-
ФИО автора материала: Миронова Надежда Александровна
-
Место работы (название образовательного учреждения):
МБОУ СОШ № 6 г. Череповец
-
Должность автора: Учитель начальных классов
Конспект урока по окружающему миру
Тема: «Удивительные открытия» УМК «Гармония» 3 класс
Пояснительная записка
Урок окружающего мира по теме «Удивительные открытия»
проводится в 3 классе в разделе «Путешествие в мир веществ» по учебно-методическому комплекту «Гармония». Автор учебника: О.Т. Поглазова.
Третий урок в разделе.
На данном уроке обучающиеся знакомятся с простейшими бактериями и с увеличительными приборами, с помощью которых они были открыты. Для ознакомления с увеличительным прибором было выбрано современное интерактивное оборудование: электронный микроскоп. Знакомство с увеличительными приборами, микроскопом, для ребят очень привлекательно. Они достаточно быстро понимают основной принцип его действия – многократное увеличение размеров маленьких объектов. Знакомясь с микроскопом, обучающиеся открывают для себя мир не видимых невооруженным глазом простейших и бактерий. А так же смогут увидеть растительные клетки – маленькие частички живых организмов. Обращается внимание обучающихся на то, что сами молекулы под микроскопом не видны, а наблюдается их воздействие на частицы краски или пыльцы, которые совершают беспорядочное движение. Урок проходит с применением исследовательской деятельности, через опыты, которые проделывают сами обучающиеся совместно с учителем.
Организация работы: в начале урока после мотивационного момента проводится актуализация знаний, постановка учебной задачи. Работа по открытию нового знания проходит в форме проведения опытов, в результате которых обучающиеся делают первоначальные выводы, подтверждая или опровергая их, прочитав учебные статьи в учебнике. В конце урока учитель добивается от обучающихся, чтобы они самостоятельно сделали выводы по теме. Проводится оценивание знаний, рефлексия.
Цель: обеспечение условий для расширения знаний обучающихся интересными сведениями о простейших бактериях и увеличительных приборах.
Задачи:
— формировать представления о простейших бактериях и об увеличительных приборах, с помощью которых они были открыты через ЭОР;
— развивать воображение, фантазию и познавательный интерес к тайнам природы;
— воспитывать убежденность в возможности познания мира, восхищении разумом и творениями рук человека.
Тип урока – урок введения нового знания.
Методы: частично-поисковый, наглядный, словесный, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Технологии: системно-деятельностный подход, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, дифференцированный подход, ИКТ, ЭОР.
Оборудование:
Для учителя:
-
учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазова, 3 класс;
-
рабочая тетрадь №1 О.Т. Поглазова, 3 класс;
-
компьютер, проектор;
-
электронный микроскоп;
-
лупа;
-
толковый словарь С.И.Ожегова;
-
карточки со словами – понятиями.
Для учащихся:
-
учебник «Окружающий мир» О.Т.Поглазова, 3 класс;
-
рабочая тетрадь №1 О.Т.Поглазова, 3 класс;
-
Сообщение обучающегося по теме: «Изобретение первого микроскопа»;
-
компьютер;
-
электронный микроскоп;
-
лупа;
-
частицы лука; листья растений;
-
алгоритм работы с электронным микроскопом
-
шкала оценивания
-
сигнальная карточка
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | — Давайте, создадим друг другу хорошее настроение, улыбнёмся. — Я желаю вам хорошо потрудиться, преодолеть все препятствия, а в конце урока каждому добиться успеха. Что вам для этого нужно? — Покажем всем умение работать в единой сплоченной команде, быть внимательными и чуткими друг к другу. |
УУД (регулятивные: саморегуляция)
УУД (личностные: самоопределение, смыслообразование) |
Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.
| — Прочитайте слова на карточках Вещество Тело Молекула Бактерии Микроскоп Лупа Открытие — Значение, каких слов вы могли бы объяснить? Какие слова вам не понятны? Слова разделите на группы. Из слов поставьте задачу урока. | УУД (регулятивные: целеполагание, планирование)
Ставят задачи урока по карточке: вспомню Я узнаю научусь
УУД (регулятивные: прогнозирование)
|
Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде темы урока.
|
— Как снять шапку невидимку с окружающего мира? — Как увидеть мельчайшие вещества?
