МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»

«Согласовано»

Руководитель МО учителей естественного цикла и технологии

____________Л.Г. Цепилова

Протокол № _________от

«____»____________ 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по СМР МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»

________ И.М. Котляренко

«____»___________ 2013 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»

_____________В.В.Шатило

Приказ №_______ от «___»_____________ 2013 г.

Рабочая программа

Название предмета – биология

Уровень изучения предмета — базовый

Ф.И.О. педагога – Таволжанская О.В.

Класс — 9 «А», 9 «Б», 9 «В», 9 «Г».

2013 год

  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 9 класса, изучающих биологию на базовом уровне, и реализуется на основе следующих документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии.

  • Примерной программы основного общего образования по биологии.

  • Авторской программы по биологии. Программы основного общего образования по биологии. VI – IX классы. Авторы В.В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова (Сборник нормативных документов. Биология). М.: «Просвещение», 2010г.

  • Учебного плана ОУ на 2013/2014 учебный год

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Изменения, внесенные в авторскую программу

Содержание, а так же последовательность изучения разделов и тем курса в рабочей и авторской программах находятся в полном соответствии.

Резервное время использовано для проведения контрольного тестирования по курсу биологии за 9 класс (1 час) и итогового урока по курсу биологии за 9 класс (1 час).

Количество часов на изучение раздела «Эволюционное учение» сокращено на 2 часа. Часы добавлены на изучение разделов «Основы цитологии- науки о клетке» (1 час), «Основы генетики» (1 час), «Возникновение и развитие жизни на Земле» (1 час из резерва), «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» (3 часа из резерва) учитывая их сложность восприятия для учащихся.

Содержание разделов «Введение. Биология в системе наук», «Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов», «Генетика человека», «Основы селекции и биотехнологии» соответствуют авторской программе.

Количество и темы лабораторных работ соответствуют таковым в авторской программе и включают полный перечень лабораторных работ, обозначенных Примерной программой по биологии, в связи хорошей комплектацией оборудованием кабинета биологии. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

Количество и темы практических работ соответствуют таковым в авторской программе.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

по авторской программе

по рабочей программе

Биология в системе наук

2

2

Основы цитологии- науки о клетке

10

11

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов

5

5

Основы генетики

10

11

Генетика человека

3

3

Эволюционное учение

15

13

Основы селекции и биотехнологии

3

3

Возникновение и развитие жизни на Земле

4

5

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

10

13

Резерв

8

3

Итого

70

68

Рабочая программа ориентирована на учебник:

  • В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов Биология. 9 класс М.: «Просвещение», 2011 г. (Линия жизни),

тетради:

  • В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов Введение в общую биологию. 9 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Введение в общую биологию 9 класс. – М.: Просвещение, 2011 г.,

методического пособия для учителя:

  • Программа основного общего образования по биологии. VI – IX классы. Авторы Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С (Сборник нормативных документов. Биология). М.: «Просвещение», 2010г.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебных недели. В том числе 10 лабораторных работ, 5 практических работ, 2 экскурсии, 3 контрольных тестовых работы.

Основная форма обучения – урок. Предусматриваются следующие формы организации учебной работы: фронтальные, групповые и индивидуальные, которые применяются в разных звеньях процесса обучения.

Для осуществления правильного, целенаправленного управления процессом обучения предусматривается обратная связь — проверка знаний обучающегося, которая дает учителю информацию о ходе познавательной деятельности учащихся, о том, как идет усвоение, какие следует внести коррективы. При контроле получает информацию и сам ученик. Рабочей программой предусмотрен текущий, тематический (промежуточный) и заключительный (итоговый контроль).

Текущий контроль позволяет выявить недостаточный уровень усвоения учебного материала учащимися и своевременно устранить обнаруженные пробелы в знаниях учеников. Преобладающими формами текущего контроля являются устный опрос, работа по карточкам, обучающая самостоятельная работа, контролирующая самостоятельная работа и т. д.

