Муниципальное общеобразовательное учреждение Клявлинская средняя общеобразовательная школа№2 им. В. Маскина Клявлинского района Самарской области
Дополнительная
образовательная
программа
по биологии
«Я познаю мир»
для учащихся 5-6-х классов
Автор программы:
Кудряшова Валентина Александровна
учитель биологии и химии.
ст. Клявлино
2012 год
Пояснительная записка.
Биологическое образование в наше время становится одной из фундаментальных основ формирования личности, способности глобального видения и понимания единства Человека и Природы. Становится общепризнанным, что в модели образования 21 столетия знание об окружающей среде, о взаимоотношениях общества и природы будут пронизывать всю систему образования. Однако в соответствии с новыми образовательными стандартами в основной школе значительно сокращено время на изучение царства растений. Недостаточно времени отводится на изучение методов биологии, растительных сообществ, отсутствует информация о комнатном растениеводстве.
Поэтому курс дополнительного образования « Я познаю мир» эколого-биологической направленности и краеведческого содержания может быть востребован учащимися. Изучение курса способствует профориентации школьников в области биологии и охраны окружающей среды, формированию научных основ здорового образа жизни и природопользования. Программа предусматривает практико- ориентированную и аналитическую деятельность учащихся, что способствует развитию у них самостоятельности – одного из важнейших условий подготовки школьников к продолжению образования.
Программа курса «Я познаю мир» рассчитана на работу с детьми среднего школьного возраста (5-6 классы) и предполагает 1 ступень обучения, то есть, рассчитана на 1 год. Курс рассчитан на 34 часа, по 1часу в неделю. Основной формой обучения являются экскурсии, практические и лабораторные работы. Изучаемый материал доступен для понимания учащихся, все необходимое для проведения практических и лабораторных работ есть в кабинете биологии, это: микроскопы, готовые микропрепараты, гербарии, муляжи, живые растения, плоды, семена.
Время проведения экскурсий – осень, весна. Содержание курса включает коллективную и индивидуальную работу.
Цель курса: углубить и расширить знания учащихся о многообразии растительного мира, вовлечь школьников в активную практическую деятельность по изучению природы своего края.
Задачи курса.
-
раскрытие и углубление ведущих понятий ботаники, усвоение идей Концепции устойчивого развития природы и общества;
-
освоение методов исследования растительного мира и живой природы в целом;
-
формирование эмоционально-положительного отношения к живой природе, выработка на этой основе экологически грамотного поведения учащихся;
-
создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
Главными используемыми технологиями обучения являются:
-
Проблемно- поисковая;
-
Технология интегрированного обучения
-
Личностно-ориентированная;
-
Эвристическая и игровая технологии.
Ожидаемые результаты образовательной деятельности:
-
формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия и др.), эмоционально- положительного отношения к живой природе;
-
освоение методов исследования живой природы (наблюдение, эксперимент);
-
формирование основных биологических понятий (строение органов и протекание основных процессов растения, их классификация, многообразие комнатных растений, виды экосистем)
Учащиеся должны уметь:
-
Уметь называть и характеризовать основные процессы жизнедеятельности растения;
-
Определять систематическую принадлежность растений по признакам;
-
Изготавливать гербарий;
-
Вести наблюдения в природе;
-
Сравнивать растения разных систематических и экологических групп;
-
Пользоваться определителями.
Формы подведения итогов образовательной деятельности:
разработка, оформление и защита индивидуальных и групповых учебных проектов по теме «Систематика растений;
участие в научно — практических конференциях школьников;
организация и проведение экологических акций, конкурсов, игр, бесед, выставок в школе.
Виды деятельности учащихся: Самостоятельная работа с дополнительной литературой и периодикой, Интернет-ресурсами; фенологические наблюдения, наблюдения и уход за комнатными растениями в кабинете биологии, экскурсии.
Содержание программы.
-
Введение. Методы изучения биологии. (5 часов)
Биология – наука о живой природе. Методы изучения живых организмов. Значение биологических знаний в жизни человека. Фенологические наблюдения в природе. Народный календарь.
Лабораторные работы.
-
Выяснение причин различной окраски органов растений. Выделение антоциана из листьев краснокочанной капусты.
-
Получение чернил из растительного препарата.
