Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Председатель МО Глухова Г.Е./________/ «___» _________20__г. | Согласовано Зам. директора по УВР Автайкина С.Д./ _______/ «___» _______20__г.
| Утверждена руководителем образовательного учреждения Видясова С.А./ ______/ «___» _________20__г. |
Рабочая программа
Учебного курса Биология «Общая биология» в 11 классе
(наименование предмета)
Составитель: Краснова Светлана Андреевна
2013г.
Пояснительная записка
Цели изучения учебного предмета:
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
-
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;
-
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.
Краткая характеристика
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Вид; Экосистемы.
В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (2часа)для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных) и внедрения современных педагогических технологий.
На основе какой программы составлена
Рабочая программа по биологии составлена на основе программы по биологии, утвержденной Министерством образования и наукам РФ, (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. программы по биологии. — М.: Дрофа, 2007. Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы — М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.) с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Общий объем часов.
Учебным планом на изучении биологии в 11 классе предусмотрено 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
Место учебного предмета.
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 68 часов, в том числе в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 час в неделю).
Результаты освоения курса.
Изучение школьниками биологии направлено на достижение следующих личностных результатов:
1) овладение принципами и правилами отношения к живой природе, основами ведения здорового образа жизни и здоровьесберегающими технологиями;
2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) овладение умением работать с разными источниками биологической информации: находить в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
3) овладение умением выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему и окружающих здоровью;
4) овладение умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать собственную точку зрения, отстаивать позицию.
Предметными результатами становятся:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов; наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними; проведения наблюдений
5. В эстетической сфере:
•овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Тематическое планирование по дисциплине «Биология. Общая биология» 11 класс
Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | |||||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Самостоя тельная работа, ч. | |||
1 | Вид | 20 | 16 | 3 | 1 | 1 |
|
2 | Основы селекции и биотехнологии. | 8 | 8 |
| 1 |
|
|
3 | Антропогенез. | 8 | 7 | 1 | 1 |
|
|
4 | Экосистемы. | 19 | 15 | 4 | 1 |
|
|
5 | Эволюция биосферы и человека. | 13 | 9 | 3 | 1 | 1 |
|
| Повторение | 2 | 2 |
|
|
|
|
| Итого | 70 | 57 | 11 | 5 | 2 |
|
Содержание учебного предмета
Тема 1 Вид (20)
-
Естественно — научные и социально- экономические предпосылки возникновения учения. Роль теории в формировании естественно — научной картины мира. Работы К. Линнея и Ламарка. Законы: Упражнение и неупражнение органов, наследование благоприятных признаков.
-
Демонстрации: Портреты ученых.
-
Биологический вид, критерии вида. Наличие видов — двойников, репродуктивная изоляция, неравномерное распределение особей в пределах ареала.
-
Популяция — структурная единица вида и эволюции. Эволюционные изменения и взаимоотношения в популяциях. Мутационный процесс – источник наследственной изменчивости.
-
Генетическое равновесие в популяциях, причины его нарушения. Ненаправленные и направленные изменения генофонда. Объяснять механизм борьбы за существование.
-
Естественный отбор, биологические адаптации, формы естественного отбора
-
Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы. Виды изоляции. Видообразование — результат эволюции. Виды видообразования. Сохранение многообразия видов – условие устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов.
-
Макроэволюция, переходные формы. Филогенетические ряды. Биноминальное название видов, естественная классификация.
-
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Основные закономерности эволюции. Правила эволюции групп организмов.
-
Демонстрации: Схемы: Критерии вида; Популяция – структурная единица вида, единица эволюции; Движущие силы эволюции; Возникновение приспособлений у организмов; Образование новых видов в природе; Редкие и исчезающие виды; Формы сохранности ископаемых растений и животных.
-
Лабораторные работы: Изучение морфологического критерия вида. Выявление изменчивости у особей одного вида. выявление изменчивости у особей одного вида и приспособлений к среде обитания.
-
Экскурсия № 1. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).
-
Контрольная работа № 1 по теме «Вид».
Тема 2 Основы селекции и биотехнологии. (8ч.)
-
Задачи селекции. Основные методы. Отличительные признаки разных методов отбора. Перспективные методы селекции и биотехнологии. Последствия от неразумного использования научных методов. Преимущества индивидуального отбора перед массовым в животноводстве. Методы клеточной инженерии. Направления селекции животных.
-
Центры происхождения культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Вклад Н.И.Вавилова, И.В.Мичурина и др. в развитие селекции растений.
