ПЛАН УРОКА
на основе системно-деятельного метода обучения по УМК под ред И.Н. Пономаревой.
учителя биологии МБОУ СОШ №20 г. Краснодара
Смирновой Светланы Павловны
Тема урока: Увеличительные приборы.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока(для учителя): сформировать представления об увеличительных приборах, их видах и значении в изучении объектов природы.
Планируемый результат:
Познакомиться с различными увеличительными приборами, их характеристиками, значением для изучения объектов, формировать умение работать с текстом учебника, формировать познавательный интерес и мотивацию на изучение увеличительных приборов
Задачи урока:
Воспитывающая-воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.
Развивающая- развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, научить находить необходимую информацию
Обучающая— познакомить учащихся с материалом об устройстве увеличительных приборов для изучения растений — лупой и световым микроскопом, изучить правила работы с увеличительными приборами; сформировать умение пользоваться простейшими увеличительными приборами, научить учащихся работать с микропрепаратами и делать грамотные зарисовки увиденного.
Описание хода урока
Конспект | УУД | |||||||||||||||||||||
1.Мотивирование (самоопределение)
2.Актуализация знаний и фиксирование
3.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
4.Реализация построенного проекта.
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по этапу
7.Включение в систему знаний повторения.
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Письмо литературного героя.
Привет, мальчишки и девчонки из 5″А»!
Я — литературный герой с очень смешным именем. Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас, только маленького роста. Люблю путешествовать, и, представляете, необычным образом попал в вашу необычную школу. Вы мня не видели, но я тайно присутствовал на многих уроках и понял, что за каждым большим событием или объектом скрывается что-то. Особенно это я почувствовал, когда побывал на уроках биологии. Я читал, что есть приборы, с помощью которых можно заглянуть внутрь живых объектов. Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за приборы, как это можно сделать самому? Попутешествуйте на уроке по стране «Микромир». Я с вами. Буду очень внимателен.
Удачи! (Письмо литературного героя читает один из учащихся. В нем звучит просьба, из которой учащиеся должны сформулировать цель деятельности на уроке)
Какие задачи перед нами поставил литературный герой? (учащиеся предлагают задачи урока, учитель корректирует и записывает их на доске) Согласны ли мы с задачами урока?
Задачи не из легких, так как нам придется пройти за один урок долгий путь с 15 века до наших дней.
Расскажите мне, что вы уже знаете из своего жизненного опыта об увеличительных приборах? Зачем нужны увеличительные приборы? Для изучения, каких объектах они используются? Назовите эти приборы? А умеете ли вы пользоваться ими? Кто первым увидел микрообъекты?
Кое-что об увеличительных приборах вы уже знаете, но многое вам еще предстоит узнать. Предложите свои варианты, что нам поможет узнать больше об увеличительных приборах? Составим план нашего урока и способы его выполнения. Учащиеся составляют план урока. Записывают на доске:
Во время урока мы будем с вами и историками, и оптиками, изучающими увеличительные приборы, микроисследователями.
Класс делится на 6 групп. Группы получают задания
Учащиеся отвечают на вопросы , вначале в группе, а потом учителю Ответьте на вопросы: Восстановите историческую справедливость. С фамилиями каких исследователей сталкиваемся, когда изучаем вопросы, связанные с микроисследованиями? Какие виды луп вы знаете? Во сколько раз увеличивают объект лупа? Назовите основные части микроскопа.
Учащиеся рассматривают устройство светового микроскопа, выявляют способ определения увеличения светового микроскопа.
Выполнение лабораторной работы №1 по инструктивной карточке (учебник с.17-18), оформление работы в тетради, работа выполняется в парах или индивидуально.
Есть ли у вас затруднения? На чем стоит остановиться еще раз? Чему мы научились на этом уроке? Выполнили мы задания, полученные от литературного героя? Знакомство с литературным героем – Мальчик –с — пальчик (рисунок появляется на экране) А что дальше? Мы узнали, как устроены увеличительные приборы, научились рассматривать объекты с помощью ручной лупы и светового микроскопа, научились готовит микропрепараты. Посмотрите на доску. Чем мы будем заниматься на следующих уроках? Учащееся видят таблицу «Увеличительные приборы», а под ней — таблица «Строение клетки». Учитель предлагает приоткрыть первую таблицу — видна вторая таблица, следовательно учащиеся подтверждают свой вывод: мы будем изучать строение растительной клетки.
| Регулятивные УУД Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
Личностные УУД 1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Регулятивные УУД: умение планировать работу
Познавательные УУД 1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, дополнительной литературе, находить и использовать нужную информацию. Формирование умения владеть смысловым чтением.
Коммуникативные УУД 1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. Регулятивные УУД 1.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Личностные УУД Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное
Познавательные УУД: умение осуществлять постановку и решение проблемы.Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Личностные: оценка личностного продвижения к цели.
Регулятивные: контроль, коррекция.
Регулятивные УУД: Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Регулятивные: контроль, коррекция.
|
Список литературы
1.Биология. 5 класс (авт. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.)
2. Примерная программа по биологии. 5-9 классы
3. Программа курса биологии для 5 — 9 классов (авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова)