1. ФИО автора материала: Миронова Надежда Александровна

  2. Место работы (название образовательного учреждения):

МБОУ СОШ № 6 г. Череповец

  1. Должность автора: Учитель начальных классов

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Удивительные открытия» УМК «Гармония» 3 класс

Пояснительная записка

Урок окружающего мира по теме «Удивительные открытия»

проводится в 3 классе в разделе «Путешествие в мир веществ» по учебно-методическому комплекту «Гармония». Автор учебника: О.Т. Поглазова.

Третий урок в разделе.

На данном уроке обучающиеся знакомятся с простейшими бактериями и с увеличительными приборами, с помощью которых они были открыты. Для ознакомления с увеличительным прибором было выбрано современное интерактивное оборудование: электронный микроскоп. Знакомство с увеличительными приборами, микроскопом, для ребят очень привлекательно. Они достаточно быстро понимают основной принцип его действия – многократное увеличение размеров маленьких объектов. Знакомясь с микроскопом, обучающиеся открывают для себя мир не видимых невооруженным глазом простейших и бактерий. А так же смогут увидеть растительные клетки – маленькие частички живых организмов. Обращается внимание обучающихся на то, что сами молекулы под микроскопом не видны, а наблюдается их воздействие на частицы краски или пыльцы, которые совершают беспорядочное движение. Урок проходит с применением исследовательской деятельности, через опыты, которые проделывают сами обучающиеся совместно с учителем.

       Организация работы: в начале урока после мотивационного момента проводится актуализация знаний, постановка учебной задачи. Работа по открытию нового знания проходит в форме проведения опытов, в результате которых обучающиеся делают первоначальные выводы, подтверждая или опровергая их, прочитав учебные статьи в учебнике. В конце урока учитель добивается от обучающихся, чтобы они самостоятельно сделали выводы по теме. Проводится оценивание знаний, рефлексия.

Цель: обеспечение условий для расширения знаний обучающихся интересными сведениями о простейших бактериях и увеличительных приборах.

Задачи:

— формировать представления о простейших бактериях и об увеличительных приборах, с помощью которых они были открыты через ЭОР;

— развивать воображение, фантазию и познавательный интерес к тайнам природы;

— воспитывать убежденность в возможности познания мира, восхищении разумом и творениями рук человека.

Тип урока – урок введения нового знания.

Методы: частично-поисковый, наглядный, словесный, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Технологии: системно-деятельностный подход, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, дифференцированный подход, ИКТ, ЭОР.

Оборудование:

Для учителя:

  • учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазова, 3 класс;

  • рабочая тетрадь №1 О.Т. Поглазова, 3 класс;

  • компьютер, проектор;

  • электронный микроскоп;

  • лупа;

  • толковый словарь С.И.Ожегова;

  • карточки со словами – понятиями.

Для учащихся:

  • учебник «Окружающий мир» О.Т.Поглазова, 3 класс;

  • рабочая тетрадь №1 О.Т.Поглазова, 3 класс;

  • Сообщение обучающегося по теме: «Изобретение первого микроскопа»;

  • компьютер;

  • электронный микроскоп;

  • лупа;

  • частицы лука; листья растений;

  • алгоритм работы с электронным микроскопом

  • шкала оценивания

  • сигнальная карточка

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

— Давайте, создадим друг другу хорошее настроение, улыбнёмся. — Я желаю вам хорошо потрудиться, преодолеть все препятствия, а в конце урока каждому добиться успеха. Что вам для этого нужно?

— Покажем всем умение работать в единой сплоченной команде, быть внимательными и чуткими друг к другу.

УУД (регулятивные: саморегуляция)

УУД (личностные: самоопределение, смыслообразование)

  1. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

— Прочитайте слова на карточках

Вещество

Тело

Молекула

Бактерии

Микроскоп

Лупа

Открытие

— Значение, каких слов вы могли бы объяснить? Какие слова вам не понятны? Слова разделите на группы. Из слов поставьте задачу урока.

УУД (регулятивные: целеполагание, планирование)

Ставят задачи урока по карточке:

вспомню

Я узнаю

научусь

УУД (регулятивные: прогнозирование)

  1. Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде темы урока.

— Как снять шапку невидимку с окружающего мира?

— Как увидеть мельчайшие вещества?

— Как вы думаете, какая будет задача урока?

Мы будем знакомиться с простейшими бактериями и с увеличительными приборами

УУД (познавательные: постановка и решение проблемы)

Будем делать открытия

УУД (познавательные: общеучебные)

  1. Открытие нового знания

Цель: обсуждение и решение устной задачи.

