Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

г. Таганрога Ростовской области

Викторина по биологии
в 6 классе

«Бой цветов»

подготовила

учитель химии и биологии

Лаврентьева Снежана Павловна

г. Таганрог

2008г.

Биологическая викторина

«Бой цветов»

Методические рекомендации: урок под таким названием проводится для учащихся 6 классов. Перед началом викторины кабинет биологии оформляется красочными тематическими стенгазетами.

Образовательные задачи:

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках биологии;

  • вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • осуществление межпредметных связей.

Коррекционные задачи:

  • развитие памяти, внимания;

  • развитие образного мышления;

  • развитие творческого воображения;

  • развитие восприятия;

  • повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи:

  • воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.

Подготовительный этап: Соревнуются две команды. Каждая заранее выбирает название по названию какого – либо цветка и готовит эмблемы с его изображением.

Также выбирается жюри в составе 3 – 5 человек. Каждый конкурс оценивается по пятибалльной системе.

Они прекраснее всего,

Что нам дает природа на Земле:

Но дар ее бесценный,

Для всех искусств цветок –

Образчик неизменный.

Жак Делиль

Ход викторины

Учитель: Ребята, сегодня наша викторина будет посвящена цветам. Для этого мы с вами выберем жюри и начнем викторину, которая будет состоять из 7 конкурсов. Каждый конкурс будет оцениваться по пятибалльной системе. А соревноваться будут две команды. Для того чтобы познакомиться с нашими командами, я объявляю о начале первого конкурса.

Конкурс 1. «Отгадай название команды»

Капитаны команд загадывают загадки о своем цветке. После того как соперники отгадывают загадку, участники команды надевают эмблемы с изображением этого цветка и зачитывают заранее приготовленные стихотворения о нем. На конкурс отводится 5 минут.

Команда 1.

Загадка: Белая корзинка, золотое донце.

В ней лежит росинка – и сверкает солнце. (Ромашка)

Стихотворение: Знакомые с детства родные ромашки

Мы рвем на лужайке у тихой реки,

Как белые звезды, средь розовой кашки

Они развернули свои лепестки.

Команда 2.

Загадка: Зной в травинку подышал

И надул воздушный шар.

Ветерок единым духом

Шар пустил по свету пухом. (Одуванчик)

Стихотворение: Когда идешь тропинкою, куда ни глянь, в полях

Белеют чудо – шарики на стройных стебельках.

Сквозные, серебристые, они, как пух, легки,

Стоят и не качаются от ветерка с реки.

Но лишь пройдется осенью других ветров волна,

Срываются, взвиваются на воздух семена.

Летят пушинки чистые за луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами спускаются с небес.

Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.

Конкурс 2. «Ягодный кроссворд»

Учитель: Участвуют по одному человеку от каждой команды. Им надо решить кроссворд, вписав в клетки названия плодовых и ягодных растений. Продолжительность конкурса – 5 минут.

С

И

Р

Ч

К

С

З

Ответы: 1. Слива, 2. Рябина, 3. Черника, 4. Клубника, 5. Смородина, 6. Земляника.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 3. «Вспомни строение цветка»

Учитель: Участвуют по одному человеку от каждой команды. За 5 – 7 минут они должны написать, а затем назвать все части цветка, обозначенные на рисунке цифрами.


Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 4. «Рассказ о своем цветке» (конкурс капитанов)

Учитель: Капитаны сообщают заранее приготовленную информацию о растениях, выбранных в качестве эмблемы команды. На каждый рассказ примерно 5 минут.

Капитан команды «Ромашка» . Ромашка – однолетнее травянистое растение. Растет на полях, огородах, около жилищ человека, во всех районах европейской части России, Дагестане, Предкавказье, на юге Западной Сибири, в Восточной Сибири, Средней Азии и Дальнем Востоке. Цветет в мае – июне. Плоды созревают в июле – августе. Корень стержневой, стебель сильноветвистый, листья очередные. Ромашка – лекарственное растение. Отвар или настой из высушенного растения применяется внутрь при заболеваниях органов пищеварения. Применяют также для полоскания полости рта и горла при ангинах. Очень полезно после мытья ополаскивать настоем ромашки волосы.

