Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Нурлат РТ
« Я и мое здоровье»
( Программа элективного курса для обучающихся 9 класса)
Автор: учитель биологии
первой квалификационной
категории Сапова Л.А.
Нурлат, 2014г.
Пояснительная записка
Программа элективного курса для 9 класса «Я и мое здоровье» составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. — М.: Дрофа, 2007), учебника Н.И. Сонина и М.И.Сапина «Биология. Человек. 8 класс» М изд. «Дрофа» 2006г.
Содержание курса является логическим продолжением программного материала Н.И. Сонина , М.Р. Сапина «Биология. Человек», поэтому при изучении данного курса основная опора делается на ранее изученные вопросы анатомии и физиологии человека.
Содержание школьного биологического образования не раскрывает в полной мере проблему здорового образа жизни, факторов влияющих на состояние здоровья человека, поэтому разработанный курс предполагает углубленное изучение материала по темам: «Опорно-двигательная система», «Сердечно – сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система» , «Гуморальная система» , «Высшая нервная деятельность», позволяет привить интерес и желание больше узнать самого себя , глубже познако -миться с причинами, нарушающими здоровье и факторами сохраняющими его, предполагает использование здоровьесберегающих компонентов, а также проведение лабораторных работ.
Сегодня состояние подрастающего поколения вызывает большую тревогу. По мнению ученных, наше здоровье зависит на 20% от наследственности, на 20% от окружающей среды, на 8-10% от медицины и 50% от образа жизни. . Современные дети не имеют четкого представления о закономерностях процессов, протекающих в своем организме, о принципах здорового образа жизни, о путях предупреждения переутомления, способах поддержания высокого уровня работоспособности, культуры физической деятельности, правилах рационального питания, ухода за чистотой тела, т.е. не обладают всеми теми знаниями, значимость которых особенно возросла в настоящее время в связи с увеличением нервно-психологических нагрузок и сложной экологической обстановкой.
В свете сказанного, нельзя недооценивать период школьного обучения, когда формируется модель поведения, которая далее будет определять уровень, продолжительность жизни и состояние здоровья человека. Программа способствует формированию здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека. Способствует профессиональной ориентации школьников, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает учащихся практическими умениями и навыками.
Программа курса рассчитана на 34 занятия в 9 классе ( 1 час в неделю). Описание хода лабораторных работ отражено в приложении.
Цель курса:
Формирование у учащихся правильного отношения к здоровому образу жизни и своему здоровью.
Задачи курса :
-
Расширить и углубить знания школьников по некоторым темам физиологии человека.
-
Углубить и расширить знания учащихся о причинах нарушения здоровья.
-
Ознакомить учащихся с факторами, сохраняющими здоровье.
-
Формировать уважительное отношение к своему организму.
-
Уметь применять знания, полученные при изучении данного курса на практике.
-
Вести пропаганду здорового образа жизни.
Учащиеся должны знать:
— причины, нарушающие здоровье ;
— факторы, способствующие сохранению здоровья;
— способы укрепления здоровья;
— элементарные санитарно-гигиенические нормы, способствующие сохранению здоровья.
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать, анализировать и делать выводы;
— участвовать в дискуссиях, работать в группах, развивать творческие умения;
— выполнять и защищать презентации.
Основными формами и методами изучения курса являются:
— лекции, семинары;
— защита рефератов;
— практикумы ;
— устные сообщения учащихся с последующей дискуссией.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирования у них творческих умений.
Контроль знаний :
— тестовый контроль;
— презентации по здоровому образу жизни;
— рефераты по здоровому образу жизни;
— заслушивание результатов исследовательских работ.
Календарно- тематический план
Содержание учебных тем | Всего часов | Теория | Практика | |
1 | Цели и задачи курса « Я и мое здоровье».