Тематический учет способствует приведению в систему знаний и умений учащихся, дает им возможность увидеть содержание темы в целом, проследить за развитием основных понятий и явлений, осмыслить взаимосвязи между ними и ведущими теориями курса биологии. Основная форма тематического контроля, предусмотренная в рабочей программе, — это тестирование.

Заключительный (итоговый) контроль проводится по ведущим понятиям и теориям биологии, изучаемым в данном биологическом курсе на разных уровнях усвоения знаний и с учетом возрастных особенностей учащихся, в форме контрольного тестирования.

В целях подготовки учащихся к ГИА все типы заданий, входящие в тестированный контроль распределяются по видам деятельности:

— задания, требующие знания и воспроизведения фактов, явлений, правил, определений (воспроизведение знаний, применение знаний и умений в знакомой ситуации);

— задания, требующие применения усвоенных знаний по образцу или с небольшой степенью вариативности (применение знаний и умений в измененной ситуации);

— задания, требующие творческого применения знаний (применение знаний и умений в новой, нестандартной ситуации).

А также предусматривается тренинг по заполнению бланков ГИА, включение в домашние задания и использование на уроках задач по типу ГИА (использование сборников с тренировочными тестами), систематическое включение в урок на этапе повторения заданий по типу ГИА.

Одной из задач обучения является сохранение здоровья обучающихся. На уроках предусматривается реализация здоровьеориентированного образовательного процесса. Применяются следующие формы и методы:

— соблюдение санитарных норм и правил (обстановка и гигиенические условия в классе (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски);

— проведение техники безопасности на уроках биологии два раза в год;

— осуществление смены видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и др.);

— учет средней продолжительности и частоты чередования различных видов учебной деятельности;

— применение следующих видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа;

— использование методов, способствующих активизации инициативы и творчества самовыражения учащихся;

— учет места и длительности применения ИКТ (в соответствии с гигиеническими нормами);

— применение физкультурных и других оздоровительных моментов;

— проведение уроков, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

— учет психологического климата на уроке;

— применение на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, небольших стихотворений, музыкальных минуток;

— учет темпа и особенностей окончания урока;

— составление календарно- тематическое планирования с учетом реализация здоровьеориентированного образовательного процесса.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизне­деятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

  • выявлять изменчивость организмов, цриспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

  1. Содержание программы

  1. Введение. Биология в системе наук — 2 ч.

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии дли понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

  1. Основы цитологии — науки о клетке -11 ч.

Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.

Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

  1. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов -5 ч.

Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.

Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

  1. Основы генетики -11 ч.

Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

  1. Генетика человека -3 ч.

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое, здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.

  1. Эволюционное учение -13 ч.

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Движущие силы и результаты эволюции.

Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптации и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

  1. Основы селекции и биотехнологии — 3 ч.

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.

  1. Возникновение и развитие жизни на Земле -5 ч.

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.

  1. Взаимосвязи организмов и окружающей среды -13 ч.

Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.

  1. Календарно- тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Планируемая дата

Фактическая дата

Техника безопасности на уроках биологии

Введение. Биология в системе наук

2 ч

1.

Биология – наука о жизни.

4.09.

4.09.

4.09.

4.09.

2.

Методы биологических исследований. Значение биологии.

7.09

7.09

7.09

7.09

Основы цитологии- науки о клетке.

11 ч

3.

Цитология- наука о клетке.

11.09

11.09

11.09

11.09

4.

Клеточная теория.

14.09.

14.09.

14.09.

14.09.

5.

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

18.09.

18.09.

18.09.

18.09.

6.

Химический состав клетки. Органические вещества.

21.09.

21.09.

21.09.

21.09.

7.

Строение клетки.

25.09.

25.09.

25.09.

25.09.

8.

Органоиды клетки и их функции.

28.09.

28.09.

28.09.

28.09.

9.

Особенности клеточного строения организмов. Вирусы.

Лабораторная работа №1

«Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий».

2.10.

2.10.

2.10.

2.10.

10.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез.

Лабораторная работа №2 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука».

5.10.

