Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Нурлат РТ

« Я и мое здоровье»

( Программа элективного курса для обучающихся 9 класса)

Автор: учитель биологии

первой квалификационной

категории Сапова Л.А.

Нурлат, 2014г.

Пояснительная записка

Программа элективного курса для 9 класса «Я и мое здоровье» составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. — М.: Дрофа, 2007), учебника Н.И. Сонина и М.И.Сапина «Биология. Человек. 8 класс» М изд. «Дрофа» 2006г.

Содержание курса является логическим продолжением программного материала Н.И. Сонина , М.Р. Сапина «Биология. Человек», поэтому при изучении данного курса основная опора делается на ранее изученные вопросы анатомии и физиологии человека.

Содержание школьного биологического образования не раскрывает в полной мере проблему здорового образа жизни, факторов влияющих на состояние здоровья человека, поэтому разработанный курс предполагает углубленное изучение материала по темам: «Опорно-двигательная система», «Сердечно – сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система» , «Гуморальная система» , «Высшая нервная деятельность», позволяет привить интерес и желание больше узнать самого себя , глубже познако -миться с причинами, нарушающими здоровье и факторами сохраняющими его, предполагает использование здоровьесберегающих компонентов, а также проведение лабораторных работ.

Сегодня состояние подрастающего поколения вызывает большую тревогу. По мнению ученных, наше здоровье зависит на 20% от наследственности, на 20% от окружающей среды, на 8-10% от медицины и 50% от образа жизни. . Современные дети не имеют четкого представления о закономерностях процессов, протекающих в своем организме, о принципах здорового образа жизни, о путях предупреждения переутомления, способах поддержания высокого уровня работоспособности, культуры физической деятельности, правилах рационального питания, ухода за чистотой тела, т.е. не обладают всеми теми знаниями, значимость которых особенно возросла в настоящее время в связи с увеличением нервно-психологических нагрузок и сложной экологической обстановкой.

В свете сказанного, нельзя недооценивать период школьного обучения, когда формируется модель поведения, которая далее будет определять уровень, продолжительность жизни и состояние здоровья человека. Программа способствует формированию здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека. Способствует профессиональной ориентации школьников, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает учащихся практическими умениями и навыками.

Программа курса рассчитана на 34 занятия в 9 классе ( 1 час в неделю). Описание хода лабораторных работ отражено в приложении.

Цель курса:

Формирование у учащихся правильного отношения к здоровому образу жизни и своему здоровью.

Задачи курса :

  • Расширить и углубить знания школьников по некоторым темам физиологии человека.

  • Углубить и расширить знания учащихся о причинах нарушения здоровья.

  • Ознакомить учащихся с факторами, сохраняющими здоровье.

  • Формировать уважительное отношение к своему организму.

  • Уметь применять знания, полученные при изучении данного курса на практике.

  • Вести пропаганду здорового образа жизни.

Учащиеся должны знать:

— причины, нарушающие здоровье ;

— факторы, способствующие сохранению здоровья;

— способы укрепления здоровья;

— элементарные санитарно-гигиенические нормы, способствующие сохранению здоровья.

Учащиеся должны уметь:

— сравнивать, анализировать и делать выводы;

— участвовать в дискуссиях, работать в группах, развивать творческие умения;

— выполнять и защищать презентации.

Основными формами и методами изучения курса являются:

— лекции, семинары;

— защита рефератов;

— практикумы ;

— устные сообщения учащихся с последующей дискуссией.

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирования у них творческих умений.

Контроль знаний :

— тестовый контроль;

— презентации по здоровому образу жизни;

— рефераты по здоровому образу жизни;

— заслушивание результатов исследовательских работ.

Календарно- тематический план

Содержание учебных тем

Всего

часов

Теория

Практика

1

Цели и задачи курса « Я и мое здоровье».

1

1

2

Основные понятия эндокринной регуляции.

1

1

3

Понятие об анализаторах. Органы чувств.

3

1

2

4

Строение и функции скелета человека.

2

1

1

5

Внутренняя среда организма

2

1

1

6

Сердце, его строение и работа.

3

1

2

7

Значение дыхания для жизнедеятельности организма.

2

1

1

8

Значение питания для жизнедеятельности организма.

