МОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа»
МУ Отдел образования МО «Тарбагатайский район»
Республика Бурятия
Рабочая программа
Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники
6 класс, 35 часов
Шадрина Юлия Васильевна
учитель биологии,
высшая категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.
-
на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. «Дрофа», 2001 г. стр. 57-108), рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю)
-
в соответствии с учебником, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко «Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники»
/ под ред. И.Н.Пономаревой. — М., «Вентана-Граф», 2004г.
Программа адресована учащимся 6 класса МОУ «Селенгинская средней общеобразовательной школ»
Изучение ботаники проводится на протяжении 1 года. Курс имеет комплексных характер, включает основы различных биологических наук – морфологии, анатомии, физиологии, эволюции, растениеводства и т.д.
Содержание и структура курса обеспечивает достижение базового уровня биологически знаний, развития творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, способствует формированию эволюционного и экологического мышления.
В программе расширен экологический и краеведческий материал. Изучение курса ведется с использованием местного материала (гербария местной флоры, натуральных объектов и т.п.)
35 часов из курса «Растения» выделено на изучении краеведческого компонента.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы.
Задачи раздела «Растения»
Обучения:
-
привить познавательный интерес к новому для учеников предмету
-
через систему разнообразных по форме уроков — изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний
-
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно- исследовательской компетентностей:
-
обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического образования
-
способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности
-
продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки, через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях (проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце каждой четверти)
Развития:
-
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
-
развитие — слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, -эстетических эмоций, -положительного отношения к учёбе, -умения ставить цели (через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика
Воспитания:
-
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией»,
-
способствовать формированию у учащихся коммуникативной, экологической и валеологической компетентностей
Особенности программы
-
Дополнительно запланирован урок «Вещества, из которых состоят растения» (изучается в теме «Жизнедеятельность клетки»), т.к. термины «органические» и «неорганические» вещества используются в учебнике в нескольких темах, а представление о них ученикам не дается.
тема «Семя» (§10, §11, §12) переносится к теме: «Генеративные органы растения», т.к. изучение органов растения начинается со знакомства с вегетативными органами — корнем и побегом;
Содержание учебной программы:
Тема 1. «Введение» — 1 час.
Биология — наука о живой природе. Значение растений в жизни человека. Ботаника – наука о растениях.
Тема 2. «Общее знакомство с растениями» — 2 часа.
Мир растений. Разнообразие растений. Растение — организм. Условия жизни растений: факторы и среды. Признаки растений.
Тема 3. » Клеточное строение растений» — 3 часа
Вещества, из которых состоят растения. Увеличительные приборы. Растительная клетка: строение и жизнедеятельность. Ткани.
Тема 4. «Органы цветкового растения» — 12 часа
1. Корень: внешнее и внутреннее строение. Значение корней, их разнообразие.
2. Побег: строение и значение побега. Почки. Лист: внешнее и внутреннее строение. Функции листа в жизни растения. Стебель: внешнее и внутреннее строение. Многообразие стеблей.
3. Цветок. Соцветия. Плоды. Семена: строение, условия прорастания. Значение для растения.
Тема 5. «Основные процессы жизнедеятельности растений»- 5 часов
Питание растений: корневое и воздушное. Дыхание растений. Значение воды в жизни растений. Размножение растений: семенное (цветение и опыление, оплодотворение у растений) и вегетативное. Рост и развитие растительного организма.
Тема 6. «Многообразие растений» — 6 часов
Понятие по систематике растений. Водоросли: особенности строения и жизнедеятельности, их значение. Мохообразные. Папоротникообразные. Голосеменные. Покрытосеменные: класс Двудольные, класс Однодольные.
Тема 7. «Развитие растительного мира» — 1 час
Понятие об эволюции. Эволюция высших растений. Многообразие и происхождение культурных растений.
Тема 8. «Бактерии. Грибы. Лишайники.» — 2 часа
Бактерии: строение, разнообразие и значение. Общая характеристика, многообразие и значение грибов. Лишайники.
