тема: «Различия в строении клеток эукариот и прокариот»
9 класс
(урок с использованием элементов
технологии развития критического мышления учащихся)
Цели и задачи урока:
Образовательная
-
Закрепить и актуализировать ранее изученный материал о строении клетки.
-
познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток.
-
В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотоическом и эукариотическом.
Воспитательная
-
содействовать формированию мировоззренческой идеи единства живой природы; совершенствовать у учащихся системное представление об организации живых существ; развитие познавательного интереса у учащихся к биологическому знанию; обеспечение формирования черт творческой деятельности учащихся; развитие самостоятельности учащихся в учебной деятельности; Воспитание чувства само – и взаимоуважения в условиях работы в парах.
Развивающая
-
Формировать умение сопоставлять факты и делать выводы.
-
Развивать логику и критическое мышление.
-
Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий
Методическая:
-
показать применение элементов технологии РКМЧП на уроках биологии.
Формирование знаний, умений и навыков:
Уметь:
-делать выводы из проделанной работы;
-правильно пользоваться биологической терминологией;
-анализировать иллюстративный материал;
-обобщать;
-грамотно аргументировать свои выводы;
-работать в парах, индивидуально.
Знать:
— знать общее строение клетки, отдельных органоидов;
— различать прокариотические и эукариотические клетки;
-выявлять сходства и отличия растительных, животных и клеток бактерий;
Оборудование
-
Таблицы с изображением животных и растительных клеток;
-
Три различных текста(таблицы) о растительной, животной и бактериальной клетках;
-
Индивидуальные листы с заданиями.
ХОД УРОКА:
1.Орг.момент 1-2 мин
2. Проверка знаний учащихся:
1. Тест. (для сильных учащихся)
2. Блиц-опрос: Сейчас мы проверим наши знания о строении эукариотической клетки:
1. По строению органоиды клетки делятся на _____(мембранные и немембранные)
2. Лизосомы содержат______(пищеварительные ферменты)
3. Митохондрии являются_____ (энергетическими станциями)
4. рибосомы состоят из_______(белка и РНК)
5. Выросты внутренней мембраны митохондрий называются________(кристами)
6. Пластиды характерны только _________(для растит.клетки)
7. Лисомы образуются в_____(в комплексе Гольджи)
8.Стопки мембран в пластидах , содержащие хлорофилл, называются______(гранами)
9. синтез белка осуществляется при помощи ________(рибосом)
Задание 2.
Составьте синквейн к слову «клетка»
Задание 3.
Ответить на творческие вопросы. Назовите части клетки и органоиды, которые, по вашему мнению, аналогичны следующим структурам:
-
Транспортная сеть (ЭПС)
-
Электростанция (митохондрии)
-
Завод по производству белка (рибосомы)
-
Завод по утилизации отходов (лизосомы)
-
Хранитель информации (ядро)
-
Склад (комплекс гольджи)
-
Крепостная стена. (Мембрана)
Эпиграф урока:
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять».
Джордано Бруно
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИЛА:
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
Учитель: В ходе длительной эволюции на Земле с момента появления первых живых организмов (более 3 млрд. лет назад) возникло огромное многообразие форм жизни, которые и являются предметом изучения комплекса биологических наук. В какие же царства живой природы можно объединить живые организмы?
(4 царства: Дробянки, Грибы, Растения, Животные)
Учитель: Что значит изучать объект живой природы?
(Это значит исследовать состав, строение, процессы жизнедеятельности организмов)
Учитель: Какие науки занимаются изучение этих царств природы?
(Ботаника, микология, зоология, микробиология)
Учитель: Какая структура объединяет все живые организмы? Кем это было доказано?
( Клетка. Доказано было в 1839 году создателями клеточной теории – М. Шлейденом и Т. Шванном на основании сходства клеток)
Учитель: Каково же научное и практическое значение клеточной теории?
(Она доказывает взаимосвязь и единство происхождения живых организмов. Дала толчок для развития биологических дисциплин: эмбриологии, физиологии, гистологии. Эти знания используются в медицине, сельском хозяйстве и других областях деятельности человека)
Учитель: Итак, на основании сравнения клеток растений и животных, используя методы наблюдения, описания, Шлейден и Шванн выявили сходство царств живой природы на клеточном уровне. Результатом их научного исследования явилось создание клеточной теории, огромная значимость которой не вызывает сомнения.