-
Особенности селекции микроорганизмов, хозяйственное значение. Успехи генной инженерии. Роль биотехнологий в практической деятельности людей.
-
Демонстрации: Схемы: Методы селекции; Использование клеточной и генной инженерии; Применение различных методов в селекции животных и растений.
-
Контрольная работа №2 по теме «Основы селекции и биотехнологии».
Тема 3 Антропогенез (8ч).
-
Антропология, Человек разумный. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного вида. Социальные факторы антропогенеза: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.
-
Свойства человека как биологического вида Популяционная структура вида Homo sapiens. Анализ и оценка различных гипотез совершенствования человека.
-
Прародина человека, молекулярно-генетические методы исследования. Человеческие расы. Различные гипотезы происхождения человека. Эволюция человека. Гипотезы и факторы расогенеза. Отличительные действия естественного отбора при расогенезе и видообразовании. Равноценность рас. Гипотеза моноцентризма.
-
Демонстрации: Схемы: Движущие силы антропогенеза, Происхождение человека; Происхождение человеческих рас
-
Лабораторная работа: Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
-
Контрольная работа №3 по теме «Антропогенез».
Тема 4. Экосистемы (19 ч)
-
Развитие экологии как науки. Ее роль в современном обществе. Научные направления экологии. Отношения между человеком и природой на различных этапах развития человеческой цивилизации.
-
Среда обитания, экологические факторы. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.
-
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения. Антибиотические отношения. Нейтральные отношения. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
-
Демографические характеристики: обилие, плотность, рождаемость, смертность; возрастная структура. Динамика популяции.
-
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов. Биоценозы. Экосистемная организация живой природы. Особенности агроэкосистем.
-
Структура сообщества, видовая структура, морфологическая структура, трофическая структура, пищевая сеть.
-
Значение круговорота биогенных веществ в природе. Экологическая пирамида, пирамида биомассы, пирамида численности. Решение экологических задач на расчет доли энергии, поступающей на следующий трофический уровень.
-
Сукцессия, общее дыхание сообщества, первичная и вторичная сукцессия. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Принципы устойчивости и смены экосистем.
-
Природные ресурсы, экологическое сознание. Защита природы от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
-
Демонстрации: Схемы: Экологические факторы и их влияние на организмы; Межвидовые отношения; Ярусность растительного сообщества; Пищевые сети и цепи; Экологическая пирамида; Круговорот углерода в природе; Глобальные экологические проблемы; Последствия деятельности человека.
-
Лабораторные работы: Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). Составление схем передачи вещества и энергии. Выявление антропогенных изменений в своей местности. Пути разрешения проблем.
-
Контрольная работа №4 по теме «Экосистемы».
Тема 5 Эволюция биосферы и человек (13 ч.)
-
Основные гипотезы о происхождении жизни и гипотезы научной литературы и телепередач. Отличительные признаки гипотез.
-
Гипотеза биопоэза, гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток, гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органелл путём втягивания клеточной мембраны.
-
Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Компоненты биосферы. Круговорот веществ в природе. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека.
-
Демонстрация: Схемы: Биосфера и человек; Заказники и заповедники России; Глобальные экологические проблемы; Последствия деятельности человека.
-
Лабораторная работа: Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Решение экологических задач. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения
-
Экскурсия № 2. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).
-
Контрольная работа № 5 по теме «Эволюция биосферы и человек».
-
Повторение курса биологии.
-
В результате изучения биологии (на базовом уровне) в 11 классе ученик должен знать:
• основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина. учение В.И.Вернадского о биосфере);
-
строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; образование видов;
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику.
В результате изучения биологии в 11 классе ученик должен уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно — научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство живых организмов и единство живой и неживой природы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения видов;
• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; сравнивать и ставить эксперименты; решать биологически задачи, составлять схемы переноса вещества и энергии в экосистемах (цепи питания); выявлять источники мутагенов своей местности, антропогенные изменения в экосистемах;
-
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека; глобальные экологические проблемы и пути их решения; последствия собственной деятельности, самостоятельно находить информацию о биологических объектах в различных источниках;
-
описывать особей видов по морфологическому критерию; выявлять приспособленности организмов ксреде обитания; антропогенные изменения в своей местности;
В результате изучения биологии в 11 классе ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Календарно – тематическое планирование курса «Общая биология» 10 класс (68 ч) (Базовый уровень)
Наименование разделов и тем
| Вид занятия
| Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | ||
Планируемая | Фактическая | |||||
1 |
Вид. |
|
20 |
|
|
|
1.1 | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. | Вводный |
|
|
|
|
1.2 | Эволюционная теория Ч. Дарвина. | Комбинированный |
| Работа с таблицей |
|
|
1.3 | Вид, его критерии. Лабораторная работа № 1. Описание особей вида по морфологическому критерию. | Комбинированный |
| Л.р. |
|
|
1.4 | Популяции.
