Шишова Ирина Анатольевна
Учитель биологии
МКОУ СОШ №25 с УИОП
Класс: 6
Тема урока: «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы»
Цели урока:
-
Образовательные:
познакомить учащихся с характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями, показать черты сходства и черты отличия грибов от растений; дать представление о строении грибов, о типах питания и размножения грибов; познакомить учащихся с характерными признаками шляпочных грибов; дать представление о съедобных и ядовитых шляпочных грибах; раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.
-
Воспитательные:
-
Воспитание наблюдательности.
-
Формирование мотивации работы с дополнительной литературой.
-
Воспитание культуры труда.
-
Осуществлять эстетическое воспитание через показ красоты грибов.
-
Формировать бережное отношение к природе.
-
Развивающие:
-
Развивать когнитивные процессы учащихся.
-
Развивать понятия о многообразии живых организмов, взаимосвязи строения и функции, приспособленности строения организма к образу жизни.
-
Уметь сравнивать, сопоставлять, делать выводы, самостоятельно работать с учебником.
-
Продолжить развитее основных биологических понятий, элементов творческой деятельности школьников.
Оборудование: таблицы: «Строение шляпочного гриба», «Грибы съедобные и несъедобные», натуральные объекты – плодовые тела трутовиков, колонии плесневых грибов на различных субстратах, дрожжи, консервированные грибы, гербарии, презентация «Шляпочные грибы», мультимедиа, телевизор, DVD, фильм из цикла BBC «Живая планета».
Ход урока
-
Организационный момент.
Приветствие, проверка отсутствующих на уроке, наличия учебных принадлежностей у учащихся (в парах).
-
Актуализация знаний, умений, навыков учащихся
Проверку домашнего задания мы проведем с вами в виде теста по вариантам. Ваша задача правильно ответить на вопросы, выбрав ответ. Время работы 2 минуты.
Программированный опрос учащихся по теме: «Царство бактерий» по вариантам. (Слайд №3.)
-
КЛЮЧ К ТЕСТУ №1. (Слайд №4)
Взаимопроверка работы учащихся с помощью образца правильных ответов через проектор, подготовлено учителем с помощью мультимедиа. Сообщение критериев оценки.
Тест мы с вами выполнили неслучайно, т.к. его результаты очень важны. Поскольку, не зная предыдущей темы, будет сложно воспринять новый материал.
А сейчас обратите свое внимание на экран. (демонстрация слайдов на фоне музыки А.Пахмутовой «Как прекрасен этот мир, посмотри!».) (Слайд №5).
Учитель:
— Ребята, назовите известные царства органического мира.(Уч-ся перечисляют 5 царств органического мира).
— Какие царства мы с вами изучили? (Мы изучили царства растений и бактерий).
— Назовите характерные признаки растений и бактерий. Заполнение таблицы (работа в парах):
Признаки
Растений Бактерий
-
1.
-
2.
-
3.
-
4.
Ответы учащихся.
3. Изучение нового материала (I часть).
-Какое великое разнообразие живых организмов населяет нашу планету!Прежде чем
приступить к изучению нового материала, предлагаю вам отгадать загадки. Внимание на
экран .(Слайд №6)
Ответы учащихся.
Учитель:
— Как вы уже поняли, речь на уроке пойдет о грибах.
Тема нашего урока: «Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы». (Слайд №7)
— Когда мы говорим о грибах, какие грибы вам вспоминаются в это время? Какие грибы вы знаете? (подосиновики, сыроежки, опята…). (Слайд №8).
Учитель:
— Казалось бы, что удивительного в скромной сыроежке, красавце подосиновике?
Почти каждый из нас их собирал, сушил, жарил, солил… так поступали в глубокой древности. Может быть тогда еще людей поразила особенность грибов появляться как будто бы из ничего за считанные дни и часы.
Постановка проблемы урока учителем:
— Что же такое грибы? Что это за загадочные создания? Почему их выделили в особое царство? Чем они отличаются от других царств органического мира? На эти вопросы нам необходимо будет найти ответ на уроке. Сообщение цели урока. (Слайд №9).
Изучением грибов занимается наука «Микология» (греч. «микос» — «гриб», «логос»- «наука»). Родоначальник немецкий ученый Генрих Антон Бари (1831-1888г.). (Слайд №10).
Первичное знакомство с терминами и понятиями.
На доске вывешивается таблица с опорным словом «Микология». В настоящее время насчитывается около 100 тысяч различных грибов. Царство грибов одно из самых больших и процветающих групп организмов.
