МОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа»
МУ Отдел образования МО «Тарбагатайский район»
Республика Бурятия
Рабочая программа
Биология. Животные
7 класс, 70 часов
Шадрина Юлия Васильевна
учитель биологии,
высшая категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования
-
на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сб. программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев — М., изд. «Дрофа», 2001 г. — стр. 57-1081), рассчитанной на 70 часов (2 урока в неделю)
-
в соответствии с альтернативным учебником, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология: животные» / под.ред В.М.Константинова. – М.: «Вентана-Граф», 2006
Программа адресована учащимся 7 класса МОУ «Селенгинская средней общеобразовательной школ»
Изучение зоологии проводится в течение 1 года. Курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту учеников.
В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.
Система животного мира изучается в эволюционной последовательности — от простейших до млекопитающих. В результате должно складываться представление о целостности животного организма, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.
В изучении курса включен региональный компонент – представители основных классов и видов изучаются на местном материале.
Задачи раздела «Животные»
Обучения:
1.создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
-
обеспечить усвоение учениками знаний по анатомии, морфологии и систематике животных в соответствии со стандартом биологического образования
-
продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, проводить биологические эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать наиболее распространённых животных своей местности через лабораторные работы, экскурсии
-
продолжить развивать у детей общеучебные умения:особое внимание уделить развитию информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного через систему разнообразных заданий для работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, межпредметные домашние задания
2. закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков
3. развивать творческие способности учеников через систему креативных заданий
Развития:
-
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер:
-
продолжить развитие внимания, памяти,
-
особое внимание обратить на развитие мышления (способности производить анализ и синтез),
-
продолжить формирование положительного отношения к учёбе
Воспитания:
-
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной Я-концепцией»,
-
формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей
Особенности программы
-
увеличено число часов в теме «Сведения о животном мире». Особое внимание уделяется темам: «Взаимосвязи между организмами в сообществах», «Классификация животных», «Влияние человека на животных», «Ткани»
-
в разделе «Членистоногие» добавлен 1 час на тему «Размножение насекомых» — более полное представление о типах размножения насекомых
-
в разделе «Птицы» добавлен 1 час на тему «Сезонные изменения в жизни птиц»
-
раздел «Млекопитающие» увеличен на 2 часа – «Происхождение зверей» и «Усложнение организации Позвоночных»
-
сокращено число часов на 1 час в разделе «Развитие животного мира», так как более подробно тема изучается в 9 классе
-
уменьшен на 1 час раздел «Пресмыкающиеся», вопрос о происхождении пресмыкающихся затрагивается в теме «происхождение зверей»
Содержание учебной программы:
Тема 1. «Общие сведения о животных» — 10 часов.
Зоология — наука о животных. Краткая история развития зоологии. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных. Основные систематические группы животных. Влияние человека на животных. Строение тела животных: клетка, ткани, органы и системы органов.
Тема 2. «Простейшие» — 4 часа
Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение саркодовых, жгутиконосцев и инфузорий.
Тема 3. «Тип Кишечнополостные» — 3 часа
Пресноводные и морские кишечнополостные: особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельность, многообразие и значение.
Тема 4. «Черви» — 6 часов
Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельность, многообразие и значение плоских, круглых и кольчатых червей.
Тема 5. «Моллюски» — 4 часа
Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.
Тема 6. «Тип Членистоногие» — 8 часов
Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение ракообразных, паукообразных и насекомых.
Тема 7. «Тип Хордовые» — 30 часов
а) Ланцетник — низшее хордовое. Рыбы: внешнее и внутреннее строение, особенности размножения, основные систематические группы, промысловые рыбы: рациональное использование и охрана.
б) Земноводные: места обитания и внешнее строение, внутреннее строение, годовой цикл жизни земноводных, их происхождение, многообразие и значение.
в) Пресмыкающиеся: особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие и значение. Вымершие пресмыкающиеся.
г) Птицы: среда обитания, внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие, годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц, многообразие и значение птиц, их охрана.
д) Млекопитающие: внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие, происхождение, многообразие, экологические группы и значение млекопитающих.
Тема 8. «Развитие животного мира на Земле» — 3 часа
Доказательства и причина эволюции животного мира, основные этапы развития животного мира на Земле.
Лабораторные работы
лабораторный практикум внесены изменения в связи с особенностями материально-технической базы кабинета и времени, отведенным на изучение данного курса биологии.
Из 10 лабораторных работ описанных в учебнике 4 работ не проводятся; 7 — добавлены на усмотрение учителя, две объединены в одну.
