контрольная работа за 3 четверть
по теме «Экология»
часть А. Тесты с выбором одного правильного ответа
1. К биотическим факторам относится:
а) газовый состав атмосферы;
б) температура;
в) соленость почвы;
г) ни один из перечисленных.
2. Экологический фактор, выходящий за пределы выносливости, называется:
а) стимулирующим;
б) ограничивающим;
в) абиотическим;
г) антропогенным;
3. Какой из факторов станет ограничивающим на больших океанических глубинах для бурых водорослей?
а) содержание кислорода;
б) количество углекислого газа;
в) освещенность;
г) температура воды.
4. Взаимодействие актинии и рака-отшельника называется:
а) симбиозом;
б) паразитизмом;
в) комменсализмом;
г) конкуренцией.
5. Конкуренция – это отношения между:
а) хищниками и жертвами;
б) видами со сходными потребностями;
в) паразитами и хозяевами;
г) живыми организмами и абиотическими факторами.
6. В результате взаимосвязи хищник-жертва:
а) происходит вымирание популяции жертвы;
б) снижается численность популяции жертвы;
в) резко увеличивается численность популяции хищника;
г) происходит экологическое разобщение видов.
7. Отношения паразита и хозяина состоят в том, что паразит:
а) не приносит вреда хозяину;
б) приносит хозяину пользу;
в) приносит вред, но обычно не приводит к гибели хозяина;
г) приводит к гибели хозяина.
8. Какой из приведенных примеров показывает конкуренцию организмов?
а) повилика, растущая на других растениях;
б) сурепка, растущая на пшеничном поле;
в) клубеньковые бактерии на корнях бобовых;
г) ни один из перечисленных.
9. Какой из видов взаимоотношений приводит к полному истреблению другого вида?
а) хищничество;
б) паразитизм;
в) конкуренция;
г) ни один из перечисленных.
10. В биогеоценоз входят:
а) только растения и окружающая среда;
б) только среда, в которой существуют организмы;
в) организмы и окружающая среда;
г) нет верного ответа.
11. Кто из перечисленных организмов является консументом в лесной экосистеме?
а) зайцы;
б) грибы;
в) бактерии;
г) растения.
12. Основная роль в минерализации органических остатков принадлежит:
а) редуцентам;
б) консументам;
в) продуцентам;
г) все ответы верны.
13. Основными поставщиками энергии в сосновом лесу являются:
а) бактерии;
б) сосны;
в) белки;
г) насекомые.
14. В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи?
а) консументы → продуценты → редуценты;
б) редуценты → консументы → продуценты;
в) продуценты → консументы → редуценты;
г) продуценты →консументы ← редуценты.
15. Продуктивностью экосистемы называется:
а) ее суммарная биомасса;
б) прирост биомассы за единицу времени;
в) суммарная биомасса продуцентов;
г) суммарная биомасса консументов.
Часть Б. Тесты с выбором нескольких правильных ответов
1. Укажите примеры симбиотических отношений.
А) между березами и грибами-трутовиками.
Б) между носорогом и воловьими птицами.
В) между рыбами-прилипалами и акулами.
Г) между ежами и землеройками.
Д) между актинией и раком-отшельником.
Е) между синицами и мышами в одном лесу.
2. Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой?
А) в нем нет пищевых цепей.
Б) в нем короткие пищевые цепи.
В) в нем отсутствуют редуценты.
Г) в нем отсутствуют консументы.
Д) в нем преобладают продуценты одного вида.
Е) в нем небольшое число видов.
Часть В. Установите соответствие
1. Разделите примеры факторов среды на абиотические и биотические.
Факторы среды | |
А) химический состав воды. Б) разнообразие планктона. В) влажность, температура почвы. Г)наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых. Д) скорость течения воды. Е) засоленность почвы. | 1) абиотические факторы; 2) биотические факторы. |
2. Установите соответствие между функцией организма и группой, к которой она относится.
Группа организмов | |
А) автотрофные организмы. Б) производят первичную органику в процессе фотосинтеза. В) гетеротрофные организмы. Г) обеспечивают аэробное дыхание. Д) потребляют органические вещества в цепях питания и цепях разложения. Е) усваивают энергию, заключенную в потребляемых питательных веществах. | 1) продуценты; 2) консументы. |
4. Установите последовательность
1. Установите последовательность этапов смены сообществ.
А) смыкание крон березы и ее воздействие на среду обитания.
Б) образование заброшенной пашни.
В) вытеснение из травостоя светолюбивых растений теневыносливыми.
Г) ель догоняет в росте березу и включается в первый ярус.
Д) прорастание семян березы.