Название работы | «Новые подходы в обучении биологии. 6 класс» |
Номинация | Естественные науки (биология) |
Информация об авторе | |
Фамилия | Калашникова |
Имя, отчество | Наталья Алексеевна |
Дата рождения | 06.11.1962. |
Полный домашний адрес, индекс | 663318 Красноярский край г. Норильск ул. Бегичева 13 кв.44 |
Код, телефон | 8(3919)22-17-27 |
Электронная почта для связи |
|
информация об Организации, которую представляете | |
Полное название организации | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №31» |
Краткое название организации | МБОУ «СОШ №31» |
Введение.
Модульное обучение, как педагогическая технология, в последнее время получила широкое распространение в практике преподавания. Модульное обучение характеризуется системным изменением всего процесса обучения, затрагивающим содержание образование, методы преподавания. Оно ориентировано на актуальную активную учебную деятельность учащихся, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебного предмета, развитию у учащихся всех «само»: самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д.
При модульном обучении выделяются стержневые линии, составляются технологические карты как особый способ планирования. Карту составляет учитель, она имеет много общего с обычным планированием, в ней указывается тема, количество часов ан ее изучение, цель обучения, тип урока, форма контроля качества усвоения учебного материала и освоение способов учебной деятельности, выделяются основные знания, общеучебные и специальные умения, навыки, формируемые при изучении темы. Здесь же указывается формируемая область понимания – что учащиеся должны понять в результате изучения темы.
Такая карта может быть составлена на отдельный урок, тему и даже раздел. Последовательность уроков с указанием тем дается в начале года. Под словом модуль мы понимаем целевой, функциональный узел, в котором объединены учебные элементы и способы овладения ими. Иными словами это план учебной деятельности ученика, который составляется учителем. Учитель в данном случае проектирует индивидуальную деятельность учащегося. Через модули на печатной основе учитель «говорит» с каждым учеником. Модульные занятия отличаются от обычных, они строятся в логике процесса усвоения знаний и представляют собой цикл познания, совпадающий по своей структуре с циклом учебной деятельности: описание, объяснения, проектирование.
Начинается модульное занятие с целеполагания, следующий этап – мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность. Это различного рода интеллектуальные разминки, графические диктанты, тестовые задания. Далее идет передача содержания в виде рассказа учителя, сообщения учащихся, чтение учебника или комбинация этих комплексов. На этом этапе используются «мягкие» формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль. Заканчивается модульное занятие экспертным контролем, коррекцией знаний и умений с постоянной рефлексией относительно целей учебной деятельности. Экспертный контроль – это проверочная работа, зачет, устный опрос, итоговый тест.
В ходе модульного занятия ученики получают информацию по изучаемой теме, отрабатывает учебный материал, в конце урока проводится контроль и коррекция знаний и умений. Поэтому модульные занятия по времени проводятся не менее чем за два обычных урока. Деятельность учителя в модульном обучении связана с организацией и управлением учащимися по овладению учебным содержанием, что возможно только в том случае, если учащиеся вооружены способами этой учебной деятельности, необходимо научить их учиться самим. Поэтому подготовительным этапом могут служить: изучение курса природоведения 5 класса, а также первые уроки шестого.
Применять данную технологию надо только в том случае, если класс достаточно подготовлен к самостоятельной работе на уроке. Каждый модуль я поделила на учебные элементы (У.Э.) Усвоение материала каждого У.Э. начинается с организации самостоятельного приобретения знаний типа «Прочитай статью параграфа», «Прослушай учителя», «На основе жизненных наблюдений приведи примеры». Все задания ориентированы на осуществление самостоятельной познавательной деятельности. Последующие задания У.Э. – задания совершенствования умений и навыков учащихся. Например:
-
Пользуясь текстом, закончите предложение.
-
Заполните таблицу.
-
Выполните лабораторную работу.
-
Выполните тестовое задание.
-
Составьте схему.
-
Выполните задание учебника из раздела..
-
Проверь свои знания.
После выполнения пяти заданий У.Э. учащиеся оценивают свою работу в данном элементе. Для самооценки учащиеся получают лист учета знаний, в который вносят количество набранных баллов при выполнении любого вида работы.
У.Э. №2 | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
За каждое правильно выполненное задание ученики получают знак плюс или количество заработанных баллов. Невыполненное задание отрабатывается до выполнения. В учебный элемент я обычно включаю пять заданий, все задания доступны для всех учеников, имеют логическую связь с содержанием темы и ключевым понятием модуля. Каждый ученик на уроке должен иметь Лист – план работы, в который включены все виды работ, выполняемых в учебном элементе. Он представляет собой не просто перечень заданий, а методическое средство, в котором указаны цели учебной деятельности школьника на данном этапе уроке, а также учебные задания и способы их выполнения. В каждом У.Э. мной разработан план последовательности работы ученика на уроке. А также здесь включены все виды заданий. Лист – план дается каждому ученику, который заполняет его карандашом (с целью многоразового использования), это дает больше времени для работы на уроке. По мере изучения материалов всех параграфов данной темы, называемой модулем, проводится урок тематической результирующей, самостоятельной работы. При этом программный объем содержания, остается прежним.
