Научно-практическая конференция « Человек и природа»
Номинация «Экология питания»
Тема работы:
«Пищевые добавки в рационе старшеклассников»
Выполнила:
Котенева Анна
8 класс
Руководитель:
Полякова Евгения Николаевна
Учитель географии и биологии
ВВЕДЕНИЕ
Правильное питание — залог здоровья, силы и красоты человека. Однако многие из нас подвержены вредным привычкам и легкомысленно относятся к питанию, недопонимая огромное значение этого фактора для человеческого существования. Одни считают, что рациональное питание определяется только количеством продуктов, другие просто полагаются на свой аппетит, забывая при этом, что пища является не только источником энергии, но и важнейшим строительным материалом для формирования сложных структур организма. Есть люди, которые считают, что чем дороже, тем качественнее питание. Особенно важно правильное питание для формирования организма школьников. Чтобы ребенок рос здоровым и жизнерадостным, он должен разнообразно и полноценно питаться. Сейчас идет активная пропаганда детских продуктов. Но все ли продукты на самом деле полезны и нужны школьнику? В средствах массовой информации постоянно рекламируются чипсы, сухарики, шоколадные батончики и др. Дети — как губки, впитывают информацию, у них появляется желание попробовать все новые и новые выпускаемые товары. Люди создали мощную отрасль промышленности, которая призвана сохранять продукты питания, перерабатывать и значительно видоизменять все то, что человек вырастил сам или взял у природы. А именно, консервировать, рафинировать, замораживать, коптить, вялить, жарить, стерилизовать, пастеризовать, сушить, разрыхлять, превращать в желе и студни, ароматизировать, подкрашивать, насыщать углекислым газом, смешивать в невероятных сочетаниях, каких никогда не встретишь в естественных условиях. (см. приложение 1) За последние десятилетия качество пищи изменилось настолько быстро, что простой человек, не связанный с наукой, плохо представляет, чем ему это может грозить. Полезных искусственных пищевых добавок не может быть в принципе. Многие люди сегодня боятся лишних калорий в своём рационе, боятся загрязнения пищи и воды вредными веществами, радиоактивными элементами; боятся овощей и фруктов, выращенных на удобрениях. Но в, то, же время, нисколько не тревожась, употребляют продукты, содержащие искусственные пищевые добавки и консервирующие вещества. Производители убеждают нас в том, что искусственные добавки третьего поколения безвредны. То же самое они говорили о пищевых добавках первого и второго поколений, многие из которых сейчас признаны не просто вредными, а опасными для здоровья, и их производство запрещено в цивилизованных странах. Можно быть уверенным, что через некоторое время это произойдёт и с пищевыми добавками третьего поколения.
Как же в такой ситуации обезопасить школьников? Что нужно знать каждому, кто идет в магазин за продуктами? Каким продуктам питания отдавать предпочтение, а о каких забыть навсегда?
Объект исследования – вредные пищевые добавки.
Предмет: вредные пищевые добавки, как компонент продуктов питания школьников.
Цель моей работы: исследовать продукты питания школьников на наличие в них опасных пищевых добавок.
В соответствии с целью я поставила следующие задачи:
1) На основе анализа специализированной литературы установить, какие пищевые добавки являются вредными, и выявить их опасное воздействие на организм;
2) Собрать материал о наличии пищевых добавок в продуктах питания школьников 8-х классов;
3) Исследовать и классифицировать продукты питания на наличие в них опасных пищевых добавок;
4) Сделать выводы о продуктах питания, употребляющих школьниками;
Гипотеза: пища настоящего влияет на здоровье будущего.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ней определяются понятие пищевых добавок и их роль в производстве продуктов питания.
Практическая значимость определяется возможностью применения результатов исследования при составлении рационального меню школьников; на уроках, посвященных здоровому образу жизни, на классных часах и родительских собраниях, мною был издан буклет.
В работе использовались следующие методы: анализ теоретической литературы, анкетирование, сбор информации методом контент-анализа, классификация, идентификация.