5.10.

5.10.

5.10.

11.

Биосинтез белков.

12.10.

12.10.

12.10.

12.10.

12.

Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке.

Лабораторная работа №3

«Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках растительных и животных тканей».

16.10.

16.10.

16.10.

16.10.

13.

Контрольно — обобщающий урок по теме «Основы цитологии».

19.10.

19.10.

19.10.

19.10.

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов

5 ч.

14.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз.

23.10.

23.10.

23.10.

23.10.

15.

Половое размножение. Мейоз.

26.10.

26.10.

26.10.

26.10.

16.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез).

30.10.

30.10.

30.10.

30.10.

17.

Влияние факторов внешней среды на онтогенез.

2.11.

2.11.

2.11.

2.11.

18.

Контрольно — обобщающий урок по теме «Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов».

6.11.

6.11.

6.11.

6.11.

Основы генетики.

11 ч.

19.

Генетика как отрасль биологической науки.

9.11.

9.11.

9.11.

9.11.

20.

Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип.

13.11.

13.11.

13.11.

13.11.

21.

Закономерности наследования.

16.11.

16.11.

16.11.

16.11.

22.

Решение генетических задач.

27.11.

27.11.

27.11.

27.11.

23.

Практическая работа №1 «Решение генетических задач».

30.11.

30.11.

30.11.

30.11.

24.

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.

4.12.

4.12.

4.12.

4.12.

25.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость.

7.12.

7.12.

7.12.

7.12.

26.

Комбинативная изменчивость.

11.12.

11.12.

11.12.

11.12.

27.

Фенотипическая изменчивость.

Лабораторная работа №4 «Изучение фенотипов растений».

18.12.

18.12.

18.12.

18.12.

28.

Фенотипическая изменчивость.

Лабораторная работа №5

«Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой».

21.12.

21.12.

21.12.

21.12.

29.

Контрольно — обобщающий урок по теме «Основы генетики».

25.12.

25.12.

25.12.

25.12.

Генетика человека.

3 ч.

30.

Методы изучения наследственности человека.

28.12.

28.12.

28.12.

28.12.

31.

Техника безопасности на уроках биологии

Лабораторная работа №6

«Составление родословных».

11.01.

11.01.

11.01.

11.01.

32.

Генотип и здоровье человека.

15.01.

15.01.

15.01.

15.01.

Основы селекции и биотехнологии.

3 ч.

33.

Основы селекции.

18.01.

18.01.

18.01.

18.01.

34.

Достижения мировой и отечественной селекции.

22.01.

22.01.

22.01.

22.01.

35.

Биотехнология: достижения и перспективы развития.

25.01.

25.01.

25.01.

25.01.

Эволюционное учение.

13 ч.

36.

Учение об эволюции органического мира.

29.01

29.01.

29.01.

29.01.

37.

Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции.

1.02.

1.02.

1.02.

1.02.

38.

Вид. Критерии вида.

5.02.

5.02.

5.02.

5.02.

39.

Популяционная структура вида.

8.02.

8.02.

8.02.

8.02.

40.

Видообразование.

12.02.

12.02.

12.02.

12.02.

41.

Борьба за существование и естественный отбор — движущие силы эволюции.

15.02.

15.02.

15.02.

15.02.

42.

Формы естественного отбора.

19.02.

19.02.

19.02.

19.02.

43.

Адаптации как результат естественного отбора.

22.02.

22.02.

22.02.

22.02.

44.

Лабораторная работа №7 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

1.03.

1.03.

1.03.

1.03.

45.

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

5.03.

5.03.

5.03.

5.03.

46.

Основные закономерности эволюции.

12.03.

12.03.

12.03.

12.03.

47.

Современные проблемы теории эволюции.

15.03.

15.03.

15.03.

15.03.

48.

Контрольно — обобщающий урок по теме «Эволюционное учение».

19.03.

19.03.

19.03.

19.03.

Возникновение и развитие жизни на Земле.

5 ч.

49.

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

22.03.

22.03.

