МБОУ « Калининская СОШ»

Кунгурский район

Пермский край

Конспект урока по биологии 9 коррекционный класс

«Пищеварение в ротовой полости»

Урок подготовила

Князева Алена Анатольевна

Учитель биологии

МБОУ « Калининская СОШ»

с Калинино 2014

Содержание

Пояснительная записка

………………………………………..

3

Технологическая карта урока (Методические рекомендации)

………………………………………..

4

Ход урока

………………………………………..

9

Список литературы

…………………………………………

14

Приложение

…………………………………………

Пояснительная записка

Урок пищеварение в ротовой полости 3 из 7 отведенных на тему «Пищеварение» согласно планированию, поэтому у детей уже сформированы понятия, что такое питательные вещества, пищеварение, химический состав пищи, витамины, органы пищеварения – общий обзор.

Поэтому основные задачи данного урока – это:

Образовательные:

развивать понятия пищеварения в ротовой полости;

описывать строение органов ротовой полости;

классифицировать органы по признакам сходства и различия.

Развивающие:

осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;

давать определения понятиям;

Коррекционные:

уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами и учителем;

уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию;

уметь ухаживать за полостью рта.

Для урока необходимо приготовить :

Таблицу « Пищеварение»,

Аншлаги,

Модель,

Костюм для Кариеса,

Компьютер, проектор,

Жетоны,

Зубные щетки разной длины,

Упаковки от зубных паст,

Зеркала.

План-конспект урока по учебнику «Биология. Человек »

Авторы: И. В. Романов, И. Б. Агафонова.

Тема: «Пищеварение в ротовой полости.»

(Технологическая карта)

Тема

Пищеварение в ротовой полости.

Цель темы

Узнать какие изменения происходят с пищей в ротовой полости.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

В познавательной сфере:

— давать определение изученных понятий: пищеварение, слюна;

— описывать строение зубов, слюнных желез;

— классифицировать по различным признакам зубы;

В ценностно-ориентационной сфере:

— анализировать и оценивать роль зубов в жизни человека

В сфере безопасности жизнедеятельности:

уметь ухаживать за полостью рта.

Личностные:

— Знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий.

-Признание ценности здоровья, своего и других людей.

Регулятивные:

-Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

— Прогнозировать ситуацию будущих событий.

Познавательные:

— Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

— Давать определения понятиям.

Коммуникативные:

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

— Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Основные понятия

Корень, шейка, коронка, зубная эмаль, дентин, пульпа ,зубы молочные, постоянные.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Русский язык, изо, сбо.

Работа с инструкционной картой, в группах, презентация результатов, практическая работа в парах, работа с моделями.

Учебник

Раздаточный материал

Презентация, разработанная учителем

Этапы уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия

Отмечает присутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников по группам.

Актуализация имеющийся информационный ресурс у обучающихся.

Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися

Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.

Анализ выданной работы

Работа с ресурсами

Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп

Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения

Проверяют наличие в пакете инструкционных карточек, наличие источников информации. Управляет поведением и деятельностью

Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности

2-й этап. Целеполагание

Направить обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия

Обучающиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи занятия. Формулируют общую цель и задачи.

Выдвигая цели делают умозаключения

Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество, аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе

Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение

Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную

Контроль за ответами одноклассников

3-й этап Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний

Учитель организует работу с моделью:

организует работу в группах, консультирует работу с инструкционной картой

Поиск и обработка ресурсов

Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты,

Работа в группах, организуют учебное сотрудничество

Устанавливают партнёрские отношения

Добывают новые знания

Оценивают объективные трудности

4-й этап. Итоги занятия.

Организует обсуждение результатов

Рассказывают о чем узнали на уроке

Презентуют памятку

Взаимодействие в групповом коллективе

Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику

Прогнозируют развитие процессов в живых организмах

Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе

5-й этап. Рефлексия.

Организует выполнение поставленной цели

Обдумывают своё действие

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате

Рефлексируют

Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их

Осуществляют выбор

6-й этап. Домашнее задание.

Задаёт и комментирует о домашнее задание

Воспринимают информацию.

Осознанно фиксируют информацию

Ход урока

План урока « Пищеварение в ротовой полости.»

1 Мотивирование к учебной деятельности ( Организационный момент)

Приветствие детей, проверка учебных принадлежностей для урока.

2 Постановка учебной задачи.

Пища в ротик к нам попала, что же с нею во рту стало?

Выслушиваются ответы детей и делается обобщение.

Сегодня мы должны выяснить, что за помощники есть у нас во рту, которые помогают пищеварению.

3. Подготовка к основному этапу.

Ответить на вопросы, работа с таблицей « Пищеварительная система человека»

1 Из каких частей состоит пищеварительная система человека?

2 Какие органы образуют пищеварительную трубку?

3 Назовите пищеварительные железы?

4 В чем заключается значение пищи для человека?

Выполнить тест ( Приложение №1, проверка в парах, правильные ответы1, 2, 5.)

4. Усвоение новых знаний.

Пища в организме расщепляется,

В вещества простые превращается,

Пищи происходит усвоение

И виной тому (пищеварение)

Сегодня на уроке мы познакомимся с процессом пищеварения в ротовой полости.

На доске тема урока « Пищеварение в ротовой полости и гигиена зубов.»

Возьмите зеркала и рассмотрите полость рта, что вы там увидели.

(зубы, десны, язык, небо, губы — аншлаги на доске)

Давайте разберемся для, чего нам нужны эти органы, а помогать мне сегодня будут желающие из вас. Итак, еще раз назовите органы, которые вы увидели в ротовой полости, а я расскажу о них более подробно.