Самостоятельная исследовательская работа (работа с лупой).

Физминутка

Открытие нового знания (продолжение)

Работа с текстом учебника с.65 — 69

Исследовательская работа с использованием цифрового средства фиксации – электронного микроскопа

Сначала ученые придумали увеличительное стекло. Для этого они выточили его выпуклым с двух сторон. Такое стекло называется линзой. Вставили линзу в оправу с ручкой – получилась лупа.

Что можно сделать с помощью лупы?

— Давайте проведём небольшое исследование.

Сделаем вывод.

Проблемная ситуация: можно ли увидеть отдельные молекулы рассматривая через лупу?

Что для этого надо сделать?

Человек изобрел удивительный прибор. Что это за прибор?

Найдем значение данного слова в толковом словаре.

Микроскоп

линзовый и электронный

Электронный микроскоп:

1. Основание

2.Предметный столик с зажимами

3.Рукоятка фокусирования

4.Кольцо регулировки увеличения изображения.

5.Кнопка включения подсветки

Какие открытия позволил сделать микроскоп?

Давайте вспомним технику безопасности при работе с компьютером.

Чтобы убедиться в том, что все живое состоит из клеток рассмотрим строение кожицы лука.

Работать будете в парах.

Критерий оценивания: умение работать по алгоритму.

Сделайте вывод.

Что вы узнали, работая с микроскопом.

Оцените свои умения работать по алгоритму на шкале оценивания.

Знакомятся с устройством лупы

УУД (познавательные: анализ объекта

Можно разглядеть мелкие детали предметов, части растений, грибов и животных, частицы камней.

Рассматривают через лупу

— буквы в книге

— кожу на руке

— края листочков растений

Вывод: с помощью лупы мелкие детали предметов увеличиваются.

Делают зарядку

При рассматривании через лупу молекулы остаются не видимы.

Ответы обучающихся

-Был изобретен микроскоп.

-Зачитывают значение слова в словаре.

Сообщение обучающегося

по теме: «Изобретение первого микроскопа».

1. Знакомятся с устройством линзового микроскопа, выполняя задание в тетради № 52 с. 23

2. Находят на электронном микроскопе его основные части

Работа с текстом учебника.

  1. Микроскоп позволил разглядеть молекулы в твердых, жидких, газообразных веществах.

  2. Открыты простейшие: амебы, инфузории.

  3. Открыты вездесущие невидимки – бактерии.

  4. Открытие – все живое (растения, животные, человек) состоит из клеток.

Вспоминают правила ТБ

Работа в парах с электрон. микроскопом

УУД (коммуникативные: управление поведением партнёра)

На оценочной шкале оценивают себя до начала работы с алгоритмом.

Алгоритм работы:

1. Включить компьютер.

2. Подключить микроскоп к компьютеру.

3. На компьютере открыть ярлык Ulead VideoStudio

4. Слева выбрать вкладку Capture

5. Открыть окно Cource: USB2.O Camer

6. Положить кожицу лука на предметный столик с зажимами.

7. Включить подсветку.

8. Настроить увеличение в 10 раз.

9.Сфотографировать, нажать Capture Lmage (фотоаппарат)

10.Рассмотреть изображение на экране компьютера. Сделать вывод

11.Настроить увеличение в 100 раз.

12.Повторить пункт 8,9,10

Вывод: мы убедились, что кожица лука состоит из клеток.

На оценочной шкале оценивают себя после работы с алгоритмом.

  1. Включение нового знания в систему знания и повторения.

Цель: каждый для себя должнен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Проверить ваши знания помогут задания в тетради.

Беседа о бактериях (полезных и болезнетворных)

Выполняют задания № 54 с. 23 и № 55 с. 24

Осуществляют взаимопроверку.

УУД (познавательные: общеучебные)

  1. Итог урока. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности

Д/з

— Какую задачу ставили?

— Удалось решить поставленную задачу?

— Где применим новые знания?

— Всё ли мы узнали о бактериях?

— Какую задачу поставим на следующий урок?

— Для этого мы выполним творческую работу. Подготовьте сообщение на тему по выбору:

1.Как человек использует бактерии.

2.Борьба с болезнетворными бактериями.

С каким настроением закончим урок, покажите сигнальными карточками.

Оценивание за работу на уроке.

Молодцы! Спасибо за урок!

УУД (личностные: действие нравственно-эстетического оценивания усвоенного материала)

вспомнил

Я узнал

научился

УУД (регулятивные: ) прогнозирование

вспомню

Я узнаю

научусь

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here