Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Комаричская средняя общеобразовательная школа №2
«Проверила» Заместитель директора школы по УВР МБОУ Комаричской СОШ №2 _____________ Алдушина В.А.
«____»____________2014 г.
| «Утверждаю» Директор МБОУ Комаричской СОШ №2 _____________Олешко А.Н.
Приказ № ___ от «__»_____2014г.
|
Рабочая программа по биологии в 11 классе (базовый уровень)
Составила учитель
биологии и географии высшей
квалификационной категории
Баранова Н.А.
п. Комаричи 2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России; на основании примерной программой среднего (полного) общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).
Используемый УМК:
Биология: 11 класс базовый уровень: учебник для учащихсяобщеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана – Граф, 2012. – 400 с. : ил.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области — биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
На изучение биологии на базовом уровне отводится 70 часов, в том числе 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):
● освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
● ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;
● овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;
● развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
● воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
● приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметных по своей сущности. В старшей школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами — физики, химии, географии.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Биология: 11 класс базовый уровень: учебник для учащихсяобщеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана – Граф, 2012. – 400 с
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать и понимать:
● основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
● особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
● особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
● причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.
Уметь (владеть способами деятельности):
● объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
● изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
● распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
● сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
● определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
● анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
● проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):
● соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;
● оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего;
● оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Литература для учителя:
1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
3. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
4. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.
5. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
6. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
7. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
8. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
9. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
10. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
11. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
12. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
Литература для учащихся:
1. Биология: 11 класс базовый уровень: учебник для учащихсяобщеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, о.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана – Граф, 2012. – 400 с
2. Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2006.
3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
4. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
5. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
6. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
7. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ru
www.bio.nature.ru
www.edios.ru
www.km.ru/educftion
Мультимедийные пособия:
1. 1С: Сдаём ЕГЭ. Биология. – ЗАО «1 С», 2007-2012 гг.
2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимов
Календарно – тематическое планирование 11 класс
Рабочее календарно-тематическое планирование
по биологии 11 класс
2014/2015 учебный год
Учебник – Биология: 11 класс базовый уровень: учебник для учащихсяобщеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, о.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана – Граф, 2012. – 400 с
За год – 35 часов (1 часа в неделю – базовый уровень)
Календарно-тематическое планирование
Раздел | Тема.
| Кол-во часов | Знать
| Уметь
| Сроки | Примечание |
| ||
по плану | фактически |
| |||||||
| Глава 1. Организменный уровень жизни.
|
| 17 |
|
|
|
|
|
|
1. |
| Организменный уровень жизни и его роль в природе. | 1 |
Основные понятия раздела: законы наследования
наследственность
пол
фенотип
хромосома
рецессивный и доминантный признак
изменчивость
кроссинговер
фенотип
генотип
гаметы изменчивость: комбинативная, модификационная, мутационная
норма реакции
мутация: цитоплазматическая, хромосомная, генная, геномная, соматическая
мутаген
мутант
полимерия
селекция
биотехнология
центры происхождения клонирование инбридинг
|
Различать многообразие форм организмов: многоклеточные, одноклеточные, вирусы
Характеризовать закономерности изменчивости
Раскрывать признаки изменчивости
|
|
|
|
|
2. |
| Организм как биосистема. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов. | 1 |
|
|
|
| ||
3. |
| Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи. | 1 |
|
|
| |||
4. |
| Размножение организмов
|
1 |
|
|
| |||
5. |
| Оплодотворение и его значение
| 1 |
|
|
|
| ||
6. |
| Развитие организмов от зарождения до смерти (онтогенез). | 1 |
|
|
|
| ||
7. |
| Из истории развития генетики.
| 1
|
|
|
|
| ||
| |||||||||
Приводить примеры различных типов изменчивости
Раскрывать взаимосвязи генетики и селекции, генетики и биотехнологий
Показывать роль творчества в жизни человека
|
|
|
|
| |||||
8. |
| Изменчивость признаков организмов и её типы.