| Комбинированный |
| Работа с текстом |
|
|
1.5 | Генетический состав популяций | Комбинированный |
|
|
|
|
1.6 | Лабораторная работа № 2. Выявление изменчивости у особей одного вида. | Лабораторная работа |
| Л.р. |
|
|
1 1.7 | Изменение генофонда популяций. | Комбинированный |
| Работа с текстом |
|
|
1.8 | Экскурсия № 1. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы). | Экскурсия |
|
|
|
|
1.9 | Борьба за существование и её формы. | Комбинированный
|
| Работа с текстом |
|
|
1.10 | Естественный отбор и его формы. | Комбинированный |
| Работа с таблицей |
|
|
1.11 | Лабораторная работа № 3. Выявление приспособлений к среде обитания. | Лабораторная работа |
| Л.р. |
|
|
1.12 | Изолирующие механизмы. | Комбинированный |
| Работа с текстом |
|
|
1.13 | Видообразование. | Комбинированный |
| Работа с рисунком |
|
|
1.14 | Макроэволюция.
| Комбинированный |
| Работа с текстом |
|
|
1.15 | Доказательства макроэволюции. | Комбинированный |
|
|
|
|
1.16 | Система растений и животных – отображение эволюции. | Комбинированный |
| Работа с таблицей |
|
|
1.17 | Главные направления эволюции органического мира | Комбинированный |
| Работа с текстом |
|
|
1.18 | Главные направления эволюции органического мира. | Комбинированный |
| Работа с текстом |
|
|
1.19 | Обобщение знаний по теме: Вид. Эволюционное учение. |
Обобщение |
| Работа у доски |
|
|
1.20 | Контрольная работа № 1 по теме «Вид». | Контрольно-обобщающий |
| Тест |
|
|
2 | Основы селекции и биотехнологии. |
| 8 |
|
|
|
2.1 | Основные методы селекции и биотехнологии. | Вводный |
| Работа с текстом |
|
|
2.2 | Методы селекции растений. | Комбинированный |
| Работа с текстом |
|
|
2.3 | Методы селекции растений. | Комбинированный |
| Работа с текстом |
|
|
2.4 | Методы селекции животных. | Комбинированный |
| Работа с текстом |
|
|
2.5 | Селекция микроорганизмов. | Комбинированный |
| Работа с текстом |
|
|
2.6 | Современное состояние и перспективы биотехнологии. | Комбинированный |
| Работа с рисунком |
|
|
2.7 | Обобщающий урок по теме «Основы селекции и биотехнологии». | Обобщение |
| Работа у доски |
|
|
2.8 | Контрольная работа №2 по теме «Основы селекции и биотехнологии». | Контрольно-обобщающий |
| Тест |
|
|
3 | Антропогенез. |
| 8 |
|
|
|
3.1 | Положение человека в системе животного мира. |
Вводный |
| Работа с рисунком |
|
|
3.2 | Лабораторная работа № 4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. | Лабораторная работа |
| Л.р. |
|
|
3.3 | Основные стадии антропогенеза. | Комбинированный |
| Работа с текстом |
|
|
3.4 | Основные стадии антропогенеза. | Комбинированный |
| Работа с текстом |
|
|
3.5 | Движущие силы антропогенеза. | Комбинированный |
|
|
|
|
3.6. | Прародина человека.
