МКОУ СОШ №4 п. Песковка
Омутнинского район Кировской области
Урок биологии в 10 классе по теме
«Последствия деятельности человека
в окружающей среде»
Автор:
Братчикова Алла Альбертовна –
учитель биологии
2014
Урок-практикум по теме «Последствия деятельности человека в окружающей среде» 10 класс
Дидактическая цель: практическое применение усвоенных теоретических знаний и умений.
Тип урока: урок-практикум.
Цели по содержанию урока:
Образовательная – создать условия для применения полученных знания на практике; оперирования имеющимися знаниями в конкретной ситуации;
Развивающая – продолжить развивать мышление учащихся в процессе выполнения практической работы, совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни
Воспитательная – способствовать пониманию значения для человека знаний об окружающей природе. Продолжить формирование культуры умственного труда, формирование гуманные качества личности учащихся; совершенствование навыков общения
Методы обучения: частично-поисковый,
Форма организации познавательной деятельности учащихся: групповая
Оборудование: инструкции для групповой работы
Структура урока:
1. Организационный момент;
2. Подготовка к основному этапу урока, мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели и задач практикума;
3. Ознакомление учеников с инструкцией;
4. Выполнение работы учащимися под руководством учителя;
5. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| |
1.Организационный момент | Приветствует класс. Настраивает учащихся на работу | Проверяют рабочие места |
|
2. Подготовка к основному этапу урока; мотивация учебной деятельности учащихся,
сообщение темы, цели и задач практикума | Предлагает оценить последствия собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и попытаться найти пути их решения. Сообщает тему урока, и предлагает сформулировать цель урока | Определение места положения урока в теме
Запись темы урока в тетрадь. Конкретизация цели урока |
|
3.Ознакомление учеников с инструкцией | Знакомит учащихся с инструкцией (приложение 1), формой отчетов, объясняет особенности выполнения заданий | Читают инструкцию, оформляют работу в тетради | |
4.Выполнение работы учащимися под руководством учителя | Направляет деятельность учащихся, отвечает на возникающие вопросы Организует обсуждение в группах | Выполняют задания практической работы. Оформляют задания в тетради (приложение 1,2). Организуют обсуждения в группах | |
5.Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы | Подводит итоги урока. Организует обсуждение полученных результатов работы. Оценивает работу учащихся. | При необходимости задают вопросы Формулируют вывод по уроку, делают записи в тетради |
Источники информации;
-
С.И.Розанов, Р.Ю.Ласуков. Основы системной экологии// Биология 1 сентября. –1998. — № 22.- с.7, №6.- с.7,№9.- с.7.
-
Алексеев С.В. экология: учебное пособие для учащихся 9 кл общеобразоват. Учреждений. Разных видов. СПб: СМИО Пресс. 1999.- 320 с.; ил.
-
Общая биология: учеб. для 10-11 кл, общеобразоват. Учреждений6 профил. уровень: в 2 ч., ч 2/ ( П.М. Бородин, Л.В. Высоцкая. Г.М. Дымшиц и др.) М.: просвещение. 2006. – 303 с.: ил.
-
Ашихмина Т.Я. Экология родного края. Киров, Вятка, 1996.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветсвую учащихся, настраиваю на работу.
2. Подготовка к основному этапу урока, мотивация учебной
Сообщаю, что сегодня на уроке предстоит применить знаний раздела «Биосфера» на практике. Оценить последствия собственной деятельности в окружающей среде и некоторых глобальных экологических проблем и попытаться найти пути их решения.
3. Ознакомление учеников с инструкцией
Знакомлю учащихся с заданиями практической работы и требованиями к её выполнению и оформлению
4. Выполнение работы учащимися под руководством учителя;
Задание 1 «Эксперты с планеты ЭКО»
Цель: произвести экологическую экспертизу потребительских товаров по их воздействию на окружающую среду,
Учащимся предлагается действовать с точки зрения жителей планеты ЭКО и оценить экологическое воздействие 5 потребительских товаров по критериям
Выбрать один товар, который каждый считает совершенно бесполезным, и один пример очень полезного товара, аргументировать свой выбор и, основываясь на своих оценках, дать рекомендации, которые помогли бы уменьшить отходы и сохранить энергию.
