(8 класс)
Учитель биологии и химии
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
г. Мичуринска – наукограда РФ
Тамбовской области
С.А.Головкина
2007
Урок биологии
(8 класс)
Тема: «Слуховой анализатор».
ЦЕЛИ УРОКА:
-
помочь обучающимся сформировать знания о значении слуха в жизни человека;
-
дать представление о строении и функциях наружного, среднего и внутреннего уха;
-
способствовать формированию навыков гигиены слуха.
ЗАДАЧИ:
Образовательные
-
систематизировать ранее изученный материал;
-
продолжить изучение темы «Анализатор» на примере слухового анализатора;
-
расширить знания обучающихся о строении и функциях органа слуха;
Воспитательные
-
способствовать формированию навыков бережного отношения к своему здоровью;
Развивающие
-
содействовать формированию мыслительной активности обучающихся, умению интегрировать материал предметных курсов (анатомия, физиология и гигиена человека и т.д.).
ТИП УРОКА: комбинированный.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, экран, оценочные листы, карта рефлексии, «набор нот», тетрадь с печатной основой.
Презентация урока бучающегося
Этапы работы Количество баллов Тест «Зрительный анализатор»
Схема «Прохождение звуковой волны»
Выходной контроль
Общее количество баллов
Оценка за урок
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ Учитель: На предыдущем уроке вы изучили тему «Орган зрения и его функции». Мне хотелось бы узнать, насколько вы освоили изученный материал. С этой целью я предлагаю вам выполнить тест по теме «Зрительный анализатор». Это задание 1 в тетради с печатной основой (ТПО). Формат выполнения работы – 2 минуты.
Тест по теме «Зрительный анализатор» I . Анализатор – это: 1) рецептор 2) рецептор и чувствительный нерв 3) рецептор, чувствительный нерв и зона коры больших полушарий II . Зрительные рецепторы – это: 1) только палочки 2) только колбочки 3) палочки и колбочки III . Зрительная зона коры больших полушарий находится в … доле. 1) теменной 2) височной 3) затылочной IV . Прозрачная часть наружной оболочки глаза – это: 1) сетчатка 2) радужка 3) роговица V . Хрусталик имеет форму … линзы. 1) двояковыпуклой 2) двояковогнутой 3) уплощенной
VI . Место выхода зрительного нерва, не воспринимающее лучей света: 1) желтое пятно 2) слепое пятно 3) темная область VII . Дальнозоркость развивается при: 1) недостаточной выпуклости хрусталика 2) избыточной выпуклости хрусталика 3) укороченном глазном яблоке Учитель: Вы выполнили тест. Я предлагаю вам проверить результаты работы. Обратимся к экрану. За каждый правильный ответ – 1 балл. Общее количество баллов занесите в оценочный лист.
МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Учитель: Ребята, 90% информации человек воспринимает с помощью зрения и 10% — с помощью слуха, но его значение столь же велико, как и органа зрения, так как вся жизнь человека протекает в мире звуков. Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Обучающиеся: Тема сегодняшнего урока «Слуховой анализатор» Учитель: Тема урока «Слуховой анализатор». Я хочу познакомить вас с целями нашего урока: сегодня я помогу вам сформировать знания о значении слуха в жизни человека; вместе мы рассмотрим строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха; я буду способствовать формированию у вас навыков гигиены слуха. Эпиграфом к уроку я выбрала арабское изречение: « Природа, давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для слуха, дабы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить».
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель: Для достижения одной из целей урока я предлагаю вам заполнить схему «Слуховой анализатор» на основе знаний о зрительном анализаторе. Это задание 2 в ТПО.