|
1 |
1 |
|
2 | Основные понятия эндокринной регуляции. | 1 | 1 |
|
3 | Понятие об анализаторах. Органы чувств. | 3 | 1 | 2 |
4 | Строение и функции скелета человека. | 2 | 1 | 1 |
5 | Внутренняя среда организма | 2 | 1 | 1 |
6 | Сердце, его строение и работа. | 3 | 1 | 2 |
7 | Значение дыхания для жизнедеятельности организма. | 2 | 1 | 1 |
8 | Значение питания для жизнедеятельности организма. | 3 | 1 | 2 |
9 | Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. |
1 |
1 |
|
10 | Наружные покровы тела. | 2 | 1 | 1 |
11 | Размножение (воспроизведение) человека. |
1 |
1 |
|
12 | Основные понятия нервной регуляции. |
2 |
1 |
1 |
13 | Высшая нервная деятельность. | 2 | 1 | 1 |
14 | Познавательная деятельность мозга. | 3 | 1 | 2 |
15 | Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. |
1 |
1 |
|
16 | Урок-конференция «Известные ученые-исследователи организма человека. |
2 |
2 |
|
17 | Отчет о выполнении исследовательских работ |
1 |
1 |
|
18 | Тестирование. | 1 | 1 |
|
19 | Итоговое | 1 | 1 |
|
|
| 34 | 20 | 14 |
Содержание программы:
Занятие 1.
Цели и задачи курса « Я и мое здоровье».
Здоровье человека – общественное и личное достояние. Средняя продол -жительность жизни – показатель здоровья человека. Рождаемость : причины ее сокращения. Влияние измененной природной среды на здоровье человека. Обострение проблемы здоровья.
Здоровьесберегающий компонент:
влияние климатических факторов на здоровье человека. Адаптации человека к условиям среды.
Занятие 2
Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Нарушения деятельности и эндокринной систем и их предупреждение. Здоровьесберегающий компонент:
профилактика йододефицита.
Занятие 3-4-5
Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анали -заторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.
Здоровьесберегающий компонент:
Профилактика нарушений остроты зрения. Шумовое загрязнение среды и его влияние на здоровье человека.
Лабораторные работы:
-
изучение изменения размеров зрачка;
-
наблюдение палочкового зрения;
-
выявление функций хрусталика;
-
определение остроты звука;
-
выработка правил предупреждения нарушений зрения и слуха (домашнее задание).
Занятие 6-7
Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей. Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц .
Здоровьесберегающий компонент:
Нарушения опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при вывихе, растяжении, переломе.
Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.
Профилактика гиподинамии.
Лабораторные работы:
• изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц;
• выявление плоскостопия (домашнее задание);
-
выявление нарушения осанки.
Занятие 8-9
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.
Значение постоянства внутренней среды организма.
Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека, иммунная реакция, иммунная память. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.
Здоровьесберегающий компонент:
Факторы, влияющие на состояние крови. Факторы, влияющие на иммунитет. Методы повышения иммунитета. Причины, последствия и предупреждение аллергии. ВИЧ.СПИД.
Лабораторная работа:
-
изучение последствий перетяжки пальца
Занятия 10-11-12
Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.
Здоровьесберегающий компонент:
Сердечно-сосудистые заболевания, их причины. Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы.
Лабораторные работы:
-
функция венозных клапанов;
-
измерение кровяного давления с помощью тонометра ;
-
подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке;
-
изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.
Занятия 13-14
Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Понятие о жизненной емкости легких. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.
Здоровьесберегающий компонент:
Профилактика заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем- туберкулеза, ОРВИ, гриппа — и других заболеваний дыхательной системы.
Лабораторные работы:
-
измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха ;
-
измерение времени задержки дыхания на вдохе и выдохе.
Занятие 15-16-17
Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание. Гепатит А. Глистные инвазии: аскаридоз, описторхоз.
Здоровьесберегающий компонент:
Гигиена ротовой полости. Рациональное питание и культура здоровья. Пищевые добавки, примеси, вредные вещества в пище, их влияние на здоровье человека. Профилактика гепатита. Предупреждение отравлений. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях. Предупреждение нарушений обмена веществ, авитаминоза. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Диеты.
Лабораторные работы:
-
изучение действия слюны на крахмал;
-
качественное определение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах;
-
определение положения слюнных желез;
-
составление рациона питания .
Занятие 18
Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы.
Здоровьесберегающий компонент:
Причины заболеваний выделительной системы. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья Способы очищения организма от шлаков.
Занятие 19-20
Наружные покровы тела. Роль кожи в терморегуляции.
Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи. Заболевания кожи: чесотка, грибковые заболевания.
