Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №33» г. Белгорода
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ № 33 г. Белгород
___________ Лоза Н.И.
«____»____________2013г.
| «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №33 г.Белгород
__________ Мамин О.В.
Приказ № ___ от «___»____2013г.
|
Рабочая программа по биологии
7 «А», 7 «Б» классы
Учитель биологии:
Колесникова Юлия Петровна
2013 – 2014 уч. год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089, примерной программой основного общего образования. (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263) и с учетом рекомендации ИМП 2013-2014 БелРИПК и ППС за основу рабочей программы взята авторская программа курса «Биология 5-11 класс» — М.:Дрофа,2010, сост. И.Б. Морзунова.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций
В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:
знать/понимать:
— особенности жизни как формы существования материи;
— фундаментальные понятия биологии;
— о существовании эволюционной теории;
— основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь:
— пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
— давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
— работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
— работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
— владеть языком предмета.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуется экскурсии по разделам программы: «Многообразие форм живой природы», «Развитие жизни на Земле».
Рабочая программа ориентирована на учебник Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс.- М.:Дрофа, 2010
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов в год, 2 час в неделю.
В рабочую программу включены 25 тем, 14 лабораторных работ.
Рабочая программа для 7 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках освещается строение ядерных клеток. На последующих уроках вводятся сведения растениях и животных в последовательности их эволюционного появления. На последних занятиях рассматриваются вирусы.
Изменения, внесенные в программу:
Тему 22 «Птицы» сократить на 1 час в пользу темы 23 «Млекопитающие».
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
При проведении уроков необходимо использовать такие формы и средства контроля знаний, умений, навыков как разные виды тестов: с выбором одного верного ответа, на соответствие, на последовательность, анализ текста, составление и заполнение таблицы, работа с рисунками, работа по карточкам.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс.- М.:Дрофа, 2010
Интернет-ресурсы:
www .bio .1september .ru
www .bio .nature .ru
www .edios .ru
www .km .ru /educftion
Учебно – тематический план
Количество часов | |||
По программе Н.И.Сонина | По рабочей программе | Лабораторных, практических работ | |
Введение | 3 | 3 |
|
1. Многообразие, особенности строения и происхождения прокариотических организмов. | 3 | 3 |
|
2. Общая характеристика грибов. | 3 | 3 | 1 |
3. Лишайники | 1 | 1 |
|
4. Общая характеристика растений | 2 | 2 |
|
5. Низшие растения | 2 | 2 | 1 |
6. Высшие растения | 4 | 4 | 2 |
7. Отдел Голосеменные растения | 2 | 2 | 1 |
8. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения | 6 | 6 | 1 |
9. Общая характеристика животных | 1 | 1 |
|
10. Подцарство Одноклеточные | 2 | 2 | 1 |
11. Подцарство Многоклеточные | 1 | 1 |
|
12. Тип Кишечнополостные | 3 | 3 |
|
13. Тип Плоские черви | 2 | 2 |
|
14. Тип Круглые черви | 1 | 1 |
|
15. Тип Кольчатые черви | 3 | 3 | 1 |
16. Тип Молюски | 2 | 2 | 1 |
17. Тип Членистоногие | 7 | 7 | 1 |
18. Тип Хордовые. Бесчерепные | 1 | 1 |
|
19. Подтип Позвоночные. Черепные. Надкласс Рыбы | 2 | 2 | 1 |
20. Класс Земноводные | 2 | 2 | 1 |
21. Класс Пресмыкающие | 2 | 2 |
|
22. Класс Птицы | 4 | 3 | 1 |
23. Класс Млекопитающие | 4 | 5 | 1 |
24. Вирусы | 2 | 2 |
|
25. Заключение | 1 | 2 |
|
Резерв | 4 | 3 |
|
Итого | 70 | 70 | 14 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология 7 класс.
(70 часов, 2 часа в неделю)
Введение. (3 часа)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Единственная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.
Тема 1: Многообразие, особенности строения и происхождения прокариотических организмов. (3 часа)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
— Демонстрация:
Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.