3

1

2

9

Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма.

1

1

10

Наружные покровы тела.

2

1

1

11

Размножение (воспроизведение) человека.

1

1

12

Основные понятия нервной регуляции.

2

1

1

13

Высшая нервная деятельность.

2

1

1

14

Познавательная деятельность мозга.

3

1

2

15

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

1

1

16

Урок-конференция «Известные ученые-исследователи организма человека.

2

2

17

Отчет о выполнении исследовательских работ

1

1

18

Тестирование.

1

1

19

Итоговое

1

1

34

20

14

Содержание программы:

Занятие 1.

Цели и задачи курса « Я и мое здоровье».

Здоровье человека – общественное и личное достояние. Средняя продол -жительность жизни – показатель здоровья человека. Рождаемость : причины ее сокращения. Влияние измененной природной среды на здоровье человека. Обострение проблемы здоровья.

Здоровьесберегающий компонент:

влияние климатических факторов на здоровье человека. Адаптации человека к условиям среды.

Занятие 2

Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Нарушения деятельности и эндокринной систем и их предупреждение. Здоровьесберегающий компонент:

профилактика йододефицита.

Занятие 3-4-5

Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анали -заторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.

Здоровьесберегающий компонент:

Профилактика нарушений остроты зрения. Шумовое загрязнение среды и его влияние на здоровье человека.

Лабораторные работы:

  • изучение изменения размеров зрачка;

  • наблюдение палочкового зрения;

  • выявление функций хрусталика;

  • определение остроты звука;

  • выработка правил предупреждения нарушений зрения и слуха (домашнее задание).

Занятие 6-7

Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей. Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц .

Здоровьесберегающий компонент:

Нарушения опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при вывихе, растяжении, переломе.

Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Профилактика гиподинамии.

Лабораторные работы:

изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц;

выявление плоскостопия (домашнее задание);

  • выявление нарушения осанки.

Занятие 8-9

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.

Значение постоянства внутренней среды организма.

Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека, иммунная реакция, иммунная память. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.

Здоровьесберегающий компонент:

Факторы, влияющие на состояние крови. Факторы, влияющие на иммунитет. Методы повышения иммунитета. Причины, последствия и предупреждение аллергии. ВИЧ.СПИД.

Лабораторная работа:

  • изучение последствий перетяжки пальца

Занятия 10-11-12

Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.

Здоровьесберегающий компонент:

Сердечно-сосудистые заболевания, их причины. Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы.

Лабораторные работы:

  • функция венозных клапанов;

  • измерение кровяного давления с помощью тонометра ;

  • подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке;

  • изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

Занятия 13-14

Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Понятие о жизненной емкости легких. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.

Здоровьесберегающий компонент:

Профилактика заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем- туберкулеза, ОРВИ, гриппа — и других заболеваний дыхательной системы.

Лабораторные работы:

  • измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха ;

  • измерение времени задержки дыхания на вдохе и выдохе.

Занятие 15-16-17

Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание. Гепатит А. Глистные инвазии: аскаридоз, описторхоз.

Здоровьесберегающий компонент:

Гигиена ротовой полости. Рациональное питание и культура здоровья. Пищевые добавки, примеси, вредные вещества в пище, их влияние на здоровье человека. Профилактика гепатита. Предупреждение отравлений. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях. Предупреждение нарушений обмена веществ, авитаминоза. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Диеты.

Лабораторные работы:

  • изучение действия слюны на крахмал;

  • качественное определение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах;

  • определение положения слюнных желез;

  • составление рациона питания .

Занятие 18

Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы.

Здоровьесберегающий компонент:

Причины заболеваний выделительной системы. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья Способы очищения организма от шлаков.

Занятие 19-20

Наружные покровы тела. Роль кожи в терморегуляции.

Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи. Заболевания кожи: чесотка, грибковые заболевания.

Здоровьесберегающий компонент:

Гигиена кожи, волос, ногтей. Профилактика заболеваний кожи. Влияние факторов среды при закаливании организма

Лабораторные работы:

  • рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти;

  • определение типа кожи с помощью бумажной салфетки;

  • выяснение функций кожных рецепторов подушечек пальцев.

