КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №18 VIII вида»

«Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении».

(математика, 7 класс)

Людмила Анатольевна Синева,

учитель математики первой категории

2013 – 2014 учебный год

Тема:

«Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении».

Цель:

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении».

Задачи:

— Закрепить правило сложения и вычитания чисел, полученных при измерении;

— Развивать логическое мышление, на основе решения примеров данного вида, развивать математическую речь;

— Воспитывать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование:

Интерактивная доска, презентация к уроку, ключ для проверки д/з, индивидуальные карточки, справочник по математике, учебник «Математика 7 класс, Т.В. Алышева, Москва, «Просвещение», 2005г.

Ход урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I

Орг. момент.

Здравствуйте ребята.

1. Релаксационная пауза. (стоя)

-Сложите ваши ладони вместе, поднесите их к губам, мысленно вложите в ладони свое добро. А теперь поделитесь своим добром с соседом и улыбнитесь друг другу, ведь как говорят, от улыбки станет всем теплей.

2. Проверка готовности к уроку.

На партах у вас учебники, тетрадь, ручка, лист самооценки.

3. Критерии оценивания.

на уроке вы будете оценивать себя сами и заработанный балл выставлять в соответствующую графу.

(рассмотреть лист самооценки)

-Сначала оцените свое настроение по 5-ти бальной шкале, и поставьте соответствующий балл в графу «Настроение» на начало урока. В дальнейшем работу на уроке вы будете оценивать по 2-х балльной шкале. Если работа на данном этапе выполнена:

верно — 2б., допустил ошибку – 1б.,

не верно – 0б.

На уроке мы будем выполнять разные виды работ: и по карточкам, и у доски, и в парах, и за каждый вид работ вы будете себя оценивать. В конце урока мы подсчитаем общее количество баллов, и определим какую оценку вы заработали за урок.

Выполняют упражнение «Добро в ладошках»

Рассматривают лист самооценки, ставят баллы в графу «Настроение на начало урока»

Слайд 1

Слайд 2

II

Проверка домашнего задания.

С. 97 № 315(2) 1 гр.- 1,2 столбик

2 гр.- 6 примеров

3 гр.- 1 столбик.

— У вас на партах лежит ключ для проверки д/з. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга д/з. Примеры, которые решены верно отметьте +, которые неверно -. Если д/з выполнено правильно – поставьте в листе самооценки соседу 2 балла, если допущены 1-2 ошибки – 1 балл, если 3 ошибки и более – 0 баллов.

Выполняют взаимопроверку.

Выставляют баллы в лист самооценки друг другу.

Ключ для проверки д/з

III

Актуализация опорных знаний.

1. Целевая установка.

-Ребята, прочитайте пословицы и выберите из них 1, которая вам понравилась больше всего.

  • Набирайся ума в ученье, храбрости в сраженье.

  • Без муки нет науки.

  • Была бы охота, заладится всякая работа.

  • Математика – гимнастика ума.

-Скажите, почему вы выбрали именно эту пословицу? Чем она вам понравилась? В чем ее смысл?

А я хотела бы обратить ваше внимание на последнюю пословицу. Математика – гимнастика для ума потому, что она учит наблюдать, думать, делать выводы, «приводить ум в порядок». И мы сегодня постараемся привести в порядок то, что уже знаем, и к концу урока разложить по полочкам.

2. Решение задачи.

-Послушайте одну веселую задачку:

Во время каникул Федя Печкин проводил различные измерения. Догадайтесь, в каких мерах он измерил следующие величины.

«Стоимость тетради- 3___; продолжительность мультфильма- 20 ___;

масса кота — 4___; расстояние между деревней и городом — 50___; высота комнаты – 3___; масса 2 мешков картошки-1__».

-Какие вы еще знаете величины?

Предлагаю вспомнить соотношение мер:

1м = …см; 1кг=…г; 1р.=…к.; 1см=…мм…

Читают пословицы, выбирают ту, которая понравилась.

Комментируют свой выбор, объясняют смысл пословицы.

Слушают задачу, вставляют названия мер.

См, мм, дм, т…

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

IV

Определение темы и цели урока.

1. -Как вы думаете, почему я взяла задания именно с числами, поученными при измерении величин?

-И мы уже, что умеем делать с этими числами?

А в дальнейшем мы будем еще выполнять действия умножения и деления с такими числами. Но это будет на следующих уроках.

А тема сегодняшнего урока звучит: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин».

-Так как это уже не 1 урок по данной теме, какую мы можем поставить перед собой сегодня на уроке цель?

Определим задачи:

— решать примеры и задачи на + и – чисел, полученных при измерении;

— развивать математическую речь;

— учиться оценивать себя самостоятельно.

2. Мотивационный блок.

Сегодня на уроке мы будем закреплять правило сложения и вычитания чисел, поученных при измерении.

-А для чего нам необходимы эти знания?

-Какие знания нам необходимы, чтобы грамотно выполнить сложение и вычитание именованных чисел?

Кто не знает наизусть таблицу соотношения мер, может воспользоваться справочником по математике.