Технологическая карта 7 класс, 70 часов
Тема урока/ Тип урока | Время/ дата | Элементы содержания образования | Требования к уровню подготовки | Практическая /лабораторная работа | Методы | Формы орг-ии познав. дея-ти | Средства обучения | Вид контроля | примечание | |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНОМ МИРЕ 10 ч | ||||||||||
1 | Введение
| 1 ч. | Понятие о систематики; основные систематические категории: вид, класс, род, семейство, класс, отдел, царство | Строить классификацию организмов, распознавать систематические единицы |
| Беседа, объяснение объяснительно-иллюстративный | Фронтальная | § рис. Табл.
|
|
|
2 | Зоология — наука о животных урок изучения нового материала |
| Понятие зоологии, науки, изучающие животных -эмбриология, паразитология, анатомия, палеонтология, физиология, зоогеография и т.д. | Сравнивать растения и животных, давать характеристику царству животные, оценивать значение животных для человека и природы |
| Беседа, рассказ Объяснение репродуктивный | Фронтальная индивидуаль ная работа с учебником | §1 рис. 1-6 Табл. | Фронтальный опрос |
|
3-4 | Среда жизни и место обитание животных урок обобщения и систематизации знаний |
| Понятие среды жизни и места обитания зверей, наземно-воздушная, почвенная, водная, организменная; понятие взаимосвязи между организмами в сообществе-продуценты, консументы, редуценты, пищевые цепи, Понятие экологическая ниша | Приводить примеры обитателей разных сред жизни, отличать среду обитания от места обитания, строить пищевую цепь, различать функциональные группы организмов в сообществе Приводить примеры взаимосвязи организмов в сообществе |
| Беседа объяснение, Репродуктивный, метод проблемного обучения | Фронтальная индивидуаль ная, парная | §2 рис. 7 -14 Табл. Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | Фронтальный опрос, индивидуальна я беседа |
|
5 | Классификация животных и основные систематические группы Урок систематизации и обобщения знаний |
| Систематика в животном мире, понятия — вид, популяция, ареал, родовое и видовое название, значение классификации | Определять систематическое положение вида |
| Беседа, объяснение, Метод проблемного обучения | Фронтальная индивидуаль ная | §3 рис. Табл. Диски: Биология 7
| Фронтальный опрос |
|
6 | Влияние человека на животных Урок систематизации и обобщения знаний |
| Прямое воздействие человека на животных, косвенное воздействие, охраняемые территории | Приводить примеры воздействия человека на животных -положительное и отрицательное |
| Беседа, Метод проблемного обучения | фронтальная | §4 рис.
| Индивидуальная работа |
|
7 | Краткая история развития зоологии Урок изучения нового материала |
| Этапы развития зоологии |
|
| Беседа с элементами лекции репродуктивный | фронтальная | §5 рис.
|
|
|
8 | Строение клетки животного Урок изучения нового материала |
| Основные части клетки, органеллы клетки и их значение | Сравнивать и находить отличия растительной и животной клетки, распознавать органеллы клетки |
| Объяснение Мини-исследование репродуктивный | Фронтальная, парная | §6 рис. 19 Табл. Демонстрация микропрепаратов Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | тест, работа по карточка, фронтальный опрос, индивидуальный контроль |
|
9 | Ткани Урок изучения нового материала |
| Типы тканей животных | Сравнивать ткани растений и животных, отличать разные типы тканей по их характеристикам |
| Объяснение Мини-исследование Метод проблемного бучения | Парная, индивидуальная | §7 рис. 20 Табл. Демонстрация микропрепаратов Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | тест, работа по карточка, фронтальный опрос, индивидуальный контроль |
|
10 | Органы и системы органов Урок изучения нового материала |
| Понятие органа, системы органа, системы органов животных, их части и функции | Отличать по описанию систему органов, проводить взаимосвязь между образом жизни и работой органов |
| Объяснение Мини-исследование Частично-поисковый | индивидуальная | §8 рис. 21 Табл. Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | тест, работа по карточка, фронтальный опрос, индивидуальный контроль |
|
ТИП САРКОДОВЫЕ (Простейшие организмы) 4 ч | ||||||||||
11 | Класс Саркодовые Одноклеточные животные. Обыкновенная амеба Урок изучения нового материала |
| Характеристика одноклеточных организмов на примере амебы; рассмотреть особенности строения и функции клетки амебы; среда ее обитания, способ передвижения, питание, дыхание, выделение, размножение | Характеризовать одноклеточных по плану, процессы жизнедеятельности организмов, взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма; называть общие признаки простейших; распознавать органы и системы органов на таблицах и рисунках, на препаратах; схематически изображать внешнее и внутреннее строение; узнавать представителей; выявлять приспособленности к среде обитания; сравнивать представителей простейших между собой, находить усложнения | Сделать макет амебы. | Объяснение репродуктивный | Фронтальная парная | §9 рис. 22-25 Табл. 17 Демонстрация микропрепарата амебы под микроскопом Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | тест, работа по карточка, фронтальный опрос, индивидуальный контроль |
|
12 | Класс Жгутиконосцы Эвглена зеленая -одноклеточный организм Урок изучения нового материала |
