Биология
Рабочая учебная программа
Кемерово
2012
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №82»
Биология
Программа для учащихся 10-11 классов
общеобразовательных учреждений
обсуждено на
заседании методического
объединения
протокол № ________
от_________________
руководителем м/о______
утверждено педагогическим
советом
протокол №_________
от_________________
директор школы_____________
Составитель:
Зыкова Я.В.,
учитель биологии
МБОУ «СОШ № 82»
г. Кемерово
Кемерово
2012
Содержание
Стр.
Пояснительная записка…………………………………………………4
Учебно – тематический план………………………………………….11
Содержание программы………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………..27
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 классов автора В.Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.
На изучение биологии 10 классе -68 часов, в 11 классе — 68 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 10 классов предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии:
-
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
-
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
-
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знание центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» рабочей программы выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к Уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии в 10- 11 классах ученик должен:
знать/понимать
-
• основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя); гипотез (чистоты гамет,); строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских к мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов);
-
сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов,
-
современную биологическую терминологию и символику;
уметь
• объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории,- законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций,
-
устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;
-
решать задачи разной сложности по биологии;
-
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
-
описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
•сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,
экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и
животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и
мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и
позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного
отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро-и микро-
эволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
-
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
-
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
грамотного оформления результатов биологических исследований;
-
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
-
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
•оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.
Требование к уровню подготовки — объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения — носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:
-
выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
-
определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
-
отличать научные методы, используемые в биологии;
-
определять место биологии в системе естественных наук.
-
доказывать, что организм — единое целое;
-
объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации
живой природы;
-
обосновывать единство органического мира;
-
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
-
отличать теорию от гипотезы.
Требование к уровню подготовки — объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира — носит инте-гративный характер и включает в себя следующие умения:
-
определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
-
приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
-
объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
-
указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
-
отличать биологические системы от объектов неживой природы.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.
Учебно-тематический план
Разделы |
Темы | Количество часов | |
1 | Введение. |. Происхожде-ние иначальные этапы развития жизни на Земле. Глава 1.Многообра-зие живого мира. | 1. Введение. Предмет и задачи общей биологии. | 1 |
2 | 2. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого | 1 | |
3 | 3. Обобщение. Общая биология, её задачи и Значение для науки и практики. | 1 | |
4 | Глава 2. Возникновение жизни на земле.
| 1. История представлений о возникновении Жизни представления средних и древневековых философов. | 1 |
5 | 2. Работы Л. Пастера. Теории вечности жизни. | 1 | |
6 | 3. Материалистические теории происхождения Жизни. Современные представления о возникновении жизни. Эволюция химических элементов в космическом пространстве. | 1 | |
7 | 6. Образование планетных систем. | 1 | |
8 | 7. Первичная атмосфера земли и химические предпосылки возникновения жизни. | 1 | |
9 | 8. Источники энергии и возраст Земли. Условия среды на древней Земле. | 1 | |
10 | 9. Теории происхождения протобиополимеров | 1 | |
11 | 10. Эволюция протобионтов. Начальные этапы биологической эволюции. | 1 | |
12 | 11. Обобщение. Возникновение жизни на земле. | 1 | |
13 | 12. Контрольная работа. Возникновение жизни на земле. | 1 | |
14 | ||. Учение о клетке. Глава 3. Химическая организация клетки. | 1.Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки. | 1 |
15 | 2. Органические вещества, входящие в состав клетки. Белки. Функции белков. | 1 | |
16 | 3. Углеводы. Л/р № 1. Определение крахмала в растительных тканях. | 1 | |
17 | 4. Жиры и липиды. Нуклеиновые кислоты. ДНК. | 1 | |
18 | 5. Нуклеиновые кислоты. РНК. | 1 | |
19 | 6. Генетический код. | 1 | |
20 | 7. Обобщение. Химическая организация клетки. | 1 | |
21 | 8. Контрольная работа. Химическая организация клетки.
