Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Председатель МО Глухова Г.Е./________/ «___» _________20__г. | Согласовано Зам. директора по УВР Автайкина С.Д./ _______/ «___» _______20__г.
| Утверждена руководителем образовательного учреждения Видясова С.А./ ______/ «___» _________20__г. |
Рабочая программа
Учебного курса «Биология. Введение в общую биологию и экологию» в 9 классе
(наименование предмета)
Составитель: Краснова Светлана Андреевна
2013г.
Пояснительная записка
Изучение биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
-
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
-
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
-
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Краткая характеристика
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
На основе какой программы составлена
Тип программы: типовая, концентрическая, базового уровня.
Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии 9 класса «Введение в общую биологию и экологию» В. В. Пасечника и др. и включает в себя сведения об уровнях организации жизни, происхождения и развития жизни на Земле.
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по природоведению, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева. — М.: Дрофа, 2010.
Общий объем часов.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Место учебного предмета.
В соответствии с региональным учебным планом на изучение курса «Природоведение» в 5 классе отводится 2 часа в неделю, на изучение курса «Биология»: 6 класс – 1 час в неделю, 7-9 классы – по 2 часа в неделю, 10-11 классы – 2 час в неделю на базовом уровне.
Результаты освоения курса.
Изучение школьниками биологии направлено на достижение следующих личностных результатов:
1) овладение принципами и правилами отношения к живой природе, основами ведения здорового образа жизни и здоровьесберегающими технологиями;
2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) овладение умением работать с разными источниками биологической информации: находить в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
3) овладение умением выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему и окружающих здоровью;
4) овладение умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать собственную точку зрения, отстаивать позицию.
Предметными результатами становятся:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними; проведения наблюдений
5. В эстетической сфере:
•овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Тематическое планирование по дисциплине «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс
Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | |||||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Самостоя тельная работа, ч. | |||
| Введение | 3 | 3 |
|
|
| 1 |
1 | Молекулярный уровень | 9 | 9 |
| 1 |
| 2 |
2 | Клеточный уровень | 14 | 12 | 2 | 1 |
| 2 |
3 | Организменный уровень | 15 | 13 | 2 | 1 |
| 2 |
4 | Популяционно-видовой уровень | 2 | 2 |
|
|
| 1 |
5 | Экосистемный уровень | 6 | 4 | 2 | 1 |
|
|
6 | Биосферный уровень | 5 | 4 | 1 | 1 |
|
|
7 | Эволюция | 7 | 5 | 1 | 1 | 1 |
|
8 | Возникновение и развитие жизни. | 5 | 5 |
|
|
| 1 |
| Итоговая контрольная работа | 1 | 1 |
| 1 |
|
|
| Резерв | 1 | 1 |
|
|
|
|
| Итого | 68 | 43 | 8 | 7 | 1 | 9 |
Содержание учебного предмета
Введение (3 часа)
Биология как наука и методы её исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Раздел 1. Уровни организации живой природы (51 час)
Тема 1.1. Молекулярный уровень (9 часов)
Молекулярный уровень. Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Контрольная работа №1 по теме «Молекулярный уровень»
Тема 1.2. Клеточный уровень (14 часов)
Клеточный уровень. Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Контрольная работа №2 по теме «Клеточный уровень»
Тема 1.3. Организменный уровень (15 часов)
Организменный уровень. Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Контрольная работа №3 по теме «Организменный уровень»
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (2 часа)
Популяционно-видовой уровень. Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Тема 1.5. Экосистемный уровень (6 часов)
Экосистемный уровень. Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Контрольная работа № 4 по темам «Популяционно-видовой уровень. Экосистемный уровень»
Тема 1.6. Биосферный уровень (5 часов)
Биосферный уровень. Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Контрольная работа №5 по теме «Биосферный уровень».
Демонстрация
модели клетки;
микропрепаратов митоза в клетках корешков лука;
хромосом;
моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток.
микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах;
моделей экосистем.
моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток растений и животных
Изучение клеток прокариот
Решение генетических задач
Выявление изменчивости организма
Сортавление схем передачи веществ и энергии
Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной среде
Экскурсия: в биогеоценоз.
Раздел 2. Эволюция (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация
живых растений и животных,
гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Лабораторные и практические работы
Выявление приспособленности к среде обитания
Экскурсия: причины многообразия видов в природе.