| Особенности строения эвглены; признаки растительного и животного организма. | Сделать макет эвглены | Объяснение Метод проблемного обучения | Фронтальная парная | §10 рис. 26-30 Табл. 17 Демонстрация микропрепарата эвглены Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | тест, работа по карточка, фронтальный опрос, индивидуальный контроль |
| |
13 | Инфузория — туфелька Комбинированный урок |
| Особенности строения и жизнедеятельности инфузории-туфельки | Л/р Строение инфузории туфельки | Объяснение Частично-поисковый | Фронтальная парная | рис. 31-34 Табл. 17 Демонстрация микропрепарата инфузории Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | тест, работа по карточка, фронтальный опрос, индивидуальный контроль |
| |
14 | Многообразие простейших. Значение простейших Ур-к систематизации и обобщения знаний |
| Особенности жизнедеятельности паразитический организмов |
| Беседа, дискуссия репродуктивный | Индивидуальная, фронтальная | §12 рис. 35-36 Табл. |
|
| |
ПОДАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ | ||||||||||
ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ 3 ч | ||||||||||
15 | Пресноводная гидра -многоклеточное животное Внешнее строение гидры Урок изучения нового материала |
| Характеристика многоклеточных животных; особенности строения и жизнедеятельности клетки многоклеточного организма. Характеристика гидры: среда обитания, внешнее строение, лучевая симметрия. | Характеризовать кишечнополостных по плану, процессы жизнедеятельности организмов, взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма; называть общие признаки кишечнополостных; распознавать органы и системы органов на таблицах и рисунках, на препаратах; схематически изображать внешнее и строение; узнавать представителей; выявлять приспособленности к среде обитания; |
| Объяснение, рассказ Объяснительно-иллюстративнй | фронтальная | §13 рис.37 Табл. 17 Демонстрация микропрепарата гидры Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | тест, работа по карточка, фронтальный опрос, |
|
16 | Особенности клеточного строения гидры Урок изучения нового материала |
| Особенности строения покровных, стрекательных, нервных клеток; раздражимость, рефлекс, регенерация, размножение гидры Двуслойность, экто-энтодерма, раздражимость, регенариция. | Характеризовать особенности внутреннего строения гидры; выявить взаимосвязь между внутренним строением и водным образом жизни; взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма;Распознавать органы и системы органов внутреннего строения на таблицах и рисунках, схематически изображать строение систем органов; |
| Работа с книгой, объяснение Объяснительно-иллюстративнй | Групповая | § 13 рис.38-42 Табл. 17 Демонстрация микропрепарата гидры Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | фронтальный опрос, взаимоопрос, |
|
17 | Классификация и происхождение кишечнополостных Морские кишечнополостные урок изучения нового материала |
| Морские кишечнополостные, многообразие кишечнополостных, коралловые полипы и медузы | Находить общие признаки между кишечнополостными сравнивать представителей простейших между собой, находить усложнения |
| Беседа, объяснение репродуктивный | Фронтальная парная | §14 рис.45-48 Табл. | фронтальный опрос, ПР№1 |
|
Черви 6 ч | ||||||||||
ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ 2 ч | ||||||||||
18 | Тип плоские черви Особенности строение и жизнедеятельности плоских червей Урок изучения нового материала |
| Характеристика типы на примере белой планарии: среда обитания, внешнее строение, передвижении; двусторонняя симметрия; ткани, органы, системы органов | Характеризовать червей по плану, процессы жизнедеятельности организмов, взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма; называть общие признаки плоских червей; распознавать органы и системы органов на таблицах и рисунках, на препаратах; схематически изображать внешнее и внутреннее строение; узнавать представителей; выявлять приспособленности к среде обитания; сравнивать представителей простейших между собой, находить усложнения |
| Объяснение, работа с книгой репродуктивный | Фронтальная групповая | §15 рис.49-53 Табл.18 Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | тест, работа по карточка, взаимоопрос,
|
|
19 | Многообразие плоских червей. Происхождение плоских червей У-к изучения нового материала |
| Многообразие плоских червей: печеночный сосальщик, бычий цепень, эхинококк. Особенности их строения и жизнедеятельности; паразитизм червей; о вреде, наносимым человеку | Находить общие признаки между плоскими червями сравнивать представителей между собой, находить усложнения Характеризовать особенности жизнедеятельности представителей; отличать представителей отрядов друг от друга; |
| Работа с книгой, беседа, объяснение Частично-поисковый | Групповая, индивидуальная | § 16 рис.54-60 Табл. 12 | фронтальный опрос, сообщение о паразитических червях |
|
ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ 1 ч | ||||||||||
20 | Тип круглые черви. Особенности строения и жизнедеятельности круглых червей У-к изучения нового материала |