| 1 |
22 | Глава 4. Метаболизм – основа существования живых организмов | 1. Анаболизм. | 1 |
23 | 2. Биосинтез белков. Практикум № 1. Решение задач на генетический код и биосинтез белков | 1 | |
24 | 3. Энергетический обмен – катаболизм. | 1 | |
25 | 4. Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез. | 1 | |
26 | 5 Обобщение. Метаболизм
| 1 | |
27 | Глава 5. Строение и функции клеток. | 1. Строение и функции прокариотической клетки. | 1 |
28 | 2. Л/р № 2. Строение растительной и животной клетки. | 1 | |
29 | 3. Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Л/р № 3. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука. Органоиды клетки. | 1 | |
30 | 4. Клеточное ядро. | 1 | |
31 | 5. Деление клеток. | 1 | |
32 | 6. Деление клеток. Митоз. | 1 | |
33 | 7. Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория строения организмов. | 1 | |
34 | 8. Неклеточные формы жизни. Вирусы Бактериофаги. | 1 | |
35 | 9. Обобщение. Строение и функции клеток. | 1 | |
36 | 10. Контрольная работа. Строение и функции клеток. | 1 | |
37 | |||. Размноже-ние и развитие организмов. Глава 6. Размножение организмов. | 1. Бесполое размножение. | 1 |
38 | 2. Половое размножение. Гаметогенез. | 1 | |
39 | 3. Мейоз. | 1 | |
40 | 5. Оплодотворение у животных. | 1 | |
41 | 6. Двойное оплодотворение у цветковых растений. | 1 | |
42 | 7.Зачёт. Размножение организмов | 1 | |
43 | Глава 7. Онтогенез. | 1. Из истории изучения онтогенеза. Эмбриональный период развития.Дробление. | 1 |
44 | 2. Эмбриональный период развития. Гаструляция | 1 | |
45 | 3. Эмбриональный период развития. Органогенез. | 1 | |
46 | 4. Постэмбриональный период развития | 1 | |
47 | 5.. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон. | 1 | |
48 | 6. Развитие организмов и окружающая среда. Развитие организмов и окружающая среда.
| 1 | |
49 | 7. Обобщение. Онтогенез. | 1 | |
50 | |V. Основы генетики и селекции. Глава 8 Закономерности наследования признаков. | 1. Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследования признаков. | 1 |
51 | 2. Первый закон Менделя. Второй закон Менделя. | 1 | |
52 | 3. Закон частоты гамет. Практикум № 2. Решение задач на моногибридное скрещивание. | 1 | |
53 | 4. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Практикум № 3. Решение задач на дигибридное скрещивание. | 1 | |
54 | 5. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. | 1 | |
55 | 6. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Практикум № 4. Решение задач на генетику пола.
| 1 | |
56 | 7. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов.
| 1 | |
57 | 8. Взаимодействие неаллельных генов Практикум № 5. Решение задач на взаимодействие аллельных генов. | 1 | |
58 | 9. Практикум № 6. Решение задач на взаимодействие неаллельных генов | 1 | |
59 | 10. Контрольная работа. Основы генетики.
| 1 | |
60 | Глава 9 Закономерности изменчивости. | 1. Наследственная изменчивость. | 1 |
61 | 2. Фенотипическая изменчивость. Л/р. № 4»Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой.» | 1 | |
62 | 3. Обобщение. Закономерности изменчивости. | 1 | |
63 | Глава 10 Основы селекции. |
1.Создание пород животных и сортов растений. Центры многообразия и происхождения культурных растений. | 1 |
64 |
2. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции растений и животных. Отбор и гибридизация
| 1 | |
65 |
3. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов.
| 1 | |
66 | 4. Достижения и основные направления современной селекции. . | 1 | |
67 | 5. Обобщение. Основы селекции. | 1 | |
68 |
Повторение | 1. Учение о клетке. Химическая организация клетки. Строение и функции клетки
| 1 |
69 | 2. Размножение и развитие организмов. Основы генетики и селекции.
| 1 | |
70 | 3. Контрольная работа по материалу 10 класса.
| 1 |
Итого по курсу 70 часа
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(68 часов, 2 часа в неделю)
РАЗДЕЛ 1
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.
(13 часов)
Глава 1. Введение в биологию. Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи. (3 часа)
Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология — учебная дисциплина об основных закономерностях возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности — основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека.
Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Роль биологии в формировании научных представлений о мире.
Жизнь как форма существования материи; определение понятия «жизнь». Жизнь и живое вещество; косное, биокосное и биогенное вещество биосферы. Уровни организации живой материи и принципы их выделения; молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого.
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ (метаболизм) и саморегуляция в биологических системах; понятие о гомеостазе как об обязательном условии существования живых систем. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи, их проявления на различных уровнях организации живого. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия (безусловные и условные рефлексы; таксисы, тропизмы и настии). Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их адаптивное значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие крупных систематических групп и основные принципы организации животных, растений, грибов и микроорганизмов.
Демонстрация. Схемы, отражающие структуру царств живой природы, многообразие живых организмов. Схемы и таблицы, характеризующие строение и распространение в биосфере растений, животных, грибов и микроорганизмов.