Здоровьесберегающий компонент:
Гигиена кожи, волос, ногтей. Профилактика заболеваний кожи. Влияние факторов среды при закаливании организма
Лабораторные работы:
-
рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти;
-
определение типа кожи с помощью бумажной салфетки;
-
выяснение функций кожных рецепторов подушечек пальцев.
Занятие 21
Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Неблагоприятное влияние алкоголя, никотина, токсических веществ на развивающийся плод. Рост и развитие ребенка после рождения.
Здоровьесберегающий компонент:
Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Ответственное поведение как социальный фактор сохранения репродуктивного здоровья.
Занятие 22-23
Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Вегетативная нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции.
Лабораторные работы:
-
пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка;
-
изучение глотательного рефлекса продолговатого мозга ;
-
изучение участия среднего мозга в ориентировочном рефлексе.
Занятия 24-25
Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.
Лабораторные работы:
-
выработка условных рефлексов у котенка;
-
выработка условных рефлексов у испытуемых.
Занятие 26-27-28
Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.
Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.
Здоровьесберегающий компонент:
Биоритмы и предупреждение их нарушений. Гигиена сна. Влияние стресса на здоровье человека. Предупреждение умственного переутомления.
безусловные и условные рефлексы человека по методу речевого подкрепления; двойственные изображения, иллюзии установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.
Лабораторные работы:
-
выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память
-
изучение двойственных изображений, иллюзии установки.
-
определение типов темперамента.
Занятие 29
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Влияние вредных привычек на здоровье подростка, взрослого человека. Здоровый образ жизни как залог физического и психического здоровья человека. Занятие с элементами психологического тренинга «Здоровый образ жизни».
Здоровьесберегающий компонент:
Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании, токсикомании
Занятие 30-31
Урок-конференция «Известные ученые-исследователи организма человека. Заслушивание сообщений. Просмотр презентаций.
Занятие 32
Отчет о выполнении исследовательских работ по темам:
-
определение содержания витамина С в пищевых продуктах;
-
влияние табачного дыма на рост и развитие организма.
Занятие 33
Тестирование. Защита рефератов, презентаций.
Занятие 34
Итоговое
Литература:
-
Анастарова Л. П., Кучменко В. С., Цехмистренко Т. А. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. – М.: Вентана-Граф, 2004
-
Биологический эксперимент в школе:Кн. для учителя/А.В.Бинас, Р.Д.Маш, А.И.Никишов и др.-М.: Просвещение, 1990.- 192 с.:ил.
-
Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина « Человек»/ авт.-сост.Т.В.Козачек.- Волгоград: Учитель, 2006.- 328 с.
-
Бруновт Е.П.и др. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека: Пособие для учителя/- 3-е изд., перераб.- М.: Прсвещение, 1984.- 192 с., ил.
-
Воронин Л. Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983
-
Колесов Д.В. «Гигиена и здоровье», М.:Просвещение, 1983.
-
Колесов Д.В. и др. Биология. Человек : Учебн. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 1997.- 304 с.
-
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся.Изд.2-е, перераб. М., «Просвещение», 1978
-
Поддубная Л.Б. Элективный курс «Секретный материал о твоем здоровье» Волгоград 2005
10.Журнал «Биология в школе» :
-№ 5, 1989г. стр. 61 – О вечере «Азбука витаминов»
-№ 3, 1989г. стр. 32 «Три урока о здоровом образе жизни».
-№ 5, 1990г. стр. 10 «Здоровый образ жизни. Предупреждение стомато-
логических заболеваний».
-№ 2, 2004г. стр. 38 «Формирование здорового образа жизни. Практи-
ческие работы».
-№ 4, 2006г. стр.36 « Воздушная среда и здоровье человека»
-№ 1, 2001г. стр.30 « Пищевые добавки и здоровье человека»
-№ 1-2, 1992г. стр.15 Государственная программа «Здоровье населения
России».
стр.34 «Компьютеризация и здоровье школьника».
стр. 39 «Еще раз об осанке»
11.Ресурсы Интернет
Приложение
Лабораторные работы к занятиям 4-5.
-
Изучение зрачкового рефлекса.
Проводится попарно. Ученик-экспериментатор просит своего соседа посмотреть на окно. Зрачки сужены. Затем глаза просят закрыть рукой. Когда их открывают снова, видно сужение расширенных зрачков. Вывод? ( ответ: зрачки способны рефлекторно сужаться и расширяться, обеспечивая оптимальную освещенность сетчатки при достаточном уровне освещения предметов).