| Характеристика типа на примере человеческой аскариды: строение, паразитический образ жизни, жизненный цикл профилактика заражения, правила личной гигиены Свиной цепень как представитель паразитических червей. Особенности строения и приспособленности к паразитизму | Характеризовать червей по плану, процессы жизнедеятельности организмов, взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма; называть общие признаки плоских червей; распознавать органы и системы органов на таблицах и рисунках, на препаратах; схематически изображать внешнее и внутреннее строение; узнавать представителей; выявлять приспособленности к среде обитания; сравнивать представителей между собой, находить усложнения Находить общие признаки между плоскими червями, находить усложнения; |
| Работа с книгой, рассказ, объяснение репродуктивнй | Групповая фронтальная | §17 рис. 61-62 Табл. 18 Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | тест, работа по карточка, взаимоопрос, |
|
ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ 3 ч | ||||||||||
21 | Тип кольчатые черви. Дождевой червь. Внешнее строение У-к изучения нового материала |
| Характеристика кольчатых червей на примере дождевого червя: среда обитания, внешнее строение, передвижение. Двусторонняя симметрия | Характеризовать кольчатых червей по плану, процессы жизнедеятельности организмов, взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма; называть общие признаки кольчатых; распознавать органы и системы органов на таблицах и рисунках, на препаратах; схематически изображать внешнее и строение; узнавать представителей; выявлять приспособленности к среде обитания |
| Объяснение, работа с книгой, репродуктвный | Фронтальная индивидуальная | § 18-19 рис.63-64 Табл. 18 Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | тест, работа по карточка, фронтальный опрос, индивидуальный контроль |
|
22 | Внутреннее строение кольчатых червей У-к изучения нового материала |
| Строение органов. Мускулатура, питание, дыхание, Регенерация, размножение. Роль в образовании почвы. | Характеризовать особенности внутреннего строения дождевого червя; выявить взаимосвязь между внутренним строением и образом жизни; взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма;Распознавать органы и системы органов внутреннего строения на таблицах и рисунках, схематически изображать строение систем органов; |
| Работа с книгой, Беседа Частично-поисковый | Групповая | § 18-19 рис.65 Табл. Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | взаимоопрос, индивидуальный контроль работа по карточкам |
|
23 | Классификация и происхождение кольчатых червей Усложнение червей в процессе эволюции У-к систематизации и контроля знаний |
| Многообразие червей, приспособление к местам обитания. Проследить процесс развития червей: усложнение или упрощение червей. | Находить общие признаки между кольчатыми червями сравнивать представителей между собой, находить усложнения Характеризовать особенности жизнедеятельности представителей; отличать представителей отрядов друг от друга; Выявить усложнения и упрощения в типах червей, сравнивать типы червей; обосновать причины упрощения или усложнения организации червей |
| Работа с книгой, объяснение метод проблемного обучения | Индивидуальная | § рис. Табл. | Фронтальная опрос,, индивидуальный контроль |
|
ТИП МОЛЛЮСКИ 4 ч. | ||||||||||
24 | Тип моллюски. Общая характеристика типа У-к изучения нового материала |
| Общая характеристика типа. Систематика типа | Характеризовать класс по плану, процессы жизнедеятельности класса, взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма; называть общие признаки класса; распознавать органы и системы органов на таблицах и рисунках, на препаратах; схематически изображать внешнее и внутреннее строение; узнавать представителей класса на в природе; выявлять приспособленности к среде обитания |
| Объяснение, лекция репродуктивный | Фронтальная Элементы лекции | §20 рис.71-Табл. 19 Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | тест, работа карточка, фронтальная опрос, |
|
25 | Обыкновенный прудовик -класс брюхоногий моллюск У-к изучения нового материала |
| Особенности строения и жизнедеятельности брюхоногих моллюсков на примере прудовика: среда обитания, образ жизни, жизненные процессы, питание, дыхание, размножение, выделение | Характеризовать моллюсков по плану, процессы жизнедеятельности организмов, взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма; называть общие признаки моллюсков; распознавать органы и системы органов на таблицах и рисунках, на препаратах; схематически изображать внешнее и внутреннее строение; узнавать представителей; выявлять приспособленности к среде обитания; |
| Объяснение репродуктивный | фронтальная | §21 рис.72-77 Табл. 19 Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | тест, работа карточка, взаимоопрос |
|
26 | Беззубка — класс двустворчатый моллюск Комбинированный у-к |
| Особенности строения и жизнедеятельности двустворчатых моллюсков на примере беззубки: среда обитания, образ жизни, жизненные процессы, питание, дыхание, размножение, выделение | Л/Р Строение раковины моллюска | работа с книгой, практ.работа Частично-поисковый | Парная, фронтальная
| §22 рис.77-81 Табл. 19 Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | тест, работа карточка, взаимоопро индивидуальный опрос- |
| |
27 | Многообразие моллюсков Значение моллюсков У-к изучения нового материала |
| Многообразие моллюсковб морские, пресноводные. Роль моллюсков для природы и человека Моллюски -высокоорганизованные животные — Сравнение моллюсков с кольчатыми червями: черты усложнения и упрощения | сравнивать представителей между собой, находить усложнения Находить общие признаки между плоскими червями Характеризовать особенности жизнедеятельности представителей; отличать представителей отрядов друг от друга; |