II. Проблемно – поисковый этап.
Учитель: Ребята! Теперь мы знаем, что все живые организмы, исключая вирусы, имеют клеточное строение. Растительная, грибная, животная и бактериальная клетка сходны по составу, строению и процессам жизнедеятельности. А чем же тогда объяснить многообразие живых организмов? Какие гипотезы вы можете предложить для решения этой проблемы?
(Учащиеся предполагают, что причиной многообразия являются различия в строении клеток)
Учитель: И так, тема нашего урока и цель исследования:
Различия в строении клеток прокариот и эукариот (запись на доске и в тетрадях).
Учитель: Какие же задачи должны быть решены на сегодняшнем уроке для подтверждения этой гипотезы?
Задачи:
-
Выявить характерные признаки прокариот и эукариот
-
Сравнить клетки прокариот и эукариот.
-
Развивать логику и критическое мышление.
-
Формировать умение сопоставлять факты и делать выводы.
-
Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ
-
Воспитывать чувства само – и взаимоуважения в условиях работы в группах;
Задание для 1-й группы.
1. Выполните практическую работу “Изучение клеток прокариот”. Инструкция по проведению и оформлению работы:
а) настройте микроскоп;
б) рассмотрите микропрепараты бактериальной клетки.
в) рассмотрите микропрепарат, обратите внимание на внешние особенности клеток (форма, размеры, окраска). Заметна ли клеточная оболочка? Ядро?
2. Подготовьте рассказ о внешних особенностях и структуре прокариотической клетки. Почему прокариоты считаются примитивными организмами?
3.На листе ватмана зарисуйте схематически растительную клетку. Используя данные о структуре клетки, спрогнозируйте, какие процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, размножение) характерны для растительной клетки.
4. Рядом с моделью растительной клетки постройте клетку прокариотическую. Укажите черты отличия этих клеток.
Задание для 2-й группы.
1.Выполните практическую работу “Изучение клеток прокариот”. Инструкция по проведению и оформлению работы:
а) настройте микроскоп;
б) рассмотрите микропрепараты бактериальной клетки.
в) рассмотрите микропрепарат, обратите внимание на внешние особенности клеток (форма, размеры, окраска). Заметна ли клеточная оболочка? Ядро?
2. Используя имеющиеся у вас знания и текст § 2. 7. (учебн. 9 кл., Каменский, Крикунов, Пасечник) расскажите о процессах жизнедеятельности прокариот. Объясните такой факт: при проведении земляных работ на месте скотомогильника, заложенного 30 лет назад, несколько рабочих заболели сибирской язвой. (В почве сибиреязвенные микробы не только могут сохраняться в течение десятилетий (до 100 лет), но и при температуре от 12-15°С до 42-43°С при 29-85% влажности способны прорастать и затем вновь образовывать споры, тем самым поддерживая существование почвенного очага.)
3. На листе ватмана зарисуйте животную клетку. С помощью вашей модели дайте характеристику животной клетке (внешние особенности, структура, процессы жизнедеятельности).
4. Рядом с моделью животной клетки постройте прокариотическую клетку. Укажите черты различия этих клеток.
III. Этап рефлексии.
Ответы первой, второй групп заслушиваются по мере выполнения заданий каждой группой: сначала 1-е и 2-е задание, затем 3-е и т.д.
Каждый учащийся по ходу выступлений постепенно заполняет сравнительную таблицу (таблица прилагается).
После заслушивания ответов в ходе обсуждения формируются выводы:
Клетки прокариот отличаются от эукариот тем, что:
-
Не имеют оформленного ядра. У эукариот генетический материал локализован в структурно оформленном ядре. У прокариот наследственный материал представлен клубком двойной спиральной нити ДНК и не отделён от цитоплазмы какой – либо мембраной.
-
Есть одна кольцевая хромосома (нуклеоид) в цитоплазме.
