МКОУ СОШ №4 п. Песковка

Омутнинского район Кировской области

Урок биологии в 10 классе по теме

«Последствия деятельности человека

в окружающей среде»

Автор:

Братчикова Алла Альбертовна –

учитель биологии

2014

Урок-практикум по теме «Последствия деятельности человека в окружающей среде» 10 класс

Дидактическая цель: практическое применение усвоенных теоретических знаний и умений.

Тип урока: урок-практикум.

Цели по содержанию урока:

Образовательная – создать условия для применения полученных знания на практике; оперирования имеющимися знаниями в конкретной ситуации;

Развивающая – продолжить развивать мышление учащихся в процессе выполнения практической работы, совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни

Воспитательная – способствовать пониманию значения для человека знаний об окружающей природе. Продолжить формирование культуры умственного труда, формирование гуманные качества личности учащихся; совершенствование навыков общения

Методы обучения: частично-поисковый,

Форма организации познавательной деятельности учащихся: групповая

Оборудование: инструкции для групповой работы

Структура урока:

1. Организационный момент;

2. Подготовка к основному этапу урока, мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели и задач практикума;

3. Ознакомление учеников с инструкцией;

4. Выполнение работы учащимися под руководством учителя;

5. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Приветствует класс. Настраивает учащихся на работу

Проверяют рабочие места

2. Подготовка к основному этапу урока;

мотивация учебной деятельности учащихся,

сообщение темы, цели и задач практикума

Предлагает оценить последствия собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и попытаться найти пути их решения.

Сообщает тему урока, и предлагает сформулировать цель урока

Определение места положения урока в теме

Запись темы урока в тетрадь.

Конкретизация цели урока

3.Ознакомление учеников с инструкцией

Знакомит учащихся с инструкцией (приложение 1), формой отчетов, объясняет особенности выполнения заданий

Читают инструкцию, оформляют работу в тетради

4.Выполнение работы учащимися под руководством учителя

Направляет деятельность учащихся, отвечает на возникающие вопросы

Организует обсуждение в группах

Выполняют задания практической работы.

Оформляют задания в тетради (приложение 1,2).

Организуют обсуждения в группах

5.Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы

Подводит итоги урока. Организует обсуждение полученных результатов работы.

Оценивает работу учащихся.

При необходимости задают вопросы

Формулируют вывод по уроку, делают записи в тетради

Источники информации;

  1. С.И.Розанов, Р.Ю.Ласуков. Основы системной экологии// Биология 1 сентября. –1998. — № 22.- с.7, №6.- с.7,№9.- с.7.

  2. Алексеев С.В. экология: учебное пособие для учащихся 9 кл общеобразоват. Учреждений. Разных видов. СПб: СМИО Пресс. 1999.- 320 с.; ил.

  3. Общая биология: учеб. для 10-11 кл, общеобразоват. Учреждений6 профил. уровень: в 2 ч., ч 2/ ( П.М. Бородин, Л.В. Высоцкая. Г.М. Дымшиц и др.) М.: просвещение. 2006. – 303 с.: ил.

  4. Ашихмина Т.Я. Экология родного края. Киров, Вятка, 1996.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветсвую учащихся, настраиваю на работу.

2. Подготовка к основному этапу урока, мотивация учебной

Сообщаю, что сегодня на уроке предстоит применить знаний раздела «Биосфера» на практике. Оценить последствия собственной деятельности в окружающей среде и некоторых глобальных экологических проблем и попытаться найти пути их решения.

3. Ознакомление учеников с инструкцией

Знакомлю учащихся с заданиями практической работы и требованиями к её выполнению и оформлению

4. Выполнение работы учащимися под руководством учителя;

Задание 1 «Эксперты с планеты ЭКО»

Цель: произвести экологическую экспертизу потребительских товаров по их воздействию на окружающую среду,

Учащимся предлагается действовать с точки зрения жителей планеты ЭКО и оценить экологическое воздействие 5 потребительских товаров по критериям

Выбрать один товар, который каждый считает совершенно бесполезным, и один пример очень полезного товара, аргументировать свой выбор и, основываясь на своих оценках, дать рекомендации, которые помогли бы уменьшить отходы и сохранить энергию.