ГЛАВА 1 ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ
1.1. Роль пищевых добавок
Пищевые добавки — это разрешенные Министерством здравоохранения Российской Федерации химические вещества и природные соединения, сами по себе обычно не употребляемые как пищевой продукт, или обычный компонент пищи, но преднамеренно добавляемые в пищевой продукт по технологическим соображениям на различных этапах производства, хранения, транспортировки с целью получения или облегчения производственного процесса или отдельных операций, увеличения стойкости продукта к различным видам порчи, сохранения структуры и внешнего вида или намеренного изменения свойств. Они улучшают качество сырья и конечного продукта, сроки и условия хранения, упрощают различные производственные процессы. Например, разрыхлители освобождают газ и увеличивают объем теста, стабилизаторы позволяют сохранять однородность смеси несмешиваемых веществ, загустители повышают вязкость продуктов, уплотнители сохраняют плотность тканей овощей и фруктов. Также есть вещества, которые препятствуют слеживанию и комкованию, снижают тенденцию частиц пищевого продукта прилипать друг к другу: пеногасители предупреждают или снижают образование пены; эмульгаторы образуют или поддерживают однородную смесь несмешиваемых фаз, таких, как масло и вода; желеобразователи текстурируют пищу путем образования геля; влагоудерживающие агенты предохраняют пищу от высыхания; регуляторы кислотности изменяют и регулируют кислотный или щелочной состав пищи; консерванты повышают срок хранения продуктов, защищая от порчи, вызванной микроорганизмами; антиокислители повышают срок хранения продуктов, защищая от порчи, вызванной окислением. Существует также очень много различных красителей, ароматизаторов, усилителей вкуса и запаха, подсластителей.
Разрешение для использования пищевых добавок дается по результатам медико-биологических, физико-химических и других исследований. Созданы специальные программы, учитывающие всевозможные показатели развития, гистологии органов, функции генеративной системы, определяющие мутагенное, канцерогенное, тератогенное действие, метаболические процессы, ферменты крови, тканей и т.д. (5) В разных странах в производстве продуктов питания используют около 500 пищевых добавок, не считая некоторых разновидностей, комбинированных добавок, отдельных душистых веществ и ароматизаторов.
1.2. Индексы пищевых добавок.
В составе многих продуктов есть обозначения Е100, Е600 и т.п. Это обозначения пищевых добавок. Полезно знать, о каких добавках сигнализируют нам эти обозначения.
Е100 — Е182 — красители;
Е200 и далее – консерванты
ЕЗОО и далее — антиокислители (предохраняют продукты от порчи);
Е400 и далее — стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию);
Е500 и далее — эмульгаторы (поддерживают определенную структуру);
Е600 и далее — усилители вкуса и аромата;
Е700 — Е800 — запасные индексы;
Е900 и далее — антифламинги, противопенные вещества (понижают образование пены, например, у соков);
Е1000 и далее — газирующие агенты, подсластители, крахмалы. (6)
Каждая страна мира имеет свои стандарты по содержанию пищевых добавок в продуктах питания, особенно таких, которые могут нанести вред здоровью человека. Многие нормы применения пищевых добавок в России ниже их аналогов в зарубежных странах, поэтому необходимо обладать информацией о том, что отдельные пищевые добавки в импортных продуктах питания могут вызвать желудочно-кишечные расстройства, аллергию; некоторые являются канцерогенами. (3)
Пищевые добавки, запрещенные к использованию на территории России:
Е121 — краситель цитрусовый
Е123 — красный краситель амарант;
Е240 — консервант формальдегид;
Е246 — улучшитель муки и хлеба;
Анализ теоретических источников показал, что производители используют пищевые добавки для увеличения срока годности и улучшения внешнего вида продукта. Пищевые добавки делятся на запрещенные, вредные и допустимые. (см. приложение 2,3,4)
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Исследование наличия пищевых добавок в продуктах школьников состояло из двух блоков:
Блок 1: анкетирование учащихся с целью выявления употребления школьниками продуктов питания, заменяющих второй завтрак.
Блок 2: сбор материала о наличии пищевых добавок в продуктах питания.
Блок 3: классификация пищевых добавок
2.1. Анкетирование учащихся с целью выявления употребления школьниками продуктов питания, заменяющих второй завтрак.
Среди учащихся « было проведено анкетирование, направленное на определение продуктов питания, наиболее часто употребляемых школьниками в перерывах вместо второго завтрака. В исследовании приняли участие 30 учащихся 8-9-х классов « ».
Результаты анкетирования показали, что ребята чаще всего употребляют следующие продукты:
— суфле Бонжур — (Е476, Е270, Е472е, Е322, Е503, Е420, Е440, Е330, Е331) – 18% опрошенных;
— газированный напиток PEPSI — (Е952, Е150, Е950, Е951, Е338, Е330, Е211) – 8% опрошенных;
— шоколад KIT KAT – (Е476, сульфат кальция, ароматизатор) 15% опрошенных;
— шоколадные конфетки M&D – (Е171, Е102, Е104, Е133, Е129, Е110, Е124, Е122) 11% опрошенных;
— шоколадный батончик Сникерс (ароматизатор) – 3% опрошенных;
—газированный напиток Кока кола (состав — коммерческая тайна,Е120 — краситель кармин – экстракт из самок насекомых вида кошенильских червецов) – 5% опрошенных;
— конфета Фант (ароматизатор) – 20% опрошенных;
— конфета Фарс (пищевая добавка палегаард) – 10% опрошенных;
— драже Минте (Е129, Е171) – 15% опрошенных;
— жевательные резинки (Е420, Е965. Е422, Е414, Е421, Е965, Е951, Е950, Е171, Е903, Е320, исскуственные ароматизаторы) – 9% опрошенных.
