Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
г. Таганрога Ростовской области
Викторина по биологии
в 6 классе
«Бой цветов»
подготовила
учитель химии и биологии
Лаврентьева Снежана Павловна
г. Таганрог
2008г.
Биологическая викторина
«Бой цветов»
Методические рекомендации: урок под таким названием проводится для учащихся 6 классов. Перед началом викторины кабинет биологии оформляется красочными тематическими стенгазетами.
Образовательные задачи:
-
закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках биологии;
-
вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;
-
развитие коммуникативных навыков;
-
осуществление межпредметных связей.
Коррекционные задачи:
-
развитие памяти, внимания;
-
развитие образного мышления;
-
развитие творческого воображения;
-
развитие восприятия;
-
повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные задачи:
-
воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
-
развитие творческих способностей учащихся;
-
самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.
Подготовительный этап: Соревнуются две команды. Каждая заранее выбирает название по названию какого – либо цветка и готовит эмблемы с его изображением.
Также выбирается жюри в составе 3 – 5 человек. Каждый конкурс оценивается по пятибалльной системе.
Они прекраснее всего,
Что нам дает природа на Земле:
Но дар ее бесценный,
Для всех искусств цветок –
Образчик неизменный.
Жак Делиль
Ход викторины
Учитель: Ребята, сегодня наша викторина будет посвящена цветам. Для этого мы с вами выберем жюри и начнем викторину, которая будет состоять из 7 конкурсов. Каждый конкурс будет оцениваться по пятибалльной системе. А соревноваться будут две команды. Для того чтобы познакомиться с нашими командами, я объявляю о начале первого конкурса.
Конкурс 1. «Отгадай название команды»
Капитаны команд загадывают загадки о своем цветке. После того как соперники отгадывают загадку, участники команды надевают эмблемы с изображением этого цветка и зачитывают заранее приготовленные стихотворения о нем. На конкурс отводится 5 минут.
Команда 1.
Загадка: Белая корзинка, золотое донце.
В ней лежит росинка – и сверкает солнце. (Ромашка)
Стихотворение: Знакомые с детства родные ромашки
Мы рвем на лужайке у тихой реки,
Как белые звезды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
Команда 2.
Загадка: Зной в травинку подышал
И надул воздушный шар.
Ветерок единым духом
Шар пустил по свету пухом. (Одуванчик)
Стихотворение: Когда идешь тропинкою, куда ни глянь, в полях
Белеют чудо – шарики на стройных стебельках.
Сквозные, серебристые, они, как пух, легки,
Стоят и не качаются от ветерка с реки.
Но лишь пройдется осенью других ветров волна,
Срываются, взвиваются на воздух семена.
Летят пушинки чистые за луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами спускаются с небес.
Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.
Конкурс 2. «Ягодный кроссворд»
Учитель: Участвуют по одному человеку от каждой команды. Им надо решить кроссворд, вписав в клетки названия плодовых и ягодных растений. Продолжительность конкурса – 5 минут.
-
С
И
Р
Ч
К
С
З
Ответы: 1. Слива, 2. Рябина, 3. Черника, 4. Клубника, 5. Смородина, 6. Земляника.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 3. «Вспомни строение цветка»
Учитель: Участвуют по одному человеку от каждой команды. За 5 – 7 минут они должны написать, а затем назвать все части цветка, обозначенные на рисунке цифрами.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 4. «Рассказ о своем цветке» (конкурс капитанов)
Учитель: Капитаны сообщают заранее приготовленную информацию о растениях, выбранных в качестве эмблемы команды. На каждый рассказ примерно 5 минут.
Капитан команды «Ромашка» . Ромашка – однолетнее травянистое растение. Растет на полях, огородах, около жилищ человека, во всех районах европейской части России, Дагестане, Предкавказье, на юге Западной Сибири, в Восточной Сибири, Средней Азии и Дальнем Востоке. Цветет в мае – июне. Плоды созревают в июле – августе. Корень стержневой, стебель сильноветвистый, листья очередные. Ромашка – лекарственное растение. Отвар или настой из высушенного растения применяется внутрь при заболеваниях органов пищеварения. Применяют также для полоскания полости рта и горла при ангинах. Очень полезно после мытья ополаскивать настоем ромашки волосы.