Тема 9. «Природные сообщества» — 1часа
Растительные сообщества – состав, взаимодействие между компонентами сообщества, смена сообществ, структура сообществ. Многообразие природных сообществ. Охрана природы.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
В лабораторный практикум внесены изменения в связи с особенностями материально-технической базы кабинета и времени, отведенным на изучение данного курса биологии.
(21 работа описана в учебнике — 4 работы (не проводятся) + 2 добавлены по усмотрению учителя + 2 работы (№ 3 и № 4 объединены) = 18 лабораторных работ)
В связи с тем, что изменен порядок изучения параграфов (тема «Семя» изучается не в начале года, а в раздел «Генеративные органы растения» — в конце второй четверти), изменена нумерация лабораторных работ.
Технологическая карта. Биология. 6 класс. 35 ч.
Тема урока/ Тип урока | Время/ дата | Элементы содержания образования | Требования к уровню подготовки | Практическая /лабораторная работа | Методы | Формы орг-ии познав. дея-ти | Средства обучения | Вид контроля | примечание | |
1 |
Введение Урок обобщения и систематизации знаний.
|
| Биология – наука о живых организмах; ботаника – наука о растительности. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Значение растений в жизни человека |
|
| Беседа, объяснение метод проблемного обучения | Фронтальная | § ё Рис. Табл. |
|
|
ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ 2 ч. | ||||||||||
2 | Мир растений Урок изучения нового материала, практический |
| Многообразие растений: культурные и дикорастущие, однолетние и многолетние, лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений. Признаки растений. Основные органы растений. | Характеризовать и объяснять многообразие растений, многолетне и однолетние, распознавать жизненные формы растений, приводить примеры. Определять по признакам растение. Характеризовать и распознавать органы растений. |
| Объяснение, практическая работа, работа с книгой, с натуральным объектом
| Индивидуаль-ная, фронтальная
| § 2 Рис.7-14 Табл. Диски «Биология 6» «Растительный мир» | Тест, работа по карточкам, фронтальный опрос |
|
3 | Условия жизни растений Урок изучения нового материала |
| Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни. Изменения растений по сезонам | Характеризовать условия жизни растений; экологические факторы, влияющие на растение; среды жизни растений и условия жизни в них растений; причины изменения растений по сезонам. Взаимосвязь растений в среде обитания Сравнивать высшие и низшие растения на примере папоротников и водорослей. Доказывать, что растение – живой организм (биосистема). |
| Беседа, объяснение метод проблемного обучения | Фронтальная | § 3-5 Рис.18, 19 Табл. Диски «Биология 6» «Растительный мир» | Фронтальный опрос, тест |
|
КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ 3 ч. | ||||||||||
4 | Растительная клетка Урок изучения нового материала, практический |
| Клеточное строение растений; увеличительные приборы: лупа, микроскоп Клеточное строение; клетка – основная структурная единица растений; строение клетки; органоиды клетки. | Характеризовать строение, функции и состав растительной клетки; распознавать органоиды клетки; узнавать органоиды на таблицах и микропрепаратах, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, работать с увеличительными приборами | 2. Клеточное строение кожицы лука. | Практическая работа, объяснение работа с книгой, с натуральным объектом репродуктивный и частично-поисковый | Индивидуаль-ная, фронтальная, | § 6-8 Рис.20, 21 Табл. Диски «Биология 6» «Растительный мир» | Индивидуальный контроль, фронтальный опрос, работа по карточкам ПР№1 |
|
5 | Ткани растений Урок изучения нового материала, |
| Понятие – ткань; виды тканей – образовательные, покровные, основные, проводящие, механические, межклеточное вещество. Растение – многоклеточный организм | Характеризовать строение и функции тканей растений, узнавать по признакам типы тканей, место их в растении |
| Объяснение работа с книгой репродуктивный | Групповая, парная индивидуальная | § 9 Рис. Табл. Диски «Биология 6» «Растит. мир» | Взаимоопрос, индивидуальный опрос |
|