Схема «Слуховой анализатор»
Учитель: Проверим выполнение работы. Назовите первое звено слухового анализатора. Обучающиеся: Слуховые рецепторы. Учитель: Второе звено слухового анализатора это … Обучающиеся: Слуховой нерв. Учитель: Слуховой нерв передает импульс в … Обучающиеся: В слуховую зону коры больших полушарий. Учитель: Где находится слуховая зона? Обучающиеся: В височных долях головного мозга. Учитель: Огромная ценность звуковой информации состоит в том, что пользоваться ею можно там, где зрение бессильно: в густом лесу, в тумане, в темноте. Орган слуха – парный орган. Он сконструирован достаточно сложно. Посмотрите на рисунок «Строение уха» задания 3 в ТПО и скажите: сколько отделов уха различают? Обучающиеся: Три отдела. Учитель: Назовите их. Обучающиеся: Наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Учитель: Каждый из отделов органа слуха выполняет свои функции. Наружное ухо помогает человеку ориентироваться в пространстве, улавливает звук, проводит его и преобразует звуковые волны в механические колебания. Среднее ухо- полость, заполненная воздухом, в ней имеются слуховые косточки, усиливающие звуковые колебания в 50 раз. Полость среднего уха сообщается с носоглоткой с помощью слуховой трубы, что важно при выравнивании давления на барабанную перепонку со стороны среднего уха. Внутреннее ухо представлено двумя органами: органом слуха, который находится в улитке, и органом равновесия, поддерживающим тело в пространстве. В улитке слуховые рецепторы преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы. Рассмотрите строение каждого отдела органа слуха по рисунку и заполните вторую графу таблицы «Строение органа слуха». Формат выполнения работы – 3 минуты. (Ребята заполняют таблицу) Учитель: Итак, наружное ухо состоит из … Обучающиеся: Ушной раковины, наружного слухового прохода, барабанной перепонке. Учитель: Ребята, как вы думаете, соответствует ли строение наружного уха его функциям? Обучающиеся: Соответствуют. Форма ушной раковины способствует улавливанию звуковых волн. Наружный слуховой проход проводит их. Барабанная перепонка преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания. Учитель: Переходим к характеристике среднего уха. Оно представлено… Обучающиеся: Слуховыми косточками: молоточек, наковальня и стремечко, и евстахиевой (слуховой) трубой. Учитель: Какие функции выполняют слуховые косточки? Евстахиева труба? Учитель: Где на практике мы сталкиваемся с выполнением функции евстахиевой трубы? Закройте нос и рот и сильно выдохните. Что вы ощутили? Обучающиеся: Потрескивание. Учитель: О чем это говорит? Обучающиеся: Это говорит о связи среднего уха с носоглоткой. Учитель: В этом опыте воздух проникает в ухо и сильно давит на барабанную перепонку, при этом нарушается равновесие давления воздуха по обе стороны барабанной перепонки. Учитель: Ребята, какое строение имеет внутреннее ухо? Обучающиеся: Внутреннее ухо состоит из органа слуха и органа равновесия. Орган слуха состоит из улитки, заполненной жидкостью. Орган равновесия — из 3 полукружных канала. Учитель: По таблице «Строение органа слуха» определите: какие функции соответствуют органу слуха, а какие — вестибулярному аппарату? Обучающиеся отвечают. Учитель: Подробно о строении и функциях вестибулярного аппарата вы узнаете на следующих уроках.
Таблица «Строение органа слуха».
Части уха Строение Функции
Наружное ухо 1 ушная раковина
2 наружный слуховой проход. 3 барабанная перепонка 1.Улавливает звук и направляет его в слуховой проход. 2.Проводит звук, содержит железы, которые выделяют серу. 3.Преобразует воздушные звуковые волны в механические, колеблет слуховые косточки.
Среднее ухо 1 слуховые косточки: -молоточек, -наковальня, -стремечко; 2 евстахиева труба 1.Проводят и усиливают звуковые колебания.
2.Соединена с носоглоткой и выравнивает давление на барабанной перепонке.
Внутреннее ухо 1 орган слуха: улитка с полостью, заполненной жидкостью.
2 орган равновесия состоит из трех полукружных каналов
1.Слуховые рецепторы преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, передающиеся в слуховую зону коры больших полушарий. 2.Воспринимает положение тела в пространстве и передает импульсы в продолговатый мозг, затем в вестибулярную зону коры больших полушарий.
Учитель: Молодцы! Вы хорошо потрудились и, наверное, устали. Предлагаю вам отдохнуть
Учитель: Чтобы активизировать свою мыслительную деятельность, сделаем массаж ушей. На одном ухе выявлено более ста биологически активных точек; на мочке находится 11 точек, связанных с глазами, зубами, языком, мышцами лица, внутренним ухом. Ушная раковина имеет мощные нервные связи через систему нервов с определенными центрами головного мозга. Укрепляем слух: руками прижать уши, не напрягаясь, и резко отпустить их. 4 – 6 раз. Учитель: Продолжаем работу. Учитель: Звук в ухе проходит более сложный путь, чем луч света в органе зрения. Внимание на экран (видеофрагмент о передаче звука). Сейчас вы должны дополнить схему «Прохождение звуковой волны» задания 4 ТПО. Время выполнения – 3 минуты.
