Урок русского языка во 2 классе «Речь. Единицы речи» (обобщение пройденного).
Цели: — систематизировать знания второклассников о слове, предложении, тексте и речи;
— повторить ранее изученный материал по орфографии и грамматике,
— строить урок на основе здоровьесберегающих технологий;
— развивать умение работать в паре;
— развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
— развивать итоговую самооценку и взаимоконтроль;
— продолжить формировать интерес к изучению русского языка через игровой сюжет, смену видов деятельности, разнообразные формы работы.
Оборудование для учителя: мультимедиа проектор, экран, компьютер, монитор, доска, рисунок королевы Речи, карточки-названия героев сценки «Текст», «Предложение», «Слово», эмблемы для дифференцированной работы; «волшебная книга» с незаконченными предложениями, содержащими теоретические сведения о тексте и предложении; конверты (по количеству парт в классе), в которых на отдельных карточках записаны предложения для редактирования текста; карточки со словами для составления предложения
Оборудование для детей: тетрадь, «личики» настроения, карточки для индивидуальной работы.
— Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши глаза, улыбки. Покажите и вы мне, с каким настроением начинаете наш урок. (Дети поднимают «личико»).
/Слайд 2./ Орешек знаний твёрд, Но всё же, мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет Этот урок, девиз которого: «Хочу всё знать!»
2.Тема, цели урока./ Слайд 3./ — Сегодня нас приглашает к себе в гости королева Речь. Побывав в её царстве, мы непременно встретимся там с её верными подданными – Словом, Предложением и Текстом – и покажем, что мы о них уже знаем. Согласны? Запись числа, классной работы. Минутка чистописания. /Слайд 4./
3.Актуализация знаний — Речь – и стара, и вечно нова!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
Ребята, Речь очень давно уже живёт на свете, а как и когда она появилась она нам расскажет сама. редний уровень: капуста, картина, корова.
Высокий уровень: медведь, морковь, молоко. Взаимопроверка, оценивание работ. /Слайд 6./
Изучение нового словарного слова /Слайд 7-12./
Физминутка. /Слайд 13./
5.Упражнение в составлении предложений на заданную тему и восстановлении деформированного предложения — Слова-то мы вылечили, а что человеку надо делать, чтобы не заболеть? Составьте предложение на тему «Моё здоровье». — Ребята, королева любит играть со своими жителями. Она и нам предлагает поддержать её игру: расставить слова в нужном порядке, чтобы получилось предложение. (Учитель раздаёт детям карточки со словами, они выходят к доске и встают в нужном порядке. В итоге получается предложение: Ребята, берегите своё здоровье — Можно ли теперь эту запись назвать предложением? (Нет, так как не хватает знака в конце). Выберите нужный знак? (У учителя три знака препинания, дети должны выбрать нужный). Какое получилось предложение по цели высказывания, по интонации? Запишите это предложение в тетрадь.
7.Повторение теоретических сведений о предложении и тексте /Слайд 14./
— В королевстве Речи очень много книг. Одна из них у меня в руках. Но эта книга не простая, а волшебная. В неё Королева записывает всё о жителях своего королевства. С её разрешения прочтём и мы. (Учитель открывает книгу). -Ой, ребята, некоторые слова стёрлись с листочков. Речь очень огорчится, что кто-то испортил её книгу! Давайте восстановим пропуски, чтобы королева ничего не заметила.
Примеры высказываний: 1.Начало предложения пишется… 2.По цели высказывания предложения бывают… 3.По интонации предложения делятся… 5.Предложение выражает… 6.Несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль… 7.То, о чём говорится в тексте – это… 8.Основная мысль текста – это…
9. Упражнение в редактировании текста
— Мы уже долго гуляем по королевству Речи, многое увидели, многое вспомнили. — Напоследок ее величество сообщает, что тот, кто справится с ещё одним её заданием, получит знак почётного гостя королевства. А это значит, что вы в любое время сможете сами встречаться и со Словом, и с Предложением, и с Текстом. — У вас в конвертах на каждой парте находятся предложения, их нужно расположить в правильном порядке. Запишите получившийся текст, отмечая в нём все ошибкоопасные места. Например:
1 вариант: Кличка у него Рыжик. Он хитрый и ловкий. Живет у нас дома кот. 2 вариант: Они учатся в одном классе. Мальчики вместе играют. Саша и Коля – друзья.
(После работы учитель просит на полях проставить букву «Т», кому было трудно выполнить задание, и букву «Л» — кому легко).
Физминутка для глаз /Слайд 14./ Самопроверка текста. /Слайд 16./
10.Упражнение в выразительном декламировании стихотворения «Речь» — Давайте и мы в конце нашего путешествия дадим Речи своё обещание: /Слайд 17./ Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Тест «Проверь себя
Составь из слов предложения. Человек, семью, каждый, любит, свою. Улице, сильный, на, льет, дождь, холодный. Подчеркни все ошибкоопасные места. Подчеркнуть в предложениях грамматическую основу. Сделать фонетический разбор слова «семья».
Составь из слов предложения. Бабушке, мама, отправила, к, Красную Шапочку. Лес, шла, узкая, через, дорога. Подчеркни все ошибкоопасные места. Подчеркнуть в предложениях грамматическую основу.
Составь из слов предложения. Жила, Вовы, у, собака. Лесу, волк, в, серый, бегает. Подчеркни все ошибкоопасные места.
12 .Итог урока. Оценивание. — С каким настроением вы пришли к концу нашего урока? (Дети поднимают «личико»). — Ребята, я благодарю вас за урок, за вашу работу и старание, большое вам спасибо! /Слайд 19./