6 | Жизнедеятельность клетки. Вещества растительной клетки Урок изучения нового материала практический |
| Признаки «живой» клетки; движение цитоплазмы, поступление в клетку веществ; рост и развитие. Состав клетки; органические и неорганические вещества растений | Характеризовать процессы, происходящие в клетке; вещества клетки и растения; доказывать наличие веществ – органических и неорганических в клетках, проводить простейшие опыты. |
| Беседа, объяснение Проблемный метод | Фронтальная | § 23 Рис. Табл. Диски «Биология 6» «Растительный мир» | Фронтальный опрос, тест Контрольная работа по теме |
|
ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ | ||||||||||
КОРЕНЬ 2 ч. | ||||||||||
7 | Внешнее строение корня Комбинированный урок, практический |
| Внешнее строение корня как вегетативного органа. Значение корней; виды корней (главные, боковые, придаточные), типы корневых систем (стержневая, мочковатая). Ветвление. Понятие о видоизменениях корней; Корнеплоды, клубни. клубеньки | Характеризовать внешнее строение корня; распознавать типы корней, виды корней, определять тип корней и виды корней на таблицах и гербарных экзем-плярах, узнавать видоизмененные корни на таблицах и гербарии, различать виды видоизменный корней | 3. Строение корня. Типы корневых систем. | Практическая работа, беседа, объяснение работа с книгой, с натуральным объектом репродуктивный частично-поисковый | Индивидуаль-ная, фронтальная | § 13 Рис.32,33 Табл. Диски «Биология 6» «Растительный мир» | Индивидуальный контроль, тест, работа по карточкам, работа с натуральным материалом |
|
8 | Внутреннее строение корня Значение корней. Изучение нового материала |
| Зоны корней и их функции; проводящая система корня; ветвление. Рост корня. Обработка почвы, удобрение, полив, рыхление | Характеризовать внутреннее строение корня, проводить связь между строением и функциями зон корней, характеризовать рос коня в длину и ширину, объяснять за счет каких процессов происходит рост; объяснять необходимость ухода за корнями и почвой, характеризовать основные способы обработки почвы |
| объяснение беседа, проблемный метод частично-поисковый | Фронтальная, индивидуаль-ная | § 14-15 Рис.35,36, 37-39 Табл. Диски «Биология 6» «Растительный мир» | Тест, работа по карточкам, Контрольная работа по теме, ПР№2 |
|
ПОБЕГ 5ч. | ||||||||||
9 | Строение побега. Почка Изучение нового материала, практический |
| Побег; строение побега: верхушечная и боковые почки, листорасположение, листовая мозаика Понятие – вегетативная и репродуктивная почка; строение почек; отличия вегетативных и генеративных почек Формирование почек: конус нарастания; Верхушечный рост, вставочный рост; развертывание почек; почечные кольца и годичные кольца; ветвление, кущение | Характеризовать строение побега, различать его основные части, распознавать и находить части побега на таблицах, рисунках, натуральных объектах распознавать вегетативные и генера-тивные почки,, сравнивать их строение, находит сходства и отличия, находить их на натуральных объектах, объяснять ростовые процессы побега, определять возраст побега по спилу. | 4. Строение вегетативных и генеративных почек | Практическая работа, объяснение работа с книгой, с натуральным объектом частично-поисковый, проблемный м | Индивидуаль-ная, фронтальная, групповая | § 16-17 Рис.42-45 Табл. Диски «Биология 6» «Растительный мир» | Тест, работа по карточкам, фронтальный опрос, Индивидуальный контроль, работа с натуральным материалам |
|
10 | Лист. Внешнее строение листа Комбинированный урок, практический |
| Лист – орган растения; Строение листа; виды листьев по жилкованию, по форме листовой пластинки, по наличию черешка. Световые и теневые листья. Видоизменения листьев. | Характеризовать и описывать внешнее строение листа, определять виды листьев по жилкованию, по форме листовой пластинки, по наличию черешка, тип листорасположения; объяснять приспособленность листьев к улавливанию света, определять видоизмененные листья | 5.Знакомство со строением листа | Практическая работа, беседа работа с книгой, с натуральным объектом проблемный метод репродуктивный, частично-поисковый | Индивидуаль-ная, фронтальная | § 18 Рис.46-47, 51,52 Табл. Диски «Биология 6» «Растительный мир» | Тест, работа по карточкам, фронтальный опрос, индивидуальный контроль, работа с натуральным материалом |