Это тема наших последних уроков.

Складывать и вычитать.

Закрепить и обобщить знания по данной теме.

Читают задачи урока.

(при оплате услуг, в магазине, в ремонте, на других уроках математики…)

(приемы сложения и вычитания именованных чисел, таблица соотношений мер)

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

V

Закрепление и обобщение изученного материала.

В тетради число, классная работа, тема.

1.Работа с тренажером. (даны 2 примера)

-Какое действие используется в примерах?

-Как называются числа при сложении и вычитании?

Решите примеры.

Расскажите алгоритм решения примеров.

2. Задача.

Послушайте считалку:

В 8 встал я в воскресенье.

Про Москву я книжку взял.

А открыв ее, увлекся и до 12-ти читал.

Кто б из вас мне подсказал, сколько я часов считал?

-О каком городе идет речь в считалке?

Я не зря вам прочитала эту считалку.

-Скажите, какой приближается праздник?

-А где проходит главная елка страны?

-А почему именно в Москве?

И мы сейчас решим задачу про елку.

Задача.

Вася Булкин купил ель высотой 1м75см, а Федя Печкин – выстой 2м. На сколько см ель Феди выше, чем ель Васи?

-О чем говорится в задаче?

-Известно, какой высоты ель купил Вася?

-Известно, какой высоты купил ель Федя?

-Что нужно узнать?

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

-Каким действием?

Приступаем к решению (краткая запись на слайде, решение записывают на доске).

Вывод:

-Чтобы найти, насколько 1 число больше другого, какое действие нужно выполнить?

Выставление баллов в лист самооценки.

Кстати, мы даже не задумываемся, что приносим вред природе, стремясь украсить дом именно живой елкой на какие-то пару недель. А ель за 1 год вырастает всего на 15см и чтобы вырасти высотой 2м пройдет больше 13 лет.

3. Физминутка.

Всем знакомый Федя Печкин приготовил физминутку. Сейчас он с нами ее проведет.

4. Работа по учебнику. (в парах)

с. 97 №317(1)

Сейчас мы с вами будем работать в парах. Каждой паре будет дан пример на сложение. 1 ученик решает пример, а второй составляет пример на вычитание по образцу.

(проверить правильность выполнения задания)

Выставление баллов в лист самооценки.

5.Работа по индивидуальным карточкам.

Сейчас вы будете выполнять задание на карточках, но эти карточки с секретом.

(1 и тот же прим. дается неск. уч-м)

10км786м — 9км726м

= 1км 060м

= 1 верста

4км237м + 3км231м

= 7км 468м

= 1 миля

1м — 29см

= 71см

= 1 аршин

2м + 13см

= 2м 13см

= 1 сажень

-У кого был 1 пример? Сколько получилось? (спросить неск. учеников, затем показать правильный ответ-2 столбик и.т.д. Затем показать таблицу старинных мер -3столбик).

-Ребята, как вы думаете, что это?

Мы до сих пор пользуемся пословицами со старинными мерами:

  • За версту видать.

  • Косая сажень в плечах.

-Как вы понимаете смысл пословиц?

Выставление баллов в лист самооценки.

записывают

Сложение и вычитание.

(1сл, 2сл, сумма; ум., выч., разн.)

1 ученик решает у доски, остальные в тетради.

1 ученик с места объясняет.

4 ч., 240 мин.

(о Москве)

(Новый год)

(в Москве)

(это столица нашей родины)

О елях

Да, 1м75см

Да, 2м

На ск. см ель Феди выше, чем ель Васи?

Да

Вычитанием

(1 ученик у доски, остальные в тетради)

Вычитание

Выставляют баллы в лист самооценки.

1ученик решает пример на сложение, другой делает проверку, составив и решив пример на вычитание.

Дети решают примеры.

Старинные меры

объясняют

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

VI

Подведение итогов.

Наступило время подвести итоги нашей работы.

-Над какой темой мы сегодня работали?

-Какую цель ставили в начале урока?

-Достигли ли мы этой цели?

— Еще раз вспомните, как надо выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении? Восстановите правило сложения и вычитания именованных чисел.

Наши знания мы разложим по полочкам.

Вернемся к листу самооценки. Отметьте настроение на конец урока. (учитель ставит дополнительные баллы за активную работу на уроке). Ведется подсчет баллов и обсуждение оценок, которые выставили себе дети.

Отвечают на вопросы

Повторяют и восстанавливают правило

Подсчитывают баллы, обсуждают оценки за урок.

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

VII

Домашнее задание. (с объяснением)

С. 98 № 318

1 группа — 1,2 столбик

2 группа – 2 столбик

3 группа – 1 столбик

Записывают д/з

Слайд 21

VIII

Рефлексия.

-Что вам понравилось больше всего на уроке?

-Что вызвало затруднение?

-Что нового узнали?

Молодцы. А теперь пожалуйста встаньте, снова повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

Я говорю вам: «Спасибо за хорошую работу на уроке».

Отвечают

Выполняют упражнение «Подари улыбку другу».

Слайд 22

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here