| Беседа, дискуссия репродуктивный | Фронтальная семинар | §23 рис.82-85 Табл. 19 Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | фронтальный опрос, контрольная работа, сообщение о моллюсках Заполнение Таблицы ПР№2 |
|
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ 8 ч | ||||||||||
28 | Общая характеристика типа Членистоногие У-к изучения нового материала |
| Характеристика типа: среда обитания, особенности строения, жизнедеятельности, размножение. Многообразие | Характеризовать тип членистоногих по плану, называть общие признаки типа Распознавать представителей типа, объяснять их широкое распространение |
| Элементы лекции, объяснение репродуктивный | Фронтальная | §24
| Фронтальный опрос |
|
29 | Класс Ракообразные У-к изучения нового материала |
| Особенности внутреннего строения ракообразных: покровы, способ передвижения, питание, дыхание, поведение, размножение на примере речного рака | Характеризовать класс ракообразных по плану, процессы жизнедеятельности класса, взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма; называть общие признаки класса; распознавать органы и системы органов ракообразных на таблицах и рисунках, на препаратах; схематически изображать внешнее и внутреннее строение рака; узнавать представителей класса на коллекциях и в природе; выявлять приспособленности ракообразных к среде обитания | Л/Р Внешнее строение речного рака | Практическая работа, объяснение Частчино-поисковый | Парная, практическая работа | § 24 рис. 86-90 Табл. 1 Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | Тест, карточки, фронтальный опрос |
|
30 | Класс Паукообразные У-к изучения нового материала |
| Особенности внешнего и внутреннего строения паукообразных: покровы, способ передвижения, питание, дыхание, поведение, размножение на примере паука-крестовика |
| Работа с книгой, объяснение репродуктвный | Групповая | §25 рис. 91-97 Табл. 1 Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | Тест, карточки, фронтальный опрос ПР№3 |
| |
31 | Класс Насекомые Комбинированный у-к |
| Характеристика класса: особенности строения и процессов жизнедеятельности | Л/Р Изучить внешнее строение насекомого | Практическая работа, частично-поисковый | Парная, практическая работа | §26 рис.98-100 Табл. 2, 3 Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | Тест, карточки, фронтальный опрос |
| |
32 | Размножение насекомых У-к изучения нового материала |
| Процесс размножения насекомых, типы размножения, примеры | Характеризовать типы размножения насекомых, схематически изображать процесс размножения насекомых, приводить примеры |
| Работа с учебником Частично-поисковый | Парная, самостоятельная | §27 рис. 101-104 Табл. Диски: Биология 7 | Фронтальный опрос, взаимоопрос |
|
33 | Полезные насекомые У-к обобщения и систематизации знаний |
| Общественные насекомые — пчелы и муравьи, роль насекомых, законы жизни в семье, охрана насекомых |
|
| Беседа, рассказ М. Проблемного обучения | фронтальная | §28 рис. 105-108 | Тест |
|
34 | Насекомые вредители У-к систематизации и обобщения знаний |
| Отряды вредителей, меры борьбы с вредителями |
|
| Беседа, рассказ М.проблемного обучения | фронтальная | §29 рис.109 Табл. | Тест |
|
35 | Итоговый урок У-к контроля |
| Повторение изученного материала |
|
| Репродуктивный, проблемного обучения | индивидуальная |
| ПР№4 |
|
ТИП ХОРДОВЫЕ 30 ч | ||||||||||
36 | Ланцетник У-к изучения нового материала | 1ч. | Характеристика типа Хордовые. Особенности строения, среда обитания ланцетника | Характеризовать строение и особенности жизнедеятельности ланцетника, узнавать на таблицах и рисунках органы и системы органов ланцетника, схематически изображать строение ланцетника; выявлять приспособленность ланцетника к среде обитания. |
| Объяснение репродуктивный | фронтальная | §30 рис. 110-llS Табл. Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | Фронтальный опрос, карточки |
|
КЛАСС РЫБЫ 5 ч | ||||||||||
37 | Надкласс Рыбы Внешнее строение рыб Комбинированный у-к |
| Особенности внешнего строения рыб в связи с водным образом жизни | Характеризовать особенности внешнего строения рыбы ; выявить взаимосвязь между внешним строением и водным образом жизни; распознавать органы внешнего строения на таблицах и рисунках, на препаратах; схематически изображать внешнее строение; |
| Беседа, рассказ Частично-поисковый | Парная, фронтальная | §31 рис. 116 Табл. 4 Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | Тест, карточки, фронтальный опрос |
|
38 | Внутреннее строение рыб Комбинированный у-к |
| Особенности внутреннего строения рыб: скелет, мышцы, органы, системы органов | Характеризовать особенности внутреннего строения рыбы; выявить взаимосвязь между внутренним строением и водным образом жизни; взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма; распознавать органы и системы органов внутреннего строения ; сравнивать системы органов класса с ранее изученными классами; на таблицах и рисунках, на влажных препаратах; схематически изображать строение систем органов; | Л/Р Строение рыбы | Работа с учебником, м.проблемного обучения
| Групповая Фронтальная | §32 рис. 118-121 Табл. 4 влажный препарат Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | Тест, карточки, фронтальный опрос |