Задания первого уровня – это задания воспроизведения изученного, актуализация знаний. При конструировании таких заданий необходимо придать особое значение их познавательной и занимательной стороне.
Задания второго алгоритмического уровня – это задания в измененной ситуации на систематизацию и упорядочение ранее изученного материала. Это биологические кроссворды. К заданиям третьего эвристического уровня относятся задания, требующие приемов мыслительной деятельности; анализа и синтеза; сравнения и выделения главного. В данном случае подходят тестовые задания, требующие глубоких знаний предмета, жизненных примеров. Задания четвертого творческого уровня составляются таким образом, чтобы повысить интерес к изучаемому предмету. В то же время задания рассчитываются на воображение и активность мышления. По мере выполнения У.Э. ученик отмечает количество баллов за выполненную работу себя в ведомости учета. Кроме ведомости учета, рабочей тетради, на отдельном плакате мной вывешивается такая же ведомость, только в ней записан список всех учащихся класса с количеством набранных ими баллов за У.Э. и за модуль в целом.
У.Э. №1 | У.Э. №2 | У.Э. №3 | У.Э. №4 | Баллы за модуль | |
Кузовлев Саша | 10 | 5 | 24 | 3 | 42 |
Орлова Дарья | 18 | 12 | 24 | 17 | 71 |
Такая таблица – ведомость дает возможность ученику наблюдать за своим индивидуальным темпом успеваемости и пробуждает дух соревнований, появляется мотивация к обучению. Таблица позволяет мне видеть пробелы в знаниях ученика, определить пробелы класса в целом. Дает возможность ученику отработать пропущенные учебные элементы. По итоговым показателям можно судить о подготовленности учащихся и качестве знаний. В ведомости учета я всегда указываю максимальное число баллов, которое может набрать ученик за У.Э. На каждом модульном занятии, как обязательный элемент, проводится рефлексия (оценка себя, своей деятельности).
МОДУЛЬ №2
(4 часа)
Вегетативный орган КОРЕНЬ.
Цель: Изучить морфологическое и анатомическое строение корня, зоны корня, ткани, образующие эти зоны, их место положение, значение и функции каждой зоны; строение типов корневых систем, их отличие друг от друга. Уметь находит на природных объектах растения с различными типами корневых систем; называть и определять различные типы корневых систем.
Изучаемые термины: вегетативный орган, стержневая корневая система, мочковатая корневая система, корневой чехлик, корневой волосок, зона роста, зона всасывания, зона проведения, корни – опоры, корни – присоски, клубневые корни.
Урок 1-2.
Тема. Внешнее строение корня. Виды корней. Внутреннее строение корня.
Цель: Изучить морфологию и анатомию корня.
Задачи:
1. Раскрыть значение корня в жизни растений;
2. Дать представление о видах и типах корневых систем
3. Изучить особенности растительных тканей, образующих корень.
4. Раскрыть значение каждой зоны корня (деления, роста, всасывания, поглощения)
5. Дать представление о восходящем и нисходящем токе воды, органических веществ.
План работы | Способ работы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Цель: Изучите определения: орган, вегетативный орган; строение корня, типы корневых систем 1. Прочитайте параграф. Корень. Внешнее строение корня. |
Читай 2 раза. Поставь в лист учета + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Допиши предложения: А) Орган – это часть……… Б) К вегетативным органам относятся………… В) Значение корня в жизни растения корня……. Г) В корневой системе различают….. Д) Главный корень……… Е) Боковые корни…… Ж) Придаточные корни отрастают…. З) Стержневой корневой системой называют. ……. И) При мочковатой корневой системе………
| Найди в тексте параграфа и запиши в тетрадь. Сверь с классом. Поставь + в лист учета | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Выполни лабораторную работу №6 Цель: изучить внешнее строение корня. | Работай по плану, данному в учебнике. Поставь + в лист учета. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Цель: Изучить зоны корня, научиться находить их на гербарном материале. 1. Внимательно послушай объяснение учителя. 2. Почитай параграф: Внутреннее строение корня. 3. Заполни таблицу: «Зоны корня»
4. Допиши предложения: А) По клеткам проводящей ткани к стеблю поднимается вода с растворенными минеральными веществами – это……… Б) От стебля и листьев к корню передвигаются органические вещества – это……… 5. Выпиши номера перечисленных растений в графы в соответствии с типом корневых систем. 1. Лук, 2. Дыня, 3.Морковь. 4. Кукуруза, 5. Полынь, 6. Овес
6. Оцени работу. Найди сумму У.Э. поставь ее в графе итого. Оцени работу на уроке
7. Домашнее задание: Параграф 13, 14 прочитать.
|
Поставь + в лист учета. Читай медленно. Поставь + в лист учета Поставь + в лист учета
Правильность ответов сверь с доской, за каждый правильный ответ получаешь 1 балл.
Поставь + в лист учета. Таблицу запиши в тетрадь, каждая правильно вписанная цифра оценивается в один балл.