Контрольная работа № 6 по теме «Эволюция»
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни (5 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация
окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Итоговая контрольная работа
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
— признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
— сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведуметь
— объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
— изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
— распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
— выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
— сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
— определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
— анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
— проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Календарно — тематическое планирование курса «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9класс (68) (Базовый уровень)
Наименование разделов и тем
| Вид занятия
| Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | ||
Планируемая | Фактическая | |||||
| Введение |
| 3 |
|
|
|
| Биология – наука о жизни. | Вводный |
| Работа с текстом | 4.09.13 | 4.09.13 |
| Методы исследования | Комбинированный |
|
| 6.09.13 | 6.09.13 |
| «Сущность жизни и свойства живого». | Комбинированный |
| Самостоятельная работа | 11.09.13 | 11.09.13 |
1. | Молекулярный уровень. |
| 9 |
|
|
|
1.1 | Молекулярный уровень | Вводный |
| Работа с текстом | 13.09.13 | 13.09.13 |
1.2 | Углеводы. Липиды. | Комбинированный |
|
| 18.09.13 | 18.09.13 |
1.3 | Состав и строение белков | Комбинированный |
| Работа с рисунками | 20.09.13 | 20.09.13 |
1.4 | Функции белков | Комбинированный |
|
| 25.09.13 | 25.09.13 |
1.5 | «Нуклеиновые кислоты» | Комбинированный |
| Самостоятельная работа | 27.09.13 | 27.09.13 |
1.6 | АТФ и другие органические вещества | Комбинированный |
|
| 2.10.13 |
|
1.7 | «Биологические катализаторы». | Комбинированный |
| Самостоятельная работа | 4.10.13 |
|
1.8 | Вирусы | Комбинированный |
|
| 9.10.13 |
|
1.9 | Контрольная работа №1 «Молекулярный уровень» | Контрольно-обобщающий |
| Тесты | 11.10.13 |
|
2 | Клеточный уровень |
| 14 |
|
|
|
2.1 | Основные положения клеточной теории. | Вводный |
| Работа с текстом | 18.10.13 |
|
2.2 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | Комбинированный |
|
| 23.10.13 |
|
2.3 | Органоиды цитоплазмы | Комбинированный |
| Работа с рисунками | 25.10.13 |
|
2.4 | Органоиды цитоплазмы | Комбинированный |
| Работа с рисунками | 30.10.13 |
|
2.5 | Ядро. | Комбинированный |
| Работа с рисунками | 29.10.12 |
|
2.6 | Практическая работа №1 «Изучения клеток растений и животных» | Комбинированный |
| Практическая работа | 30.10.12 |
|
2.7 | Практическая работа№2 «Строение прокариот» | Комбинированный |
| Практическая работа | 13.11.13 |
|
2.8 | «Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция». | Обобщение |
| Самостоятельная работа | 15.11.13 |
|
2.9 | Энергетический обмен | Комбинированный |
| Работа с таблицей | 20.11.13 |
|
2.10 | Питание клетки. Хемосинтез. | Комбинированный |
| Работа с рисунками | 22.11.13 |
|
2.11 | Фотосинтез. | Комбинированный |
|
| 27.11.13 |
|
2.12 | Биосинтез белка. | Комбинированный |
|
| 29.11.13 |
|
2.13 | «Деление клетки. Митоз» | Обобщение |
| Самостоятельная работа | 4.12.13 |
|
2.14 | Контрольная работа №2 «Клеточный уровень» | Контрольно-обобщающий |
| Тесты | 6.12.13 |
|
3 | Организменный уровень |
| 15 |
|
|
|
3.1 | Размножение организмов. Бесполое размножение. | Вводный |
|
| 11.12.13 |
|
3.2 | Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз. | Комбинированный |
| Работа с рисунком | 13.12.13 |
|
3.3 | Онтогенез. Эмбриональный период. | Комбинированный |
| Работа с таблицей | 18.12.13 |
|
3.4 | Постэмбриональный период. | Комбинированный |
| Работа с текстом | 20.12.13 |
|
3.5 | Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | Обобщение |
| Самостоятельная работа | 25.12.13 |
|
3.6 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | Комбинированный |
| Решение задач | 27.12.13 |
|
3.7 | Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков. | Комбинированный |
| Решение задач | 15.01.14 |
|
3.8 | Взаимодействие генов. | Комбинированный |
| Решение задач | 17.01.14 |
|
3.9 | Сцепленное наследование. | Комбинированный |
| Решение задач | 22.01.14 |
|
3.10 | Практическая работа №3 «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование». | Комбинированный |
| Практическая работа | 24.01.14 |
|
3.11 | Модификационная изменчивость. | Комбинированный |
| Работа с текстом | 29.01.14 |
|
3.12 | Практическая работа №4 «Мутационная изменчивость». | Комбинированный |
| Практическая работа | 31.01.14 |
|
3.13 | Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова. | Комбинированный |
|
| 5.02.14 |
|
3.14 | Основные методы селекции | Комбинированный |
| Работа с текстом | 7.02.14 |
|
3.15 | Контрольная работа №3 «Организменный уровень». | Контрольно-обобщающий |
| Тест | 12.02.14 |
|
4 | Популяционно-видовой уровень. |
| 2 |
|
|
|
4.1 | Критерии вида. | Вводный |
|
| 14.02.14 |
|
| Популяции. | Комбинированный |
|
| 19.02.14 |
|
5 | Экосистемный уровень |
| 6 |
|
|
|
5.1 | Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз. | Комбинированный |
| Самостоятельная работа. | 21.02.1 |
|
5.2 | Состав и структура сообщества. | Комбинированный |
|
| 26.02.14 |
|