|
39 | Размножение рыб У-к изучения нового материала |
| Особенности размножения рыб: нерест и развитие, забота о потомстве. Миграции: проходные и полупроходные рыбы | Характеризовать особенности строения половой системы, размножения и развития рыб; различать по характеристикам проходных и полупроходных рыб |
| Работа с учебником репродуктивный | Индивидуальная, | §33 рис. 122-12 Табл. Влажные препарат | Письменный опрос, индивидуальный контроль |
|
40 | Многообразие рыб. систематические группы рыб. У-к изучения нового материала |
| Особенности строении и жизнедеятельности хрящевых рыб на примере акулы. Древние кистеперые рыбы. | Характеризовать особенности жизнедеятельности представителей разных отрядов рыб, сравнивать отряды; отличать представителей отрядов друг от друга; узнавать представителей нашей фауны |
| Беседа, доклад ученика репродуктивный | фронтальная | §34 рис. 124,12 5,126,127 Табл. Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | Фронтальный опрос |
|
41 | Хозяйственное значение рыб У-к обощения и систематизации знаний |
| Особенности хозяйственного использования рыб: искусственное разведение рыб, прудоводство. Охрана рыб. Промысловые виды рыб | Обосновывать важность хозяйственного значения рыб, охраны рыбных ресурсов, характеризовать основные приемы разведения рыб. |
| Беседа, дискуссия репродуктивный | Фронтальная семинар | §35 рис. 128-130 Табл. | Фронтальный опрос ПР№5 |
|
КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ 4 ч | ||||||||||
42 | Класс земноводные. Внешнее строение на примере лягушки. У-к изучения нового материала |
| Характеристика класса. Особенности внешнего строения лягушки. | Характеризовать класс по плану, процессы жизнедеятельности класса, взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма; называть общие признаки класса; распознавать органы и системы органов на таблицах и рисунках, на препаратах; схематически изображать внешнее и внутреннее строение; узнавать представителей класса в природе; выявлять приспособленности к среде обитания; Характеризовать особенности внешнего строения земноводных; выявить взаимосвязь между внешним строением и образом жизни; Находит органы на таблицах и рисунках, на препаратах; схематически изображать внешнее строение | Л/Р Внешнее строение лягушки. | Работа с учебником М.проблемного обучения практическая работа | Парная,
| §36 рис. 132,13 3 Табл. 5 Влажный Препарат лягушки Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | тест, работа по карточка, фронтальный опрос, индивидуальный контроль |
|
43 | Внутреннее строение лягушки У-к изучения нового материала |
| Особенности внутреннего строения лягушки в связи с образом жизни Скелет земноводных |
| Работа с учебником, объяснение репродуктивный | Групповая, фронтальная | §37 рис. 134-137 Табл. 5 влажный препарат лягушки Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | Взаимоопрос, фронтальный опрос, карточки |
| |
44 | Размножение и развитие лягушки У-к изучения нового материала |
| Цикл развития лягушки. Смена среды обитания | Характеризовать особенности строения половой системы, размножения и развития земноводных; |
| Объяснение беседа М.проблемного обучения | Фронтальная | §38 рис. 138,13 9 Табл. 6 Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | Тест, карточки, фронтальный опрос |
|
45 | Многообразие земноводных Происхождение и усложнение строения лягушки в процессе эволюции У-к изучения нового материала
|
| Многообразие земноводных, роль класса в природе, человека, охрана | Характеризовать особенности жизнедеятельности представителей разных отрядов земноводных, сравнивать отряды; отличать представителей отрядов друг от друга, узнавать представителей нашей фауны |
| Беседа, репродуктивный | индивидуальная
| §39 рис.141 Вырезки из журналов Табл. Влажные препараты — тритон, лягушки Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | Фронтальный опрос ПР№6 |
|
КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ 3 ч | ||||||||||
46-47 | Класс Пресмыкающихся. Строение и образ жизни ящерицы. У-к изучения нового материала |
| Общая характеристика класса на примере прыткой ящерицы: среда обитания, особенности строения, размножение, поведение, регенерация | Характеризовать класс по плану, процессы жизнедеятельности класса, взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма; называть общие признаки класса; Характеризовать особенностей внешнего и внутреннего строения земноводных; выявить взаимосвязь между внешнем и внутренним строением и образом жизни пресмыкающихся; взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма; распознавать органы и системы органов внутреннего строения ; сравнивать системы органов класса с ранее изученными классами; на таблицах и рисунках, на влажных препаратах; схематически изображать строение систем органов; | Л/Р Внешнее строение ящерицы | Объяснение Рассказ М.проблемного обучения | Фронтальная | § 40-41 рис. 142-149 Табл. 7 Влажный препарат — ящерица Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | Тест, карточки, фронтальный опрос |
|
48 | Многообразие пресмыкающихся Происхождение пресмыкающихся У-к изучения нового материала |
| Отряды пресмыкающихся: чешуйчатые, черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе, для человека. | Характеризовать особенности жизнедеятельности представителей разных отрядов пресмыкающихся, сравнивать отряды; отличать представителей отрядов друг от друга, узнавать представителей нашей фауны |