Капитан команды «Одуванчик». Одуванчик – многолетнее травянистое растение с золотисто – желтыми цветками. Растет на лугах, лесных опушках, полянах, парках, садах и огородах в Европейской части России, в Сибири, на Дальнем Востоке, на Кавказе, в Средней Азии. Цветет в апреле – июне, плоды созревают в мае – июне. Листья простые, собранные в прикорневую розетку, корень стержневой. Одуванчик находит применение в медицине, об этом говорит даже его научное название – «лекарственный». Из корней одуванчика готовят средства для лечения болезней пищеварительной системы. Молодые листья одуванчика используют для приготовления варенья и для лечения простудных заболеваний.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 5. «Песни о цветах»

Учитель: Играют команды, называя песни, в названиях которых или текстах упоминаются цветы.

(Пример: «миллион алых роз», «желтые тюльпаны», «лаванда» и т.д.) Выигрывает команда, назвавшая наибольшее количество песен. Продолжительность конкурса – 5 минут.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 6. «Имя – цветок»

Учитель: Играют команды, называя имена, связанные или созвучные с названиями цветов.

(Например: «Роза», «Василек», «Маргарита» и т.д.)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 7. «Пропущенные слоги»

Учитель: Участвуют по одному человеку от каждой команды. Надо угадать слова (названия растений и части цветка) по отдельным слогам. Продолжительность конкурса 5 минут.

Задание для 1 команды:

ТЫ _ _ _ КА

ОДУ _ _ ЧИК

ВА_ _ ЛЕК

МИ _ _ ЗА

ЦВЕ _ _ ЛО _ _

Задание для 2 команды:

РО _ _ _ КА

ЛЕ _ _С _ _ К

ГЕ_ _ ГИН

ШИ _ _ _ НИК

ЦВЕ _ _ НОЖ _ _

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 8. «Художник»

Учитель: Участвуют по одному человеку от команды. Им надо с закрытыми глазами нарисовать на ватмане цветок, который является эмблемой команды. Продолжительность конкурса – 5 минут.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 9. «Буква «А»

Учитель: Участвуют по одному человеку от каждой команды. Им надо написать на листке как можно больше названий цветов, в которых содержится одна буква «А» или несколько букв «А». В итоге подсчитывается общее число этих букв на листке. Продолжительность конкурса 5 минут.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 10. «Загадки»

Учитель: Мы начинаем заключительный конкурс нашей викторины. Я вам буду по очереди загадывать загадки. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

Загадки:

  1. Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик)

  2. Это зелье ты не тронь: жжется боль как огонь. (Крапива)

  1. Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко:

Путь – дорожку до зори освещают фонари.

На больших столбах подрят лампы белые висят. (Ландыш)

  1. На воде увидел ты белые цветы.

Эти жители реки на ночь прячут лепестки. (Водяная лилия)

  1. Есть один такой цветок, не вплетешь его в венок.

На него подул слегка, был цветок – и нет цветка. (Одуванчик)

  1. Белям шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок – и остался стебелек. (Одуванчик)

  1. Не огонь – а жжется, в руки не дается.

Выросла под ивой. Звать ее … (Крапива)

  1. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

  1. Эй, звоночки, синий цвет ,– с язычком, а звону нет. (Колокольчик)

  1. Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. Это – водяная … (Лилия)

  1. Из – под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

  1. Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок…

Остался стебелек. (Одуванчик)

  1. Стоит он задумчивый

В желтом венце

Темнеют веснушки

На круглом лице. (Подсолнечник)

  1. Голова на ножке,

В голове горошки. (Мак)

  1. Там на грядке яркий шарик днем зажегся, как фонарик. (Тюльпан)

  1. Он стоял на гибкой ножке под забором у дорожки.

Рыжим был – вдруг стал седым, с шевелюрой, словно дым.

Ветерок в сад забежал, дунул – смел прическу – шар.

И парнишка белобрысый оказался тотчас лысый. (Одуванчик)

  1. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Подснежник)

  1. Каждый лист разбит на дольки.

Подсчитай-ка, долек сколько?

Восемь, десять, двадцать, тридцать …

Тут легко со счета сбиться. (Тысячелистник)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается победитель.

Используемая литература:

1.В.В. Пасечник «Биология» 6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

2. Загадки —

12

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here