Капитан команды «Одуванчик». Одуванчик – многолетнее травянистое растение с золотисто – желтыми цветками. Растет на лугах, лесных опушках, полянах, парках, садах и огородах в Европейской части России, в Сибири, на Дальнем Востоке, на Кавказе, в Средней Азии. Цветет в апреле – июне, плоды созревают в мае – июне. Листья простые, собранные в прикорневую розетку, корень стержневой. Одуванчик находит применение в медицине, об этом говорит даже его научное название – «лекарственный». Из корней одуванчика готовят средства для лечения болезней пищеварительной системы. Молодые листья одуванчика используют для приготовления варенья и для лечения простудных заболеваний.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 5. «Песни о цветах»
Учитель: Играют команды, называя песни, в названиях которых или текстах упоминаются цветы.
(Пример: «миллион алых роз», «желтые тюльпаны», «лаванда» и т.д.) Выигрывает команда, назвавшая наибольшее количество песен. Продолжительность конкурса – 5 минут.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 6. «Имя – цветок»
Учитель: Играют команды, называя имена, связанные или созвучные с названиями цветов.
(Например: «Роза», «Василек», «Маргарита» и т.д.)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 7. «Пропущенные слоги»
Учитель: Участвуют по одному человеку от каждой команды. Надо угадать слова (названия растений и части цветка) по отдельным слогам. Продолжительность конкурса 5 минут.
Задание для 1 команды:
ОДУ _ _ ЧИК | |
ВА_ _ ЛЕК
| МИ _ _ ЗА |
ЦВЕ _ _ ЛО _ _
|
|
Задание для 2 команды:
ЛЕ _ _С _ _ К | |
ГЕ_ _ ГИН
| ШИ _ _ _ НИК |
ЦВЕ _ _ НОЖ _ _
|
|
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 8. «Художник»
Учитель: Участвуют по одному человеку от команды. Им надо с закрытыми глазами нарисовать на ватмане цветок, который является эмблемой команды. Продолжительность конкурса – 5 минут.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 9. «Буква «А»
Учитель: Участвуют по одному человеку от каждой команды. Им надо написать на листке как можно больше названий цветов, в которых содержится одна буква «А» или несколько букв «А». В итоге подсчитывается общее число этих букв на листке. Продолжительность конкурса 5 минут.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 10. «Загадки»
Учитель: Мы начинаем заключительный конкурс нашей викторины. Я вам буду по очереди загадывать загадки. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
Загадки:
-
Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик)
-
Это зелье ты не тронь: жжется боль как огонь. (Крапива)
-
Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь – дорожку до зори освещают фонари.
На больших столбах подрят лампы белые висят. (Ландыш)
-
На воде увидел ты белые цветы.
Эти жители реки на ночь прячут лепестки. (Водяная лилия)
-
Есть один такой цветок, не вплетешь его в венок.
На него подул слегка, был цветок – и нет цветка. (Одуванчик)
-
Белям шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок – и остался стебелек. (Одуванчик)
-
Не огонь – а жжется, в руки не дается.
Выросла под ивой. Звать ее … (Крапива)
-
Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)
-
Эй, звоночки, синий цвет ,– с язычком, а звону нет. (Колокольчик)
-
Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. Это – водяная … (Лилия)
-
Из – под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
-
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок…
Остался стебелек. (Одуванчик)
-
Стоит он задумчивый
В желтом венце
Темнеют веснушки
На круглом лице. (Подсолнечник)
-
Голова на ножке,
В голове горошки. (Мак)
-
Там на грядке яркий шарик днем зажегся, как фонарик. (Тюльпан)
-
Он стоял на гибкой ножке под забором у дорожки.
Рыжим был – вдруг стал седым, с шевелюрой, словно дым.
Ветерок в сад забежал, дунул – смел прическу – шар.
И парнишка белобрысый оказался тотчас лысый. (Одуванчик)
-
Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Подснежник)
-
Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитай-ка, долек сколько?
Восемь, десять, двадцать, тридцать …
Тут легко со счета сбиться. (Тысячелистник)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается победитель.
Используемая литература:
1.В.В. Пасечник «Биология» 6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
2. Загадки —