| Доклад ученика, беседа, рассказ репродуктивный | Фронтальная | § 42,43 рис. 150-155 Табл Влажные препараты: змея . | Сообщения, фронтальный опрос | 1? |
КЛАСС ПТИЦЫ 7 ч | ||||||||||
49 | Среда обитания. Внешнее строение птиц на примере голубя. Комбинированный у-к |
| Рассмотреть особенности строения птиц в связи со способностью летать. | Характеризовать особенности внешнего строения птиц; выявить взаимосвязь между внешним строением и способностью к полету; распознавать органы внешнего строения на таблицах и рисунках, на препаратах; схематически изображать внешнее строение; | Л/Р Внешнее строение голубя. Строение пера | Практическая работа, м.проблемного обучения | Парная, практическая работа | §44 рис. 156-158 Табл. 7 Перья местных птиц Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | Тест, карточки, фронтальный опрос |
|
50 | Особенности строения скелета У-к изучения нового материала |
| Особенности строения в связи с полетом скелет, мускулатура | Характеризовать особенности строения скелета и мышц в связи с полетом; различать отделы скелета |
| М.проблемного обучения | Индивидуальная, парная | §45 рис.159 Табл. 7 Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | Индивиду-альный контроль |
|
51 | Внутреннее строение птиц У-к изучения нового материала |
| Особенности внутреннего строения в связи с полетом:, органы внутренней полости | Характеризовать особенности внутреннего строения птиц; выявить взаимосвязь между внутренним строением и образом жизни птиц; взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма; распознавать органы и системы органов внутреннего строения ; сравнивать системы органов класса с ранее изученными классами; на таблицах и рисунках, на влажных препаратах; схематически изобраишть строение систем органов; объяснять способность птиц к полету |
| объяснение, м.проблемного обучения | Групповая, фронтальная | §46 рис. 161- 166 Табл. 7 Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | Табл. «Внутреннее строение птиц», индивидуа-льный контроль, фронтальный опрос |
|
52 | Размножение и развитие птиц У-к изучения нового материала, комбинированный |
| Процесс размножения и развития птиц, строение яйца. Типы размножения | Характеризовать особенности строения половой системы, размножения и развития птиц; показать важность появления яйца и яйцевых оболочек | Л/Р Изучение строения яйца | Работа с учебником Частично-поисковый | Парная | §47 рис. 167-169 Табл. Яйцо Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных
| Взаимоопрос, письменный олпрос |
|
53 | Годовой жизненный цикл Сезонные изменения в жизни птиц У-к обощения и систематизации знаний |
| Приспособленность птиц к сезонным явлениям в природе: гнездование, кочевки, перелеты. Причины и методы изучения перелетов | Характеризовать приспособленность птиц к сезонным изменениям; объяснять причины перелета, кочевок птиц; наблюдать сезонные изменения в жизни птиц, поведение птиц |
| Объяснение беседа М.проблемного обучения | Фронтальная | §48 рис.171 Табл. | Фронтальный опрос |
|
54 | Многообразие птиц У-к изучения нового материала |
| Основные отряды птиц Экологические группы птиц. Понятие о экологических группах птиц. Характеристика птиц каждой экологической группы, особенности жизни, внешнее строение -клюв, ноги, оперение, сроки размножения, место обитания. | Характеризовать экологические группы птиц по плану; причины подразделения птиц на экологические группы; сравнивать группы между собой; отличать представителей разных экологических групп; |
| беседа репродуктивный | фронтальная | §49 рис.171 Табл. Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных Птицы г,улан-Удэ
| Табл. Экологические группы птиц |
|
55 | Значение и охрана птиц Происхождение птиц У-к обощения и систематизации знаний |
| Теории и гипотезы происхождения птиц. Черты сходства и отличи пресмыкающихся и птиц. Древние птицы Домашние птицы. Основные породы, условия разведения домашних птиц. Значение птицеводства | Обосновывать теории происхождения птиц, сравнивать птиц и пресмыкающихся, характеризовать древних птиц, и показывать черты сходства и отличия древних и современных птиц Сравнивать предковые и современные формы основных видов домашних птиц; обосновывать важность птицеводства; наблюдать за повадками домашних птиц |
| Объяснение дискуссия репродуктивный | Фронтальная | §50 рис. | Фронтальный опрос ПР№7 |
|
КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ 10 ч | ||||||||||
56 | Среда обитания Внешнее строение класса на примере собаки у-к изучения нового материала |
| Внешнее строение собаки как представителя класса: покровы, форма тела. Внутреннее строение: скелет, мускулатура. | Характеризовать особенности внешнего строения млекопитающих; выявить взаимосвязь между внешним строением и приспособленностью к среде обитания; распознавать органы внешнего строения на таблицах и рисунках, на препаратах; схематически изображать внешнее строение; объяснять способность млекопитающих к широкому распространению по планете |
| Объяснение Беседа репродуктивный | Фронтальная | §51 Рис. 191-193 Табл. 8 Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | Тест, карточки, фронтальный опрос |
|
57 | Внутреннее строение млекопитающих Комбинированный у-к |