Тема 2: Общая характеристика грибов. (3 часа)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Особенности жизнедеятельности и распространения. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
— Демонстрация:
Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.
— Лабораторная работа:
Строение плесневелого гриба мукора.
Тема 3: Лишайники. (1 час)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.
— Демонстрация:
Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.
Тема 4: Общая характеристика растений. (2 часа)
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
— Демонстрация: Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема 5: Низшие растения. (2 часа)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое знаение.
— Демонстрация:
Схемы строения водорослей различных отделов.
— Лабораторная работа:
Изучение внешнего строения водорослей.
Тема 6: Высшие растения. (4часа)
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.
— Демонстрация:
Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников.
— Лабораторная работа:
Изучение внешнего строения мхов.
Изучение внешнего строения папоротника.
Тема 7: Отдел Голосеменные растения. (2 часа)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
— Демонстрация:
Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.
— Лабораторная работа:
Изучение строения многообразия голосеменных растений.
Тема 8: Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. (6 часов)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольные и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
— Демонстрация:
Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.
— Лабораторная работа:
Изучение строения покрытосеменных растений.
Тема 9: Общая характеристика животных. (1 час)
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономичесие категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
Тема 10: Подцарство Одноклеточные. (2 часа)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
— Демонстрация:
Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.
— Лабораторная работа:
Строение инфузории туфельки.
Тема 11: Подцарство Многоклеточные. (1 час)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные – губки; их распространение и экологическое значение.
— Демонстрация:
Типы симметрии и многоклеточных животных. Многообразие губок.
Тема 12: Тип Кишечнополостные. (3 часа)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
— Демонстрация:
Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Тема 13: Тип Плоские черви. (2 часа)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
— Демонстрация:
Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 14: Тип Круглые черви. (1 час)
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
— Демонстрация:
Схема строения и цикла развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Тема 15: Тип Кольчатые черви. (3 часа)
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
— Демонстрация:
Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.
— Лабораторная работа:
Внешнее строение дождевого червя.
Тема 16: Тип Моллюски. (2 часа)
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
— Демонстрация:
Схема строения брюхоногих и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
— Лабораторная работа:
Внешнее строение моллюсков.
Тема 17: Тип Членистоногие. (7 часов)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.
Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
— Демонстрация:
Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.
— Лабораторная работа:
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.
Тема 18: Тип Хордовые. Бесчерепные. (1 час)
Происхождение хордовых; подтип бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
— Демонстрация:
Схема строения ланцетника.
Тема 19: Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы. (2 часа)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
— Демонстрация:
Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.
— Лабораторная работа:
Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.
Тема 20: Класс Земноводные. (2 часа)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
— Демонстрация:
Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.
— Лабораторная работа:
Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.
Тема 21: Класс Пресмыкающиеся. (2 часа)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
— Демонстрация:
Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.
Тема 22: Класс Птицы. (3 часа)
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
— Демонстрация:
Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.
— Лабораторная работа:
Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.
Тема 23: Класс Млекопитающие. (5 часа)
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
— Демонстрация:
Схема отражающая экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.
— Лабораторная работа:
Изучение строения млекопитающих.
Тема 24: Вирусы. (2 часа)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы – возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
— Демонстрация:
Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
Тема 25: Заключение. (2 час)
Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Резервное время (3 часа)
Календарно – тематическое планирование уроков биологии в 7 классе.