22.03.

22.03.

50.

Органический мир как результат эволюции.

26.03.

26.03.

26.03.

26.03.

51.

История развития органического мира.

29.03.

29.03.

29.03.

29.03.

52.

Происхождение и развитие жизни на Земле.

2.04.

2.04.

2.04.

2.04.

53.

Экскурсия «История развития жизни на Земле» (краеведческий музей, геологическое обнажение).

5.04.

5.04.

5.04.

5.04.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

13 ч.

54.

Экология как наука.

Практическая работа №2 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме».

7.04

7.04

7.04

7.04

55.

Влияние экологических факторов на организмы.

Лабораторная работа №8 «Строение растений в связи с условиями жизни».

9.04.

9.04.

9.04.

9.04.

56.

Экологическая ниша.

12.04.

12.04.

12.04.

12.04.

57.

Структура популяций.

15.04.

15.04.

15.04.

15.04.

58.

Типы взаимодействия популяций разных видов.

19.04.

19.04.

19.04.

19.04.

59.

Экосистемная организация природы. Компоненты экосистемы.

22.04.

22.04.

22.04.

22.04.

60.

Структура экосистем.

Лабораторная работа №9 «Подсчет индексов плотности для определенных видов растений».

26.04.

26.04.

26.04.

26.04.

61.

Поток энергии и пищевые цепи.

Практическая работа №3 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».

30.04.

30.04.

30.04.

30.04.

62.

Искусственные экосистемы.

Лабораторная работа №10 «Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума)».

3.05.

3.05.

3.05.

3.05.

63.

Практическая работа№4 «Наблюдение за сезонными изменениями в живой природе».

7.05.

7.05.

7.05.

7.05.

64.

Экологические проблемы современности.

Практическая работа №5 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы».

10.05.

10.05.

10.05.

10.05.

65.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

14.05.

14.05.

14.05.

14.05.

66.

Контрольное тестирование по курсу биологии за 9 класс.

17.05.

17.05.

17.05.

17.05.

67.

Экскурсия «Среда жизни и её обитатели»

21.05.

21.05.

21.05.

21.05.

68.

Итоговый урок по курсу биологии за 9 класс.

24.05.

24.05.

24.05.

24.05.

  1. Формы и средства контроля

п/п

Виды и формы контроля

Тема

Примерные сроки проведения

1

Входной контрольный тест.

11.09.

2

Тематический тест

«Основы цитологии- науки о клетке»

19.10.

3

Тематический тест

«Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов»

06.11.

4

Тематический тест

«Основы генетики»

25.12.

5

Рубежный контрольный тест

15.01.

6

Тематический тест

«Основы селекции и биотехнологии»

29.01.

7

Тематический тест

«Эволюционное учение»

19.03.

8

Тематический тест

«Возникновение и развитие жизни на Земле».

07.04.

9

Тематический тест

«Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

14.05.

10

Итоговый контрольный тест

Итоговое контрольное тестирование по курсу биологии за 9 класс.

17.05.

  1. Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Основная

Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г.. Введение в общую биологию. 9 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 8 класс. – М.:Просвещение, 2011. – 96 с.

100

100

Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Введение в общую биологию. 9 кл. учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М. Просвещение:, 2011.-256 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

100

100

Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы — М. Просвещение , 2010.

1

100

Программа основного общего образования по биологии. VI – IX классы. Авторы Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С (Сборник нормативных документов. Биология) . М.: «Просвещение», 2010г

1

100

Дополнительная

Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2011.

1

100

А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.

1

100

А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 2009.

1

100

Г. И. Лернер Биология. Человек. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 2008.

1

100

Муртазин А. В. Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1997

1

100

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. — М.: Дрофа, 2000

1

100

Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. — М.: Мир,2000г.