|
11 | Внутреннее строение листа. Значение листьев Комбинированный урок |
| Строение кожицы листа. Строение и расположение проводящий и основной ткани; разновидности этих тканей. Понятие – листопад; значение листопада для растений; процесс листопада; вечнозеленые растения, листопадные растения | Характеризовать и описывать внутреннее строение листа, внутреннее строение листа в зависимости от типа листа; описывать, определять типы тканей по признакам и месту положения в листе; объяснять наличие той или иной ткани, находить связь между строением и функциями тканей; объяснять процесс листопада и его значения, работать с микроскопом, рассматривать микропрепараты и определять типы тканей; |
| беседа, объяснение работа с книгой, проблемный метод | Фронтальная, парная | § 19 Рис.48-49 Табл. Диски «Биология 6» «Растительный мир» | Тест, работа по карточкам, фронтальный опрос |
|
12 | Строение стебля Комбинированный урок, практический |
| Стебель как осевая часть побега. Внешнее строение стебля; узлы, междоузлия, формы стеблей, функции стебля. Внутреннее строение стебля; рост его в длину, в толщину; годичные кольца. Передвижение минеральных веществ; передвижение органических веществ; сосуды, их виды, значение. | Характеризовать строение стебля как осевого органа побега, описывать внешнее строение, находить части стебля на натуральном объекте и на таблицах и рисунках; описывать внутреннее строение стебля, проводить связь между строением стебля и его функциями. | 6.Внешнее и внутреннее строение стебля | Практическая работа, беседа, объяснение работа с книгой, с натуральным объектом репродуктивный, частично-поисковый | Индивидуаль-ная, фронтальная | § 20-21 Рис.54-57 Табл. Диски «Биология 6» «Растительный мир» | Индивидуальный контроль, работа с натуральными объектами, тест, работа по карточкам ПР№3 |
|
13 | Разнообразие побегов Комбинированный урок, практический |
| Многообразие побегов – вегетативные, генеративные, наземные, подземные, укороченные и удлиненные. Виды побегов, разнообразие побегов направления роста; подземные побеги. Видоиз-менения побегов. | Характеризовать многообразие побегов, определять типы побегов, виды побегов, направление роста побегов, видоизмененные побеги | 7.Внешнее строение корневища и клубня, луковицы | Практическая работа, беседа, объяснение работа с книгой, с натуральным объектом частично-поисковый | Индивидуаль-ная, фронтальная | § 22 Рис.58-65 Табл. Диски «Биология 6» «Растительный мир» | Индивидуальный контроль, работа по карточкам, Взаимоопрос |
|
ЦВЕТОК 2 ч. | ||||||||||
14 | Цветок – его строение и значение Комбинированный урок, практический |
| Понятие – цветок; составные части цветка – околоцветник. Чашечка, венчик, тычинки, пестики типы цветков – мужские и женские. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Понятие – соцветие; типы соцветия; сложные и простые соцветия. | Характеризовать и описывать строение цветка; распознавать части цветка, типы цветков; описывать особенности строения цветков одно- и двудольных растений; находить по заданным характеристикам цветок на таблице, натуральном объекте; описывать строение соцветия, определять тип соцветия, приводить примеры соцветий и цветков. | 8. «Знакомство со строением цветка и соцветиями»
| Практическая работа, беседа, объяснение работа с книгой, с натуральным объектом репродуктивный | Фронтальная, групповая | § 23 Рис.66, 68, 83 Табл. Диски «Биология 6» «Растительный мир» | Фронтальный опрос, работа по карточкам, тест, Индивидуальный контроль, работа с натуральными объектами. |
|
15 | Цветение и опыление. Плоды Комбинированный урок, практический |