№ п/п в теме | Название раздела, тема урока | Дата 7 «А» 7 «Б» план | Дата 7 «А» 7 «Б» факт | Элементы обязательного минимума образования | Формы и средства контроля знаний, умений, навыков | Домашнее задание | |
Введение. (3 часа) | |||||||
1 | 1 | Мир живых организмов. | 2.09 |
| Отличие живого от неживого | Тест | С.5-6 |
2 | 2 | Естественная система живой природы. | 4.09
|
| Системы классификации живых организмов | Тест | С.6-9 |
3 | 3 | Царства живой природы. | 9.09 |
|
|
| С.9-10 |
Тема 1: Многообразие, особенности строения и происхождения прокариотических организмов. (3 часа) | |||||||
4 | 1 | Происхождение и эволюция бактерий | 11.09
|
| Эукариоты и прокариоты | Таблица | С.12-16,20, вопрос 1-3 |
5 | 2 | Особенности организации и жизнедеятельности прокариот Входное тестирование | 16.09
|
| Возникновение жизни на Земле | Рисунок | С.12-16,20, вопрос 4-6 |
6 | 3 | Экологическая роль и медицинское значение бактерий | 18.09
|
| Примеры распространенности прокариот | Тест | С.12-16,20, вопрос 7-9 |
Тема 2: Общая характеристика грибов. (3 часа) | |||||||
7 | 1 | Особенности строения клеток грибов. | 23.09
|
| Строение грибов | Рисунок, таблица | С.22-25,31, вопросы 1-4 |
8 | 2 | Особенности жизнедеятельности и распространение. | 25.09
|
| Примеры распространенности грибов | Таблица | С.25-31, вопросы 5-8 |
9 | 3 | Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Л.Р. №1 «Строение плесневелого гриба мукора» |
30.09
|
| Примеры использования грибов в производстве питания | Таблица | С.22-31 |
Тема 3: Лишайники. (1 час) | |||||||
10 | 1 | Характеристика лишайников. | 2.10
|
| Строение лишайника | Рисунок, тест | С.32-36, вопрос 4-6 |
Тема 4: Общая характеристика растений. (2 часа) | |||||||
11 | 1 | Органы и системы органов растений |
7.10
|
| Растительный организм | Тест | С.38 |
12 | 2 | Особенности жизнедеятельности растений | 9.10
|
|
| Тест | С.38-39 |
Тема 5: Низшие растения. (2 часа) | |||||||
13 | 1 | Общая характеристика водорослей. Л.Р. №2 «Изучение внешнего строения водорослей» | 14.10
|
| Низшие растения, способы питания | Рисунок, тест | С.40-44 |
14 | 2 | Роль водорослей. Практическое значение | 16.10
|
| Зеленые, бурые и красные водоросли | Тест, таблица | С.45-49, вопросы 8-9 |
Тема 6: Высшие растения. (4 часа) | |||||||
15 | 1 | Высшие растения. Споровые растения. | 21.10
|
| Особенности размножения спорами; спорофит и гаметофит; жизненный цикл | Тест | С.50-51 |
16 | 2 | Отдел Моховидные. Л.Р. №3 «Изучение внешнего строения мхов» | 23.10
|
| Мхи | Рисунок | С.52-56, вопросы 1-4 |
17 | 3 | Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные | 6.11
|
| Плауны, хвощи | Рисунок | С. 57-60, вопросы 1-3 |
18 | 4 | Отдел Папоротниковидные. Л.Р. №4 «Изучение внешнего строения папоротников» | 11.11
|
| Папоротник | Рисунок | С.61-65, вопросы 1-3 |
Тема 7: Отдел Голосеменные растения. (2 часа) | |||||||
19 | 1 | Отдел Голосеменные | 13.11 |
| Знач.появления семени | Рисунок | С.66-72, вопросы 1-4 |
20 | 2 | Практическое значение Голосеменных и их роль в биоценозе. Л.Р. №5 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений» | 18.11 |
| Жизненный цикл сосны | Таблица | С.66-72, вопросы 8-10 |
Тема 8: Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. (6 часов) | |||||||
21 | 1 | Особенности покрытосеменных. Л.Р. №6 «Изучение строения покрытосеменных растений» | 20.11 |
