Краснодарский край город Сочи Хостинский район
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18
(название образовательного учреждения)
Утверждено:
Решение педсовета протокол №
от «____» ___________ 200___ года
Председатель педсовета
____________ / ____________
Рабочая программа
По природоведению
Ступень обучения основное общее 5 класс
Количество часов 70 Уровень базовый
Учитель Шидиева М.М.
Программа разработана на основе программы курса «Природоведение», авторы Т.С. Сухова, В.И. Строганов, М.: «Вентана-Граф», 2009 год___________________
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе : программы курса «Природоведение», авторы Т.С. Сухова, В.И. Строганов, полностью отражающей содержание авторской программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии , изложенные в пояснительной записке к авторской программе по биологии.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля.
При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Согласно действующему в учебному плану рабочая программа для 5 классов предусматривает обучение в объёме 2 часов в неделю (всего за год 70 часов).
Рабочая программа, структура и методический аппарат учебника «Природоведение» для 5-х классов (авторов Т.С. Суховой, В.И. Строганова) включает в себя содержание, позволяющее создать условия для интерактивного обучения, учитывающего возможности и способности учащихся, когда каждый из них, включаясь в индивидуальную и коллективную учебную деятельность, становится заинтересованным участником приобретения и открытия знаний. То есть, система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные программой), экскурсии.
В тематическом планировании порядок тем не изменен.
Тематическое распределение часов курса «Природоведение»
Разделы, темы.
| Количество часов |
| ||||
Государственная |
| Рабочая |
| |||
1. | Введение | 6 | Введение | 6 |
| |
2. | Явления природы
| 44 | Явления природы
| 44+5 |
| |
3. | 3. Движение в сферах планеты и в космосе | 9 | Движение в сферах планеты и в космосе
| 9+1 |
| |
4. | Освоение человеком природы | 3 | Освоение человеком природы
| 3+1 |
| |
5. | Задания на лето | 1 | Задания на лето | 1 |
| |
|
|
|
|
|
| |
| Итого | 63 |
| 70 |
| |
|
|
|
Количество часов по темам автором распределены ориентировочно, что позволяет расширение и углубление изучения некоторых тем. Так в рабочей программе тема « Явления природы» вместо 44 ч. изучается 49 ч. По часу добавлено в темы «Движение в сферах планеты и в космосе» и «Освоение человеком природы».
2.Содержание обучения, перечень практических работ, лабораторных работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.
Перечень практических работ
1.Прослушивание записей звукового общения животных
2. Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы.
3. Уход за комнатными растениями и аквариумом.
4.Подкормка птиц.
5.Определение по карте основных океанических движений, течений.
6. Составление схем пищевых цепей.
7. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров.
8. Наблюдение за расходованием воды и электроэнергии.
Лабораторные работы.
1.Знакомство с магнитными и электрическими явлениями.
2.Изучение устройства микроскопа.
3. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.
4.Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа.
5.Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.
6.Знакомство с минералами и горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.
3.. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1.Программы курса «Природоведение», авторы Т.С. Сухова, В.И. Строганов, М.: «Вентана-Граф», 2009 год___________________
2.«Природоведение» 5 кл. , авторы Т.С. Сухова, В.И. Строганов, М.: «Вентана-Граф», 2009 год___________________
:
дополнительной литературы для учителя:
-
Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
для учащихся:
-
Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
-
Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
-
Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
-
Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
-
Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
-
Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
-
4. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;
-
5. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой — 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Природоведение»
Электронный диск .Природоведение 5 кл. 1CD приложение
Согласовано: Заместитель директора по УВР __________________ Е.В. Юрикова «____» ____________200___ года |