| Цветение и опыление; процесс опыления, способы опыления: виды опыления — самоопыление, перекрестное опыление; искусственное опыление. Процесс оплодотворения; строение пылинок, семязачаток, образование семян и плодов. Плоды; виды плодов – сухие и сочные, раскрываемые и нераскрываемые, односеменные и многосеменные; пути распространения семян | Характеризовать процессы цветения и опыления, их роль, роль цветка в образовании плодов; описывать виды опыления, определять тип опыления у конкретного цветка; характеризовать, сравнивать процессы искусственного и естественного опыления; описывать процесс образования плода; определять тип плода; характеризовать пути распространения семян, приспособленность семян к распространению. | 9.«Сухие и сочные плоды» | Практическая работа, беседа, объяснение работа с книгой, с натуральным объектом, частично-поисковый | Фронтальная, парная | § 24-25 Рис.71,72, 73 Табл. Диски «Биология 6» «Растительный мир» | Фронтальный опрос, письменный опрос, индивидуальный контроль Контрольная работа по теме ПР№4,5 |
|
СЕМЯ 2 ч. | ||||||||||
16 | Строение семени Комбинированный урок, практический |
| Внешнее и внутренне строении семян. Типы семян. Строение семян однодольных и двудольных растений; части семян – корень, почка, стебелек, кожура, рубчик, зародыш, эндосперм. Состав семян – белки, жиры, углеводы, воды | Характеризовать строение семян одно- и двудольных растений; распознавать по признакам типы семян; определять состав семени, проводить простейшие опыты; по таблицам и схемам узнавать семена одно- и двудольных растений. Сравнивать строение семян одно и двудольных растений. Определять виды семян на коллекции. Устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка. | 10. Строения семени бобовых | Практическая работа, беседа, объяснение работа с книгой, с натуральным объектом, метод проблемного обучения, частично-поисковый м | Парная, индивидуаль-ная, фронтальная | § 10 Рис.24-27 Табл. Диски «Биология 6» «Растительный мир» | Индивидуальный контроль, Тест, работа по карточкам, работа с натуральным материалом |
|
17 | Условия прорастания семян. Значение семян Изучение нового материала, |
| Необходимые условия для прорастания – образования проростков (наличие воды, воздуха). Всхожесть семян. Время посева, глубина заделки семян, этапы прорастания. Значение семян в природе, хозяйственное значение семян. | Характеризовать условия прорастания семян, этапы прорастания семян, наблюдать процесс прорастания, сравнивать процессы прорастания семян одно и двудольных растений, доказывать необходимость определенных факторов для прорастания |
| Беседа, объяснение работа с книгой репродуктивный, проблемный м | Фронтальная, парная | § 11-12 Рис.28-30 Табл. | Взаимоопрос, письменный опрос Зачет по теме |
|
18 | Растение – живая система урок обобщения и систематиза-ции знаний |
| Почему растение – живой организм? Признаки живого Растение – единый организм; Передвижение веществ по растению. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды. | Доказать, что растение живой организм; определять признаки живого; доказывать целостность растительного организма; приводить примеры зависимости растений от окружающей среды. |
| беседа, объяснение метод проблемного обучения | Фронтальная | § 26 Рис. Табл. | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, письменный опрос |
|
ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ 5 ч. | ||||||||||
19 | Корневое питание растений Изучение нового материала |
| Корневое питание, поглощение питательных веществ и воды, всасывание, корневое дыхание, роль корневых волосков. Удобрения – органические и неорганические. Роль воды. Экологические группы растений по отношению к воде. | Характеризовать корневой питание растении, его наличие и необходимость; объяснять процесс корневого питания, доказывать необходимость наличия воздуха для корней, процесс дыхания корней, доказывать необходимость воды, проводить связи между строением корней и его функциями всасывания |
| объяснение работа с книгой, с натуральным объектом проблемный метод | Групповая, взаимоопрос, фронтальная | § 27,31 Рис.74 Табл. Диски «Биология 6» «Растительный мир» | Взаимоопрос, письменный опрос индивидуальный контроль, |
|
20 | Воздушное питание растений. Дыхание Изучение нового материала |