-
Нет мембранных органоидов. (У прокариот, в отличие от эукариот, отсутствуют внутриклеточные органеллы, имеющие хотя бы элементарную мембрану)
-
Имеют небольшие размеры и разнообразную форму. (У прокариот рибосомы имеют меньший размер)
-
Клеточная стенка прокариот содержит специальный полимер пептидогликан, которого нет у эукариот.
-
Многие прокариоты способны фиксировать молекулярный азот, эукариоты этим свойством не обладают.
Различия на клеточном уровне являются причиной многообразия живой природы на организменном уровне.
ОМС сравнение эукариот и прокариот.
Затем учащиеся выполняют тестовые задания: (Каждому раздать карточки)
Выберите правильный ответ:
1) К эукариотам не относятся:
А. Шампиньон обыкновенный.
Б. Пастушья сумка.
В. Холерный вибрион.
Г. Амеба – протей.
2) Споры бактерий отличаются от спор растений тем, что:
А. Покрыты защитной оболочкой.
Б. Служат для расселения.
В. Служат для размножения.
Г. Способны переждать неблагоприятные условия.
3) В клетках бактерий ДНК:
А. Линейная.
Б. Кольцевая.
В. Находится в ядре.
Г. Отсутствует.
4) Органоиды клеток, которые являются общими для всех живых организмов, независимо от их уровня организации:
А. Митохондрии.
Б. Комплекс Гольджи.
В. Рибосомы.
Г. ЭПС.
После выполнения теста учащимися проводится самоконтроль.
Правильные ответы заранее записаны на доске:
1 – 3; 2 – 4; 3 – 2; 4 – 3.
Стадия рефлексии
Подведение итогов урока и рефлексия
Домашнее задание: Изучить § 2. 7.
Сравнительная таблица
Растительная клетка | Животная клетка | Прокариотическая (бактериальная) | |
Мембрана |
|
|
|
Клеточная стенка |
|
|
|
Цитоплазма |
|
|
|
Ядро |
|
|
|
Клеточный центр |
|
|
|
Рибосомы |
|
|
|
Митохондрии |
|
|
|
Эндо-плазматическая сеть (ЭПС) |
|
|
|
Аппарат Гольджи |
|
|
|
Лизосомы |
|
|
|
Пластиды |
|
|
|
Вакуоли |
|
|
|
Мезосомы |
|
|
|
Кольцевая ДНК |
|
|
|
Прокариоты | Эукариоты | |
Организмы |
|
|
Форма клетки |
|
|
Наличие ядра |
|
|
Генетический материал |
|
|
Плазмиды |
|
|
Наличие ядрышек |
|
|
Деление |
|
|
Клеточная стенка |
|
|
Капсула или слизистый слой |
|
|
Жгутики |
|
|
Цитоплазма |
|
|
Органойды |
|
|
Дыхание |
|
|
Фотосинтез |
|
|
Спорообразование |
|
|
Лист самооценки за урок Ф.И____________________
Задания | Оценка | |
1 | Опрос домашнего задания |
|
2 | Работа в группах |
|
3 | Ответ у доски |
|
4 | Закрепление нового материала |
|
5 | Рефлексия |
|
| Оценка за урок |
|
| Я НАУЧИЛСЯ (подчеркнуть то, чему научился): — работать с научным текстом, -составлять биологические схемы, — классифицировать организмы, — выделять основание для классификации, — правильно применять научные термины, — анализировать прочитанный текст, — делать выводы на основе прочитанного, обобщать, высказывать предположения и доказывать свою точку зрения. |
Лист самооценки за урок Ф.И____________________
Задания | Оценка | |
1 | Опрос домашнего задания |
|
2 | Работа в группах |
|
3 | Ответ у доски |
|
4 | Закрепление нового материала |
|
5 | Рефлексия |
|
| Оценка за урок |
|
| Я НАУЧИЛСЯ (подчеркнуть то, чему научился): — работать с научным текстом, -составлять биологические схемы, — классифицировать организмы, — выделять основание для классификации, — правильно применять научные термины, — анализировать прочитанный текст, — делать выводы на основе прочитанного, обобщать, высказывать предположения и доказывать свою точку зрения. |