КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №18 VIII вида»
«Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении».
(математика, 7 класс)
Людмила Анатольевна Синева,
учитель математики первой категории
2013 – 2014 учебный год
Тема:
«Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении».
Цель:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении».
Задачи:
— Закрепить правило сложения и вычитания чисел, полученных при измерении;
— Развивать логическое мышление, на основе решения примеров данного вида, развивать математическую речь;
— Воспитывать навык самоконтроля и самооценки.
Оборудование:
Интерактивная доска, презентация к уроку, ключ для проверки д/з, индивидуальные карточки, справочник по математике, учебник «Математика 7 класс, Т.В. Алышева, Москва, «Просвещение», 2005г.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | |||||||||||||||||||||||
I | Орг. момент. Здравствуйте ребята. 1. Релаксационная пауза. (стоя) -Сложите ваши ладони вместе, поднесите их к губам, мысленно вложите в ладони свое добро. А теперь поделитесь своим добром с соседом и улыбнитесь друг другу, ведь как говорят, от улыбки станет всем теплей. 2. Проверка готовности к уроку. —На партах у вас учебники, тетрадь, ручка, лист самооценки. 3. Критерии оценивания. —на уроке вы будете оценивать себя сами и заработанный балл выставлять в соответствующую графу. (рассмотреть лист самооценки) -Сначала оцените свое настроение по 5-ти бальной шкале, и поставьте соответствующий балл в графу «Настроение» на начало урока. В дальнейшем работу на уроке вы будете оценивать по 2-х балльной шкале. Если работа на данном этапе выполнена: верно — 2б., допустил ошибку – 1б., не верно – 0б. На уроке мы будем выполнять разные виды работ: и по карточкам, и у доски, и в парах, и за каждый вид работ вы будете себя оценивать. В конце урока мы подсчитаем общее количество баллов, и определим какую оценку вы заработали за урок. |
Выполняют упражнение «Добро в ладошках»
Рассматривают лист самооценки, ставят баллы в графу «Настроение на начало урока»
|
Слайд 1
Слайд 2 | ||||||||||||||||||||||
II | Проверка домашнего задания. С. 97 № 315(2) 1 гр.- 1,2 столбик 2 гр.- 6 примеров 3 гр.- 1 столбик. — У вас на партах лежит ключ для проверки д/з. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга д/з. Примеры, которые решены верно отметьте +, которые неверно -. Если д/з выполнено правильно – поставьте в листе самооценки соседу 2 балла, если допущены 1-2 ошибки – 1 балл, если 3 ошибки и более – 0 баллов. |
Выполняют взаимопроверку.
Выставляют баллы в лист самооценки друг другу. |
Ключ для проверки д/з | ||||||||||||||||||||||
III | Актуализация опорных знаний. 1. Целевая установка. -Ребята, прочитайте пословицы и выберите из них 1, которая вам понравилась больше всего.
-Скажите, почему вы выбрали именно эту пословицу? Чем она вам понравилась? В чем ее смысл? А я хотела бы обратить ваше внимание на последнюю пословицу. Математика – гимнастика для ума потому, что она учит наблюдать, думать, делать выводы, «приводить ум в порядок». И мы сегодня постараемся привести в порядок то, что уже знаем, и к концу урока разложить по полочкам. 2. Решение задачи. -Послушайте одну веселую задачку: Во время каникул Федя Печкин проводил различные измерения. Догадайтесь, в каких мерах он измерил следующие величины. «Стоимость тетради- 3___; продолжительность мультфильма- 20 ___; масса кота — 4___; расстояние между деревней и городом — 50___; высота комнаты – 3___; масса 2 мешков картошки-1__».
-Какие вы еще знаете величины?
Предлагаю вспомнить соотношение мер: 1м = …см; 1кг=…г; 1р.=…к.; 1см=…мм… |
Читают пословицы, выбирают ту, которая понравилась.
Комментируют свой выбор, объясняют смысл пословицы.
Слушают задачу, вставляют названия мер.
См, мм, дм, т… |
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
| ||||||||||||||||||||||
IV | Определение темы и цели урока. 1. -Как вы думаете, почему я взяла задания именно с числами, поученными при измерении величин? -И мы уже, что умеем делать с этими числами? А в дальнейшем мы будем еще выполнять действия умножения и деления с такими числами. Но это будет на следующих уроках. А тема сегодняшнего урока звучит: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин».
-Так как это уже не 1 урок по данной теме, какую мы можем поставить перед собой сегодня на уроке цель?
Определим задачи: — решать примеры и задачи на + и – чисел, полученных при измерении; — развивать математическую речь; — учиться оценивать себя самостоятельно.
2. Мотивационный блок. Сегодня на уроке мы будем закреплять правило сложения и вычитания чисел, поученных при измерении. -А для чего нам необходимы эти знания?
