Урок биологии в 6 классе
«Плоды и семена»
От доброго семени — добрые всходы
Цель: изучить строение плодов и семян.
Задачи: Образовательные — познакомить с разнообразием плодов и семян.
Воспитательные – продолжить формировать умение работать с натуральными объектами.
Развивающие – научить сравнивать, анализировать и делать выводы.
Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.
Методы изучения: частично-поисковый, проблемный.
Структура урока:
1. Актуализация знаний.
2. Особенности плодов и семян двудольных растений.
3. Особенности строения плодов и семян однодольных растений.
4. Выделение двух групп растений на основе признаков строения семян.
5. Закрепление. Обобщение. Итоги урока.
Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли и зерновки пшеницы, препаровальные иглы, ручная лупа, гербарные экземпляры растений фасоли, пшеницы, таблицы «Строение и прорастание семян пшеницы и фасоли», дидактические карточки, компьютерный диск «Плоды и семена», проектор, компьютер
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Здравствуйте ребята. Сегодня нам предстоит познакомиться со строением семян, разнообразием плодов, которые встречаются в природе.
Созревший плод – сам падает на землю.
Закономерность в том, начало и конец.
Конец для плода, для семян – начало,
Круговорот природы и её венец.
На древе жизни всякое бывает,
Случайный фактор многое решит.
И плод, по жизни, ветер укачает…
Червяк и тля, и прочий паразит.
Врагов так много, а плодов так мало,
И хочется созреть, и уцелеть –
Чтоб семя спелое на землю пало,
Задача не проста – успеть…
Из зёрнышка – пустить росток зелёный,
Налиться силой, распустить бутон
И зацвести, чтоб аромат влюблённый –
Пошёл волнами, и со всех сторон…
Спешили удивиться чуду
И опыляли – кто как мог…
Как совершенную причуду,
Которую придумал бог.
Бутон закрылся, плод оберегая –
В нём сила матери любой.
Известна истина простая –
Дитя, есть плод любви самой…
И мать отдаст ему все силы,
Чтоб он созрел и уцелел…
Но всё на свете так не вечно,
Всему на свете есть предел.
Созреет плод, все силы отнимая
У той, что всё успела и смогла…
И увядает, понимая –
Что будет жить её дитя…
Прежде чем приступить к новой теме, мы проведем проверку домашнего задания. Мы проведем с вами биологический диктант. Прошу приготовить листочки для записи ответов на мои вопросы, внимание, приготовились, слушаем первый вопрос. Учитель читает вопросы ученики записывают ответы (опрос 5мин)
А) Побегом называют стебель с расположенными на нем…
предполагаемый ответ учащихся указан в скобках (листьями и почками).
Б) На верхушке побега обычно имеется….. (верхушечная почка).
В) Почки бывают листовые и (цветочные).
Г) Видоизмененный побег….(цветок)
Д) Расстояние между двумя соседними узлами….(междоузлие)
Е) подчеркните слово, которое не означает вегетативной части побега
А)вецкто б)слит в)бсьлете г) чокап (а)- это цветок
Учитель: Ребята если вы выполнили задание, поменяйтесь листочками друг с другом, проверьте и поставьте соседу по парте оценку. Пять (все вопросы написаны правильно) 4- одна ошибка 3- 2 ошибки ( проверка 2минуты)
Учитель:
Оценки, которые вы заработали будут выставлены в классный журнал..
Объяснение нового материала (8минут)
Сегодня наша задача состоит познакомиться с плодами, которые как указывалось в вашей работе развиваются из цветка после оплодотворения.
Конечным этапом развития цветка, как генеративного органа, является образование плода.
— По образному выражению американского ботаника А. Имса, плод – это «зрелый цветок». – Огромное разнообразие плодов, ровно как и цветов, стеблей, является результатом длительной эволюции, адаптации, то есть приспособления к условиям существования.
Учитель: Варламова Е.А.
2013– 2014учебный год.