Занятие 21

Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Неблагоприятное влияние алкоголя, никотина, токсических веществ на развивающийся плод. Рост и развитие ребенка после рождения.

Здоровьесберегающий компонент:

Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Ответственное поведение как социальный фактор сохранения репродуктивного здоровья.

Занятие 22-23

Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Вегетативная нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции.

Лабораторные работы:

  • пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка;

  • изучение глотательного рефлекса продолговатого мозга ;

  • изучение участия среднего мозга в ориентировочном рефлексе.

Занятия 24-25

Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Лабораторные работы:

  • выработка условных рефлексов у котенка;

  • выработка условных рефлексов у испытуемых.

Занятие 26-27-28

Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.

Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

Здоровьесберегающий компонент:

Биоритмы и предупреждение их нарушений. Гигиена сна. Влияние стресса на здоровье человека. Предупреждение умственного переутомления.

безусловные и условные рефлексы человека по методу речевого подкрепления; двойственные изображения, иллюзии установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.

Лабораторные работы:

  • выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память

  • изучение двойственных изображений, иллюзии установки.

  • определение типов темперамента.

Занятие 29

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Влияние вредных привычек на здоровье подростка, взрослого человека. Здоровый образ жизни как залог физического и психического здоровья человека. Занятие с элементами психологического тренинга «Здоровый образ жизни».

Здоровьесберегающий компонент:

Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании, токсикомании

Занятие 30-31

Урок-конференция «Известные ученые-исследователи организма человека. Заслушивание сообщений. Просмотр презентаций.

Занятие 32

Отчет о выполнении исследовательских работ по темам:

  • определение содержания витамина С в пищевых продуктах;

  • влияние табачного дыма на рост и развитие организма.

Занятие 33

Тестирование. Защита рефератов, презентаций.

Занятие 34

Итоговое

Литература:

  1. Анастарова Л. П., Кучменко В. С., Цехмистренко Т. А. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. – М.: Вентана-Граф, 2004

  2. Биологический эксперимент в школе:Кн. для учителя/А.В.Бинас, Р.Д.Маш, А.И.Никишов и др.-М.: Просвещение, 1990.- 192 с.:ил.

  3. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина « Человек»/ авт.-сост.Т.В.Козачек.- Волгоград: Учитель, 2006.- 328 с.

  4. Бруновт Е.П.и др. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека: Пособие для учителя/- 3-е изд., перераб.- М.: Прсвещение, 1984.- 192 с., ил.

  5. Воронин Л. Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983

  6. Колесов Д.В. «Гигиена и здоровье», М.:Просвещение, 1983.

  7. Колесов Д.В. и др. Биология. Человек : Учебн. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 1997.- 304 с.

  8. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся.Изд.2-е, перераб. М., «Просвещение», 1978

  9. Поддубная Л.Б. Элективный курс «Секретный материал о твоем здоровье» Волгоград 2005

10.Журнал «Биология в школе» :

-№ 5, 1989г. стр. 61 – О вечере «Азбука витаминов»

-№ 3, 1989г. стр. 32 «Три урока о здоровом образе жизни».

-№ 5, 1990г. стр. 10 «Здоровый образ жизни. Предупреждение стомато-

логических заболеваний».

-№ 2, 2004г. стр. 38 «Формирование здорового образа жизни. Практи-

ческие работы».

-№ 4, 2006г. стр.36 « Воздушная среда и здоровье человека»

-№ 1, 2001г. стр.30 « Пищевые добавки и здоровье человека»

-№ 1-2, 1992г. стр.15 Государственная программа «Здоровье населения

России».

стр.34 «Компьютеризация и здоровье школьника».

стр. 39 «Еще раз об осанке»

11.Ресурсы Интернет

Приложение

Лабораторные работы к занятиям 4-5.

  1. Изучение зрачкового рефлекса.

Проводится попарно. Ученик-экспериментатор просит своего соседа посмотреть на окно. Зрачки сужены. Затем глаза просят закрыть рукой. Когда их открывают снова, видно сужение расширенных зрачков. Вывод? ( ответ: зрачки способны рефлекторно сужаться и расширяться, обеспечивая оптимальную освещенность сетчатки при достаточном уровне освещения предметов).

  1. Наблюдение палочкового зрения.