-
Определение химического состава золы растений.
Экскурсия «Экологическое состояние зелёных насаждений на пришкольном участке и в микрорайоне школы».
-
Строение микроскопа. Правила приготовления микропрепаратов (3 часа)
Строение микроскопа. Технология изготовления временных и постоянных препаратов.
Практические работы.
-
Настройка микроскопа. Работа с готовыми микропрепаратами: кожица листа элодеи, лука, микроскопическое строение корня, стебля.
-
Приготовление временных препаратов: кожица лука, мякоть томата, крахмальные зерна, плесени мукора.
-
Строение и жизнь растений (8 часов)
Клеточное строение органов растений (семя, корень, стебель лист). Растительные ткани. Функции органов растений. Эксперимент по темам: минеральное питание растений, фотосинтез, испарение воды листьями, передвижение веществ по стеблю, вегетативное размножение растений, прорастание семян. Работы К.А. Тимирязева.
Лабораторные работы.
-
Наблюдение за геотропизмом корней.
-
Фототропические изгибы.
-
Обнаружение органических веществ в различных органах растений.
-
Определение белков, жиров, углеводов в растении.
-
Образование крахмала на свету в листьях растений (проба Сакса)
Практические работы:
-
Демонстрация опытов, доказывающих влияние света, удобрения, полива на рост и развитие растений.
-
Работа по определению важнейших групп минеральных удобрений
-
( азотных, фосфорных, калийных)
-
Основы систематики растений (5 часов)
История развития систематики. Труды Карла Линнея. Методы изучения видового разнообразия (гербаризация, фотофиксация). Современное состояние систематики растений. Знакомство с определителями растений. Обзор основных отделов растений на примере местных видов. Изучение многообразия цветковых растений. Значение и разнообразие растений Клявлинского района.
Практические работы:
-
Гербаризация растений, работа с гербариями;
-
Определение растений различных отделов;
-
Работа с определительными карточками основных семейств покрытосеменных растений.
-
Работа с определителями растений, атласами, справочниками.
-
Комнатное растениеводство (5 часов)
Многообразие комнатных растений. Экологические группы растений. Создание благоприятных условий для комнатных растений в кабинете биологии в школе. Правила ухода за комнатными растениями. Систематические характеристики, составление этикеток для растений в кабинете биологии.
Практические работы:
-
Уход за комнатными растениями;
-
Вегетативное размножение комнатных растений.
-
Паспортизация комнатных растений.
-
Пересадка комнатных растений.
6. Растительные сообщества: методы их изучения и их охрана (6 часов)
Популяционная структура вида и экосистемы. Виды экосистем. Естественные и искусственные экосистемы. Морфологическая и трофическая структуры биоценозов. Методы изучения растительных сообществ и биоценозов. Экологическая характеристика биоценоза. Национальные парки России, Самарской области.
Экскурсии: изучение биогеоценоза парка, водоема.
Учебно– тематический план.
(34 часа)
Тема | Количество часов Теор /практ. | Кол-во экскурсий | Всего | ||
1 | Введение. Методы биологии: наблюдение, исследование, эксперимент. Фенологические наблюдения в природе. Народный календарь | 1 | 3 | 1 | 5 |
2 | Строение микроскопа. Правила приготовления микропрепаратов | 1 | 2 | — | 3 |
3 | Строение и жизнь растений | 5 | 3 | — | 8 |
4 | Основы систематики растений | 1 | 4 | — | 5 |
5 | Комнатное растениеводство | 1 | 4 | — | 5 |
6 | Растительные сообщества: методы их изучения и их охрана | 3 | 1 | 2 | 6 |
7 | Подведение итогов работы за год | — | — | — | 1 |
| Резерв | — | — | — | 1 |
Календарно- тематический план по курсу « Я познаю мир»
Название темы | Сроки освоения | Планируемые результаты обучения | |
1 | Раздел 1.Введение. Методы биологии. Наблюдение в биологии. Экскурсия «Экологическое состояние зелёных насаждений на пришкольном участке и в микрорайоне школы | сентябрь | Уч-ся познакомятся с методами изучения живых организмов, проведут наблюдения за погодными явлениями и сезонными явлениями в жизни растений.
|
2, 3 |
Фенологические наблюдения в природе. Народный календарь.
|
| |
4 | Исследование в биологии. Лабораторная работа: « Выяснение причин различной окраски органов растений. Выделение антоциана из листьев краснокочанной капусты»
|
| |
5 | Эксперимент в биологии. Лабораторные работы: 1. Получение чернил из растительного препарата 2.Определение химического состава золы растений.
| октябрь | |
6 | Раздел 2. Строение и работа с микроскопом
|
| Уч-ся научатся пользоваться микроскопом, изготавливать временные микропрепараты.