| Особенности строения система внутренних органов в связи с полетом | Характеризовать особенности внутреннего строения собаки; выявить взаимосвязь между внутренним строением и образом жизни млекопитающих; взаимосвязь органов и систем органов как основу целостности организма; распознавать органы и системы органов внутреннего строения ; сравнивать системы органов класса с ранее изученными классами; на таблицах и рисунках, на влажных препаратах; схематически изображать строение систем органов; объяснять способность млекопитающих к широкому распространению по планете |
| Работа с учебником, объяснение, беседа Частично-поисковый | Групповая, фронтальная | §52 рис Л 94-199 Табл.9. 10 Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | Тест, карточки, фронтальный опрос |
|
58 | Размножение млекопитающих У-к изучения нового материала |
| Система размножения, развитие зверей,забота о потомстве, типы развития, приспособленность к сезонным явлениям | Характеризовать особенности строения половой системы, размножения и развития млекопитающих; показать важность внутриутробного развития детенышей; сравнивать типы размножения, объяснять преимущества и недостатки каждого типа |
| Работа с учебником, объяснение частично-поисковый | Индивидуальная | §53 рис.200-204 Табл. Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | Индивидуал-ьный контроль |
|
59 | Происхождение зверей Многообразие животных У-к обобщения и систематизации знаний |
| Происхождение зверей от пресмыкающихся, сходства и различия с пресмыкающимися. Первозвери, сумчатые | Обосновывать теории происхождения млекопитающих, сравнивать млекопитающих с другими классами, показать сходство и отличия современных зверей и первозверей. |
| Беседа, объяснение, дискуссия репрдуктивный | Фронтальная | §54 рис.205-207 Табл. Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | Фронтальный опрос |
|
60 | Высшие или плацентарные звери Отряд Насекомоядные Отряд Рукокрылые Отряд Грызуны Отряд Зайцеобразные Отряд Хищные У-к изучения нового материала |
| Общая характеристика отрядов, широко распространенные виды отрядов: особенности их строения, местообитания видов, поведение, роль | Характеризовать отряды млекопитающих по плану; отличать представителей разных отрядов; сравнивать их между собой, находить черты сходства и отличия, узнавать представителей отрядов на таблицах, рисунках, в природе |
| Доклады учеников, работа с учебником Частично-поисковый
| Индивидуаль ная, фронтальная,
| §55 рис.208-212 Табл. 8 Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | Заполнение таблицы «Отряды млекопитаю-щих» Сообщения, индивидуаль-ный контроль, фронтальный опрос |
|
61 | Отряд Ластоногие Отряд Китообразные Отряд Копытные. У-к изучения нового материала |
|
| §56 рис.213-215 Табл. Диски: Биология 7 Жизнедеятельность живо |
| |||||
62 | Отряд Приматы У-к изучения нового материала |
|
| §57 Рис 218 Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных |
|
| ||||
63 | Экологические группы млекопитающих У-к обобщения и систематизации знаний |
| Основные экологические группы зверей — наземные, прыгающие, наземно-древесные, подземные, летающие, водные, околоводные, полуводные | По описанию внешнего вида и образа жизни определить экологическую группу |
| беседа, репродуктивный | фронтальная | §58 Рис |
|
|
64 | Значение животных У-к обобщения и систематизации знаний |
| Роль животных для природы и человека. Теории происхождение домашних животных. Основные породы дом.животных. условия их содержания | Сравнивать предковые и современные формы основных видов домашних животных; обосновывать важность животноводства; наблюдать за повадками домашних животных |
| Беседа, дискуссия, доклады учеников репродуктивный | Фронтальная | §59 рис. Табл. | Фронтальный опрос. Индивидуаль-ный контроль, таблица по породам животных |
|
65 | Итоговый урок У-к контроля знаний |
| Проверка знаний, умений, навыков |
|
| Репродуктивный, м.проблемного обучения, частично-поисковый | индивидуальный |
| ПР№8 |
|
РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ 3 ч | ||||||||||
66-67 | Краткая история развития эволюционного учения Теория Дарвина Доказательства исторического развития мира У-к изучения нового материала |
| Характеристика процесса развития эволюционного учения до Дарвина Теория Дарвина о развитии органического мира, о причинах эволюции, о этапах эволюции Науки, доказывающие историческое развитие мира и их доводы | Характеризовать учение Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, роль наследственности и изменчивости, естественного отбора; результаты эволюции, причины вымирания видов; характеризовать основные этапы эволюции органического мира |
| Объяснение Лекция репродуктивный | Фронтальная , индивидуальная | §60 рис.227 Табл. Диски: Биология 7 Жизнедеятельность животных | Фронтальный опрос, тест |
|
68 | Этапы развития органического мира У-к обобщения и систематизации знаний |
| Основные усложнения развития животных. Причины появления усложнений | Характеризовать основные этапы эволюции, причины вымирания и появление видов |
| Работа с учебником М.проблемного обучения | Индивидуальная | §61 рис.228 Табл. | Индивидуаль-ный контроль |
|
69-70 | Повторение У-к обобщения и систематизации знаний | 2ч |
|
| Л/Р Строение скелетов позвоночных Внутреннее строение позвоночных | Репродуктивный, м.проблемного обучения, частично-поисковый | индивидуальная, фронтальная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|