Схема «Прохождение звуковой волны»
колеблет колеблет стремечко колеблет
колеблет
передается колеблет
возникает касается колеблет
Учитель: Я предлагаю вам проверить результаты выполнения работы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Общее количество баллов занесите в оценочный лист.
Учитель: Только здоровое состояние всего слухового анализатора позволяет слышать. Если какая – либо его часть повреждена, то слуховых ощущений не возникает, наступает глухота.
Учитель: В конце 90-х годов 18 века у великого композитора Людвига ван Бетховена начала развиваться глухота. Он был человеком титанической воли, могучего духа, что помогало ему продолжать творить. Но как? Ведь он практически не слышал. Делал он это с помощью трости, один конец которой приставлял к роялю, другой — к зубам, так как кости способны проводить звуковые волны, их-то и чувствовал Бетховен при сочинении музыки. Глухота у Бетховена развилась после перенесенной им болезни. Как известно, многие вирусные заболевания ведут к ослаблению слуха или полной глухоте. В современном обществе к нарушению слуха может привести не только инфекция, но и различные шумовые загрязнения. Учитель: В вашей тетради помещена памятка «Гигиена слуха». Я предлагаю проанализировать первые 5 правил. Обратимся к ним.
Гигиена слуха Не чистите уши спичками, вязальными спицами. Защищайте уши от сильного шума. Если уши заболели, обратитесь к врачу. Каждое утро разминайте ушную раковину. Слушайте спокойную ритмичную музыку. Промывайте преддверия слуховых проходов мылом и теплой водой. Лечите вовремя воспаления носоглотки, так как это приводит к нарушению слуха. Открывайте рот при взрыве, стрельбе. От шума на производстве вставляйте в уши беруши. Берегите уши от ударов. Учитель: Остальные пять правил рассмотрите дома.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ Учитель: Все основные вопросы нашего урока мы изучили. Теперь, ребята, посмотрим, все ли вы освоили в данной теме. Выполните небольшую тестовую работу, написав, согласны ли вы с данным утверждением или нет. Это задание 5 ТПО. Время выполнения – 1 минута.
Утверждения
Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины. (Нет). Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания. (Да). Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. (Да). Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом. (Нет). Ухо состоит из двух отделов. (Нет). Полость внутреннего уха заполнена жидкостью. (Да). Слуховая зона находится в височной доле коры больших полушарий. (Да).
Учитель: Проверим выполнение работы. За каждый правильный ответ – 1балл. Общее количество баллов занесите в оценочный лист. (Учитель проговаривает утверждения, на слайде выходит правильный ответ, ученики проверяют, фиксируя количество правильных ответов).
ИТОГ УРОКА Учитель: Теперь подсчитайте общее количество баллов и выставьте себе оценку за урок согласно рейтингу, который вы видите на экране. Сдайте оценочные листы.
Учитель: Давайте вернемся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока (зачитывает слова). Помните о том, что умение слушать – это одно из ценных качеств человека.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Учитель: Вот и подошел к концу наш не совсем обычный урок, в ходе которого мы не только изучили строение и функции органа слуха, но и расширили знания о зрительном и слуховом анализаторах. И как финальный аккорд – необычное домашнее задание. Выполните домашнее задание 1(составьте кроссворд по теме «Слух») в тетради с печатной основой, если вы получили за урок оценку «5». Выполните домашнее задание 1(составьте кроссворд по теме «Слух») и 2(определите чувствительность слуха) в тетради с печатной основой, если вы получили за урок оценку «4». Выполните домашнее задание 1 (составьте кроссворд по теме «Слух»), 2(определите чувствительность слуха) и 3(прочитайте §51 учебника, ответьте на вопросы) в тетради с печатной основой, если вы получили за урок оценку«3».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ Учитель. Ребята, я хочу поблагодарить вас за урок и предлагаю вам обратить внимание на нотную страницу. (Учитель показывает на ватман с изображением листа нотной тетради с разноцветными нотами). Вы видите ноты разного цвета. Каждая нота символизирует ваше настроение. Давайте сочиним свою мелодию – мелодию урока. Для этого вы должны подойти к нотному листу, взять одну ноту, согласно той характеристике, которую вы видите на экране, и перенести на другой нотный лист. Я сделаю это первой, показав вам свою комфортность от работы с вами.
♪ Урок был интересен. Он был полезен для меня.
♪ Я удовлетворен уроком, но я не проявил достаточной активности в нем.
♪ Урок принес мне мало пользы.