Задание 2 «Наш общий выбор»

Цель: поиск оптимальной стратегии совместного использования воспроизводимых природных ресурсов.

Проблема использования общественных ресурсов не возникает до тех пор, пока неправильная эксплуатация ресурсов не приводит к их оскудению. Выход приходиться искать в компромиссе между извлечением максимальной личной выгоды и совместным управлением эксплуатации ресурсов.

Класс делиться на группы по 4 человека. Объясняю правила игры:

  1. Задача каждого поймать как можно больше рыбы

  2. Максимальная ёмкость озера – 16 рыб

  3. За каждые 4 рыбы ученик получает 1 очко

  4. Даётся 4 попытки по 5 секунд, во время которых можно ловить рыбу. Время начала и окончания объявляется ведущим

  5. Если рыба после этого остаётся в блюдце, к ней добавляется такое же количество, какое осталось

Увеличиваю число игроков до восьми, моделируя рост населения.

По окончании выполнения задания организуется дискуссия.

Примерные вопросы для дискуссии:

— каково было наибольшее число очков, набранное игроком; группой?

— почему рыба добавлялась только в том случае. Если что-то оставалось в блюдце?

— что происходит, когда члены группы не действуют совместно?

— какова оптимальная стратегия лова рыбы? (8 рыб после каждой попытки)

-какие еще ресурсы требуют совместной оптимальной стратегии использования?

Задание 3 «Собери целое из кусочков»

Цель: развитие коммуникационных навыков во время совместного решения проблемы, определения стран, лидирующих в переработке отходов, выражать свое отношение к проблеме переработки отходов

В докладе Института мировых проблем в 1983 г. на тему «Переработка материалов: настоятельная потребность» говорится, что в мире повторно перерабатывается только ¼ всей бумаги, алюминия и стали. Рост населения и новые технологии все больше и больше увеличивают потребность в ресурсах. Необходимость переработки вторичного сырья признается многими странами мира.

Учащиеся получают карточки с «кусочками» информации из доклада Института мировых проблем. Работая в группах, ученики должны соединить эти «кусочки» информации так, чтобы можно было определить, какая страна прилагает наибольшие усилия для переработки отходов.

В группе должно быть 6 человек, каждый получает карточку с информацией. Для увеличения взаимодействия в группе учащимся не разрешается показывать друг другу карточки – они только могут прочитать информацию на своей карточке другим членам группы. Задача – определить страну, лидирующую в переработке бумаги и алюминия в 1983 г.

По окончании выполнения задания организуется дискуссия.

Примерные вопросы для дискуссии:

— Дайте оценку важности переработки отходов (лидируют страны, которые не богаты природными ресурсами)

— Могла бы наша страна стать мировым лидером в переработке отходов?

— Предложите конкретные действия (как для отдельных людей, так и на уровне государства), которые помогли бы достичь этой цели.

5. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

По результатам выполнения каждого задания организуется дискуссия, по итогам обсуждения и письменным отчетам выставляются оценки.

Приложение 1

Практическая работа

«Последствия деятельности человека в окружающей среде»

Цель работы: практическое применение знаний раздела «Биосфера». Оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Задание 1 «Эксперты с планеты ЭКО»

Цель: произвести экологическую экспертизу потребительских товаров по их воздействию на окружающую среду,

Представьте себе планету, где экологически грамотные жители принимают активное участие в поддержании здоровья окружающей среды и где потребительские решения принимаются на основе сознательного стремления уменьшить количество отходов и сэкономить энергию.

Задание: оцени 5 земных товаров по их воздействию на окружающую среду, отметив это качество в таблице знаком «+».

Наименование товара

Потребность в энергии при производстве

долговечность

материал

высокая

средняя

низкая

одноразовое

многоразовое

Восполнимый ресурс

Невосполнимый

ресурс

биоразлагаемый

бионеразлагаемый

1.Стеклянная банка

2.Школьная тетрадь

3.Легковой автомобиль

4. Ожерелье

5. Велосипед

Выбери один товар, который ты считаешь совершенно бесполезным, и один пример очень полезного товара. Почему вы выбрали именно эти товары? Основываясь на своих оценках, дайте рекомендации, которые помогли бы уменьшить отходы и сохранили энергию.