-
Наблюдение палочкового зрения.
Оборудование: карандаш или ручка в красной рубашке.
Смотря прямо перед собой, поднесите карандаш к виску. Двигая его вперед и назад, найдите положение, при котором рубашка карандаша показалась бы черной. Почему для обнаружения функции палочек пришлось прибегнуть к боковому зрению?
-
Выявление функций хрусталика.
Оборудование: лист белой бумаги с отверстием посередине. Вокруг отверстия по периметру пишутся буквы или цифры. Надпись на доске.
Учитель предлагает взять белый листок бумаги и расположить его так. Чтобы буквы, находящиеся по периметру отверстия, были хорошо видны. Затем учащимся предлагают закрыть один глаз, а вторым через отверстие в бумаге посмотреть на текст на доске. Буквы, написанные на листе бумаги, кажутся размытыми, теряют резвость. Они как бы находятся не в фокусе. Затем учащимся предлагают перевести взгляд на буквы, написанные на бумаге. Тогда нечеткой становится надпись на доске. Вывод? (ответ: хрусталик меняет кривизну в зависимости от расстояния предмета. При рассмотрении дальних предметов становится уплощенным, а при рассмотрении близких- выпуклым).Благодаря этому мы можем четко видеть интересующие предметы на различном расстоянии.
-
Определение остроты слуха.
Приставьте к уху механические часы и отставляйте их от себя до тех пор, пока не исчезнет их тиканье. В момент исчезновения звука измерьте расстояние между часами и ухом. Чем оно больше, там лучше слуховая чувствительность. Теперь приближайте часы издалека к уху до появления едва заметного звука. Измерьте расстояние. Вычислите среднюю цифру. Это и будет величиной слуховой чувствительности.
Лабораторные работы к занятию 7
-
Наблюдение признаков утомления при статической работе.
Оборудование: секундомер, груз 4-5 кг.
Испытуемый становится лицом к классу, вытягивает руку строго горизонтально . Мелом на доске отмечается тот уровень, на котором находится рука. После приготовлений по команде включается секундомер и испытуемый начинает удерживать груз на уровне отметки. Начальное время указывается в первой строчке таблицы. Затем определяются фазы утомления и также проставляется их время. Выясняется, за какое время наступает предельное утомление. Этот показатель записывается.
Признаки утомления | Время | |
Отсутствие утомления | Рука с грузом неподвижна |
|
Первая фаза утомления | Рука опускается,затем рывком поднимается на прежнее место |
|
Вторая фаза утомления | Дрожание рук, потеря координации, пошатывание корпуса, покраснение лица, потоотделение. |
|
Предельное утомление | Рука с грузом опускается. Опыт прекращается. |
|
-
Наблюдение признаков утомления при динамической работе.
Записи делаются в аналогичной таблице.
Испытуемый поднимает и опускает тот же груз точно до заданной меловой отметки на доске. Отмечается время начала и конца опыта.
Вопрос: почему при статической работе утомление наступает быстрее, чем при динамической?
-
Выявление нарушения осанки.
Оборудование: сантиметровая лента.
Для определения, нормален ли поясничный изгиб позвоночника, встать спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и спиной просунуть кулак. Если он проходит- нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь- осанка нормальная.
-
Выявление плоскостопия.
Оборудование: таз с водой, лист бумаги, карандаш.
Опустите ноги в таз, рядом положите лист бумаги. Выньте ноги , стряхните лишние капли и мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след заходит за линию- плоскостопия нет.
Лабораторные работы к занятию 9
Изучение последствий перетяжки пальца.
Оборудование: нитки или аптечное резиновое кольцо.
Перетяните палец ниткой или накрутите на палец резиновое кольцо. Обратите внимание на изменение цвета пальца.
Вопросы:
-
Почему палец сделался багровым? (ответ: перетяжка задерживает отток венозной крови и она скапливается, изменяя цвет пальца);
-
Почему палец стал плотным?( ответ: из-за нарушения оттока крови в капиллярах повысилось давление, что увеличило выход тканевой жидкости);
-
Как снабжаются кислородом ткани, изолированные перетяжкой?