1

100

Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 2005

1

100

Оборудование и приборы

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Видеомагнитофон

1

100

Диапозитивы, диафильмы

+

100

Диапроектор

1

100

Кодоскоп

1

100

Компьютер с программным обеспечением

1

100

Магнитная доска

1

100

Мультимедиапроектор

1

100

Таблицы

20

100

Телевизор

1

100

Транспоранты к кодоскопу

+

100

Учебные звукозаписи

+

100

Учебные кинофрагменты

+

100

Лабораторная работа №1«Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий»

Микроскоп

20

100

Набор микропрепаратов

а) растительных тканей и органов

б) животных тканей

в) бактерий

г) грибов

1

100

Лабораторная работа №2 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука»

Микроскоп

20

100

Предметное стекло

30

100

Покровное стекло

30

100

Пипетка

10

100

Лабораторная работа № Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках растительных и животных тканей»

Пробирка

10

100

3-%-ный раствор пероксида водорода

1

100

Лабораторная работа №4 «Изучение фенотипов растений».

Гербарий растений (коллекция)

1

100

Лабораторная работа №5 «Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой»

Набор биологических объектов (семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, листья яблони и др.)

1

100

Сантиметровая лента

1

100

Лабораторная работа №6 «Составление родословных»

Таблица

1

100

Лабораторная работа №7 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

Комнатные растения

+

100

Лабораторная работа №8 «Строение растений в связи с условиями жизни»

Микроскоп

20

100

Предметное стекло

30

100

Покровное стекло

30

100

Пипетка

10

100

Лабораторная работа №9 «Подсчет индексов плотности для определенных видов растений»

Таблица

1

100

Лабораторная работа №10 «Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума)»

Аквариум

1

100

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.

1

100

1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

1

100

Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

1

100

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

1

100

Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы — Арбесман, И.В. Копылов. ООО

1

100

Интернет-ресурсы

Педагогическая библиотека

Рибосома в процессе синтеза белка А6. Организмы, у которых диссимиляция происходит при отсутствии кислорода, называются:

1) аэробами;
2) автотрофами;
3) анаэробами;
4) гетеротрофами.

А7. Процесс переписывания информации с ДНК на иРНК необходим для того, чтобы в клетке происходили процессы синтеза:

1) белка;
2) углеводов;
3) липидов;
4) молекул АТФ.

А8. Кислородная стадия энергетического обмена начинается с окисления:

1) пировиноградной кислоты;
2) глюкозы;
3) полисахаридов;
4) молекул белка.

А9. В световой фазе фотосинтеза происходят реакции:

1) синтез АТФ и разложение молекул воды;
2) окисление органических веществ;
3) синтез АТФ и образование молекул воды;
4) восстановление углекислого газа до углеводов.

А10. Молекула АТФ в процессе гликолиза образуется в результате:

1)изменения энергии при перемещении электронов с более низкого энергетического уровня на более высокий;
2) образования молекул – носителей энергии;
3) расщепления глюкозы на две трехуглеродные молекулы;
4) изменения энергии при перемещении электронов с более высокого энергетического уровня на более низкий.

Часть 2

При выполнении заданий B1–B3 выберите три правильных ответа.

В1. Молекула ДНК:

1) состоит из одной полинуклеотидной нити;
2) состоит из двух полинуклеотидных нитей, закрученных в спираль;
3) имеет нуклеотиды А, У, Ц, Г;
4) имеет нуклеотиды А, Т, Г, Ц;
5) является хранителем наследственной информации;
6) передает наследственную информацию из ядра к рибосоме.

В2. Функции ядра в клетке:

1) обеспечивает поступление веществ в клетку;
2) служит местом локализации носителей наследственной информации – хромосом;
3) с помощью молекул-посредников участвует в синтезе молекул белка;
4) участвует в процессе фотосинтеза;
5) в нем органические вещества окисляются до неорганических;
6) участвует в образовании хроматид.

В3. В живых организмах цитоплазматическая мембрана может быть покрыта:

1) гликокаликсом;
2) матриксом;
3) клеточной стенкой;
4) слизистой капсулой;
5) клеточной пленкой;
6) клеточной оболочкой.

Часть 3

При выполнении заданий С1–С3 дайте развернутый ответ.