Учитель:
-Как вы думаете, все ли грибы похожи друг на друга?
Внимание на экран.
Многообразие грибов. (презентация учащегося). (Слайд №11).
(грузди, маслята, мухоморы, плесень на хлебе, ржавчина на злаках, лишай на коже человека, дрожи)
Доклады: «Дама под вуалью», «Трюфели» — сообщения учащихся.
Среда обитания грибов. (сообщение учащегося). (Слайд №12-15)
Обобщение знаний по новой теме.
Учитель:
— Какова среда обитания грибов? (Грибы обитают в различных средах: в почве, опаде, на деревьях, в воде, растениях, телах животных и человека).
Учитель:
— Мир грибов обширен и многолик. Несмотря на большое разнообразие все грибы можно разделить на две группы:
Классификация грибов. (Слайд №16).
На экране (слайд №17) «Современная система органического мира»
Учитель:
— Посмотрите, к какому надцарству принадлежат грибы? (Эукариот) Что это значит? (В клетках грибов есть ядра)
Учитель:
— Как вы думаете, почему грибы занимают особое положение в органическом мире? Почему их относят к одному царству?
Самостоятельная работа с учебником.
Стр. 194-195 учебника. Подготовить устные ответы на вопросы (вопросы лежат на столах учащихся): (Слайд №18). Время работы 3 мин.
-
Назовите черты сходства растений и грибов.
-
Назовите черты отличия растений и грибов.
-
Что общего у грибов с животными?
Проверка самостоятельной работы учащихся.
(Слайд №19) (работа с таблицей «Черты сходства грибов с растениями и животными»).
Комментарии учащихся.
Учитель:
— Мир грибов обширен и многолик. Что общего между пламенеющим в лесу мухомором, зеленой плесенью, серой гнилью на ягоде клубники и пакетике дрожжей?
Тем не менее все это грибы, т.к. в их строении есть общие черты. Что же это за черты? Для этого рассмотрим строение шляпочных грибов.
Самостоятельная работа с учебником. Знакомство с терминами и понятиями.
Прочитайте текст учебника стр. 195. Закончите схему. Время работы 5 мин.
Обобщение знаний по новой теме.
На доске вывешиваются таблицы с опорными словами.
Строение шляпочных грибов.
Плодовое Ложная Мицелий
тело ткань (грибница)
Шляпка Ножка (пенёк) Гифы
Учитель:
— Правильно ли вы справились с работой? Внимание на экран. (Слайд №20). «Строение шляпочных грибов».
Типы шляпочных грибов. (Слайд №21).
Ответы учащихся на вопросы:
-
Какие грибы называются шляпочными?
-
Что называют мицелием у грибов?
-
Какова функция плодового тела гриба?
-
В чем отличие трубчатых грибов от пластинчатых?
Учитель:
— Теперь изобразим строение шляпочного гриба в тетради. Для этого выполним лабораторную работу. Откройте тетради стр. 51, учебник стр. 286.
Лабораторная работа: «Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов». Инструктаж. (Слайд№22). Время выполнения 6 мин. (Работа в группах по 4 человека).
Учащиеся зачитывают сделанные к работе выводы.
Физкультминутка.
(На фоне спокойной музыки).
Грибная зарядка.
Текст произносится учителем, он же выполняет вместе с учащимися аэробные упражнения.
(Приложение №2)
Здоровьесберегающие технологии
Учитель :
— Приходилось ли вам когда-нибудь видеть «ведьмины круги»? С давних времен люди наблюдают из года в год появление грибных кругов правильной формы, кто-то словно циркулем отвел круглую борозду и посеял в нем грибы. Люди не могли объяснить принцип их появления и связывали их с ведьмами, колдуньями. Что же это на самом деле? Это грибница гриба. (Сообщение учащегося).
Словарная работа с терминами.
— Гифы образуют плотное переплетение- сложную ткань. Из нее образованы мицелий и плодовое тело. Почему так называется «Плодовое тело»?( т.к. в них созревают споры)
На доске слева в столбик вывешиваются таблички с опорными словами: мицелий, гифы, плодовое тело. (Работа учащихся со словарем в тетрадях).
Учитель:
— Ребята, какие вам известны способы размножения в органическом мире? (Половое, бесполое). (Слайд №23) «Способы размножения грибов». Работа с таблицей. (Работа в парах).
Учитель:
Учитель :
— Ребята, для того чтобы расти, что вам необходимо делать? (Необходимо питаться).
— Для того чтобы вырос гриб ему тоже необходима еда. Рассмотрим способы питания грибов.