Оборудование: карандаш или ручка в красной рубашке.

Смотря прямо перед собой, поднесите карандаш к виску. Двигая его вперед и назад, найдите положение, при котором рубашка карандаша показалась бы черной. Почему для обнаружения функции палочек пришлось прибегнуть к боковому зрению?

  1. Выявление функций хрусталика.

Оборудование: лист белой бумаги с отверстием посередине. Вокруг отверстия по периметру пишутся буквы или цифры. Надпись на доске.

Учитель предлагает взять белый листок бумаги и расположить его так. Чтобы буквы, находящиеся по периметру отверстия, были хорошо видны. Затем учащимся предлагают закрыть один глаз, а вторым через отверстие в бумаге посмотреть на текст на доске. Буквы, написанные на листе бумаги, кажутся размытыми, теряют резвость. Они как бы находятся не в фокусе. Затем учащимся предлагают перевести взгляд на буквы, написанные на бумаге. Тогда нечеткой становится надпись на доске. Вывод? (ответ: хрусталик меняет кривизну в зависимости от расстояния предмета. При рассмотрении дальних предметов становится уплощенным, а при рассмотрении близких- выпуклым).Благодаря этому мы можем четко видеть интересующие предметы на различном расстоянии.

  1. Определение остроты слуха.

Приставьте к уху механические часы и отставляйте их от себя до тех пор, пока не исчезнет их тиканье. В момент исчезновения звука измерьте расстояние между часами и ухом. Чем оно больше, там лучше слуховая чувствительность. Теперь приближайте часы издалека к уху до появления едва заметного звука. Измерьте расстояние. Вычислите среднюю цифру. Это и будет величиной слуховой чувствительности.

Лабораторные работы к занятию 7

  1. Наблюдение признаков утомления при статической работе.

Оборудование: секундомер, груз 4-5 кг.

Испытуемый становится лицом к классу, вытягивает руку строго горизонтально . Мелом на доске отмечается тот уровень, на котором находится рука. После приготовлений по команде включается секундомер и испытуемый начинает удерживать груз на уровне отметки. Начальное время указывается в первой строчке таблицы. Затем определяются фазы утомления и также проставляется их время. Выясняется, за какое время наступает предельное утомление. Этот показатель записывается.

Статическая работа

Признаки утомления

Время

Отсутствие утомления

Рука с грузом неподвижна

Первая фаза утомления

Рука опускается,затем рывком поднимается на прежнее место

Вторая фаза утомления

Дрожание рук, потеря координации, пошатывание корпуса, покраснение лица, потоотделение.

Предельное утомление

Рука с грузом опускается. Опыт прекращается.

  1. Наблюдение признаков утомления при динамической работе.

Записи делаются в аналогичной таблице.

Испытуемый поднимает и опускает тот же груз точно до заданной меловой отметки на доске. Отмечается время начала и конца опыта.

Вопрос: почему при статической работе утомление наступает быстрее, чем при динамической?

  1. Выявление нарушения осанки.

Оборудование: сантиметровая лента.

Для определения, нормален ли поясничный изгиб позвоночника, встать спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и спиной просунуть кулак. Если он проходит- нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь- осанка нормальная.

  1. Выявление плоскостопия.

Оборудование: таз с водой, лист бумаги, карандаш.

Опустите ноги в таз, рядом положите лист бумаги. Выньте ноги , стряхните лишние капли и мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след заходит за линию- плоскостопия нет.

Лабораторные работы к занятию 9

Изучение последствий перетяжки пальца.

Оборудование: нитки или аптечное резиновое кольцо.

Перетяните палец ниткой или накрутите на палец резиновое кольцо. Обратите внимание на изменение цвета пальца.

Вопросы:

  • Почему палец сделался багровым? (ответ: перетяжка задерживает отток венозной крови и она скапливается, изменяя цвет пальца);

  • Почему палец стал плотным?( ответ: из-за нарушения оттока крови в капиллярах повысилось давление, что увеличило выход тканевой жидкости);

  • Как снабжаются кислородом ткани, изолированные перетяжкой?

( ответ: снабжаются плохо, поэтому возникает чувство покалывания, слабеет чувствительность пальца).