-Какие знания нам необходимы, чтобы грамотно выполнить сложение и вычитание именованных чисел? Кто не знает наизусть таблицу соотношения мер, может воспользоваться справочником по математике. |
Это тема наших последних уроков.
Складывать и вычитать.
Закрепить и обобщить знания по данной теме.
Читают задачи урока.
(при оплате услуг, в магазине, в ремонте, на других уроках математики…)
(приемы сложения и вычитания именованных чисел, таблица соотношений мер)
|
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
| ||||||||||||||||||||||
V | Закрепление и обобщение изученного материала. В тетради число, классная работа, тема.
1.Работа с тренажером. (даны 2 примера) -Какое действие используется в примерах?
-Как называются числа при сложении и вычитании? Решите примеры.
Расскажите алгоритм решения примеров.
2. Задача. Послушайте считалку: В 8 встал я в воскресенье. Про Москву я книжку взял. А открыв ее, увлекся и до 12-ти читал. Кто б из вас мне подсказал, сколько я часов считал?
-О каком городе идет речь в считалке? Я не зря вам прочитала эту считалку. -Скажите, какой приближается праздник? -А где проходит главная елка страны? -А почему именно в Москве?
И мы сейчас решим задачу про елку. Задача. Вася Булкин купил ель высотой 1м75см, а Федя Печкин – выстой 2м. На сколько см ель Феди выше, чем ель Васи?
-О чем говорится в задаче? -Известно, какой высоты ель купил Вася? -Известно, какой высоты купил ель Федя? -Что нужно узнать? -Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? -Каким действием? Приступаем к решению (краткая запись на слайде, решение записывают на доске).
Вывод: -Чтобы найти, насколько 1 число больше другого, какое действие нужно выполнить? Выставление баллов в лист самооценки. Кстати, мы даже не задумываемся, что приносим вред природе, стремясь украсить дом именно живой елкой на какие-то пару недель. А ель за 1 год вырастает всего на 15см и чтобы вырасти высотой 2м пройдет больше 13 лет.
3. Физминутка. Всем знакомый Федя Печкин приготовил физминутку. Сейчас он с нами ее проведет.
4. Работа по учебнику. (в парах) с. 97 №317(1) Сейчас мы с вами будем работать в парах. Каждой паре будет дан пример на сложение. 1 ученик решает пример, а второй составляет пример на вычитание по образцу. (проверить правильность выполнения задания) Выставление баллов в лист самооценки.
5.Работа по индивидуальным карточкам. Сейчас вы будете выполнять задание на карточках, но эти карточки с секретом. (1 и тот же прим. дается неск. уч-м)
-У кого был 1 пример? Сколько получилось? (спросить неск. учеников, затем показать правильный ответ-2 столбик и.т.д. Затем показать таблицу старинных мер -3столбик). -Ребята, как вы думаете, что это? Мы до сих пор пользуемся пословицами со старинными мерами:
-Как вы понимаете смысл пословиц? Выставление баллов в лист самооценки.
|
записывают
Сложение и вычитание. (1сл, 2сл, сумма; ум., выч., разн.) 1 ученик решает у доски, остальные в тетради. 1 ученик с места объясняет.
4 ч., 240 мин.
(о Москве)
(Новый год) (в Москве) (это столица нашей родины)
О елях Да, 1м75см Да, 2м На ск. см ель Феди выше, чем ель Васи? Да Вычитанием (1 ученик у доски, остальные в тетради)
Вычитание Выставляют баллы в лист самооценки.
1ученик решает пример на сложение, другой делает проверку, составив и решив пример на вычитание.
Дети решают примеры.
Старинные меры
объясняют |
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
| ||||||||||||||||||||||
VI | Подведение итогов. Наступило время подвести итоги нашей работы. -Над какой темой мы сегодня работали? -Какую цель ставили в начале урока? -Достигли ли мы этой цели? — Еще раз вспомните, как надо выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении? Восстановите правило сложения и вычитания именованных чисел.
Наши знания мы разложим по полочкам.
Вернемся к листу самооценки. Отметьте настроение на конец урока. (учитель ставит дополнительные баллы за активную работу на уроке). Ведется подсчет баллов и обсуждение оценок, которые выставили себе дети. |
Отвечают на вопросы
Повторяют и восстанавливают правило
Подсчитывают баллы, обсуждают оценки за урок. |
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20 | ||||||||||||||||||||||
VII | Домашнее задание. (с объяснением) С. 98 № 318 1 группа — 1,2 столбик 2 группа – 2 столбик 3 группа – 1 столбик
|
Записывают д/з | Слайд 21 | ||||||||||||||||||||||
VIII | Рефлексия. -Что вам понравилось больше всего на уроке? -Что вызвало затруднение? -Что нового узнали? Молодцы. А теперь пожалуйста встаньте, снова повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Я говорю вам: «Спасибо за хорошую работу на уроке». |
Отвечают
Выполняют упражнение «Подари улыбку другу». |
Слайд 22 |