( ответ: снабжаются плохо, поэтому возникает чувство покалывания, слабеет чувствительность пальца).
Снимите перетяжку и помассируйте палец по направлению к сердцу
-
Почему вредно туго затягиваться ремнем и носить тесную обувь?
Лабораторные работы к занятию 11-12
1. Изучение функции венозных клапанов.
Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту
Положите обе руки на стол.
Вопрос: почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покрас- нела? (ответ: Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие.).
-
Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.
Оборудование: секундомер.
Измерьте пульс в состоянии покоя. Для этого сделайте 3-4 измерения за 10 с и среднее значение умножьте на 6.
Сделайте 20 приседаний в быстром темпе, сядьте и тут же измерьте ЧСС за 10 с.
Повторите замеры через каждые 20 с. Определите ЧСС за 10 с.
Результаты занесите в таблицу.
Результаты хорошие, если ЧСС после приседаний повысилась на 1/3 или меньше от результатов покоя; если наполовину- результаты средние, а если больше чем наполовину-неудовлетворительные.
Лабораторные работы к занятию 14
-
Измерение времени задержки дыхания на вдохе и выдохе
Оборудование: секундомер.
Сделайте глубокий вдохи задержите дыхание. Измерьте время ( в сек.) задержки дыхания в состоянии покоя. Отдохните 5-10 мин. После этого сделайте выдох и измерьте время (в сек.) задержки дыхания в состоянии выдоха.
Объясните, почему в первом случае задержать дыхание удалось на более длительное время, чем после выдоха.
-
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Оборудование: мерная лента.
Испытуемому предлагают приподнять руки и накладывают мерную ленту так, чтобы на спине она касалась углов лопаток, а на груди проходила по нижнему краю сосковых кружков.. во время измерения руки должны быть опущены.
Измерение на вдохе: предлагается глубоко вздохнуть; мышцы не напрягать, плечи не поднимать.
Измерение на выдохе: предлагается сделать глубокий выдох; плечи не опускать, не сутулиться.
В норме разница обхвата при вдохе и в состоянии выдоха у взрослых равна 6-9 см.
Лабораторные работы к занятию 16-17.
-
Определение положения слюнных желез.
Оборудование: зеркало.
Нажмите на щеки впереди и ниже ушей справа и слева. Почувствуйте , как во рту появляется слюна.
Нажмите под нижней челюстью слева и справа, отступая на 2-3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как появляется слюна.
Приподнимите резко язык вверх, попробуйте пронаблюдать небольшой фонтанчик слюны.
-
Действие слюны на крахмал.
Оборудование: накрахмаленные картофельным крахмалом бинты, спички, вата, вода, ножницы, блюдца.
Готовим реактив на крахмал- йодную воду: налить воду в блюдце и добавить несколько капель йода до получения жидкости цвета крепко заваренного чая.
Намотайте на спичку вату, смочите ее слюной , а затем напишите этой ватой букву на накрахмаленном бинте.
Расправленный бинт зажмите в руках и подержите некоторое время, чтобы он нагрелся.
Опустите бинт в йодную воду, участки, где остался крахмал, окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной , останутся белыми, т.к. крахмал разложился до глюкозы. Таким образом, на синем фоне должна получится белая буква.
-
Качественное определение белков, жиров и крахмала в пищевых продуктах.
Качественные реакции на крахмал и жиры.
Оборудование: кусок белого хлеба, спиртовой р-р йода, фильтровальная бумага.
Спиртовой р-р йода растворяют в воде до цвета крепкого чая и обрабатывают им хлеб. Наличие темно-синей окраски указывает на наличие в нем крахмала.
Небольшой кусочек хлеба заворачивают в фильтровальную бумагу и сильно сжимают. После этого бумагу разворачивают и просматривают на свет. Видно жирное пятно.
Качественная реакция на белки.
Оборудование: р-р белка ( белок куриного яйца разводят в 0,5л воды),
10%-ный р-р NaOH , 1%-ный р-р CuSO4, пипетка, штатив с пробирками.
К 2 мл испытуемого белка приливают столько же щелочи и по каплям медный купорос. После каждой капли пробирка тщательно встряхивается. Появление фиолетового окрашивания говорит о присутствии белка ( биуретовая реакция).