| Воздушное питание – фотосинтез. Образование органических веществ на свету; опыты, доказывающие наличие органических веществ; фотосинтез; выделение кислорода, необходимость света Связь между фотосинтезом и дыхание. Газообмен. Процесс испарения, значение этого процесса для растений. | Характеризовать воздушное питание растений, участие листьев в воздушном питании, процесс фотосинтеза, показать взаимосвязь между фотосинтезом и дыханием, доказать необходимость света, воды, углекислого газа для фотосинтеза; объяснять необходимость и важность процесса испарения воды с листьев, провести связь между строением листьев и процессом испарения |
| беседа, объяснение работа с книгой, проблемный метод | Фронтальная, парная | § 28,30 Рис.76, 79 Табл. Диски «Биология 6» «Растительный мир» | Взаимоопрос, письменный опрос |
|
21 | Космическая роль растений Комбинированный урок, |
| Космическая роль растений – создание органических веществ, накопление энергии поддержание постоянного состава атмосферы. Роль растений для человека: кормовые, пищевые, технические и т.д. | Характеризовать и объяснять роль растений в природе, для человека, в поддержании постоянного состава атмосферы, определять тип растения – кормовые, технические и т.д. |
| Беседа, объяснение Проблемный метод | Фронтальная | § 29 Рис. Табл. | Фронтальный опрос, письменный опрос |
|
22 | Размножение растений Урок изучения нового материала |
| Размножение растений. Половое и бесполое. Биологическое значение растений. Семена и споры как органы размножения. Понятие – о вегетативном размно-жении; виды вегетативного размножения; естественное вегетативное размножение Способы искусственного вегетативного размножения | Характеризовать процесс размножения растений – бесполым и половым путем, объяснять биологическую роль размножения, сравнивать бесполое и половое размножение, искусственное и естественное Вегетативное размножение, вегетативное и половое размножение, находить отличия между вегетативном и половым путем, определять преимущества и недостатки разных способов размножения | 11.Черенкование комнатных растений (домашняя работа) | Практическая работа, беседа, объяснение работа с книгой, с натуральным объектом проблемный метод, частично-поисковый | Индивидуаль-ная, фронтальная | § 32-34 Рис.82, 83,84,85 Табл. Диски «Биология 6» «Растительный мир» | Тест, работа по карточкам, индивидуальный контроль |
|
23 | Рост и развитие растений Изучение нового материала |
| Рост, развитие, управление ростом растений; движение растений. Стадии развития растений. Зависимость роста от условий окружающей среды | Характеризовать процесс роста и развития растений, стадии развития растений; объяснять зависимость роста и развития от условия окружающей среды. |
| беседа, объяснение работа с книгой | Индивидуаль-ная, парная | § 35-36 Рис. Табл. Диски «Биология 6» «Растительный мир» | Взаимоопрос, письменный опрос, фронтальный опрос |
|
ОСНОВЫНЕ ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ 6 ч. | ||||||||||
24 | Понятие о систематики. Отдел водоросли Изучение нового материала, практический |
| Понятие о систематики; основные систематические категории: вид, класс, род, семейство, класс, отдел, царство. Рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности водорослей. Одноклеточные и многоклеточные водоросли Морские водоросли; использование водорослей человеком | Строить классификацию организмов, распознавать систематические единицы Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности водорослей; схематически изображать строение водоросли и процессы размножения; распознавать водоросли на таблицах и рисунках; проводить | 12..знакомство с водорослями | Практическая работа, беседа, объяснение работа с книгой | Фронтальная, парная | § 37-39 Рис.89-92 Табл. Диски «Биология 6» «Растительный мир» | Тест, работа по карточкам, фронтальный опрос, индивидуальный контроль |
|
.25 | Отдел Мхи Изучение нового материала, практический |
| Дать общую характеристику мхам; изучить особенности строения и жизнедеятельности мхов; значение в природе. Для человека. Гаметофит, спорофит, спорангий. | Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности мохообразных; схематически изображать строение мхов и процессы размножения; распознавать, узнавать мхи на таблицах и рисунках; отличать гаметофиты и спрофиты | 13.знакомтсво со мхами | Практическая работа, беседа, объяснение работа с книгой, с натуральным объектом, частично-поисковый, метод проблемного обучения | Индивидуаль-ная, парная фронтальная | § 40 Рис.95-96 Табл. Диски «Биология 6» «Растительный мир» | Тест, работа по карточкам, взаимоопрос опрос, индивидуальный контроль ПР№6 |