| 1 |
|
|
|
| ||
9. |
| Генетические закономерности, открытые Г. Менделем. | 1 |
|
|
|
| ||
10. |
| Дигибридное скрещивание. Л.р №1. Решение элементарных задач по генетике. | 1 |
|
|
|
| ||
11. |
| Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. |
|
|
|
|
| ||
12. |
| Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. | 1 |
|
|
|
| ||
13. |
| Наследственные болезни человека.
| 1 |
|
|
|
| ||
14. |
| Этические аспекты медицинской генетики.
| 1 | гетерозис аутбридинг рекомбинативная ДНК сорт порода штамм вирус вирион капсид ВИЧ-инфекция СПИД бактериофаг |
Характеризовать разнообразие вирусов Систематизировать знания об организменном уровне жизни
|
|
|
|
|
15. |
| Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований. | 1 |
|
|
|
| ||
16. |
| Творчество в жизни человека и общества. Семинарское занятие. | 1 |
|
|
|
| ||
17. |
| Царство Вирусы. Вирусы и вирусные заболевания.
| 1 |
|
|
|
| ||
| Глава 2. Клеточный уровень жизни |
| 9 |
|
|
|
|
|
|
18. |
| Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе. | 1 |
Основные понятия темы: цитология эукариоты прокариоты плазматическая мембрана ядро ядрышко цитоплазма
митоз мейоз интерфаза оогенез сперматогенез
диплоидный набор хромосом
гаплоидный набор хромосом
клеточный уровень организации
гомологичные хромосомы органоид хромосома хроматида кариотип
|
Различать клетки прокариотических и эукариотических организмов
Раскрывать функции каждого органоида клеики
Давать характеристику основным процессам жизнедеятельности клетки
Раскрывать механизмы деления клетки
Показывать этапы гаметогенеза и знать его значение |
|
|
|
|
19. |
| Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. | 1 |
|
|
|
| ||
20. |
| Строение клетки.
| 1 |
|
|
|
| ||
21. |
| Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы.
|
1 |
|
|
|
| ||
22. |
| Клеточный цикл.
| 1 |
|
|
|
| ||
23. |
| Деление клетки – митоз и мейоз. Л.р №2. Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня. | 1 |
|
|
|
| ||
24. |
| Структура и функции хромосом.
| 1
|
|
|
|
| ||
25. |
| История развития науки о клетке.
|
|
|
|
|
| ||
26. |
| Гармония и целесообразность в живой природе. Семинарское занятие. |
|
|
|
|
| ||
| Глава 3. Молекулярный уровень жизни |
| 8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные понятия темы: мономер полимер нуклеотид ДНК биосинтез триплет оперон транскрипция трансляция матрица фотосистема пигменты цикл Кребса электрон-транспортноя цепь фосфорилирование биологическое окисление гликолиз
молекулярный структурный уровень жизни
экологическая культура
устойчивое развитие
|
|
|
|
|
|
27 |
| Молекулярный уровень жизни, его роль в природе. | 1 | Показывать значение в жизни химических элементов оболочек Земли
Характеризовать химические загрязнения окружающей среды
Систематизировать знания о структурных уровнях организации живой материи |
|
|
|
| |
28 |
| Основные химические соединения живой материи. | 1 |
|
|
|
| ||
29 |
| Структура и функции нуклеиновых кислот.
| 1 |
|
|
|
| ||
30 |
| Процессы синтеза в живых клетках.
| 1 |
|
|
|
| ||
31 |
| Процессы биосинтеза белка.
| 1 |
|
|
|
| ||
32 |
| Молекулярные процессы расщепления.
| 1 |
|
|
|
| ||
33 |
| Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. | 1 |
|
|
|
| ||
34 |
| Время экологической культуры. Семинарское занятие. | 1 |
|
|
|
| ||
| Заключение.
|
| 1 |
экологическое образование
|
|
|
|
|
|
35 |
| Структурные уровни организации живой природы. |
|
|
|
|
|