Проведи рефлексию. 15-16 «5» 14-13 «4» 12-10 «3»
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Беседа с классом. 1. Что вызвало у Вас затруднение? 2. Что хотели бы узнать дополнительно? 3. Какой вид работы понравился? |
|
Урок 3-4
Тема: Значение корней и их разнообразие.
Цель: ознакомление учащихся с видоизменениями корней в связи с выполняемыми функциями
Задачи:
1. объяснить, что видоизменение корней обусловлено их функциями;
2. раскрыть ранее не изученные функции корня;
3. научить учащихся составлять схемы;
4. самостоятельно работать с учебником.
План работы | Способ работы | ||||||||||||||||||
1 | Цель: изучите не изученные ранее функции корня. 1. Актуализация знаний. Выберите и поставьте подходящие по смыслу слова. А) Корень нарастает в длину делением клеток…… Б) Точку роста защищает….. В) В…….расположены корневые волоски. Г) В…….расположены сосуды корня. Д) В …….находится образовательная ткань. Е) Вода поступает в корень……….. 1. корневой волосок 2. зоне роста 3. зоне всасывания 4. зоне проведения 5. зоне деления 2. Прочитай статьи параграфа стр. 57 – 58 учебника. 3. Составь схему: «Функции корня» Функции корня
4. Оцени свою работу в У.Э. Найди сумму полученных баллов и запиши ее в графе итого. |
Установите соответствие цифры и буквы. Сверь с доской. Каждое правильное задание оценивается в один балл.
Поставь + в лист учета
Укажите в схеме функции корня. Прочти классу. За каждый правильный ответ поставь балл в лист учета. | |||||||||||||||||
2 | Цель: изучите: какие видоизменения корней выделяют; что называют корнеплодом, корнями – присосками, корневыми шишками, корневыми клубнями. 1. Прочитай параграф 15. Видоизменения корней. 2. Выполни тестовое задание: установить соответствие, напротив видоизменений корней, запишите относящиеся к ним предложения: 1. Корнеплоды: 2. Клубень: А) главный корень накапливает питательные вещества Б) утолщаются все боковые корни В) боковые корни без изменений Г) Надземные органы используют питательные вещества весной. Д) встречается у моркови и свеклы Е) Встречается у батата и георгина 3. Прими участие в беседе по вопросам: 1. Назовите видоизменившиеся корни. 2. Какую роль они играют в жизни растений? 3. В чем отличие клубня от корнеплода? 4. Чем отличаются корни – присоски, прищепки и т.д. от настоящих корней? 5. У каких растений развиваются воздушные корни и для чего? 4. Оцени свою работу, найди сумму всех заданий и запиши ее в графе итого. Оцени свою работу на уроке.
16 б. Домашнее задание. Прочитать параграф 15, повторить 13, 14. Подготовиться к проверочной работе по теме «Внешнее строение корня. Виды корней. Внутреннее строение корня».
|
Читай 2 раза. Поставь + в лист учета знаний. Запиши в тетради видоизменения корней, а напротив соответствующие им буквы. Сверь с классом. Каждое правильное предложение оценивается одним баллом.
Будь активным. За каждый правильный ответ ставь + в лист учета знаний.
Проведи рефлексию. 16-15 «5» 14-13 «4» 12-10 «3» |
Контроль и коррекция знаний по теме: «Внешнее строение корня. Виды корней. Внутреннее строение корня».
Тестовое задание.
1. Корневые системы бывают:
А) Мочковатая и стержневая;
Б) Мочковатая и главная;
Б) Стержневая и придаточная;
В) Только мочковатая.
2. Корень растения развивается из:
А) Корешка зародыша;
Б) Главного корня;
В) Почечки зародыша;
Г) Боковых корней.
3. По клеткам проводящей ткани к стеблю поднимается вода с растворенными минеральными веществами и это:
А) восходящий ток;
Б) нисходящий ток.
4. Стержневая корневая система отличается от мочковатой развитием:
А) главного корня;
Б) придаточных корней;
В) боковых корней;
Г) части корня.
5. Мочковатая корневая система отличается от стержневой развитием:
А) придаточных корней;
Б) главного корня;
В) боковых корней;
Г) корневых отпрысков.
6. Придаточные корни развиваются на………
А) листьях;
Б) главном побеге;
В) верхней части зародышевого корня;
Г) цветке.
7. Корни, отрастающие от стеблей, называются….
А) придаточные;
Б) основные;
В) боковые;
Г) главные.
8. Зона деления корня расположена между….
А) корневым чехликом и зоной роста;
Б) зонами роста и всасывания;
В) зонами всасывания и проведения;
Г) всеми зонами корня.
9. Корневые волоски находятся в зоне…
А) проведения;
Б) всасывания;
В) корневого чехлика;
Г) роста.
10. Корень состоит из тканей….
А) образовательной, всасывающей, механической, проводящей, покровной;
Б) образовательной, проводящей, покровной;
В) проводящей, механической, всасывающей;
Г) сосудов, образовательной и покровной.
Правильные ответы: 1-а,2-б,3-а,4-а,5-в,6-а,7-б,8-а,9-б,10-а.