С1. Какой этап энергетического обмена является наиболее энергетически эффективным?

С2. Отсутствие какого компонента внешней среды препятствовало развитию жизни на суше на ранних этапах эволюции?

С3. В каких реакциях обмена веществ осуществляется связь между ядром, эндоплазматической сетью, рибосомами, митохондриями?

Вариант 2

Часть 1

При выполнении заданий А1–А10 выберите один правильный ответ.

А1. Согласно теории самопроизвольного зарождения жизни, жизнь:

1) возникала неоднократно из неживого вещества;
2) занесена на нашу планету извне;
3) была создана сверхъестественным существом в определенное время;
4) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам.

А2. Первыми живыми организмами на нашей планете были:

1) аэробные гетеротрофы;
2) анаэробные автотрофы;
3) аэробные автотрофы;
4) анаэробные гетеротрофы.

А3. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

1) гидрофобными;
2) гидрогенными;
3) гидроидными;
4) гидрофильными.

А4. Значение иРНК:

1) определяет последовательность аминокислот в молекуле полипептида;
2) переносит аминокислоты к месту биосинтеза белка;
3) участвует в регуляции основных процессов жизнедеятельности в клетке;
4) связывается с белками и регулирует протекание процессов биосинтеза белка.

А5. Вирион – это:

1) комплекс нуклеиновых кислот, составляющих центральную часть вируса;
2) неактивная форма вируса при нахождении вне клетки-хозяина;
3) оболочка вируса, состоящая из уложенных определенным образом белков;
4) дополнительная оболочка, образующаяся из фрагментов мембраны клетки-хозяина.

А6. Период в жизни клетки от одного деления до другого или до ее гибели называется:

1) митотическим циклом;
2) интерфазой;
3) жизненным циклом;
4) онтогенезом.

А7. Важнейшим свойством цитоплазматической мембраны является ее:

1) электронейтральность;
2) избирательная проницаемость;
3) гидрофильность;
4) лабильность.

А8. В результате гликолиза (в пересчете на 1 моль глюкозы) образуется … молекул(ы)

АТФ:

1) 2;
2) 4;
3) 34;
4) 36.

А9. Молекула белка свертывается в клубок и образует третичную структуру благодаря наличию в ней:

1) пептидных связей между аминокислотами;
2) гидрофобных связей между радикалами аминокислот;
3) водородных связей с NH- и CO- группами разных аминокислотных остатков;
4) связей между полипептидными цепями.

А10. В световой фазе фотосинтеза, в отличие от биосинтеза белка:

1) используется энергия молекул АТФ;
2) участвуют ферменты;
3) реакция имеет матричный характер;
4) происходит синтез молекул АТФ.

Часть 2

При выполнении заданий B1–B3 выберите три правильных ответа.

В1. Клеточная стенка имеется у клеток:

1) прокариот;
2) грибов;
3) простейших;
4) водорослей;
5) бактериофагов;
6) кишечнополостных.

В2. Для третичной структуры белков характерно:

1) в ее образовании принимают участие только водородные связи;
2) она образуется при укладке полипептидных цепей в глобулы;
3) на ее уровне существуют белки, выполняющие защитную и механическую функции;
4) она образуется при упорядоченном свертывании полипептидной цепи в спираль;
5) в ее образовании принимают участие водородные, ионные и дисульфидные связи;
6) на ее уровне существуют ферменты, антитела, некоторые гормоны.

В3. К мембранным органоидам эукариотической клетки не относятся:

1) лизосомы;
2) вакуоли;
3) клеточный центр;
4) рибосомы;
5) жгутики;
6) включения.

Часть 3

При выполнении заданий С1–С3 дайте развернутый ответ.

С1. Существуют биологические процессы, относящиеся к реакциям матричного синтеза. Почему они так называются и какие это процессы?

С2. Сколько и каких хромосом имеют женские гаметы человека?

С3. Для какого этапа энергетического обмена веществ характерно образование двух молекул АТФ?

27

Таволжанская Ольга Викторовна, учитель биологии

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here