МБОУ « Калининская СОШ»
Кунгурский район
Пермский край
Конспект урока по биологии 9 коррекционный класс
«Пищеварение в ротовой полости»
Урок подготовила
Князева Алена Анатольевна
Учитель биологии
МБОУ « Калининская СОШ»
с Калинино 2014
Содержание
……………………………………….. | 3 | |
Технологическая карта урока (Методические рекомендации) |
……………………………………….. | 4 |
Ход урока | ……………………………………….. | 9 |
Список литературы | ………………………………………… | 14 |
Приложение | ………………………………………… |
|
Пояснительная записка
Урок пищеварение в ротовой полости 3 из 7 отведенных на тему «Пищеварение» согласно планированию, поэтому у детей уже сформированы понятия, что такое питательные вещества, пищеварение, химический состав пищи, витамины, органы пищеварения – общий обзор.
Поэтому основные задачи данного урока – это:
Образовательные:
развивать понятия пищеварения в ротовой полости;
описывать строение органов ротовой полости;
классифицировать органы по признакам сходства и различия.
Развивающие:
осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;
давать определения понятиям;
Коррекционные:
уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами и учителем;
уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию;
уметь ухаживать за полостью рта.
Для урока необходимо приготовить :
Таблицу « Пищеварение»,
Аншлаги,
Модель,
Костюм для Кариеса,
Компьютер, проектор,
Жетоны,
Зубные щетки разной длины,
Упаковки от зубных паст,
Зеркала.
План-конспект урока по учебнику «Биология. Человек »
Авторы: И. В. Романов, И. Б. Агафонова.
Тема: «Пищеварение в ротовой полости.»
(Технологическая карта)
Пищеварение в ротовой полости. | ||||
Цель темы | Узнать какие изменения происходят с пищей в ротовой полости. | |||
Планируемый результат
| Предметные умения | УУД | ||
В познавательной сфере: — давать определение изученных понятий: пищеварение, слюна; — описывать строение зубов, слюнных желез; — классифицировать по различным признакам зубы; В ценностно-ориентационной сфере: — анализировать и оценивать роль зубов в жизни человека В сфере безопасности жизнедеятельности: уметь ухаживать за полостью рта.
| Личностные: — Знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий. -Признание ценности здоровья, своего и других людей. Регулятивные: -Ставить цель и анализировать условия достижения цели. — Прогнозировать ситуацию будущих событий. Познавательные: — Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов. — Давать определения понятиям. Коммуникативные: -Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами — Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
| |||
Основные понятия | Корень, шейка, коронка, зубная эмаль, дентин, пульпа ,зубы молочные, постоянные. | |||
Организация пространства | ||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||
Русский язык, изо, сбо. | Работа с инструкционной картой, в группах, презентация результатов, практическая работа в парах, работа с моделями. | Учебник Раздаточный материал Презентация, разработанная учителем | ||
|
|
|
|
|
Этапы уроков
Деятельность обучающихся | ||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1-й этап Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия
| ||||||
Отмечает присутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников по группам. Актуализация имеющийся информационный ресурс у обучающихся. Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися | Выбор эффективных способов организации рабочего пространства. Анализ выданной работы | Работа с ресурсами | Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп | Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения | Проверяют наличие в пакете инструкционных карточек, наличие источников информации. Управляет поведением и деятельностью | Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности |
2-й этап. Целеполагание | ||||||
Направить обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия | Обучающиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи занятия. Формулируют общую цель и задачи. | Выдвигая цели делают умозаключения | Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество, аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе | Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение | Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную | Контроль за ответами одноклассников |
Учитель организует работу с моделью: организует работу в группах, консультирует работу с инструкционной картой | Поиск и обработка ресурсов | Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, | Работа в группах, организуют учебное сотрудничество | Устанавливают партнёрские отношения | Добывают новые знания | Оценивают объективные трудности |
4-й этап. Итоги занятия.
| ||||||
Организует обсуждение результатов | Рассказывают о чем узнали на уроке | Презентуют памятку | Взаимодействие в групповом коллективе | Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику | Прогнозируют развитие процессов в живых организмах | Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе |
5-й этап. Рефлексия.
| ||||||
Организует выполнение поставленной цели | Обдумывают своё действие |
| Выражают собственное мнение о работе и полученном результате | Рефлексируют | Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их | Осуществляют выбор |
6-й этап. Домашнее задание.
| ||||||
Задаёт и комментирует о домашнее задание | Воспринимают информацию. | Осознанно фиксируют информацию |
|
|
|
|
Ход урока
План урока « Пищеварение в ротовой полости.»
1 Мотивирование к учебной деятельности ( Организационный момент)
Приветствие детей, проверка учебных принадлежностей для урока.
2 Постановка учебной задачи.
Пища в ротик к нам попала, что же с нею во рту стало?
Выслушиваются ответы детей и делается обобщение.
Сегодня мы должны выяснить, что за помощники есть у нас во рту, которые помогают пищеварению.
3. Подготовка к основному этапу.
Ответить на вопросы, работа с таблицей « Пищеварительная система человека»
1 Из каких частей состоит пищеварительная система человека?
2 Какие органы образуют пищеварительную трубку?
3 Назовите пищеварительные железы?
4 В чем заключается значение пищи для человека?
Выполнить тест ( Приложение №1, проверка в парах, правильные ответы1, 2, 5.)
4. Усвоение новых знаний.
Пища в организме расщепляется,
В вещества простые превращается,
Пищи происходит усвоение
И виной тому (пищеварение)
Сегодня на уроке мы познакомимся с процессом пищеварения в ротовой полости.
На доске тема урока « Пищеварение в ротовой полости и гигиена зубов.»
Возьмите зеркала и рассмотрите полость рта, что вы там увидели.