В результате изучения специализированной литературы и результатов анкетирования учащихся, я предполагаю, что в продуктах питания школьников содержатся вредные пищевые добавки. Это и стало гипотезой нашего исследования. Этикетки от жевательных резинок, конфет, шоколада, напитков, драже и т.п. собирались, классифицировались по наличию различных пищевых добавок в них. Исследовались продукты питания как отечественного, так и импортного производства.
2.2. Исследование и классификация продуктов питания на наличие в них опасных пищевых добавок.
Из таблицы (см. приложение 1) видно, что в различных продуктах питания используются пищевые добавки, необходимые для придания продуктам привлекательного цвета, обеспечивающие длительное хранение, замедляющие процессы брожения и окисления.
В напитках очень высокое содержание красителей, которые являются опасными пищевыми добавками. Кроме того, напитки содержат большое количество консервантов и веществ, замедляющих окисление (порчу продукта). Букет этих пищевых добавок оказывает отрицательное влияние на организм человека при больших количествах употребляемых напитков, так как они угнетают желудочно-кишечный тракт и являются канцерогенами. Кроме того, некоторые из пищевых добавок до конца не изучены.
В исследуемом шоколаде содержание пищевых добавок минимально. Используется только антиокислитель, вызывающий угнетение желудочно-кишечного тракта. Необходимо ограничить потребление шоколада в разумных пределах.
Суфле содержит большое разнообразие пищевых добавок, красителей, являющихся опасными. Кроме этого, в ней высоко содержание консервантов и антиокислителей. Воздействие на организм от желудочно-кишечных расстройств до накопления канцерогенов. Суфле из-за высокого содержания пищевых добавок очень вредно для организма человека.
Жевательная резинка содержит большое количество пищевых добавок в качестве красителей и консервантов. Эти пищевые добавки являются опасными, канцерогенными, угнетающими желудочно-кишечный тракт и повышающими содержание холестерина в крови.
Конфеты содержат не очень большое количество вредных пищевых добавок. Но все равно отмечается присутствие красителей, являющихся опасными пищевыми добавками.
2.3. Сбор материала о наличии пищевых добавок в продуктах питания.
Для проверки нашей гипотезы мы в течение трех месяцев собирали этикетки различных продуктов питания. Предпочтение отдавалось тем продуктам, которые учащиеся покупают в школьном буфете и за пределами школы.
В таблице 1 показано вредное влияние пищевых добавок в продуктах питания на организм человека.
Таб.1 Характеристика отдельных индексов добавок.(2)
Характеристика | Индекс | Характеристика | |
Е102 | Опасен | Е 150.151 | Сомнителен |
Е103 | Запрещен | Е152 | Запрещен |
Е104 | Сомнителен | Е 161, 173,180 | Сомнительны |
Е106 | Запрещен | Е 181 | Запрещен |
Е110 | Опасен | Е 210-217 | Канцерогены |
Е111 | Запрещен | Е220 | Разрушают витамины группы В |
Е120 | Опасен | Е 221-226 | Нарушают пищеварение |
Е121 | Запрещен | Е 230,231,233 | Наносят вред коже |
Е122 | Опасен | Е 239 | Канцероген |
Е123 | Очень опасен | Е 240,241 | Сомнительны |
Е124 | Опасен | Е 250,251 | Противопоказаны при гипертонии |
Е125, 126 | Запрещены | Е 312,331 | Вызывают сыпь |
Е127 | Опасен | Е 320.321 | Содержат много холестерина |
Е130 | Запрещен | Е 330 | Канцероген |
Е131 | Канцероген | Е 338,340,341 | Нарушают пищеварение |
Е141 | Сомнителен | Е 407,450,451 | Нарушают пищеварение |
Е142 | Канцероген | Е 462,463,465,477 | Нарушают пищеварение |
Вывод: продукты, содержащие вредные пищевые добавки, выбрало 28% учащихся. Из них:
— продукты, содержащие канцерогены E-211, E-330, выбрало 20% учащихся.
— продукты, содержащие пищевые добавки, угнетающие желудочно-кишечный E-338 -тракт выбрало 1% учащихся.