■ Демонстрация. Схемы, отражающие многоуровневую организацию живого (организменный и биоценотический уровни).
-
Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира; царства живой природы, естественная система классификации живых организмов.
Неорганические и органические молекулы и вещества; клетка, ткань, орган, системы органов. Понятие о целостном организме. Вид и популяция (общие представления). Биогеоценоз. Биосфера.
-
Умения. Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе этапы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза и другие особенности живых систем различного иерархического уровня как результат эволюции живой материи. Характеризовать структуру царств живой природы, объяснять принципы классификации живых организмов.
-
Межпредметные связи. Ботаника. Основные группы растений; принципы организации растительных организмов, грибов и микроорганизмов.
Зоология. Основные группы животных; отличия животных и растительных организмов.
Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.
Органическая химия. Основные группы органических соединений; биологические полимеры — белки, жиры и нуклеиновые кислоты, углеводы.
Глава 2. Возникновения жизни на Земле (12 часов)
Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; химические предпосылки эволюции материи в направлении возникновения органических молекул: первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли.
Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теории вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле.
Современные представления о возникновении жизни; теория А. И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров. Свойства коацерватов: реакции обмена веществ, самовоспроизведение. Эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода. Значение работ С. Фокса и Дж. Бернала. Гипотезы возникновения генетического кода. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности.
■ Демонстрация. Схема экспериментов Л. Пастера.
-
Демонстрация. Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных, представленных в учебнике.
-
Основные понятия. Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле. Химическая эволюция. Небиологический синтез органических соединений. Коацерватные капли и их эволюция. Протобионты. Биологическая мембрана. Возникновение генетического кода. Безъядерные (прокариотические) клетки. Клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого.
Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.
■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Периодическая система элементов Д. И. Менделеева. Свойства растворов. Теория электролитической диссоциации.
Органическая химия. Получение и химические свойства предельных углеводородов.
Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите.
Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система, ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе.14
РАЗДЕЛ 2
Учение о клетке (23часа)
Глава 3. Химическая организация живого вещества (8 часов)
Предмет и задачи цитологии. Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений; роль воды в компартментализации и межмолекулярных взаимодействиях, теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Буферные системы клетки и организма.
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их образующие). Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и др.; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация; биологический смысл и практическое значение. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, классификация, их свойства, роль белков в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно-и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липоидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементар-ности {правило Чаргаффа1), двойная спираль (Уотсон и Крик); биологическая роль ДНК. Генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.
Определение нуклеотидных последовательностей (секвенирование) геномов растений и животных. Геном человека. Генетическая инженерия; генодиагностика и генотерапия заболеваний человека и животных.
■ Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии.
-
Демонстрация. Объемные модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид и др.).
-
Лабораторные и практические работы
Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма.
Определение крахмала в растительных тканях.
Глава 4. Метаболизм – основа существования живых организмов
(5 часов)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Каталитический характер реакций обмена веществ. Компартментализация процессов метаболизма и локализация специфических ферментов в мембранах определенных клеточных структур. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Реализация наследственной информации. Биологический синтез белков и других органических молекул в клетке. Транскрипция; ее сущность и механизм. Процессинг иРНК; биологический смысл и значение. Трансляция; сущность и механизм. Энергетический обмен; структура и функции АТФ. Этапы энергетического обмена. Подготовительный этап, роль лизосом; неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное окисление; локализация процессов в митохондриях. Сопряжение расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом АТФ. Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза; процессы темновой фазы; использование энергии. Хемосинтез. Принципы нервной и эндокринной регуляции процессов превращения веществ и энергии в клетке.
■ Демонстрация. Схемы путей метаболизма в клетке. Энергетический обмен на примере расщепления глюкозы. Пластический обмен: биосинтез белка и фотосинтез (модели-аппликации). Схемы, отражающие принципы регуляции метаболизма на уровне целостного организма.
Глава 5. Строение и функции клеток. (10 часов)
Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки.
Царство Прокариоты (Дробянки); систематика и отдельные представители: цианобактерии, бактерии и микоплазмы. Форма и размеры прокариотических клеток. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий; особенности реализации наследственной информации. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение, половой процесс у бактерий; рекомбинации. Место и роль прокариот в биоценозах.
Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, морфологические и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Наружная цитоплазматиче-ская мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы; механизм внутриклеточного пищеварения. Митохондрии — энергетические станции-клетки; механизмы клеточного дыхания. Рибосомы и их участие в процессах трансляции. Клеточный центр. Органоиды движения: жгутики и реснички. Цитоскелет. Специальные органоиды цитоплазмы: сократительные вакуоли и др. Взаимодействие органоидов в обеспечении процессов метаболизма. Особенности строения растительных клеток; вакуоли и пластиды. Виды пластид; их структура и функциональные особенности. Клеточная стенка. Особенности строения клеток грибов. Включения, значение и роль в метаболизме клеток.
Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин и эухроматин), ядрышко. Кариоплазма; химический состав и значение для жизнедеятельности ядра. Дифференциальная активность генов; эухроматин. Хромосомы. Структура хромосом в различные периоды жизненного цикла клетки; кариотип, понятие о гомологичных хромосомах. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.
Клеточные технологии. Стволовые клетки и перспективы их применения в биологии и медицине. Клонирование растений и животных.
Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории; работы М. Шлейдена, Т. Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и других ученых. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии.
Вирусы — внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Вертикальный и горизонтальный тип передачи вирусов. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Вирусные заболевания, встречающиеся у человека; грипп, гепатит, СПИД. Бактериофаги.
■ Демонстрация. Схемы строения клеток различных прокариот.
Демонстрация. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов.
■ Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
■ Демонстрация. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
-
Лабораторные и практические работы
Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом.
Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.
■ Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка, многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы, их строение. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Кариотип. Жизненный цикл клетки. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза. Положения клеточной теории строения организмов.
-
Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и локализовать отдельные их этапы в различных клеточных структурах. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
-
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции.
Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.
Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.
РАЗДЕЛ 3
Размножение и развитие организмов (14 часов)
Глава 6. Размножение организмов. (7 часов)
Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения.
Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления: обновляющиеся, растущие и стабильные. Размножение клеток. Митотический цикл: интерфаза — период подготовки клетки к делению, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом в них. Механизм образования веретена деления и расхождения дочерних хромосом в анафазе. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Понятие о регенерации. Нарушения интенсивности клеточного размножения и заболевания человека и животных’, трофические язвы, доброкачественные и злокачественные опухоли и др.
Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Период созревания (мейоз); профаза I и процессы, в ней происходящие: конъюгация, кроссинговер. Механизм, генетические последствия и биологический смысл кроссинговера. Биологическое значение и биологический смысл мейоза. Период формирования половых клеток; сущность и особенности течения. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения.
■ Демонстрация. Способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур. Схемы и рисунки, показывающие почкование дрожжевых грибов и кишечнополостных.
Демонстрация. Микропрепараты яйцеклеток. Схема строения сперматозоидов различных животных. Схемы и рисунки, представляющие разнообразие потомства у одной пары родителей.
■ Демонстрация. Митотическое деление клетки в корешке лука под микроскопом и на схеме. Гистологические препараты различных тканей млекопитающих. Схемы строения растительных и животных клеток различных тканей в процессе деления. Схемы путей регенерации органов и тканей у животных разных систематических групп.
-
Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Органы половой системы; принципы их строения и гигиена. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Осеменение и оплодотворение.
-
Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.
-
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия отходов химических производств.
Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.
Глава 7. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (7 часов)
Типы яйцеклеток; полярность, распределение желтка и генетических детерминант. Оболочки яйца; активация оплодотворенных яйцеклеток к развитию. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка. Первичный органогенез (нейруляция) и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; детерминация и эмбриональная индукция. Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов. Управление размножением растений и животных. Искусственное осеменение, осеменение in vitro, пересадка зародышей. Клонирование растений и животных; перспективы создания тканей и органов человека.
Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития (личинка, куколка, имаго). Прямое развитие: до-репродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни.
Биологическое значение двойного оплодотворения. Эмбриональное развитие; деление зиготы, образование тканей и органов зародыша. Постэмбриональное развитие. Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей, формирование побеговой и корневой систем. Регуляция развития растений; фитогормоны.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы академика А. Н. Северцова, посвященные эмбриональной изменчивости (изменчивость всех стадий онтогенеза; консервативность ранних стадий эмбрионального развития; возникновение изменений как преобразование стадий развития и полное выпадение предковых признаков).
■ Демонстрация. Сравнительный анализ зародышей позвоночных на разных этапах эмбрионального развития. Модели эмбрионов ланцетника, лягушек или других животных. Таблицы, иллюстрирующие бесполое и половое размножение.
■ Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфоза у членистоногих и позвоночных (жесткокрылые и чешуйчатокрылые, амфибии).
■ Демонстрация. Схемы эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений.
■ Демонстрация. Таблица, отражающая сходство зародышей позвоночных животных. Схемы’ преобразования органов и тканей в филогенезе.