(зубы, десны, язык, небо, губы — аншлаги на доске)
Давайте разберемся для, чего нам нужны эти органы, а помогать мне сегодня будут желающие из вас. Итак, еще раз назовите органы, которые вы увидели в ротовой полости, а я расскажу о них более подробно.
Губы – это мышечный орган, который ограничивает вход в ротовую полость, участвуют в захвате пищи, определении ее качества и образовании слов.
Язык – это мышечный орган, который направляет пищу к зубам, перемешивает ее, определяет ее вкус и помогает нам говорить.
А теперь покажите свой язык соседу, мне, состройте рожицы, а я оценю их.
Поздравляю, мы только что провели с вами физкультминутку, активизировали мыслительные центры. Осталось только взять соседей за руки и пожелать им всего доброго.
А сейчас язычком дотроньтесь до своих зубов. Следующий орган ротовой полости – зубы.
Белые силачи — рубят калачи. В этой детской загадке отражается функция зубов. Зубы измельчают пищу, т.е. в ротовой полости при помощи зубов пища подвергается механическому изменению.( Презентация слайд №1)
Человеческий детеныш рождается беззубым. У маленьких детей первые зубы появляются в возрасте 6-8 месяцев. К двум годам у ребенка 20 зубов — эти зубы называются молочными.
С 6-7 летнего возраста и до 12 лет происходит замена молочных зубов на настоящие.( Презентация слайд №2)
У взрослого человека 32 зуба. Они делятся на резцы, клыки и коренные. (Аншлаги, на доске появляется схема )
Итак, какое же строение имеют наши зубы. ( Собирается модель на доске, Приложение №2)
Внешнее строение КОРОНКА, ШЕЙКА, КОРЕНЬ
Внутреннее строение ЭМАЛЬ, ДЕНТИН,ПУЛЬПА.
( я рекомендую сделать вам рисунок – схему, рисуем вместе со мной))
Появляется герой в страшной маске – это кариес, он пугает детей.
Кариес — это самая распространенная болезнь зубов. Кариес — это разрушение зуба с образованием в нем полости. Раньше эту болезнь называли костоедой.
Злой разбойник кариес
У детей он зубы ест-
Зубы ровные, кривые
И клыки и коренные.
Днем и ночью зубы ест
Злой разбойник кариес.
Причин образования кариеса несколько – это и скопление бактерий и микробов во рту, которые разрушают эмаль, резкая смена горячей и холодной пищи, нехватка фтора в продуктах питания и воде, наследственная предрасположенность. Чтобы зубки всегда были здоровыми и красивыми нужно соблюдать ряд правил по уходу за ними.
Ну, что же давайте начнем лечить наш больной зубик, а кто нам в этом поможет?
Стоматолог – это врач, занимающийся лечением болезней зубов, слизистой оболочки полости рта, челюстей и лица, а также профилактикой всех этих заболеваний. ( Презентация слайд №3 -15)
Пожужжим как бор машинки и поставим пломбу нашему зубику.
Часто кушать как попало
Вам ребята не пристало.
Если сам себе не враг перекусывай ты так:
Молоко, орехи, сыр,
Сырые овощи, кефир.
Вам тогда не повредит
Кариес зубной бандит.
Улыбнитесь все пошире
И пусть все видят, что ваши зубы,
Крупные и ровные,
Острые и частые,
Твердые, жемчужные,
Белые, клыкастые,
Мраморные, крепкие
Самые смехастые.
Напишите 2 – 3 предложения : Правила ухода за зубами.
Анализируем работу, выбираем самое главное, сравниваем ваши предложения с выданной памяткой, которую вклеиваем в тетрадь.
Каждый получает памятку ( Приложение №3)
5.Физкультминутка.
Дружно встали. Раз! два! Три!
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим.
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.
И на лево надо тоже поглядеть из под ладошек.
И на право и еще через левое плечо.
Наклонились влево, вправо.
Отдохнули мы на славу.
Практическая работа. ( Приготовить несколько зубных щеток разных по длине, жесткости, несколько коробочек от зубных паст: отбеливающих, профилактических, лечебных)
Из предложенных щеток выбрать « правильную» с вашей точки зрения и объяснить свой выбор.
Какую информацию можно прочитать на коробочке от зубной пасты.
Обобщение по этой части урока.
Щетка должна прикрывать 2-3 зуба, используем профилактическую зубную пасту.
Сделайте подряд несколько глотательных движений .Что вы проглотили?
Слюна-это секрет слюнных желез. Слюна содержит 99% воды и имеет слабощелочную реакцию. В ее состав входят ферменты, обеззараживающие пищу и придающие ей клейкость.
6.Закрепление знаний.
Ребята, о чем мы узнали сегодня на уроке. ( Помогают аншлаги)
Таким образом, пища в ротовой полости опробуется на вкус, измельчается, обеззараживается, частично переваривается, смачивается и проглатывается.
7Рефлексия.
И уходя с урока, выберите для себя жетоны с зубикам. Если урок понравился — улыбающийся, если нет — плачущий. ( Приложение №4)
8.Домашнее задание. Прочитать в учебнике страницы 151- 154, обратить внимание на рисунки, Выполнить задание 1, 2 страница 155, раздел «Задание».
Список литературы
1 Козачек Т.В. Биология Поурочные планы 8 класс – Волгоград. Учитель 2007 год
2 Романов И. В. Агафонова И.Б. Биология 9 класс Человек — М. Дрофа 2008 год
3
Приложение №3
Памятка по уходу за зубами.
1 Чисти зубы 2 раза в день не менее 3 минут.
2 Правильно подбирай зубную щетку и пасту, вовремя их заменяй.
3 Посещай стоматолога 2 раза в год.
4 Правильно питайся.
Приложение № 4