Задание 2 «Наш общий выбор»

Цель: поиск оптимальной стратегии совместного использования воспроизводимых природных ресурсов.

Оборудование: блюдце — общее озеро, семена – рыбы (природный ресурс).

Правила игры: (класс делиться на группы по 4 человека, в каждом «озере» по 16 «рыб»)

Задача каждого поймать как можно больше рыбы

  1. Максимальная ёмкость озера – 16 рыб

  2. За каждые 4 рыбы ученик получает 1 очко

  3. Даётся 4 попытки по 5 секунд, во время которых можно ловить рыбу. Время начала и окончания объявляется ведущим

  4. Если рыба после этого остаётся в блюдце, к ней добавляется такое же количество, какое осталось.

Обсудите вопросы в группе и в классе:

1. Каково было наибольшее число очков, набранное игроком; группой?

2. Почему рыба добавлялась только в том случае. Если что-то оставалось в блюдце?

3. Что происходит, когда члены группы не действуют совместно?

4. Какова оптимальная стратегия лова рыбы?

5.Какие еще ресурсы требуют совместной оптимальной стратегии использования? Приведите примеры.

Сделайте вывод по итогам обсуждения.

Задание 3 «Собери целое из кусочков»

Цель: развитие коммуникационных навыков во время совместного решения проблемы, определения стран, лидирующих в переработке отходов, выражать свое отношение к проблеме переработки отходов

Оборудование: карточки с «кусочками информации»

Задача – используя карточки с «кусочками» информации из доклада Института мировых проблем, определить страну, лидировавшую в переработке бумаги и алюминия в 1983 г.

Правила игры: В группе должно быть 6 человек, каждый получает карточку с информацией. Не разрешается показывать друг другу карточки – информацию на своей карточке можно только прочитать другим членам группы.

— Дайте оценку важности переработки отходов.

— Могла бы наша страна стать мировым лидером в переработке отходов? Предложите конкретные действия (как для отдельных людей, так и на уровне государства), которые помогли бы достичь этой цели.

Приложение 2

Вы можете прочитать информацию по карточке

членам вашей группы, но не давайте её им в руки!

Ответьте на следующий вопрос:

Какая страна является мировым лидером в переработке отходов алюминия и бумаги?

Вы можете прочитать информацию по карточке

членам вашей группы, но не давайте её им в руки!

В 1981 году в США выброшено на свалки столько алюминия в виде консервных банок, сколько его произвела вся Африка.

Выбрасывая алюминиевую банку, мы лишаемся такого же количества энергии, как если бы выпили половину этой банки бензина.

Вы можете прочитать информацию по карточке

членам вашей группы, но не давайте её им в руки!

В США наибольшее распространение получила переработка материалов в штатах Орегон, Мэн, Мичиган, Айова и некоторых портовых городах, таких как Сан-Франциско.

При переработке 1 тонны макулатуры сберегается 12 деревьев

Вы можете прочитать информацию по карточке

членам вашей группы, но не давайте её им в руки!

Япония, Нидерланды, Италия, Испания, Южная Корея, ФРГ в 1983 г. были ведущими странами по переработке отходов. Эти страны испытывают нехватку природных ресурсов.

Вы можете прочитать информацию по карточке

членам вашей группы, но не давайте её им в руки!

В мире в среднем до ¼ всей бумаги, стали, алюминия получают путём переработки.

Мексика, Япония, Нидерланды и Испания были мировыми лидерами в переработке бумаги. Они получили путём переработки более 40% используемой в этих странах бумаги.

Вы можете прочитать информацию по карточке

членам вашей группы, но не давайте её им в руки!

Нидерланды, Италия, ФРГ, США получают путём переработки более 30% используемого в этих странах алюминия.

На производство стали во всём мире тратится столько же энергии, сколько её производит Саудовская Аравия.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here