-
Демонстрация. Фотографии, отражающие последствия воздействий факторов среды на развитие организмов. Схемы и статистические таблицы, демонстрирующие последствия употребления алкоголя, наркотиков и табака на характер развития признаков и свойств у потомства.
Основные понятия. Этапы эмбрионального развития растений и животных. Периоды постэмбрионального развития. Биологическая продолжительность жизни. Влияние вредных воздействий курения, употребления наркотиков, алкоголя, загрязнения окружающей среды на развитие организма и продолжительность жизни
Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Критические периоды развития. Влияние изменений гомеостаза организма матери и плода в результате воздействия токсичных веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т. д.) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов развития (врожденные уродства).
Понятие о регенерации; внутриклеточная, клеточная, тканевая и органная регенерация. Эволюция способности к регенерации у позвоночных животных.
-
Умения. Объяснять процесс развития живых организмов как результат постепенной реализации наследственной информации. Различать и охарактеризовывать различные периоды онтогенеза и указывать факторы, неблагоприятно влияющие на каждый из этапов развития.
-
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия отходов химических производств.
Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.
РАЗДЕЛ 4
Основы генетики и селекции (18 часов)
Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд.
■ Демонстрация. Биографии виднейших генетиков.
Глава 8. Закономерности наследования признаков (10 часов)
Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции, процессинга и-РНК и трансляции. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Связь между генами и признаками.
Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования.
Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом.
Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Экспрессивность и пенетрантность гена.
Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека. Сравнительный анализ хромосом человека и человекообразных обезьян. Характер наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность.
-
Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры.
-
Лабораторные и практические работы
Решение генетических задач и составление родословных.
Глава 9. Основные закономерности изменчивости (3 часов)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида (кроссинговер, независимое расхождение гомологичных хромосом в первом и дочерних хромосом во втором делении мейоза, оплодотворение). Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Свойства модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер, ненаследуемость. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием.
■ Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
■ Демонстрация. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
■ Лабораторные и практические работы
■ Лабораторная работа
Составление родословных.
Изучение изменчивости.
Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Глава 10. Основы селекции (5 часа)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Трансгенные растения; генная и клеточная инженерия в животноводстве.
Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
■ Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных, сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
-
Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т. Моргана. Генетическое определение пола у животных и растений. Изменчивость. Наследственная
и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм. -
Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение у потомков отличий от родительских форм. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
-
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия отходов химических производств.
Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).
Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Статистический характер законов молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс. Профильный уровень. Ч. 1
/Под ред. проф. В.Б. Захарова. — М.: Дрофа, 2008;
а также методических пособий для учителя:
1. Ващенко О.Л. Биология 10 класс Поурочные планы. Профильный уровень. Волгоград. Изд.
«Учитель», 2009г.
2. Лернер Г.И. Общая биология. Тестовые задания к основным учебникам. 10-11 классы.
М. «Эксмо», 2009г.
3. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11
классы. — М.: Дрофа, 2005. — 138 с;
дополнительной литературы для учителя:
-
Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. — М.: Дрофа, 2004;
-
Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. — М.: «Оникс 21век» «Мир и образование», 2005;
-
Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. — М.: Дрофа, 2002;
-
Пименов А. В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». — М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
-
Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. — М.: Просвещение, 1997;
-
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. — М.: Дрофа, 2004. — 216с;
для учащихся:
-
Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. — М.: Дрофа, 2004;
-
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. — М.: Дрофа, 2004. -216с.
Литература, задания в которой рекомендуются в качестве измерителей:
-
Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. — М.: Вентана-Граф, 1997.- 240с;
-
Биология: школьный курс. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. — 576 с: ил.- («Универсальное учебное пособие»);
-
Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Т.В. Иванова, Г. С. Калинова, А.Н.Мягкова. — М.: Просвещение, 2002;
-
Козлова Т.А. Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. — М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. — 96с;
-
Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. — М.: Аквариум, 1998;
-
Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11 кл.: рабочая тетрадь к учебнику. — М.: Дрофа, 2005. -171с;
-
Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк. /Л.В. Высоцкая, СМ. Глаголев, Г.М. Дымшиц и др.; под ред. В.К. Шумного и др. — М.: Просвещение, 2001. — 462 с: ил.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA — поддержка курса «Общая биология»
-
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
-
Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
-
Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
-
Лаборатория КЛЕТКА
-
Лаборатория ГЕНЕТИКА
-
Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru — газета «Биология» — приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru — научные новости биологии www.edios.ru — Эйдос — центр дистанционного образования www.km.ru/education — Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»