Урок №
Класс Насекомые. Общая характеристика класса.
Цель урока: расширить и углубить знания о членистоногих путем изучения строения насекомых, выявить причины необычайного процветания класса насекомых.
Оборудование: интерактивный комплекс, презентация, коллекция насекомых, инструктивные карточки к лабораторной работе.
Ход работы:
-
Орг. момент.
-
Актуализация: стихотворение о насекомых, слайды с изображением насекомых.
Как вы думаете, о каких животных мы будем сегодня вести речь на уроке?
— О насекомых!
— Правильно.
III. Изучение нового материала. Слайд (Тема, цель урока).
В тетрадях запишите тему урока: Класс Насекомые. Общая характеристика класса.
Слайд (Внешнее и внутреннее строение насекомого). Записать в тетради:
-
Самая многочисленная группа животных: около 1 млн. видов.
-
Освоили все среды жизни на земле, кроме водной.
-
Тело состоит из трех отделов: голова, грудь, брюшко.
-
На груди 3 пары ног и крылья, на брюшке ног нет.
-
Хитиновый покров защищает тело от воды.
-
Дышат с помощью трахей.
-
Кровеносная система незамкнутая.
-
Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки.
Рассмотрим особенности внешнего строения насекомых на примере майского жука. В этом нам поможет лабораторная работа «Изучение внешнего строения майского жука». Слайд (тема л/р).
Выполняется работа по инструктивной карточке.
Итак, с внешним строением насекомых вы познакомились в процессе лабораторной работы, а теперь познакомимся с внутренним их строением.
Запишите в тетради: Внутренне строение насекомых.
Слайд (внутренне строение насекомого).
Внутренне строение будем рассматривать и записывать по плану.
Слайды (по системам).
-
Пищеварительная система: состоит из ротового отверстия, ротовой полости, глотки, пищевода, зоба, жевательного желудка, средней кишки, задней кишки, анального отверстия.
-
Дыхательная система: трахеи, открывающиеся наружу дыхальцами по бокам брюшка.
-
Кровеносная система:
-
Незамкнутая, гемолимфа течет не только по сосудам, но и в полостях тела. Она не участвует в газообмене.
-
Нервная система: окологлоточное кольцо и брюшная нервная цепочка.
-
Органы чувств: зрение – два сложных фасеточных глаза и 3 простых; органы обоняния и осязания – на усиках, там же термочувствительный орган; орган вкуса на ротовых органах.
-
Размножение: раздельнополые животные; у самок яичники, у самцов – семенники; оплодотворение внутреннее.
IV. Закрепление изученного. (По плану внешнего и внутреннего строения).
V. Домашнее задание: параграф 26, подготовить сообщения «Интересно о насекомых», «Удивительное рядом..» (о жизни насекомых).
VI. Рефлексия: (Смайлики: улыбающееся личико – понравился урок, грустное – нет).
Слайд. (Спасибо за внимание и активную работу на уроке!)
Инструктивная карточка для лабораторной работы
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения майского жука
Цель работы: изучить внешнее строение насекомого на примере майского жука.
Оборудование: лупа, ванночка, предметное стекло, пинцет, линейка, майский жук.
Ход работы:
-
Рассмотрите насекомое. Отметьте его черты, как представителя членистоногих животных.
-
Осторожно потрогайте его покров. Из чего он состоит? Какой он?
-
Выясните сколько отделов можно различить на теле насекомого? Как они называются?
-
Рассмотрите голову насекомого. Найдите усики, Установите при помощи лупы, как они выглядят. Какова их форма? Найдите глаза, рот и ротовые придатки.
-
Выясните, какие органы расположены на груди. Сосчитайте, сколько пар конечностей к ней прикрепляется и определите характер их строения. Имеются ли крылья? Сколько их? Какие они?
-
Рассмотрите третий отдел тела насекомого – брюшко. Найдите членики, отделяющиеся друг от друга насечками. Найдите с помощью лупы по бокам брюшка отверстия – дыхальца – и на конце брюшка анальное отверстие. Вспомните, какое они имеют значение.
-
Докажите принадлежность этого животного к классу насекомых.
-
Запишите вывод.