| Высшие растений | Тест | С.73-74, 77-79 |
22 | 2 | Строение тела и жизненные формы покрытосеменных | 25.11 |
| Значение появления плода | Тест, рисунок | С.74-77 |
23 | 3 | Класс Однодольные | 27.11 |
| Примеры однодольных | Тест | С.80, рисунок |
24 | 4 | Класс Двудольные | 2.12 |
| Примеры двудольных | Тест | С.81-84, рисунок |
25 | 5 | Многообразие и распространенность цветковых | 4.12 |
| Жизненный цикл цветкового растения | Таблица | С.73-84 |
26 | 6 | Роль цветковых в биоценозе и хозяйственной деятельности человека. Промежуточное тестирование | 9.12 |
| Примеры использования цветковых растений человеком | Тест | С.73-84,86 |
Тема 9: Общая характеристика животных. (1 час) | |||||||
27 | 1 | Животный организм как целостная система | 11.12 |
| Животный организм | Тест | С.88 |
Тема 10: Подцарство Одноклеточные. (2 часа) | |||||||
28 | 1 | Общая характеристика простейших. Л.Р. №7 «Строение инфузории туфельки» | 16.12 |
| Одноклеточные организмы | Рисунок | С.89-91, вопросы 1-3 |
29 | 2 | Роль простейших в биоценозах и жизни человека | 18.12 |
| Примеры использования |
| С.92-98, вопрос 7 |
Тема 11: Подцарства Многоклеточные. (1 час) | |||||||
30 | 1 | Общая характеристика многоклеточных | 23.12 |
| Многоклеточные животные | Тест | С.99-103, вопросы 4-7 |
Тема 12: Тип Кишечнополостные. (3 часа) | |||||||
31 | 1 | Особенности Кишечнополостных | 25.12 |
| Строение | Тест, рисунок | С.104-107 |
32 | 2 | Многообразие и распространения кишечнополостных | 30.12 |
| Виды кишечнополостных |
| С.108-111, вопрос 5-7 |
33 | 3 | Роль кишечнополостных в природных сообществах | 13.01 |
| Примеры использования | Таблица | С.104-111 |
Тема 13: Тип Плоские черви. (2 часа) | |||||||
34 | 1 | Особенности Плоских червей | 15.01 |
| Строение | Тест, рисунок | С.112-113, вопросы 2-5 |
35 | 2 | Многообразие плоских червей-паразитов. Способы профилактики от паразитов | 20.01 |
| Защита от паразита | Таблица | С.114-116, вопросы 8-10 |
Тема 14: Тип Круглые черви. (1 час) | |||||||
36 | 1 | Особенности Круглых червей | 22.01 |
| Строение | Рисунок | С.119-124, вопросы 3-6 |
Тема 15: Тип Кольчатые черви. (3 часа) | |||||||
37 | 1 | Особенности Кольчатых червей | 27.01 |
| Строение | Рисунок | С.125-127, вопросы 1-3 |
38 | 2 | Многообразие Кольчатых червей. Л.Р. №8 «Внешнее строение кольчатых червей» | 29.01 |
| Виды кольчатых червей | Тест | С.127-131, вопросы 8-9 |
39 | 3 | Значение кольчатых червей в биоценозах | 3.02 |
| Примеры использования для с/х | Таблица | Записи в тетради, с.125-131 |
Тема 16: Тип Моллюски. (2 часа) | |||||||
40 | 1 | Особенности Моллюсков. Л.Р. №9 «Внешнее строение моллюсков» | 5.02 |
| Строение, смешанная полость тела | Рисунок, тест | С.132-134, вопросы 1-3 |
41 | 2 | Роль моллюсков в хозяйственной деятельности и их значение в биоценозах | 10.02 |
| Примеры использования человеком | Таблица | С.134, вопрос 13 |
Тема 17: Тип Членистоногие. (7 часов) | |||||||
42 | 1 | Особенности Членистоногих | 12.02 |
| Строение | Рисунок | С.143, 145-150, вопрос 1 |
43 | 2 | Многообразие Членистоногих. Л.Р. №10 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих» | 17.02 |
| Виды членистоногих | Рисунок | С.143-151 |
44 | 3 | Класс Ракообразные. | 19.02 |
| Строение ракообразных
| Рисунок | С.144-145, вопросы 2-4 |
45 | 4 | Многообразие и значение ракообразных в биоценозах | 24.02 |