Лабораторные работы к занятию 20
-
Определение типа кожи.
Оборудование: бумажная салфетка.
Испытуемые закрывают лицо салфеткой и тщательно промакают лоб, виски, подбородок. Затем салфетку разворачивают и рассматривают получившийся отпечаток. На участках, соприкасающихся с жирной кожей , остаются следы.
Вопрос: жирную или сухую кожу надо чаще мыть с мылом и почему? (ответ: жирную моют чаще, чтобы удалить жир. Однако чрезмерно усердствовать нельзя, т.к. удаление кожного сала рефлекторно вызывает усиление деятельности сальных желез).
-
Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти
Оборудование: лупа.
Рассмотрите под лупой тыльную поверхность руки. Объясните, почему ромбики и треугольники на поверхности кожи кажутся блестящими.
Рассмотрите под лупой ладонную поверхность руки. Почему при волнении ладонный поверхности кисти оказываются влажными. А тыльные- нет?
-
Выяснение функций кожных рецепторов подушечек пальцев.
Испытуемому дают винт с мелкой нарезкой и предлагают ощутить ее, прокатывая винт между двумя ладонями. Обычно это удается плохо.
Затем предлагают ту же нарезку прощупать , прокатывая винт между подушечками пальцев. Это удается значительно легче.
Вопрос: какое отношение имеют папиллярные линии ,расположенные на подушечках пальцев, к высокой чувствительности кожи, которая наблюдается в этих местах? (ответ: рецепторы кожи находятся в глубине бороздок. Здесь располагается большое количество рецепторов).
Лабораторные работы к занятию 23
-
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка .
Закройте глаза. Вытяните вперед указательный палец правой руки, которую надо держать перед собой .Коснитесь указательным пальцем кончика носа. Перемените положение руки и повторите опыт. Проделайте тоже самое с левой рукой , попеременно меняя пальцы.
При нормальном функционировании мозжечка движения точны и быстры.
-
Изучение рефлексов продолговатого мозга.
Изучение глотательного рефлекса продолговатого мозга.
Сделайте подряд 4-5 глотательных движений. Убедитесь, что наступает момент, после которого этого сделать невозможно. Почему? (ответ: когда в ротовой полости заканчивается слюна- раздражителя- рефлекс воспроизвести невозможно).
-
Изучение участия среднего мозга в ориентировочном рефлексе.
Выждав некоторую паузу, учитель карандашом стучит по столу. Учащиеся немедленно поворачивают к нему голову.
Прохаживаясь по классу, учитель как бы невзначай кладет руку на плечо отвлекшегося ученика. Тот моментально поворачивает голову и смотрит на учителя.
Ориентировочный рефлекс- это рефлекс на новизну, что проявляется в поворотах головы в сторону раздражителя.
Вопрос: что произойдет, если раздражитель теряет новизну? ( ответ: рефлекс угасает, затормаживается).
Лабораторные работы к занятию 25
-
Перед выполнением работы на перемене в классе, где предполагается ее
Проводить, на стол поместить котенка и подкормить слегка.
Котенка вносят в класс. После того как начнутся ориентировочные рефлексы, учитель берет расческу и проводит пальцами по зубьям расчески. Раздается треск. Сначала животное пятится от раздражителя
( оборонительный рефлекс) , а затем начинает тянуться к нему и его обнюхивать. Затем подают приманку-еду. Важно, чтобы животное его съело. Повторить несколько раз до тех пор, пока котенок не начнет реагировать на изолированный звук расчески. Звук расчески- сигнал пищи, которая должна появиться рядом со звучащим предметом.
-
Выработка условных рефлексов у испытуемых .
Рефлекс вырабатывается по методу речевого подкрепления.
В качестве условного раздражителя используют стук по столу.
Вначале проводят небольшую тренировку: по команде « руки вверх», учащиеся должны быстро поднять руки и опустить.
Как бы продолжая тренировку, учитель перед подачей команды стучит по столу . Стук сопровождает очередные команды. Постепенно между стуком и командой делается небольшой интервал. После нескольких подкреплений команда не дается, а вместо нее задается вопрос6 почему вы подняли руки после стука, ведь команды не было? (ответ: выработался условный рефлекс на стук).
Особенность : у человека можно вырабатывать рефлексы на базе рече —
вого подкрепления