|
26 | Отдел Папоротникообразные Изучение нового материала, практический |
| Особенности строения папоротников Сорус, индузий, спорофит, гаметофит, антеридий, архегоний. Особенности строения хвощей и плаунов Цикл развития хвощей и плаунов | Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности папоротникообразных; схематически изображать строение папоротникообразных и процессы размножения; распознавать папоротникообразные на таблицах и рисунках; отличать гаметофит и спорофит | 14. строение папоротнико-образных | Практическая работа, беседа, объяснение работа с книгой, с натуральным объектом частично-поисковый, метод проблемного обучения | Индивидуаль-ная, парная фронтальная | § 41 Рис.97-98 Табл. Диски «Биология 6» «Растительный мир» | Тест, работа по карточкам, фронтальный опрос, индивидуальный контроль |
|
27 | Отдел Голосеменные Изучение нового материала, практический |
| Особенности строения голосеменных на примере сосны обыкновенной; размножение хвойных. Многообразие хвойных; основные отличия разных видов и пород; значение | Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности хвойных; схематически изображать строение хвойных и процессы размножения; распознавать хвойные на таблицах и рисунках; распознавать представителей хвойных по характерным чертам, сравнивать представителей между собой и ранее изученными представителями царства растений, находить черты прогрессивности | 15. сравнительная характеристика сосны и ели | Практическая работа, беседа, объяснение работа с книгой. с натуральным объектом частично-поисковый, метод проблемного обучения репродуктивнй | Индивидуаль-ная, парная, фронтальная | § 42 Рис. Табл. Диски «Биология 6» «Растительный мир» | Тест, работа по карточкам, взаимоопрос, индивидуальный контроль |
|
28 | Отдел Покрытосеменные урок обобщения и систематизации знаний, изучения нового материала
|
| Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы; проследить процесс усложнений. Признаки цветковых растений; классификация растений | Проследить процесс усложнения организации растений, объяснить высокий уровень организации покрытосеменных |
| Практическая работа, беседа, объяснение работа с книгой, с натуральным объектом, частично-поисковый, репродуктивнй | Парная, фронтальная | § 43 Рис.102, 103 Табл.
| Тест, работа по карточкам, фронтальный опрос, индивидуальный контроль |
|
29 | Основные семейств покрытосеменных Изучение нового материала, практический |
| Одно- и двудольные растения; Выявить особенности строения основных представителей семейств – розоцветные, крестоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные, лилейные, луковые, злаки. Наиболее распространенные виды. | Объяснять многообразие цветковых растения и их широкое распространение по планете, деление цветковых на классы, семейства, виды, сравнивать одно -и двудольные растения; находить отличия классов; узнавать представителей классов Характеризовать семейства по плану, определять по признакам семейства представителей семейства, узнавать растения семейства на таблицах, рисунках, в природе, сравнивать растения разных семейства, определять растение по отношению к влаге, к теплу, к свету | 16.определение растений разных семейств | беседа, объяснение работа с книгой частично-поисковый, репродуктивнй | Фронтальная, групповая | § 44-45 Рис.104-111 Табл. | Фронтальный опрос, письменный опрос Зачет по теме ПР№7 |
|
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА 1ч. | ||||||||||
30 | Развитие растительного мира Изучение нового материала, |
| Гипотезы происхождения растений Этапы развития: возникновение одноклеточных и многоклеточных водорослей; возникновение фотосинтеза; выход растений на сушу; усложнения растений в процессе эволюции. Многообразие и происхождение культурные растений. | Характеризовать теории происхождение растений, Приводить доказательства исторического развития растительного мира, Характеризовать этапы развития растительного мира, объяснять причины усложнения организации растений Объяснять происхождение культурных растений, происхождение многообразия сортов, обосновывать значение трудов Вавилова; характеризовать достижения науки в сортоизучении, находить на карте центры происхождения культурных растений. |