Задание 2 «Наш общий выбор»
Цель: поиск оптимальной стратегии совместного использования воспроизводимых природных ресурсов.
Проблема использования общественных ресурсов не возникает до тех пор, пока неправильная эксплуатация ресурсов не приводит к их оскудению. Выход приходиться искать в компромиссе между извлечением максимальной личной выгоды и совместным управлением эксплуатации ресурсов.
Класс делиться на группы по 4 человека. Объясняю правила игры:
-
Задача каждого поймать как можно больше рыбы
-
Максимальная ёмкость озера – 16 рыб
-
За каждые 4 рыбы ученик получает 1 очко
-
Даётся 4 попытки по 5 секунд, во время которых можно ловить рыбу. Время начала и окончания объявляется ведущим
-
Если рыба после этого остаётся в блюдце, к ней добавляется такое же количество, какое осталось
Увеличиваю число игроков до восьми, моделируя рост населения.
По окончании выполнения задания организуется дискуссия.
Примерные вопросы для дискуссии:
— каково было наибольшее число очков, набранное игроком; группой?
— почему рыба добавлялась только в том случае. Если что-то оставалось в блюдце?
— что происходит, когда члены группы не действуют совместно?
— какова оптимальная стратегия лова рыбы? (8 рыб после каждой попытки)
-какие еще ресурсы требуют совместной оптимальной стратегии использования?
Задание 3 «Собери целое из кусочков»
Цель: развитие коммуникационных навыков во время совместного решения проблемы, определения стран, лидирующих в переработке отходов, выражать свое отношение к проблеме переработки отходов
В докладе Института мировых проблем в 1983 г. на тему «Переработка материалов: настоятельная потребность» говорится, что в мире повторно перерабатывается только ¼ всей бумаги, алюминия и стали. Рост населения и новые технологии все больше и больше увеличивают потребность в ресурсах. Необходимость переработки вторичного сырья признается многими странами мира.
Учащиеся получают карточки с «кусочками» информации из доклада Института мировых проблем. Работая в группах, ученики должны соединить эти «кусочки» информации так, чтобы можно было определить, какая страна прилагает наибольшие усилия для переработки отходов.
В группе должно быть 6 человек, каждый получает карточку с информацией. Для увеличения взаимодействия в группе учащимся не разрешается показывать друг другу карточки – они только могут прочитать информацию на своей карточке другим членам группы. Задача – определить страну, лидирующую в переработке бумаги и алюминия в 1983 г.
По окончании выполнения задания организуется дискуссия.
Примерные вопросы для дискуссии:
— Дайте оценку важности переработки отходов (лидируют страны, которые не богаты природными ресурсами)
— Могла бы наша страна стать мировым лидером в переработке отходов?
— Предложите конкретные действия (как для отдельных людей, так и на уровне государства), которые помогли бы достичь этой цели.
5. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.
По результатам выполнения каждого задания организуется дискуссия, по итогам обсуждения и письменным отчетам выставляются оценки.
Приложение 1
Практическая работа
«Последствия деятельности человека в окружающей среде»
Цель работы: практическое применение знаний раздела «Биосфера». Оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
Задание 1 «Эксперты с планеты ЭКО»
Цель: произвести экологическую экспертизу потребительских товаров по их воздействию на окружающую среду,
Представьте себе планету, где экологически грамотные жители принимают активное участие в поддержании здоровья окружающей среды и где потребительские решения принимаются на основе сознательного стремления уменьшить количество отходов и сэкономить энергию.
Задание: оцени 5 земных товаров по их воздействию на окружающую среду, отметив это качество в таблице знаком «+».