Снимите перетяжку и помассируйте палец по направлению к сердцу

  • Почему вредно туго затягиваться ремнем и носить тесную обувь?

Лабораторные работы к занятию 11-12

1. Изучение функции венозных клапанов.

Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту

Положите обе руки на стол.

Вопрос: почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покрас- нела? (ответ: Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие.).

  1. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.

Оборудование: секундомер.

Измерьте пульс в состоянии покоя. Для этого сделайте 3-4 измерения за 10 с и среднее значение умножьте на 6.

Сделайте 20 приседаний в быстром темпе, сядьте и тут же измерьте ЧСС за 10 с.

Повторите замеры через каждые 20 с. Определите ЧСС за 10 с.

Результаты занесите в таблицу.

Результаты хорошие, если ЧСС после приседаний повысилась на 1/3 или меньше от результатов покоя; если наполовину- результаты средние, а если больше чем наполовину-неудовлетворительные.

Лабораторные работы к занятию 14

  1. Измерение времени задержки дыхания на вдохе и выдохе

Оборудование: секундомер.

Сделайте глубокий вдохи задержите дыхание. Измерьте время ( в сек.) задержки дыхания в состоянии покоя. Отдохните 5-10 мин. После этого сделайте выдох и измерьте время (в сек.) задержки дыхания в состоянии выдоха.

Объясните, почему в первом случае задержать дыхание удалось на более длительное время, чем после выдоха.

  1. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

Оборудование: мерная лента.

Испытуемому предлагают приподнять руки и накладывают мерную ленту так, чтобы на спине она касалась углов лопаток, а на груди проходила по нижнему краю сосковых кружков.. во время измерения руки должны быть опущены.

Измерение на вдохе: предлагается глубоко вздохнуть; мышцы не напрягать, плечи не поднимать.

Измерение на выдохе: предлагается сделать глубокий выдох; плечи не опускать, не сутулиться.

В норме разница обхвата при вдохе и в состоянии выдоха у взрослых равна 6-9 см.

Лабораторные работы к занятию 16-17.

  1. Определение положения слюнных желез.

Оборудование: зеркало.

Нажмите на щеки впереди и ниже ушей справа и слева. Почувствуйте , как во рту появляется слюна.

Нажмите под нижней челюстью слева и справа, отступая на 2-3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как появляется слюна.

Приподнимите резко язык вверх, попробуйте пронаблюдать небольшой фонтанчик слюны.

  1. Действие слюны на крахмал.

Оборудование: накрахмаленные картофельным крахмалом бинты, спички, вата, вода, ножницы, блюдца.

Готовим реактив на крахмал- йодную воду: налить воду в блюдце и добавить несколько капель йода до получения жидкости цвета крепко заваренного чая.

Намотайте на спичку вату, смочите ее слюной , а затем напишите этой ватой букву на накрахмаленном бинте.

Расправленный бинт зажмите в руках и подержите некоторое время, чтобы он нагрелся.

Опустите бинт в йодную воду, участки, где остался крахмал, окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной , останутся белыми, т.к. крахмал разложился до глюкозы. Таким образом, на синем фоне должна получится белая буква.

  1. Качественное определение белков, жиров и крахмала в пищевых продуктах.

Качественные реакции на крахмал и жиры.

Оборудование: кусок белого хлеба, спиртовой р-р йода, фильтровальная бумага.

Спиртовой р-р йода растворяют в воде до цвета крепкого чая и обрабатывают им хлеб. Наличие темно-синей окраски указывает на наличие в нем крахмала.

Небольшой кусочек хлеба заворачивают в фильтровальную бумагу и сильно сжимают. После этого бумагу разворачивают и просматривают на свет. Видно жирное пятно.

Качественная реакция на белки.

Оборудование: р-р белка ( белок куриного яйца разводят в 0,5л воды),

10%-ный р-р NaOH , 1%-ный р-р CuSO4, пипетка, штатив с пробирками.

К 2 мл испытуемого белка приливают столько же щелочи и по каплям медный купорос. После каждой капли пробирка тщательно встряхивается. Появление фиолетового окрашивания говорит о присутствии белка ( биуретовая реакция).

Лабораторные работы к занятию 20

  1. Определение типа кожи.

Оборудование: бумажная салфетка.