Получат знания о клеточном строении, строении органов растения и основах жизнедеятельности растительного организма. |
7,8 | Приготовление временных препаратов |
| |
9 | Раздел 3. Строение и жизнь растений. Строение растения. Функции, строение семени растения. Лабораторная работа: строение семени однодольного и двудольного растений. Условия проращивания семян | ноябрь | |
10
| Строение и функции корня растения. Методы роста растений. Лабораторные работы: 1. Наблюдение за геотропизмом корней. 2. Фототропические изгибы.
|
| |
11 | Строение, функции стебля и листа растения. Лабораторная работа: приготовление временного препарата- кожицы листа.
|
| |
12 | Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Лабораторная работа: 1 Обнаружение органических веществ в различных органах растений. 2 Определение белков, жиров, углеводов в растении
| декабрь | |
13 | Фотосинтез. Хлоропласты, использование ими энергии света. Лабораторная работа: Образование крахмала на свету в листьях растений (проба Сакса) |
| |
14 | Дыхание растений и его значение. Борьба с загрязненностью воздуха. Лабораторная работа: Определение степени загрязненности листовых пластинок разных растений. |
| |
15,16
| Демонстрация опытов, доказывающих влияние света, удобрения, полива на рост и развитие растений. Работа по определению важнейших групп минеральных удобрений ( азотных, фосфорных, калийных) |
январь | |
17,18
| Раздел 4.Основы систематики растений. Определение растений различных семейств. Игра- алфавит: « Узнай растение»
|
| Знакомство с методами изучения видового разнообразия (гербаризация, фотофиксация). Приобретут знания по работе с определителями растений, атласами, справочниками. |
19,20 | Определение растений различных отделов. Работа с определителями растений, атласами, справочниками. | февраль | |
21 | Изучение растений местного края |
| |
22 | Комнатное растениеводство. Многообразие комнатных растений. Растительные формы. Экологические группы растений |
|
Формирование умений по выращиванию растений. |
23 | Создание благоприятных условий для растений, правила ухода за растениями |
март
| |
24 | Паспортизация комнатных растений |
| |
25,26 | Практическая работа: пересадка комнатных растений, правила ухода за комнатными растениями. Вегетативное размножение растений. | апрель | |
27 | Растительные сообщества: методы их изучения и их охрана. Популяционная структура вида и экосистемы. Виды экосистем |
| Уч-ся познакомятся с естественными и искусственными экосистемами, структурой биогеоценоза. Познакомятся с экологической характеристикой биоценоза парка и водоема. |
28 | Естественные и искусственные экосистемы |
| |
29 | Морфологическая и трофическая структуры биоценозов |
| |
30 | Составление экологической характеристики биоценоза парка. Экскурсия в парк. | май | |
31 | Заочная экскурсия по национальным паркам и заповедникам России. |
| |
32 | Составление экологической характеристики биоценоза водоема. Экскурсия на водоем. |
| |
33 | Подведение итогов работы за год |
| |
34 | Резервное время |
|
Литература для педагога.
1. Алявдина К.П., Виноградова В.П., Определитель растений. Верхнее-волжское кн. Изд,.2007г.
2.Верзилин Н.Н., Путешествие с домашними растениями. М., 2008г.
3.Шанцер И.А. Растения средней полосы Европейской России (полевой атлас). М., 2004 г.
4.Афанасенко Н.А., Опыты в школьном саду. М. Просвещение 2000г.
5. Комисаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М. Просвещение 2001 г.
Литература для учащихся.
-
Алявдина К.П., Виноградова В.П., Определитель растений. Верхнее-волжское кн. Изд,.2007г.
-
Верзилин Н.Н., Путешествие с домашними растениями. М., 2008г.