| Примеры использования человеком | Таблица | С.144-145, записи в тетради |
46 | 5 | Класс Паукообразные | 26.02 |
| Строение паукообразных | Рисунок | С.151-157, вопросы 2-5 |
47 | 6 | Класс Насекомые | 3.03 |
| Строение насекомых | Рисунок | С.158-165, вопросы 3-6 |
48 | 7 | Многообразие и значение насекомых в биоценозах | 5.03 |
| Примеры использования человеком | Таблица | С.165-169 |
Тема 18: Тип Хордовые. Бесчерепные. (1 час) | |||||||
49 | 1 | Общая характеристика Бесчерепных. | 10.03 |
| Внутренний осевой скелет | Рисунок | С.176 |
Тема 19: Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы. (2 часа) | |||||||
50 | 1 | Общая характеристика Черепных | 12.03 |
| Строение | Рисунок | С.177,179-182, вопросы 2-5 |
51 | 2 | Многообразие видов. Экологическое и хозяйственное значение рыб. Л.Р. №11 «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни» | 17.03 |
| Использование рыб в хозяйственной деятельности | Таблица | С.183-188, вопросы 8-11 |
Тема 20: Класс Земноводные. (2 часа) | |||||||
52 | 1 | Общая характеристика Земноводных | 19.03 |
| Виды земноводных | Таблица | С.189-196, вопросы 2-7 |
53 | 2 | Организация земноводных. Л.Р. №12 «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни» | 2.04 |
| Строение | Рисунок, тест | С.196-199, вопрос 12 |
Тема 21: Пресмыкающиеся. (2 часа) | |||||||
54 | 1 | Общая характеристика пресмыкающихся | 7.04 |
| Строение | Рисунок, тест | С.200, 206, вопросы 1,10 |
55 | 2 | Структурно-функциональная организация пресмыкающихся. Многообразие форм рептилий | 9.04 |
| Виды пресмыкающихся | Таблица | С.201-207, вопросы 2-6 |
Тема 22: Птицы. (3 часа) | |||||||
56 | 1 | Происхождение птиц. Виды птиц. | 14.04 |
| Происхождение птиц | Тест | С.208, 218-225 |
57 | 2 | Особенности организации птиц. Л.Р. №13 «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни» | 16.04 |
| Приспособления к полету, форма тела птиц. | Рисунок, тест | С.210-217 |
58 | 3 | Роль птиц в природе и в жизни человека | 21.04 |
| Примеры использования птиц человеком | Таблица | С.225, записи в тетради |
Тема 23: Млекопитающие. (5 часов) | |||||||
59 | 1 | Происхождение млекопитающих. | 23.04 |
| Происхождение млекопитающих | Таблица | С.227 |
60 | 2 | Основные отряды плацентарных млекопитающих | 28.04 |
| Виды млекопитающих | Тест | С.227,240-246 |
61 | 3 | Особенности строения млекопитающих. Л.Р. №14 «Изучение строения млекопитающих» | 30.04 |
| Строение | Рисунок, тест | С.228-239 |
62 | 4 | Значение млекопитающих в природе и жизни человека | 5.05 |
| Примеры использования млекопитающих человеком | Таблица | Записи в тетради |
63 | 5 | Домашние млекопитающие | 7.05 |
| Примеры домашних млекопитающих | Таблица | Рефераты |
Тема 24: Вирусы. (2 часа) | |||||||
64 | 1 | Общая характеристика вирусов. | 12.05 |
| Строение, вирус, бактериофаг | Тест | С.250-253 |
65 | 2 | Профилактика вирусных заболеваний Итоговое тестирование | 14.05 |
| Взаимодействие вирусов с клеткой | Таблица | Записи в тетради |
Заключение. (2 часа) | |||||||
66 | 1 | Особенности организации и многообразие живых организмов
| 19.05 |
|
| Зачет | Записи в тетради |
67 | 2 | Области применения биологических знаний в с/х, промышленности | 21.05 |
|
| Зачет | Записи в тетради |
Резервное время. (3 часа) | |||||||
68 | 1 | Повторение пройденного материала | 26.05 |
|
|
|
|
69 70 | 2 3 | Повторение пройденного материала | 28.05 |
|
|
|
|