Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Урок биологии 6 класс
Тема: «Организм – единое целое».
Урок дан на публичном отчете школы
Будковой Т.В. учителем биологии
высшей квалификационной категории
с. Каменная Балка
20 мая 2014год.
Обобщающий урок «Организм – единое целое».
Цель урока: повторить и закрепить знания учащихся о таких органах растения, как корень, цветок; о жизнедеятельности клетки, о химическом составе клетки, строение микроскопа, органы цветковых растений.
Задачи урока:
Образовательная: повторить основные понятия тем, активизация мыслительной деятельности учащихся.
Развивающая: развивать умения, анализировать, классифицировать, обобщать, доказывать; устанавливать аналоги и причинно следственные связи; способствовать формированию дивергентного мышления и рефлексивных умений учащихся.
Воспитательная: воспитывать наблюдательность, толерантность, интерес к предмету.
Оборудование:
Музыка, чистые листы бумаги, тексты для самостоятельной работы, термины для конкурса «Тема- термин»,части аппликаций для конкурса «Аппликации»,кроссворд, текст «найди ошибку»,текст «Найди «лишнее».
два эпиграфа:
«На свете нет ничего дороже мысли». С.Коронин, русский писатель 19 века.
«Думать – самая трудная работа; вот, вероятно, почему этим занимаются столь немногие». Г.Форд, американский промышленник.
Лист самооценки, цветы из цветной бумаги, сова.
Ход урока.
1.Эмоциональный настрой.
Учитель: У нас сегодня не совсем обычный урок. Более того, наш урок пока не имеет названия, но зато имеет два эпиграфа, прочитайте их внимательно и решите, чем мы с вами будем заниматься, что мы будем делать? (думать). Наш урок в виде соревнований. Нам предстоит выполнить много интересных заданий. Для успешного выполнения нам необходимо вспомнить, что мы изучили раньше. В качестве девиза я хочу предложить вам слова, древнеримского поэта Горация «Решись быть мудрым!» (учитель открывает часть доски, на которой записаны слова рядом с изображением совы).
Сегодня с нами наша любимая сова, которая обычно хорошо помогает нам думать. По ходу урока вы будете делать записи на рабочих листах. У каждого из вас есть возможность не только стать умнее, но и получить хорошую отметку. У нас есть 4 группы. Будьте, пожалуйста, внимательны к ответам своих товарищей.
А теперь внимание конкурсы — задания. Что всегда предшествует всем конкурсам? Ну, конечно разминка. Кроссворд, который вам предлагается разгадать, и будет своеобразной разминкой, которая поможет настроиться на игру.
Задание № 1 « Кроссворд»
|
|
| Впишите названия частей цветка | ||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
|
| В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
|
| П |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
|
| Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
| С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
| П |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
Ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
| Ц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| вписать органоиды клетки |
|
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
| О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
| Ц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
| Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
| В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| П |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание № 2.
Найдите в каждой строке « лишнее» понятие, вычеркните его, если это необходимо, вместо вычеркнутого добавьте нужное, поясните свой выбор.
Азот ——кислород——углевод——водород
Белки——минеральные соли——углеводы——жиры
Рибосомы——митохондрии——лизосомы——хлоропласты
Оболочка——ядро——цитоплазма——хромосомы
Хромосомы——ядро——ядрышко——хлоропласты
Задание № 2 ( ответ)
Азот ——кислород——углерод——водород
Белки——нуклеиновые кислоты ——углеводы——жиры
Рибосомы——митохондрии—лизосомы—органоиды клетки
Оболочка—ядро—цитоплазма—обязательные части клетки
Хромосомы——ядрышко—ядро—важный органоид клетки
Задание № 3
Найдите названия раннецветущих растений.( 9)
Про лес как не рассказать. Мне он люб как летом, так и зимой. Снег и воздух чист я как в сказке. День похож, и каждый след виден, надо, нисколько не мешая лесной жизни, наблюдать. Вот гнездо скопы, тень от него похожа на косматого зверя. Ни мороз, никакой холод не остановят весны. Кончается сон трав, а у деревьев уже много сока. Весна идет!
Задание 3. ( ответ)
Пролеска к не рассказать. Мне он любка к летом, так и зимой. Снег и воздух чистяк ак в сказке. День пох ожика ждый след виден, н адонис колько не мешая лесной жизни, наблюдать. Вот гнездо скопытень от него похожа на косматого зверя. Ни морозник акой холод не остановят весны. Кончается сонтрава у деревьев уже мног осока. Весна идет!
Задание № 4 Тема – термин.
Название тем прикрепляется к доске. Под ней на столах – карточки с терминами. По команде учителя члены группы поочередно подходят к столу си среди карточек находят те, которые имеют отношение к их теме.
Тычинка, винты, вакуоль, придаточные, венчик, объектив, ядро, зона деления, околоцветник, окуляр, цитоплазма, зона роста, чашелистики, тубус, ядрышко, корневой волосок, завязь, штатив, оболочка, сосуды, пыльник, предметный столик, поры, корневой чехлик.
Задание № 4 Тема – термин. (Ответ)
Цветок: Тычинка, венчик, околоцветник, чашелистики, завязь, пыльник.
Микроскоп: винты, объектив, окуляр, тубус, штатив, предметный столик.
Клетка: вакуоль, ядро, цитоплазма, ядрышко, оболочка, поры.
Корень: придаточные, зона деления, зона роста, корневой волосок, сосуды, корневой чехлик.
Задание № 5 Аппликация.
В конвертах даны части аппликаций обозначающие цветок и клетку, вам необходимо правильно собрать аппликацию.
Задание № 6 «Театр-мим».
Вы должны изобразить один из процессов жизнедеятельности растений.
-
Испарение воды. 2.Опыление. 3. Листопад. 4.Деление клеток.
Задание № 7 «Мыслительный лист».
Один – в земле копается, другой – в лучах купается. И хотя они друзья – поменяться им нельзя.
Ответьте на вопросы:
-
О чем идёт речь в этой загадке?
-
Почему они названы друзьями?
-
Чем и почему им нельзя поменяться?
(организм – единое целое)
А теперь мы подведем итог уроку. Взяли листы самооценки, оценили свою работу на уроке. Определите тему нашего урока и запишите его на первой странице рабочего листа.
Лист самооценки
Фамилия, имя_____________________________________________________
Тема урока:
__________________________________________________________
Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения:
1.Моя мыслительная активность на уроке была _________________________________________________________________
(высокой — красный цветок)
2.Больше всего мне понравилось _________________________________________________________________
(Понравился — красный цветок)
3.У меня пока не совсем получается _________________________________________________________________
( не совсем получается — желтый цветок)
4.Сегодня я понял (а), что думать __________________________________________________________________
5.Сегодняшний урок показал мне ___________________________________________________________________
(не интересно, не понятно – синий цветок)
Ребята, наш урок заканчивается. Возьмите цветы у вас на столе, обратите внимание на цвета. Я прошу вас нарисовать наш букет.