— продукты, повышающие холестерин E-332 выбрало 19% учащихся.
— продукты, вызывающие сыпь на коже Е331 выбрало 18% учащихся.
— опасные продукты Е102, Е110, Е122, Е124 выбрали 11% учащихся.
— сомнительные продукты Е104 выбрали 11% учащихся.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение литературы показало, что использование пищевых добавок необходимо для изготовления продуктов питания. Однако для того, чтобы увеличить срок хранения и улучшить внешний вид производители, зачастую употребляют вредные и иногда запрещенные пищевые добавки.
Выводы, сделанные в конце теоретической части, и проведенное анкетирование дали нам возможность предположить, что часто школьники употребляют продукты, содержащие вредные пищевые добавки.
Для подтверждения (опровержения) гипотезы мною были собраны и исследованы этикетки различных продуктов питания. Практически в каждом из рассмотренных продуктов были обнаружены пищевые добавки, которые влияют на состояние здоровья человека (см. приложение 2,3). Мы выявили, что 28% учеников 8-9-х классов употребляют в пищу продукты, содержащие вредные добавки, что подтвердило нашу гипотезу.
Для того чтобы не подвергать свое здоровье опасности, желательно в пищу принимать продукты питания с минимальным содержанием пищевых добавок. При приобретении продуктов питания в магазинах необходимо знать, какие пищевые добавки являются вредными для организма человека, и стараться не покупать те продукты, на этикетках которых указаны эти добавки. Из проверенных продуктов самыми безопасными оказались шоколад и конфеты шоколадные.
Экологическая безопасность и химические знания помогут сделать правильный выбор продуктов питания, образа жизни
Список используемой литературы:
-
Балабанова В.В, Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: «Биология, экология, здоровый образ жизни». Волгоград: Учитель, 2003. – 154с.
-
.Маш Р.Д. Человек и его здоровье: Сборник опытов и заданий с ответами по биологии для 8 класса- М.: Мнемозина, 2000.- 206 с.
-
Поддубная Л.Б. Элективный курс «Секретные материалы о твоём здоровье». 9 класс- Волгоград: Учитель,- АСТ, 2005.-80 с.
-
Тяглова Е.В.Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. Пособие, М.: Глобус, 2008.- 255с.
-
http://bio.1september.ru/2002/44/11.htm
-
http://supercook.ru/1-spe.html
Приложение 1
Номер
| Характеристика
| |
Е100-Е199 красители | 100-109 110-119 120-129 130-139 140-149 150-159 160-199 | Желтые Оранжевые Красные Синие и фиолетовые Зелёные Коричневые и чёрные Другие |
Е200-Е299 консерванты | 200-209 210-219 220-229 230-239 240-259 260-269 270-279 280-289 290-299 | Сорбаты Бензоаты Сульфиты Фенолы и формиаты (метаноаты) Нитраты Ацетаты (этаноаты) Лактаты Пропиноаты (пропаноаты) Дугие |
Е300-Е399 антиокислители | 300-305 306-309 310-319 320-329 330-339 340-349 350-359 360-369 370-399 | Аскорбаты (витамин С) Токоферол (витамин Е) Гаплаты и эриторбаты Лактаты Цитраты Фосфаты Малаты и адипаты(адипинаты) Сукцинаты и фумараты Другие |
Е400-499 Стабилизаторы, загустители, эмульгаторы | 400-409 410-419 420-429 430-439 440-449 450-459 460-469 470-489 490-499 | Альгинаты Камеди Другие природные вещества Соединения полиоксиэтилена Природные эмульгаторы Фосфаты Соединения целлюлозы Соединения жирных кислот Другие |
Е500-Е599 Регуляторы рН и вещества против слёживания | 500-509 510-519 520-529 530-549 550-559 570-579 580-599 | Неорганические кислоты и основания Хлориды и сульфаты Сульфаты и гидроксиды Соединения щелочных металлов Силикаты Стеараты и глюконаты Другие |
Е600-Е699 Усилители вкуса и аромата, ароматизаторы | 620-629 630-639 640-649 | Глютаматы Инозинаты Другие |
Е700-Е799 антибиотики |
|
|
Е800-Е899 резерв |
|
|
Е900-Е999 прочие | 900-909 910-919 920-929 930-949 950-969 990-999 | Воск Глазирователи Вещ-ва улучшающие мучные изделия Газы для упаковки Подсластители Пенообразователи |
Е1000-Е1599 Дополнительные вещества
| Новые вещества, не попадающие в стандартную классификацию |
Приложение 2
Добавки, запрещённые для использования на территории РФ:
-
18