Иванова Елена Сергеевна

учитель начальных классов

муниципального казенного общеобразовательного учреждения –

средней общеобразовательной школы №66

Конспект урока математики с применением системно-деятельностной технологии обучения

Урок математики

Класс:

Тема урока: Сложение и вычитание единиц времени.

Цель урока: 1. Усвоение алгоритма сложения и вычитания единиц времени.

2. Развитие аналитических способностей, умения выдвигать и доказывать предположения. Развитие навыка самоконтроля и взаимоконтроля.

3. Воспитание ответственности за задание, ответственности.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.

-Какие единицы времени мы уже знаем?

-Для чего нужно точно определять время?

Определите время (задание с часами на интерактивной доске)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

  1. На доске схема:

век месяц час секунда

Вставить пропущенные единицы времени (один ученик у доски).

  1. Найти зависимость между величинами (один ученик у доски).

Век год месяц сутки час минута секунда

100 12 30,31 24 60 60

365,366

Молодцы, хорошо усвоили таблицу.

Давайте посмотрим, что мы уже можем делать с величинами времени. Я предлагаю вам небольшой тест (интерактивная доска), выполняем устно, спросить несколько человек каждое задание:

1) Расположите слова по порядку:

Сегодня, завтра, вчера, послезавтра, позавчера.

2) Где знак поставлен неверно?

а) 2мин50с < 200с

б) 2 ч > 100мин

в) 1 век > 207 лет

3) Занятия в школе начинаются в 8ч 30 мин, длятся 5 часов. В какое время заканчиваются занятия?

а )12ч 30мин

б )13ч 30мин

в) 14ч

4) Найдите значение выражения:

12ч 7мин – 5ч 35 мин

а) 2ч 54мин

б) 392 мин

в) 6ч 32мин

Какое задание вызвало затруднение?

Что мы не умеем делать?

Что нужно сделать, чтобы преодолеть затруднение? (подумать)

Мы еще вернемся к этому примеру (перенос его на зеленую доску).

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения.

Посмотрите на интерактивную доску. Перед вами три таблицы. Назовите их.

км м дм см мм Таблица измерения________

1000 10 10 10

Т ц кг г Таблица измерения_________

10 100 1000

Век год месяц сутки час минута секунда Таблица измерении я_______

100 12 30,31 24 60 60

365,366

Сравните эти таблицы. Отличается ли таблица единиц времени от других (не десятичная).

При переводе одной единицы в другую мы умножали и делили на 10,100,1000. Теперь – на 24, 12, 30 и т.д. Трудность в боле сложном вычислении, а прием остается прежним. Кто боится трудностей? Таких нет. Тогда давайте двигаться вперед.

Физминутка.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построить проект выхода из затруднения.

Какая цель сегодняшнего урока? (опора – нерешенный пример)

Научиться складывать, вычитать единицы времени.

Определите тему урока.

Сложение и вычитание единиц времени. (Появляется на интерактивной доске)

5. Реализация построенного проекта.

Цель: реализовать построенный проект.

Запись даты в тетрадях.

Пишу на доске, дети списывают пример:

17ч 5мин – 9ч 30мин =

— во что можно превратить часы и минуты? (в минуты) Как это сделать?

Один ребенок у доски:

17х60=1020 минут (в столбик) + 5 минут = 1025 мин

Я пишу в основной пример после равно 1025 мин –

9х60=540мин+30мин=570 мин

Я пишу в основной пример после – 570 мин= один выполняет вычитание в столбик. Я записываю ответ: 455мин

Можно ли решить этот пример по-другому, не превращая часы в минуты?

Запись примера еще раз на доску и в тетради:

17ч 5мин – 9ч 30мин = 16ч 65мин – 9ч 30мин= 7ч 35 мин

Можно было записать этот пример в столбик: на интерактивной доске

16ч 65мин

— 9ч 30мин

7ч 35мин

В 1 случае получилось 455 минут, во втором 7ч 35 минут. Это разные или одинаковые ответы? Как проверить?

7х60+35=455

Какой способ легче? (Второй)

Первый способ убрать с доски.

Записываем следующий пример – пример на сложение единиц времени можно сразу записывать столбиком:

5ч 42мин

+ 9ч 36мин

14ч 78мин

15ч 18мин появляется на интерактивной доске вместе с вычитанием

Сравните наши способы решения с эталоном учебника с.62 – чтение про себя.

_Справились мы с заданием?

Вернемся к примеру, который вызвал затруднение в начале урока.

Кто хочет у доски объяснить решение примера? (Остальные в тетрадях)

12ч 7мин – 5ч 35мин= 11ч 67мин – 5ч 35мин= 6ч 32мин

Скажите, мы справились с затруднением? Молодцы.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.

Теперь попробуем применить наше новое знание.

Учебник с.63 на доске №4 (2 столбик верхний пример)

Один ученик у доски с комментированием.

Какое действие видим? Сложение, значит можем сразу записывать в столбик.

4ч 53мин

+1ч 45мин

5ч 98мин

6ч 38мин (Отметка)

Самостоятельно №4 (1 столбик): 1 вариант 1 пример, 2 вариант – 2 пример.

Проверка соседом, проговорить ему свое решение.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых ситуациях.

(Если времени мало, задание: выбрать любой пример, решить, пользуясь эталоном).

Открыть доску сзади:

5ч 29мин + 18ч 31 мин

10ч 12мин -4ч 36мин

Называют ответы: 24ч, 5ч 36мин

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: 1) выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний,

2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержания непрерывности.

Умение складывать и вычитать единицы времени очень пригодится в решении задач.

№5 – чтение вслух.

На доске чертеж по вопросам детей

6ч 40мин 2ч 15мин дня=14ч 15мин

Самостоятельная работа, один ученик за доской. Самопроверка. Отметка.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей учебной деятельности на уроке.

Какую цель мы ставили в начале урока?

Справились ли мы со своей задачей?

Нарисуйте свое настроение в тетрадь (солнышко, тучка).

Домашнее задание: №6 – задача похожа на классную, № 12 (а). Для тех, кто желает, можно выполнить очень интересный № 7

Список литературы:

http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/ «Технология деятельностного метода обучения «Школа 2000»

http://festival.1september.ru/articles/527236/ «Деятельностный метод в школе»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here