5.3 | Практическая работа №5 «Составление схем передачи веществ и энергии». | Комбинированный |
| Практическая работа | 28.02.14 |
|
5.4 | Саморазвитие экосистемы. | Комбинированный |
|
| 5.03.14 |
|
5.5 | Практическая работа №6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме». | Комбинированный |
| Практическая работа | 7.03.14 |
|
5.6 | Контрольная работа №4 «Популяционно-видовой. Экосистемный уровень» | Контрольно-обобщающий |
| Тест | 12.03.14 |
|
6 | Биосферный уровень |
| 5 |
|
|
|
6.1 | Биосфера. Эволюция биосферы. | вводный |
| Работа с текстом | 14.03.14 |
|
6.2 | Круговорот веществ в биосфере. | Комбинированный |
| Работа с рисунком | 19.03.14 |
|
6.3 | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. |
|
|
| 21.03.14 |
|
6.4 | Практическая работа №7 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах. | Комбинированный |
| Практическая работа | 2.04.14 |
|
6.5 | Контрольная работа №5 «Биосферный уровень» | Контрольно-обобщающий |
| Тест | 4.04.14 |
|
7 | Эволюция |
| 7 |
|
|
|
7.1 | Развитие эволюционного учения. Работы Ч. Дарвина. | Вводный |
| Работа с текстом | 9.04.14 |
|
7.2 | Борьба за существование и естественный отбор. Экскурсия «Причины многообразия видов в природе». | Экскурсия |
|
| 11.04.14 |
|
7.3 | Формы естественного отбора. | Комбинированный |
| Работа с рисунками | 16.04.14 |
|
7.4 | Практическая работа №8 «Выявление приспособленности к среде обитания». | Комбинированный |
| Практическая работа | 18.04.14 |
|
7.5 | Видообразование. | Комбинированный |
| Работа с текстом | 23.04.14 |
|
7.6 | Направления эволюции. Общие закономерности эволюции. | Комбинированный |
|
| 25.04.14 |
|
7.7 | Контрольная работа №6 «Эволюция». | Контрольно-обобщающий |
| Тесты | 30.04.14 |
|
8 | Возникновение и развитие жизни. |
| 5 |
|
|
|
8.1 | Современные гипотезы происхождения жизни. | Вводный |
| Работа с текстом | 2.04.14 |
|
8.2 | Основные этапы развития на Земле. Эра древнейшей жизни. | Комбинированный |
| Работа с рисунком | 7.05.14 |
|
8.3 | Развитие жизни в протерозое и палеозое. | Комбинированный |
|
| 9.05.14 |
|
8.4 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | Комбинированный |
| Работа с рисунками | 14.05.14 |
|
8.5 | Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека. | Комбинированный |
| Самостоятельная работа. | 16.05.14 |
|
| Итоговая контрольная работа | Контрольно-обобщающий | 1 | Тест | 21.05.14 |
|
| Резервное время |
| 1 |
| 23.05.14 |
|
Материально-техническое обеспечение.
Печатные издания
-
Комплект таблиц по курсу биологии 9 класса
-
Геохронологическая таблица
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
-
Комплект лабораторного оборудования
-
Набор муляжей плодов различных культурных растений
-
Микроскопы
Натуральные объекты
-
Комнатные растения
-
Гербарии
-
Коллекции насекомых
MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»
— Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;
— Биология. 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
— Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
Кроме того, при ведении курса в 9 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных презентаций, уроков, разработанная учителем Мяделец М.В. и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/)
Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:
— учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);
— учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,)
— инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);
— варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
— материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).
Учебно-методическое обеспечение предмета
Основная учебно-методическая литература
Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:
— нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;
— программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;
— материально-техническое обеспечение преподавания предмета.
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.
Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.
Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
А.А.Коменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учебник для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2006. – 304 с.;
тетради с печатной основой:
В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию». 9 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.
а также методических пособий для учителя:
1) В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2005;
2) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www .bio .1september .ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature .ru – научные новости биологии
www .edios .ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www .km .ru /education — учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Дополнительная литература для учителя:
1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.:Дрофа, 2004;
2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. – М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
3) Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2002;
4) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. –М.: Дрофа, 2004. – 216 с.
5) Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;
6) Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;
7) Пименов А.В., Пименова Е.В. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
для учащихся:
1 В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию». 9 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.