.200-204 Табл.

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

Индивидуал-ьный контроль

59

Происхождение зверей Многообразие животных

У-к обобщения и систематизации знаний

Происхождение зверей от пресмыкающихся, сходства и различия с пресмыкающимися. Первозвери, сумчатые

Обосновывать теории происхождения млекопитающих, сравнивать млекопитающих с другими классами, показать сходство и отличия современных зверей и первозверей.

Беседа,

объяснение,

дискуссия

репрдуктивный

Фронтальная

§54

рис.205-207 Табл.

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

Фронтальный опрос

60

Высшие или плацентарные

звери

Отряд Насекомоядные

Отряд Рукокрылые

Отряд Грызуны

Отряд Зайцеобразные

Отряд Хищные

У-к изучения нового материала

Общая характеристика отрядов, широко распространенные виды отрядов: особенности их строения, местообитания видов, поведение, роль

Характеризовать отряды млекопитающих по плану; отличать представителей разных отрядов; сравнивать их между собой, находить черты сходства и отличия, узнавать представителей отрядов на таблицах, рисунках, в природе

Доклады учеников, работа с учебником

Частично-поисковый

Индивидуаль ная,

фронтальная,

§55

рис.208-212 Табл. 8

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

Заполнение

таблицы

«Отряды

млекопитаю-щих»

Сообщения,

индивидуаль-ный

контроль,

фронтальный опрос

61

Отряд Ластоногие Отряд Китообразные Отряд Копытные.

У-к изучения нового материала

§56

рис.213-215 Табл.

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность живо

62

Отряд Приматы

У-к изучения нового материала

§57 Рис 218

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

63

Экологические группы млекопитающих

У-к обобщения и систематизации знаний

Основные экологические группы зверей — наземные, прыгающие, наземно-древесные, подземные, летающие, водные, околоводные, полуводные

По описанию внешнего вида и образа жизни определить экологическую группу

беседа, репродуктивный

фронтальная

§58 Рис

64

Значение животных

У-к обобщения и систематизации знаний

Роль животных для природы и человека. Теории происхождение домашних животных. Основные породы дом.животных. условия их содержания

Сравнивать предковые и современные формы основных видов домашних животных; обосновывать важность животноводства; наблюдать за повадками домашних животных

Беседа, дискуссия, доклады учеников

репродуктивный

Фронтальная

§59 рис. Табл.

Фронтальный опрос.

Индивидуаль-ный контроль, таблица по породам животных

65

Итоговый урок

У-к контроля знаний

Проверка знаний, умений, навыков

Репродуктивный, м.проблемного обучения, частично-поисковый

индивидуальный

ПР№8

РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ 3 ч

66-67

Краткая история развития эволюционного учения Теория Дарвина Доказательства исторического развития мира

У-к изучения нового материала

Характеристика процесса развития эволюционного учения до Дарвина Теория Дарвина о развитии органического мира, о причинах эволюции, о этапах эволюции Науки, доказывающие историческое развитие мира и их доводы

Характеризовать учение Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, роль наследственности и изменчивости, естественного отбора; результаты эволюции, причины вымирания видов; характеризовать основные этапы эволюции органического мира

Объяснение

Лекция

репродуктивный

Фронтальная , индивидуальная

§60

рис.227 Табл.

Диски:

Биология 7

Жизнедеятельность животных

Фронтальный опрос, тест

68

Этапы развития органического мира

У-к обобщения и систематизации знаний

Основные усложнения развития животных. Причины появления усложнений

Характеризовать основные этапы эволюции, причины вымирания и появление видов

Работа с учебником

М.проблемного обучения

Индивиду­альная

§61

рис.228

Табл.

Индивидуаль-ный контроль

69-70

Повторение

У-к обобщения и систематизации знаний

Л/Р

Строение скелетов позвоночных

Внутреннее строение позвоночных

Репродуктивный, м.проблемного обучения, частично-поисковый

индивидуальная, фронтальная

3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here