Испытуемые закрывают лицо салфеткой и тщательно промакают лоб, виски, подбородок. Затем салфетку разворачивают и рассматривают получившийся отпечаток. На участках, соприкасающихся с жирной кожей , остаются следы.

Вопрос: жирную или сухую кожу надо чаще мыть с мылом и почему? (ответ: жирную моют чаще, чтобы удалить жир. Однако чрезмерно усердствовать нельзя, т.к. удаление кожного сала рефлекторно вызывает усиление деятельности сальных желез).

  1. Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти

Оборудование: лупа.

Рассмотрите под лупой тыльную поверхность руки. Объясните, почему ромбики и треугольники на поверхности кожи кажутся блестящими.

Рассмотрите под лупой ладонную поверхность руки. Почему при волнении ладонный поверхности кисти оказываются влажными. А тыльные- нет?

  1. Выяснение функций кожных рецепторов подушечек пальцев.

Испытуемому дают винт с мелкой нарезкой и предлагают ощутить ее, прокатывая винт между двумя ладонями. Обычно это удается плохо.

Затем предлагают ту же нарезку прощупать , прокатывая винт между подушечками пальцев. Это удается значительно легче.

Вопрос: какое отношение имеют папиллярные линии ,расположенные на подушечках пальцев, к высокой чувствительности кожи, которая наблюдается в этих местах? (ответ: рецепторы кожи находятся в глубине бороздок. Здесь располагается большое количество рецепторов).

Лабораторные работы к занятию 23

  1. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка .

Закройте глаза. Вытяните вперед указательный палец правой руки, которую надо держать перед собой .Коснитесь указательным пальцем кончика носа. Перемените положение руки и повторите опыт. Проделайте тоже самое с левой рукой , попеременно меняя пальцы.

При нормальном функционировании мозжечка движения точны и быстры.

  1. Изучение рефлексов продолговатого мозга.

Изучение глотательного рефлекса продолговатого мозга.

Сделайте подряд 4-5 глотательных движений. Убедитесь, что наступает момент, после которого этого сделать невозможно. Почему? (ответ: когда в ротовой полости заканчивается слюна- раздражителя- рефлекс воспроизвести невозможно).

  1. Изучение участия среднего мозга в ориентировочном рефлексе.

Выждав некоторую паузу, учитель карандашом стучит по столу. Учащиеся немедленно поворачивают к нему голову.

Прохаживаясь по классу, учитель как бы невзначай кладет руку на плечо отвлекшегося ученика. Тот моментально поворачивает голову и смотрит на учителя.

Ориентировочный рефлекс- это рефлекс на новизну, что проявляется в поворотах головы в сторону раздражителя.

Вопрос: что произойдет, если раздражитель теряет новизну? ( ответ: рефлекс угасает, затормаживается).

Лабораторные работы к занятию 25

  1. Перед выполнением работы на перемене в классе, где предполагается ее

Проводить, на стол поместить котенка и подкормить слегка.

Котенка вносят в класс. После того как начнутся ориентировочные рефлексы, учитель берет расческу и проводит пальцами по зубьям расчески. Раздается треск. Сначала животное пятится от раздражителя

( оборонительный рефлекс) , а затем начинает тянуться к нему и его обнюхивать. Затем подают приманку-еду. Важно, чтобы животное его съело. Повторить несколько раз до тех пор, пока котенок не начнет реагировать на изолированный звук расчески. Звук расчески- сигнал пищи, которая должна появиться рядом со звучащим предметом.

  1. Выработка условных рефлексов у испытуемых .

Рефлекс вырабатывается по методу речевого подкрепления.

В качестве условного раздражителя используют стук по столу.

Вначале проводят небольшую тренировку: по команде « руки вверх», учащиеся должны быстро поднять руки и опустить.

Как бы продолжая тренировку, учитель перед подачей команды стучит по столу . Стук сопровождает очередные команды. Постепенно между стуком и командой делается небольшой интервал. После нескольких подкреплений команда не дается, а вместо нее задается вопрос6 почему вы подняли руки после стука, ведь команды не было? (ответ: выработался условный рефлекс на стук).

Особенность : у человека можно вырабатывать рефлексы на базе рече —

вого подкрепления

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here