Губы – это мышечный орган, который ограничивает вход в ротовую полость, участвуют в захвате пищи, определении ее качества и образовании слов.

Язык – это мышечный орган, который направляет пищу к зубам, перемешивает ее, определяет ее вкус и помогает нам говорить.

А теперь покажите свой язык соседу, мне, состройте рожицы, а я оценю их.

Поздравляю, мы только что провели с вами физкультминутку, активизировали мыслительные центры. Осталось только взять соседей за руки и пожелать им всего доброго.

А сейчас язычком дотроньтесь до своих зубов. Следующий орган ротовой полости – зубы.

Белые силачи — рубят калачи. В этой детской загадке отражается функция зубов. Зубы измельчают пищу, т.е. в ротовой полости при помощи зубов пища подвергается механическому изменению.( Презентация слайд №1)

Человеческий детеныш рождается беззубым. У маленьких детей первые зубы появляются в возрасте 6-8 месяцев. К двум годам у ребенка 20 зубов — эти зубы называются молочными.

С 6-7 летнего возраста и до 12 лет происходит замена молочных зубов на настоящие.( Презентация слайд №2)

У взрослого человека 32 зуба. Они делятся на резцы, клыки и коренные. (Аншлаги, на доске появляется схема )

Итак, какое же строение имеют наши зубы. ( Собирается модель на доске, Приложение №2)

Внешнее строение КОРОНКА, ШЕЙКА, КОРЕНЬ

Внутреннее строение ЭМАЛЬ, ДЕНТИН,ПУЛЬПА.

( я рекомендую сделать вам рисунок – схему, рисуем вместе со мной))

Появляется герой в страшной маске – это кариес, он пугает детей.

Кариес — это самая распространенная болезнь зубов. Кариес — это разрушение зуба с образованием в нем полости. Раньше эту болезнь называли костоедой.

Злой разбойник кариес

У детей он зубы ест-

Зубы ровные, кривые

И клыки и коренные.

Днем и ночью зубы ест

Злой разбойник кариес.

Причин образования кариеса несколько – это и скопление бактерий и микробов во рту, которые разрушают эмаль, резкая смена горячей и холодной пищи, нехватка фтора в продуктах питания и воде, наследственная предрасположенность. Чтобы зубки всегда были здоровыми и красивыми нужно соблюдать ряд правил по уходу за ними.

Ну, что же давайте начнем лечить наш больной зубик, а кто нам в этом поможет?

Стоматолог – это врач, занимающийся лечением болезней зубов, слизистой оболочки полости рта, челюстей и лица, а также профилактикой всех этих заболеваний. ( Презентация слайд №3 -15)

Пожужжим как бор машинки и поставим пломбу нашему зубику.

Часто кушать как попало

Вам ребята не пристало.

Если сам себе не враг перекусывай ты так:

Молоко, орехи, сыр,

Сырые овощи, кефир.

Вам тогда не повредит

Кариес зубной бандит.

Улыбнитесь все пошире

И пусть все видят, что ваши зубы,

Крупные и ровные,

Острые и частые,

Твердые, жемчужные,

Белые, клыкастые,

Мраморные, крепкие

Самые смехастые.

Напишите 2 – 3 предложения : Правила ухода за зубами.

Анализируем работу, выбираем самое главное, сравниваем ваши предложения с выданной памяткой, которую вклеиваем в тетрадь.

Каждый получает памятку ( Приложение №3)

5.Физкультминутка.

Дружно встали. Раз! два! Три!

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим.

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.

И на лево надо тоже поглядеть из под ладошек.

И на право и еще через левое плечо.

Наклонились влево, вправо.

Отдохнули мы на славу.

Практическая работа. ( Приготовить несколько зубных щеток разных по длине, жесткости, несколько коробочек от зубных паст: отбеливающих, профилактических, лечебных)

Из предложенных щеток выбрать « правильную» с вашей точки зрения и объяснить свой выбор.

Какую информацию можно прочитать на коробочке от зубной пасты.

Обобщение по этой части урока.

Щетка должна прикрывать 2-3 зуба, используем профилактическую зубную пасту.

Сделайте подряд несколько глотательных движений .Что вы проглотили?

Слюна-это секрет слюнных желез. Слюна содержит 99% воды и имеет слабощелочную реакцию. В ее состав входят ферменты, обеззараживающие пищу и придающие ей клейкость.

6.Закрепление знаний.

Ребята, о чем мы узнали сегодня на уроке. ( Помогают аншлаги)

Таким образом, пища в ротовой полости опробуется на вкус, измельчается, обеззараживается, частично переваривается, смачивается и проглатывается.

7Рефлексия.

И уходя с урока, выберите для себя жетоны с зубикам. Если урок понравился — улыбающийся, если нет — плачущий. ( Приложение №4)

8.Домашнее задание. Прочитать в учебнике страницы 151- 154, обратить внимание на рисунки, Выполнить задание 1, 2 страница 155, раздел «Задание».

Список литературы

1 Козачек Т.В. Биология Поурочные планы 8 класс – Волгоград. Учитель 2007 год

2 Романов И. В. Агафонова И.Б. Биология 9 класс Человек — М. Дрофа 2008 год

3

Приложение №3

Памятка по уходу за зубами.

1 Чисти зубы 2 раза в день не менее 3 минут.

2 Правильно подбирай зубную щетку и пасту, вовремя их заменяй.

3 Посещай стоматолога 2 раза в год.

4 Правильно питайся.

Приложение № 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here