биология – 6 класс
урок на тему Цветение и опыление растений. Плод его значение и многообразие форм
задачи урока: а) раскрыть значение опыления;
б) познакомить учащихся с типами опыления, приспособительными особенностями цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений;
в) познакомить учащихся с разнообразием плодов растений;
г) дать представление о плоде как органе размножения и расселения цветковых растений.
оборудование урока: модель цветка вишни, пшеницы, таблица «Типы опыления», таблица «Плоды сухие и сочные», коллекция плодов.
содержание урока:
-
Организация учащихся на урок.
-
Проверка знаний. 1) Строение цветка (учащиеся на доске выполняют рисунок цветка)
2) Строение тычинки и пестика (учащиеся на доске выполняют рисунок), значение тычинки и пестика.
3) Зарисовать простые соцветия, привести примеры растений, имеющих такие соцветия, объяснить биологическое значение соцветий (Ученик рисует на доске и готовится отвечать.)
4) Работа с классом. Разгадывание кроссворда (подготовлен заранее).
5) Опрос учащихся у доски
* Строение цветка.
Дополнительные вопросы:
-
определение цветка;
-
отличия цветков у однодольных и двудольных растений.
*Строение тычинки и пестика, их значение.
Дополнительные вопросы:
-
какие цветки называют обоеполыми?
-
почему тополь, осина двудольные растения?
*Соцветия простые, биологическое значение соцветий.
Дополнительные вопросы
-
отличие простого околоцветника от сложного?
-
из чего развиваются плод, семя?
6) Обобщение ответов учителем, обращенные к кроссворду – учитель выделяет слова опыление, цветение, растение.
– Переход к новой теме.
3. Изучение новой темы
Часть 1. «Цветение и опыление растений».
1) Цветение. (В ходе беседы формулируется определение цветения, рассматриваются сроки цветения у разных растений.)
Вопросы классу:
– Зачём цветёт растение?
– Почему в этот период на растениях много самых различных насекомых: мух, пчёл, ос, шмелей и т.д.?
Значит, растение цветёт для того, чтобы образовался плод, а насекомые помогают этому, так как они опыляют растение, перенося пыльцу с одного цветка на другой, с пыльников одного цветка пыльца попадает на рыльце пестика другого цветка, при этом происходит ещё один важный процесс, характерный для растений, — оплодотворение, то есть слияние спермия (образующегося в пыльниках) с яйцеклеткой (находящейся в завязи пестика). Таким образом, в период цветения у растений происходит опыление, оплодотворение и развитие плода. Нет опыления – нет плодов.
2) Типы опыления. (Объяснение учителя) Схема в тетради и на доске
С помощью
а) ветра б) насекомых
в) птиц г) летучих мышей
Происходит до цветения в бутонах
опыление
самоопыление
перекрестное
Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика того же цветка
Перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка
у пшеницы, гороха, фасоли и дикорастущих
у плодовых, овощных, дикорастущих
ветроопыляемые растения насекомоопыляемые растения
3) Признаки ветроопыляемых растений (беседа с демонстрацией моделей цветков ветроопыляемых растений, а так же гербарных экземпляров растений с ветроопыляемыми цветками, запись признаков в тетрадь).
-
Цветут до распускания листьев либо одновременно с распусканием;
-
Околоцветник развит слабо либо отсутствует;
-
Цветки мелкие, невзрачные, без запаха, часто собраны в соцветия;
-
Образуют много пыльцы, пылинки мелкие, сухие;
-
Растут большими скоплениями.
4) Признаки насекомоопыляемых растений (аналогично):
-
Цветки крупные, яркие;
-
Имеют нектар и пыльцу липкую;
-
Мелкие собраны в соцветия;
-
Имеют запах (аромат)
5) Коэволюция – совместная эволюция цветков и животных- опылителей. (Объяснение учителя).
Есть цветки, у которых нектар и пыльца расположены совершенно открыто и доступны всем насекомым (ромашка, мак). Другие, например, львиный зев, опыляются только шмелями. Венчик у цветка сростнолепестный, несколько похожий на звериную пасть. Он двугубый – два верхних лепестка образуют как будто верхнюю губу пасти, а три нижних – нижнюю. Обе губы плотно прилегают друг к другу спереди, а на некотором расстоянии срастаются в трубочку. Когда шмель садится на такой цветок, то под его тяжестью нижняя губа опускается, открывая узкую щель, куда вползает насекомое.
Ещё один пример. Нектар душистого табака находится в глубине длинной трубочки венчика и доступен лишь для ночных бабочек – бражников с длинным хоботком. В тропических странах крошечные птички колибри опыляют цветки.
6) Формулирование вывода о значении опыления, типах опыления.
Вопрос классу: — каково биологическое значение перекрёстного опыления и самоопыления у растений?
7) лабораторная работа 12 » Рассмотрение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений».
Часть 2. «Плод и его значение и многообразие форм».
Во второй части урока мы познакомимся с многообразием и значением плодов по плану:
-
Плод, строение и значение (рассказ учителя).
-
Покрытосеменные растения (объяснение учителя).
-
Многообразие плодов (в ходе беседы и объяснения демонстрация муляжей плодов, коллекции плодов, а также использование таблицы с изображением плодов), вычерчивание схемы на доске учителем, а учащимися в тетради
-
Семянка костянка сливы коробочка яблоко
подсолнечника костянка вишни льна ягода
-
зерновка пшеницы стручок помидора
Орех лещинысухие
сочные
сухие
сочные
односемянные
многосемянные
плоды
редиса тыквина
боб
фасоли
4) Вскрывающиеся и невскрывающиеся семена (учащиеся самостоятельно изучают материал по учебнику, с.94).
5) Беседа. Распространение семян, приспособленность семян к распространению:
-
ветром; 4. с помощью животных;
2. водой 5. с участием человека;
3. саморазбрасыванием 6. транспортировкой в другие страны (самолетом, поездом).
6. Формулирование вывода о значении семян и плодов в жизни растения.
Закрепление урока:
-
каково биологическое значение перекрестного опыления и самоопыления у растений?
-
Чем покрыты плоды с поверхности?
-
Значение околоплодника.
-
Биологические функции плодов и семян у растений.
Итог урока.
Домашнее задание: §24, записи в тетради, §25 выучить, повторить§§10,1316,18,20,23,24.