Урок №

Класс Насекомые. Общая характеристика класса.

Цель урока: расширить и углубить знания о членистоногих путем изучения строения насекомых, выявить причины необычайного процветания класса насекомых.

Оборудование: интерактивный комплекс, презентация, коллекция насекомых, инструктивные карточки к лабораторной работе.

Ход работы:

  1. Орг. момент.

  2. Актуализация: стихотворение о насекомых, слайды с изображением насекомых.

Как вы думаете, о каких животных мы будем сегодня вести речь на уроке?

— О насекомых!

— Правильно.

III. Изучение нового материала. Слайд (Тема, цель урока).

В тетрадях запишите тему урока: Класс Насекомые. Общая характеристика класса.

Слайд (Внешнее и внутреннее строение насекомого). Записать в тетради:

  1. Самая многочисленная группа животных: около 1 млн. видов.

  2. Освоили все среды жизни на земле, кроме водной.

  3. Тело состоит из трех отделов: голова, грудь, брюшко.

  4. На груди 3 пары ног и крылья, на брюшке ног нет.

  5. Хитиновый покров защищает тело от воды.

  6. Дышат с помощью трахей.

  7. Кровеносная система незамкнутая.

  8. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки.

Рассмотрим особенности внешнего строения насекомых на примере майского жука. В этом нам поможет лабораторная работа «Изучение внешнего строения майского жука». Слайд (тема л/р).

Выполняется работа по инструктивной карточке.

Итак, с внешним строением насекомых вы познакомились в процессе лабораторной работы, а теперь познакомимся с внутренним их строением.

Запишите в тетради: Внутренне строение насекомых.

Слайд (внутренне строение насекомого).

Внутренне строение будем рассматривать и записывать по плану.

Слайды (по системам).

  1. Пищеварительная система: состоит из ротового отверстия, ротовой полости, глотки, пищевода, зоба, жевательного желудка, средней кишки, задней кишки, анального отверстия.

  2. Дыхательная система: трахеи, открывающиеся наружу дыхальцами по бокам брюшка.

  3. Кровеносная система:

  4. Незамкнутая, гемолимфа течет не только по сосудам, но и в полостях тела. Она не участвует в газообмене.

  5. Нервная система: окологлоточное кольцо и брюшная нервная цепочка.

  6. Органы чувств: зрение – два сложных фасеточных глаза и 3 простых; органы обоняния и осязания – на усиках, там же термочувствительный орган; орган вкуса на ротовых органах.

  7. Размножение: раздельнополые животные; у самок яичники, у самцов – семенники; оплодотворение внутреннее.

IV. Закрепление изученного. (По плану внешнего и внутреннего строения).

V. Домашнее задание: параграф 26, подготовить сообщения «Интересно о насекомых», «Удивительное рядом..» (о жизни насекомых).

VI. Рефлексия: (Смайлики: улыбающееся личико – понравился урок, грустное – нет).

Слайд. (Спасибо за внимание и активную работу на уроке!)

Инструктивная карточка для лабораторной работы

Лабораторная работа

Изучение внешнего строения майского жука

Цель работы: изучить внешнее строение насекомого на примере майского жука.

Оборудование: лупа, ванночка, предметное стекло, пинцет, линейка, майский жук.

Ход работы:

  1. Рассмотрите насекомое. Отметьте его черты, как представителя членистоногих животных.

  2. Осторожно потрогайте его покров. Из чего он состоит? Какой он?

  3. Выясните сколько отделов можно различить на теле насекомого? Как они называются?

  4. Рассмотрите голову насекомого. Найдите усики, Установите при помощи лупы, как они выглядят. Какова их форма? Найдите глаза, рот и ротовые придатки.

  5. Выясните, какие органы расположены на груди. Сосчитайте, сколько пар конечностей к ней прикрепляется и определите характер их строения. Имеются ли крылья? Сколько их? Какие они?

  6. Рассмотрите третий отдел тела насекомого – брюшко. Найдите членики, отделяющиеся друг от друга насечками. Найдите с помощью лупы по бокам брюшка отверстия – дыхальца – и на конце брюшка анальное отверстие. Вспомните, какое они имеют значение.

  7. Докажите принадлежность этого животного к классу насекомых.

  8. Запишите вывод.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here