Общая биология 11 класс. Профильный уровень.
Тест по теме: «Популяционная генетика»
Вариант 1.
Выберите один верный ответ.
1. К генотипической изменчивости относят:
а) появление световых и теневых листьев у растений одного вида;
б) появление темноокрашенных особей в популяции одного вида;
в) различия в массе и размерах тела у животных одного вида;
г) различия в высоте стебля и густоте листьев у растений одного вида.
2. Еще сравнительно недавно применение небольших доз яда варфарина приводила к гибели всей популяции крыс. Сейчас крысы пожирают варфарин без вреда для себя. Это можно обьяснить:
а) утратой варфарином ядовитых свойств;
б) привыканием крыс к варфарину;
в) возникновением в эволюции крыс невосприимчивости к варфарину;
г) наличием в пищеварительном тракте крыс бактерий, которые поглощают варфарин
3. Происходит ли эволюция хищных животных в настоящее время?
А. происходит эволюция всех видов
Б. происходит только эволюция видов, ведущих древесный образ жизни
В. происходит только эволюция видов мелких животных
Г. ни один из ныне живущих хищников не эволюционирует.
4. Периодические колебания численности популяций (популяционные волны) приводят к:
а) увеличению доли наследственной изменчивости у организмов в популяции;
б) уменьшению доли наследственной изменчивости у организмов в популяции;
в) увеличению и уменьшению доли ненаследственной изменчивости у организмов в популяции;
г) изменению частот определённых мутаций и комбинаций у организмов в популяции.
5. Ученые пришли к выводу, что темноокрашенные бабочки встречаются в загрязненных районах чаще, чем бабочки со светлой окраской, потому что:
а) в промышленных районах темноокрашенные бабочки откладывают больше яиц, чем светлоокрашенные;
б) темноокрашенные бабочки более устойчивы к загрязнению;
в) вследствие загрязнения некоторые бабочки становятся темнее других;
г) в загрязненных районах темноокрашенные бабочки менее заметны для хищников и подвергаются меньшему истреблению.
6. Пример действия дизруптивной формы естественного отбора:
а) существование реликтовой рептилии гаттерии;
б) появление в гавани порта, отгороженной молом, популяции узкопанцирных крабов;
в) появление раннецветущей и позднецветущей рас погремка большого на скашиваемых лугах;
г) гибель длиннокрылых и короткокрылых воробьев во время сильной бури.
7. Биологический смысл закона Харди – Вайнберга заключается в описании популяции, находящейся:
а) под влиянием движущего отбора
б) под влиянием стабилизирующего отбора;
в) в состоянии генетического равновесия;
г) в состоянии резкого падения численности.
8. Дрейф генов – это
а) случайное изменение частот аллелей в малых популяциях;
б) изменение частот аллелей в больших популяциях;
в) колебания численности популяций;
г) вымирание популяции.
9. Резкое возрастание численности особей в популяции, при котором возникает недостаток ресурсов, приводит к:
а) обострению борьбы за существование;
б) появлению мутаций;
в) возникновению модификаций;
г) появлению комбинативной изменчивости.
10. Усиление в природной популяции мутационного процесса:
а) повышает эффективность естественного отбора;
б) обеспечивает дрейф генов;
в) увеличивает численность особей;
г) ускоряет колебание численности популяций.
11. Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки берёзовой пяденицы в процессе эволюции, начиная с характеристики фона среды.
а) сохранение темных бабочек в результате отбора;
б) изменение окраски стволов берёз вследствии загрязнения окружающей среды;
в) размножение тёмных бабочек, сохранение в ряде поколений тёмных особей;
г) отлов светлых бабочек птицами;
д) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную.
12. Соотнесите характеристики движущей и стабилизирующей форм естественного отбора.
Характеристики: Формы естественного отбора:
а) изменение среднего значения признака 1) движущий отбор
б) появление новых признаков 2) стабилизирующий отбор
в) сохранение среднего значения признака
г) действует в стабильных условиях среды
д) действует в изменяющихся условиях среды
е) действует в процессе приспособления популяции к среде
ж) убирает особей, отклоняющихся от среднего значения признака.
Сформулируйте и запишите развёрнутый ответ на поставленный вопрос.
13. Почему разные популяции одного вида различаются по частоте генов?
Общая биология 11 класс. Профильный уровень.
Тест по теме: «Популяционная генетика»
Вариант 2.
Выберите один верный ответ.
1. Фенотипическая изменчивость особей в популяции обеспечивает в эволюции:
а) изменение генофонда всей популяции;
б) изменение генотипов отдельных особей популяции и вида в целом;
в) выживание отдельных особей популяции и вида в целом;
г) появление новых форм, из которых могут возникнуть новые виды.
2. Не является примером естественного отбора
а) родословная испанского дога
б) индустриальный меланизм насекомых
в) устойчивость бактерий к антибиотикам
г) резистентность комнатных мух к ядохимикатам
3. Периодические колебания численности популяций (популяционные волны) — один из факторов эволюции, потому что они6
а) влияют на интенсивность борьбы за существование и частоту мутаций и комбинаций у организмов в популяции;
б) способствуют расселению особей популяции за пределы её территории;
в) повышают или понижают генотипическую изменчивость у организмов в популяции;
г) повышают или понижают фенотипическую изменчивость у организмов в популяции.
4. Учение о формах естественного отбора в популяциях организмов разработал:
а) Ч.Дарвин б) А.Северцов в) И. Шмальгаузен г) С. Четвериков
5. Пример действия стабилизирующей формы естественного отбора:
а) существование реликтовой кистепёрой рыбы латимерии;
б) появление темноокрашенной формы в популяции бабочки берёзовой пяденицы;
в) появление раннецветущей и позднецветущей рас погремка большого на скашиваемых лугах;
г) появление длиннокрылых и бескрылых насекомых на океанических островах, продуваемых ветрами.
6. Естественный отбор не будет эффективен:
а) стадо коров в деревне в) поле овса и гороха
б) поле гречихи г) вегетативный клон одного растения земляники.
7. Принцип популяционного равновесия выражен в законе:
а) гомологических рядов наследственной изменчивости; в) Харди – Вайнберга
б) сцепленного наследования; г) Г.Менделя
8. Фактор, не поддерживающий равновесие частот аллелей в популяциях, это:
а) большая численность популяции в) отсутствие миграций
б) мутационный процесс г) свободное скрещивание.
9. В каком из приведенных примеров результаты дрейфа генов наиболее заметны?
а) в общине баптистов 60% человек имеют первую группу крови;
б) в краснодарском крае первая группа крови у 42% населения;
в) в Хабаровском крае первая группа крови у 45% населения;
г) в Центральном районе России первая группа крови у 43% населения.
10. Сохранение в популяциях исходного вида особей со средним значением какого-либо признака связано с действием:
а) движущего отбора в) стабилизирующего отбора
б) дизруптивного отбора г) борьбы за существование.
11. Выберите все верные утверждения.
а) периодические колебания численности популяций не оказывают существенного влияния на генофонд популяций и эволюционные преобразования;
б) изменение генотипов отдельных особей и всего генофонда популяции в целом является главной исходной предпосылкой эволюции;
в) существенное влияние на генофонд популяции оказывает миграция особей, так как она способствует появлению новых генов в генофонде популяции;
г) активное выживание организмов в борьбе за существование обеспечивает их способность к модификационной изменчивости;
д) ведущая роль в распространении новых признаков внутри вида при изменении условий среды принадлежит дизруптивной форме отбора.
12. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Постоянно возникающие множественные модификации – источник наследственной изменчивости. 2.Благодаря комбинативной изменчивости мутации могут широко распространяться в популяциях. 3. Именно мутационный процесс направляет естественный отбор. 4.Хромосомные мутации способствуют повышению устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. 5. Популяционные волны также определяют направленность эволюционных процессов.
Сформулируйте и запишите развёрнутый ответ на поставленный вопрос.
13. Какую роль в эволюции играют дрейф генов и популяционные волны?