Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 70
Программа элективного курса по биологии — 10 класс.
«Общая цитология (биология клетки)»
Составила Ланчкина Нина Федоровна
учитель биологии МБУ СОШ №70,
г.оТольятти, Самарской обл.
2014
Программа элективного курса по биологии — 10 класс.
Тема: Общая цитология (биология клетки) – 17 часов.
Пояснительная записка.
Предлагаемый курс предназначен для учащихся профильных классов (10-11класс) средних школ медико-биологического направления.
Основной цель курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применения новых педагогических технологий.
Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, в помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы, удовлетворение интересов увлекающихся цитологией и гистологией.
Основная концепция курса заключается в:
— комплексном подходе при изучении живых организмов на разных уровнях их организации ( от молекулярно – клеточного до системно – органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие, фундаментальные признаки и особенности;
— сравнительно-эволюционной направленности курса. При рассматривании вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех её проявлениях;
— использование самых современных молекулярно –биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение ученикам основами общей биологии , генетики , теории эволюции, других биологических наук а также физики и химии;
— историко — патриотическом акценте при изучении биологии. Необходимо не только подчёркивать интернациональный характер науки( особенно на современном этапе её развития), но и пропагандировать достижения отечественных биологов, многие из которых внесли исключительный вклад в развитие биологии. Необходимо напомнить ученикам о тех биологах, которые отстаивали свои идеи в трудный период отечественной истории в 30-50 годы прошлого века. Многие из них поплатились жизнью за свои взгляды. Несомненны достижения и современных отечественных биологов в изучении клетки, тканей животных и растений;
— экологической направленности курса. Важно сформировать твёрдое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон) серьёзно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно — генетические – основы деятельности клеток — и что с подобного рода нарушениями бороться чрезвычайно трудно и порой невозможно;
— большом объёме практических и семинарских занятий. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, электронные фотографии) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также изучении микроскопических препаратов тканей. Необходимо широко использовать возможности компьютерных классов, на занятиях работать с многочисленными сайтами по биологии клетки, анатомии и физиологии.
Контроль знаний не считается главным в работе на занятиях. Главная мотивация работы – это познавательный интерес. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ, в том числе и компьютера. При изучении отдельных тем учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы, Итогами лабораторных работ являются отчёты с выводами, рисунками. На этапе исследовательской работы оценивается уровень теоретической и практической подготовке к исследованию, способность правильно оформить и эффективно представить её результаты.
В качестве основного образовательного результата выступает сформированная система базовых ценностей:
— жизнь, здоровье, человек, знание, труд, терпение, успех;
— умение оперировать знаниями;
— эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие и отношение к нему как значимому условию своего собственного благополучия и успеха.
Основной акцент направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель-ученик, активного обсуждения материала ученик – ученик, ученик – учитель.
Учащиеся должны знать:
-принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;
— положения клеточной теории;
— особенности прокариотической и эукариотической клетки;
— сходство и различие животной и растительной клетки;
— основные компоненты и органоиды клеток: мембрану и надмембранный комплекс, цитоплазму и органоиды, митохондрии, хлоропласты и рибосомы;
— основные этапы синтеза белка в эукариотической клетки – транскрипцию и трансляцию;
— особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;
— строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;
— реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
— иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.
Учащиеся должны уметь:
— работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами;
— «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клетки и её органоидов;
— изготавливать простейшие препараты для микроскопического исследования;
— выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярно-биологического до организменного);
— иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
— работать с современной биологической и медицинской литературой и Интернетом;
-составлять краткие рефераты и доклады по интересующим темам, представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;
— применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;
— использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
Межпредметные связи.
Неорганическая химия. Строение вещества. Окислительно-востановительные реакции.
Органическая химия. Принцип организации органических веществ.
Углеводы,жиры, белки, нуклеиновые кислоты.
Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.
Учебно-тематическое планирование
Всего часов | Ауди торных | Внеау диторн. | Практи Ческая Деятел. | Форма контроля | |
Введение в биологию клетки | 1 час |
|
| Лаб.раб. 1час | Отчёт с выводами |
Общий план строения клеток живых организмов | 2часа | 1 час |
| Лаб.р. 1 час | Тест. Таблица. |
Основные компоненты и органоиды клеток. | 2 часа |
| 1 час Компь ютерный | 1час Лаб.р. | Схема Отчёт с выводами |
Метаболизм – преобразование веществ и энергии | 4 часа | 3 часа |
| 1час Лаб.р. | Семинар. Тест. |
Ядерный аппарат и репродукция клеток | 4 часа | 3 часа |
| 1час Лаб.р. | Зачёт. Отчёт с рисунками. |
Вирусы как неклеточные формы жизни | 2 часа | 1час | 1час Интерак тивное занятие |
| Рефераты |
Эволюция клетки | 2 часа | 1час |
| Обобща ющий семинар | Тест |
Рекомендуемая литература.
-
Вельш У., Шторх В Введение в цитологию и гистологию животных.Пер.с.нем.0М.:Мир,1992.
-
Грин Н.,СтаутУ.,Биология: В3т/ пер с анг.;под редакцией Р.Сопера.0 М.: Мир,1990.
-
Дюв К.де. Путешествие в мир живой клетки /пер с анг.;предисл.Ю.А.Овчинникова,-М.: Мир, 1987
-
ЖдановаВ.М. ГайдамовичС.Я. Общая и частная вирусология.-М.: Медицина 1982
-
Заварзин А.А.Основы частной цитологии и сравнительной гистологии многоклеточных животных.-Л.: Наука,1976
-
ЗаварзинА.А. Харазова А.Д. Биология клетки.Учебник.- СПб.;Изд СпбГУ,1992
-
Цитология. Биология размножения: Методические указания. Под редакцией Г.В.Хомулло.-Тверь.Тверская государственная медицинская академия. Кафедра медицинской биологии и генетики, 1999