Потребность в энергии при производстве | долговечность | материал | |||||||
высокая | средняя | низкая | одноразовое | многоразовое | Восполнимый ресурс | Невосполнимый ресурс | биоразлагаемый | бионеразлагаемый | |
1.Стеклянная банка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Школьная тетрадь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.Легковой автомобиль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Ожерелье |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Велосипед |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выбери один товар, который ты считаешь совершенно бесполезным, и один пример очень полезного товара. Почему вы выбрали именно эти товары? Основываясь на своих оценках, дайте рекомендации, которые помогли бы уменьшить отходы и сохранили энергию.
Задание 2 «Наш общий выбор»
Цель: поиск оптимальной стратегии совместного использования воспроизводимых природных ресурсов.
Оборудование: блюдце — общее озеро, семена – рыбы (природный ресурс).
Правила игры: (класс делиться на группы по 4 человека, в каждом «озере» по 16 «рыб»)
Задача каждого поймать как можно больше рыбы
-
Максимальная ёмкость озера – 16 рыб
-
За каждые 4 рыбы ученик получает 1 очко
-
Даётся 4 попытки по 5 секунд, во время которых можно ловить рыбу. Время начала и окончания объявляется ведущим
-
Если рыба после этого остаётся в блюдце, к ней добавляется такое же количество, какое осталось.
Обсудите вопросы в группе и в классе:
1. Каково было наибольшее число очков, набранное игроком; группой?
2. Почему рыба добавлялась только в том случае. Если что-то оставалось в блюдце?
3. Что происходит, когда члены группы не действуют совместно?
4. Какова оптимальная стратегия лова рыбы?
5.Какие еще ресурсы требуют совместной оптимальной стратегии использования? Приведите примеры.
Сделайте вывод по итогам обсуждения.
Задание 3 «Собери целое из кусочков»
Цель: развитие коммуникационных навыков во время совместного решения проблемы, определения стран, лидирующих в переработке отходов, выражать свое отношение к проблеме переработки отходов
Оборудование: карточки с «кусочками информации»
Задача – используя карточки с «кусочками» информации из доклада Института мировых проблем, определить страну, лидировавшую в переработке бумаги и алюминия в 1983 г.
Правила игры: В группе должно быть 6 человек, каждый получает карточку с информацией. Не разрешается показывать друг другу карточки – информацию на своей карточке можно только прочитать другим членам группы.
— Дайте оценку важности переработки отходов.
— Могла бы наша страна стать мировым лидером в переработке отходов? Предложите конкретные действия (как для отдельных людей, так и на уровне государства), которые помогли бы достичь этой цели.
Приложение 2
Вы можете прочитать информацию по карточке членам вашей группы, но не давайте её им в руки!
В 1981 году в США выброшено на свалки столько алюминия в виде консервных банок, сколько его произвела вся Африка. Выбрасывая алюминиевую банку, мы лишаемся такого же количества энергии, как если бы выпили половину этой банки бензина. | |
Вы можете прочитать информацию по карточке членам вашей группы, но не давайте её им в руки!
В США наибольшее распространение получила переработка материалов в штатах Орегон, Мэн, Мичиган, Айова и некоторых портовых городах, таких как Сан-Франциско. При переработке 1 тонны макулатуры сберегается 12 деревьев
| Вы можете прочитать информацию по карточке членам вашей группы, но не давайте её им в руки!
Япония, Нидерланды, Италия, Испания, Южная Корея, ФРГ в 1983 г. были ведущими странами по переработке отходов. Эти страны испытывают нехватку природных ресурсов. |
Вы можете прочитать информацию по карточке членам вашей группы, но не давайте её им в руки!
В мире в среднем до ¼ всей бумаги, стали, алюминия получают путём переработки. Мексика, Япония, Нидерланды и Испания были мировыми лидерами в переработке бумаги. Они получили путём переработки более 40% используемой в этих странах бумаги. | Вы можете прочитать информацию по карточке членам вашей группы, но не давайте её им в руки!
Нидерланды, Италия, ФРГ, США получают путём переработки более 30% используемого в этих странах алюминия. На производство стали во всём мире тратится столько же энергии, сколько её производит Саудовская Аравия. |