— Как вы думаете, какая будет задача урока? Мы будем знакомиться с простейшими бактериями и с увеличительными приборами | УУД (познавательные: постановка и решение проблемы)
Будем делать открытия
УУД (познавательные: общеучебные)
|
Цель: обсуждение и решение устной задачи.
Самостоятельная исследовательская работа (работа с лупой).
Физминутка
Открытие нового знания (продолжение)
Работа с текстом учебника с.65 — 69
Исследовательская работа с использованием цифрового средства фиксации – электронного микроскопа
| Сначала ученые придумали увеличительное стекло. Для этого они выточили его выпуклым с двух сторон. Такое стекло называется линзой. Вставили линзу в оправу с ручкой – получилась лупа. Что можно сделать с помощью лупы?
— Давайте проведём небольшое исследование.
Сделаем вывод.
Проблемная ситуация: можно ли увидеть отдельные молекулы рассматривая через лупу?
Что для этого надо сделать?
Человек изобрел удивительный прибор. Что это за прибор? Найдем значение данного слова в толковом словаре.
Микроскоп линзовый и электронный
Электронный микроскоп: 1. Основание 2.Предметный столик с зажимами 3.Рукоятка фокусирования 4.Кольцо регулировки увеличения изображения. 5.Кнопка включения подсветки
Какие открытия позволил сделать микроскоп?
Давайте вспомним технику безопасности при работе с компьютером.
Чтобы убедиться в том, что все живое состоит из клеток рассмотрим строение кожицы лука.
Работать будете в парах. Критерий оценивания: умение работать по алгоритму.
Сделайте вывод. Что вы узнали, работая с микроскопом.
Оцените свои умения работать по алгоритму на шкале оценивания.
|
Знакомятся с устройством лупы
УУД (познавательные: анализ объекта
Можно разглядеть мелкие детали предметов, части растений, грибов и животных, частицы камней.
Рассматривают через лупу — буквы в книге — кожу на руке — края листочков растений
Вывод: с помощью лупы мелкие детали предметов увеличиваются.
Делают зарядку
При рассматривании через лупу молекулы остаются не видимы. Ответы обучающихся
-Был изобретен микроскоп. -Зачитывают значение слова в словаре.
Сообщение обучающегося по теме: «Изобретение первого микроскопа».
1. Знакомятся с устройством линзового микроскопа, выполняя задание в тетради № 52 с. 23
2. Находят на электронном микроскопе его основные части
Работа с текстом учебника.
Вспоминают правила ТБ
Работа в парах с электрон. микроскопом УУД (коммуникативные: управление поведением партнёра)
На оценочной шкале оценивают себя до начала работы с алгоритмом.
Алгоритм работы: 1. Включить компьютер. 2. Подключить микроскоп к компьютеру. 3. На компьютере открыть ярлык Ulead VideoStudio 4. Слева выбрать вкладку Capture 5. Открыть окно Cource: USB2.O Camer 6. Положить кожицу лука на предметный столик с зажимами. 7. Включить подсветку. 8. Настроить увеличение в 10 раз. 9.Сфотографировать, нажать Capture Lmage (фотоаппарат) 10.Рассмотреть изображение на экране компьютера. Сделать вывод 11.Настроить увеличение в 100 раз. 12.Повторить пункт 8,9,10
Вывод: мы убедились, что кожица лука состоит из клеток.
На оценочной шкале оценивают себя после работы с алгоритмом.
|
Цель: каждый для себя должнен сделать вывод о том, что он уже умеет. | Проверить ваши знания помогут задания в тетради.
Беседа о бактериях (полезных и болезнетворных) | Выполняют задания № 54 с. 23 и № 55 с. 24 Осуществляют взаимопроверку.
УУД (познавательные: общеучебные)
|
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности
Д/з |
— Какую задачу ставили? — Удалось решить поставленную задачу? — Где применим новые знания? — Всё ли мы узнали о бактериях?
— Какую задачу поставим на следующий урок? — Для этого мы выполним творческую работу. Подготовьте сообщение на тему по выбору: 1.Как человек использует бактерии. 2.Борьба с болезнетворными бактериями. С каким настроением закончим урок, покажите сигнальными карточками. Оценивание за работу на уроке. Молодцы! Спасибо за урок! | УУД (личностные: действие нравственно-эстетического оценивания усвоенного материала) вспомнил Я узнал научился
УУД (регулятивные: ) прогнозирование
вспомню Я узнаю научусь
|