Способы питания грибов. (Слайд №24).
— Ребята, вы обращали внимание на то обстоятельство, что многие грибы поселяются на хлебе, моркови, картофеле, варенье? Почему, как вы думаете?
( Грибы питаются готовыми органическими веществами.)
— Как называются организмы, питающиеся таким образом? (Сапрофиты)
-Какие вы знаете организмы, которые питаются подобным образом? (бактерии)
Учитель:
— Каждый грибник знает, что рыжики лучше искать в молодом ельничке, маслята – в сосновом лесу. Почему? В чем причина такого устойчивого соседства?
Оказывается многие грибы научились дружить с деревьями и кустарниками. Это
явление называется микориза.
Словарная работа с терминами.
«Микориза» (греч. «микос» — гриб, «риза»- корень). Первым выявил и изучил микоризу русский ученый Ф.М.Каминский в 1881 году. У некоторых растений микориза необходима: например, орхидеи не дадут семена без гриба – партнера.
-Что же получает гриб от дерева, а дерево от гриба? (Ответы учащихся: корни дерева получают воду и минеральные вещества, гриб – органические вещества.)
— Как называется такой способ полезного сожительства? (Симбиоз, а грибы – симбионты).
— Мы сказали, что грибы также как бактерии питаются симбиотически и сапрофитно, о чем это свидетельствует?(о их родстве)
— Какие организмы питаются симбиотическим путем?(Бактерии клубеньковые).
Учитель:
Встречаются грибы – паразиты (лишай), а также грибы – хищники. Просмотр фрагмента фильма из цикла BBC «Живая планета».
Изучения нового материала (II часть).
Формирование знаний о свойствах грибов.
Практическое значение грибов. (Слайд №25).(Сообщение учащегося)
Учитель:
— Какую роль играют грибы в природе и жизни человека? (Ответы учащихся)
— Все ли грибы можно собирать? (Слайд №26).
Какой гриб самый ядовитый?(Бледная поганка)
Особенности ядовитых грибов. (Слайд №27).
Межпредметная связь.
Первая помощь при отравлении
(Выступление в роли медработника ученицы класса. Её комментарии к слайду.)(Слайд №28).
— Что нужно делать, если произошло несчастье?
Учитель:
— Какие правила необходимо соблюдать при сборе грибов? Об этом мы узнаем из кадров фильма из цикла BBC о живой природе. Внимание на экран. (Демонстрация фрагмента фильма).
Правила сбора грибов. (Слайд №29).
4.Повторение и закрепление материала.
Подведем итог изученного и усвоенного на уроке. Для этого выполним тест. Работу №127 «Самостоятельные работы учащихся» А.М. Розенштейн. (Слайд №30).Работа по вариантам.
Ключ к тесту№2: (Слайд №31).
(Взаимопроверка , работа в парах, сообщение критериев оценки.)
Учитель:
— Что интересного для себя вы узнали на уроке?
Учитель:
— Сделайте вывод по теме урока.
Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных, шляпочные грибы – симбиотические организмы. Повреждение грибниц ведет к гибели грибов, но и замедляет рост растений. Каждому человеку нужно знать правила сбора грибов, оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами, уметь отличать съедобные грибы от ядовитых.
-
Выставление оценок. Комментарий оценок. Рефлексия.
-
Домашнее задание
Инструктаж выполнения домашнего задания. Запись с доски в дневники. Взаимопроверка записи д/з в дневниках. (Слайд №32).
-
§53, стр.194-196.
-
Сообщение о плесневых грибах (мукор, пеницилл)- «5».
-
Задание №2 стр.198 – «4».
-
Задание №1 стр.198 «3».
Спасибо за урок! (Слайд №33).
Дополнительные задания по выбору: стилизованные грибки с заданиями на доске (Творческое задание учащимся).Рисунок №1.
-
-
Организационный момент.
Приложение №1 (Презентация. «Грибы.Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.»)
Приложение №2. (Грибная зарядка).
Рисунок №1
Литература.
-
Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1996
-
Демьянов Е. Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1996
-
Журнал «Юный натуралист» №8 2006 год.
-
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. «Вако», Москва, 2005.
-
Пономарева И.Н. ,Корнилова О.А. , Кучменко В.С. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. «Вентана – Граф», 2004
-
Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Москва «Просвещение», 1988.
-
Советова Е. В. Оздоровительные технологии в школе. – Ростов н/Д: издательство «Феникс» 2006.
-
Шульга К.В., Карклина Э.И. Грибы наших лесов. Минск, 1966.