| Комбинированный |
|
|
|
|
3.7 | Расы и их происхождение. | Комбинированный |
| Работа с рисунком |
|
|
3.8 | Контрольная работа №3 по теме «Антропогенез». | Контрольно-обобщающий |
| Тест |
|
|
4 | Экосистемы. |
| 19 |
|
|
|
4.1 | Что изучает экология. | Вводный |
| Работа с текстом |
|
|
4.2 | Среда обитания организмов. | Комбинированный |
| Работа с рисунком |
|
|
4.3 | Экологические факторы, их значение в жизни организмов. | Комбинированный |
| Работа с текстом |
|
|
4.4
| Местообитание и экологические ниши. | Комбинированный |
|
|
|
|
4.5 | Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия. | Комбинированный |
|
|
|
|
4.6 | Основные экологические характеристики популяции. | Комбинированный |
|
|
|
|
4.7 | Динамика популяции. | Комбинированный |
| Работа с таблицей |
|
|
4.8 | Экологические сообщества. | Комбинированный |
|
|
|
|
4.9 | Лабораторная работа № 5. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. | Лабораторная работа |
| Л.р. |
|
|
4.10 | Структура сообщества. | Комбинированный |
| Работа с текстом |
|
|
4.11 | Лабораторная работа № 6. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). | Лабораторная работа |
| Л.р. |
|
|
4.12 | Взаимосвязь организмов в сообществах. | Комбинированный |
| Работа с текстом |
|
|
4.13 | Пищевые цепи. Лабораторная работа № 7. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). | Комбинированный |
| Л.р. |
|
|
4.14 | Экологические пирамиды. | Комбинированный |
| Работа с рисунком |
|
|
4.15 | Экологическая сукцессия. | Комбинированный |
|
|
|
|
4.16 | Влияние загрязнений на живые организмы. Лабораторная работа № 8. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. | Комбинированный |
| Л.р. |
|
|
4.17 | Основы рационального природопользования. | Комбинированный |
| Работа с текстом |
|
|
4.18 | Обобщающий урок по теме «Основы экологии». | Обобщение |
| Работа в группах |
|
|
4.19 | Контрольная работа №4 по теме «Экосистемы». | Контрольно-обобщающий |
| Тест |
|
|
5 | Эволюция биосферы и человек. |
|
13 |
|
|
|
5.1 | Гипотезы о происхождении жизни. | Вводный |
| Работа с текстом |
|
|
5.2 | Современные представления о происхождении жизни. | Комбинированный |
| Работа с рисунком |
|
|
5.3 | Основные этапы развития жизни на Земле. | Комбинированный |
|
|
|
|
5.4 | Основные этапы развития жизни на Земле. | Комбинированный
|
|
|
|
|
5.5 | Лабораторная работа № 9. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. | Лабораторная работа |
| Л.р. |
|
|
5.6 | Эволюция биосферы.
| Комбинированный |
|
|
|
|
5.7 | Эволюция биосферы | Комбинированный |
|
|
|
|
5.8 | Антропогенное воздействие на биосферу. |
Комбинированный |
| Защита сообщений |
|
|
5.9 | Лабораторная работа № 10. Решение экологических задач. | Лабораторная работа |
| Л.р |
|
|
5.10 | Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Лабораторная работа № 11. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. | Комбинированный |
| Защита сообщений |
|
|
5.11 | Экскурсия № 2. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы). | Экскурсия |
| конспектирование |
|
|
5.12 | Обобщающий урок по теме «Эволюция биосферы и человек». | Обобщение |
| Работа в группах |
|
|
5.13 | Контрольная работа № 5 по теме «Эволюция биосферы и человек». | Контрольно-обобщающий |
| Тесты |
|
|
6 | Повторение |
| 2 |
|
|
|
6.1 | Повторение основных вопросов курса. | Обобщение |
| Работа с текстом |
|
|
6.2 | Повторение основных вопросов курса. | Обобщение |
| Работа в группах |
|
|
| Итого: |
| 68 |
|
|
|
Материально-техническое обеспечение.
Печатные издания
-
Комплект таблиц по курсу биологии 10 класса
-
Геохронологическая таблица
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
-
Комплект лабораторного оборудования
-
Набор муляжей плодов различных культурных растений
-
Микроскопы
Натуральные объекты
-
Комнатные растения
-
Гербарии
-
Коллекции насекомых
MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»
— Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;
Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:
— учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);
— варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
— материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).
Учебно-методическое обеспечение предмета
Основная учебно-методическая литература для учителя:
-
Г.И. Лернер. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998.
-
О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии. – М.: ВАКО, 2006.
-
Т.А. Козлова. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология. 10 – 11 классы» — М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Дополнительная учебно-методическая литература для учителя
1)Журнал «Биология в школе»
2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. – М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
3) Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2002;
для учащихся:
-
Биология. Энциклопедия для детей. Том 2. – М.: «Аванта+», 1997
-
Журнал «Биология для школьников».
-
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10 – 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www .bio .1september .ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature .ru – научные новости биологии
www .edios .ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www .km .ru /education — учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»