| беседа, объяснение проблемный метод | фронтальная | § 46-49 Рис.112,114 Табл. Диски «Биология 6» «Растительный мир» | Тест, фронтальный опрос |
|
ЦАРСТВО БАКТЕРИИ 1ч. | ||||||||||
31 | Строение и особенности жизнедеятельности бактерий Изучение нового материала, |
| Особенности строения бактерий; формы организмов; процесс жизнедеятельности Темпы размножения бактерий; способы распространения Типы бактерий и их роль в природе медицине, промышленности, с/х | Характеризовать бактерии как самостоятельное царство, многообразие, место в системе органического мира, роль бактерий в природе, для человека, узнавать виды бактерий на рисунках и таблицах объяснять высокие темпы развития бактерий, широкое распространение бактерий | 17 «Внешнее строение бактерий» | беседа, объяснение частично-поисковый | Фронтальная, | § 50-52 Рис.118 Табл. Диски «Биология 6» «Растительный мир» | Тест, работа по карточкам, фронтальный опрос Контрольная работа по теме ПР№8 |
|
ЦАРСТВО ГРИБЫ 1 ч. | ||||||||||
32 | Строение и особенности жизнедеятельности грибов. Лишайники Изучение нового материала, практический |
| Общая характеристика царства Грибов; основные признаки сходства и отличия грибов с растениями и животными; особенности строения и питания, размножения шляпочных грибов; ядовитые и съедобные грибы. Характеристика плесневых грибов: особенности строения, питания, размножения. Особенности строения и жизнедеятельности дрожжей, грибов-паразитов Особенности строения лишайников; процессы питания, размножения, роста и развития. Виды лишайников | Характеризовать грибы как самостоятельное царство, многообразие, место в системе органического мира, роль грибов в природе, для человека, узнавать виды грибов на рисунках и таблицах, сравнивать грибы с растениями и животными, находить черты сходства и отличия грибов с растениями и животными, распознавать съедобные и ядовитые грибы, оказывать первую помощь при отравления грибами Характеризовать лишайники симбиоз водорослей и грибов, многообразие, место в системе органического мира, роль лишайников. в природе, для человека, узнавать Виды лишайников на рисунках и таблицах, гербариях | 18. знакомство с грибами | Практическая работа, беседа, объяснение работа с книгой, с натуральным объектом репродуктивный, частично-поисковый, проблемный | Индивидуаль-ная, фронтальная | § 53-55 Рис.120-123, 125.126 Табл. Диски «Биология 6» «Растительный мир» | Тест, работа по карточкам, фронтальный опрос, индивидуальный контроль |
|
ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА 1ч. | ||||||||||
33 | Природные сообщества Комбинированный урок |
| Понятие о растительном сообществе; состав сообщества; взаимодействие между компонентами сообщества. Приспособленность растений к совместной жизни в сообществе. Понятие о смене природных сообществ. Ярусность: надземная, подземная; причины распределения растений по ярусам; смена сообщества. Жизнь растительного сообщества; взаимосвязь с животным сообществом; влияние окружающей среды на сообщество. Многообразие природных сообществ – луг, лес, болото, поле, сад, парк. Роль человека в природе. Красная книга, охрана природы. | Понятие о природном сообществе, о структуре сообщества, о роли организмов в сообществах. Цепи питания. Значение и назначение ПС Характеризовать структуру растительного сообщества, взаимосвязи между растениями в сообществе, объяснять причины смены растительного сообщества; причины распространение по ярусам Характеризовать взаимосвязи между растениями, приспособленности растений к обитанию в одном сообществе; влияние среды обитания на растения и растений на среду |
| беседа, объяснение работа с книгой | Фронтальная, групповая | § 56-60 Рис.129,130 Табл. Диски «Биология 6» «Растительный мир» | Фронтальный опрос, письменный опрос, тест |
|
34-35 | Жизнь растений Комбинированный урок |
| Общее заключение по курсу ботаники. Многообразие растительного царства. Значение растений и растительности. |
|
|
| Фронтальная, индивидуаль-ная | § Рис. Табл. |
|
|