Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с. Карпенка
Урок экологии в 7 классе
«Водоем как многоэтажное жилище»
Учитель биологии Лопасова М.И.
первая квалификационная категория
Цель:
-
сформировать знание учащихся об обитателях водоёма и их приспособленности к водной среде обитания;
-
возбудить потребность к изучению и применению экологических терминов;
-
научить использовать полученные знания на практике.
Тип урока: Комбинированный.
Оснащение урока: учебник, таблица «Биоценоз водоема», карточки с изображением животных – обитателей водоема; карточки-термины.
Ход урока.
I. Орг.момент.
— Здравствуйте, ребята. Сегодня нам с вами предстоит небольшое путешествие в подводный мир, знакомство с его обитателями и условиями, необходимыми для жизнедеятельности этих организмов. Тема сегодняшнего урока: Водоем как многоэтажное жилище.
Наша задача: познакомиться с обитателями водоема и научиться применять полученные знания на практике.
Сегодняшний урок я хочу начать с эпиграфа:
«Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги – мы ведь на планете не одни!»
II. Для начала немного вспомним изученный ранее материал.
-
Экология – это…
-
Среда обитания? Что это такое?
-
Сколько сред обитания живых организмов вы знаете? Назовите их.
-
Приведите примеры обитателей каждой из известных вам сред.
III. Изучение нового материала.
-
Вступительное слово учителя.
Первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек, это вода. Что может быть известнее, чем вода? Какие уж тут тайны? Вода повсюду. Стоит взглянуть на географическую карту – в глаза бросается голубой цвет – цвет воды. Океаны, моря, озера, реки… вода занимает практически 3/4 поверхности земного шара. То она в виде облаков, туч, туманов, то бьет ключом из-под земли, вытекает ручейками. Да и мы, люди, состоим на 2/3 из воды, а растения – те вообще из воды на 4/5 своей массы. Но все ли мы о ней знаем? Давайте вспомним все, что вы знаете. Что же такое вода? Сообщение учащихся – опережающее задание.
-
Свойства воды.
-
Вода как растворитель.
-
Температура, плотность воды.
-
Наличие кислорода и СО2 .
-
Значение воды для организмов.
Учитель. Задание 2 группам учащихся – рассмотреть в учебнике и рассказать об особенностях каждой из групп, обитающих в водоеме.
Планктон
Нектон
Бентос
Литораль
IV. Формирование умений и навыков.
-
Работа в тетрадях. Терминологическая работа (словарь)
Планктон – «блуждающий»
Нектон – «плывущий»
Бентос – «глубина»
Литораль – «земля»
-
Работа с учебником. Найти примеры обитателей каждого этажа.
-
Практическое задание. Распределите данных животных по этажам водоема (камбала, скат, морская звезда, акула, краб, осьминог, дафния, циклоп, коралловые полипы, сельдь, актиния и т.д.)
V. Подведение итогов.
1. чем отличаются условия существования животных в воде от других сред обитания? (от суши, например)
2. Что такое планктон, нектон, бентос, литораль – приведите примеры.
3. Назовите характерные особенности этих организмов.
Покажите область обитания планктона, нектона, литорали, бентоса на карте.
VI.Домашнее задание: § 21, изобразить аквариум как жилище и его обитателей по этажам.
VII.Оценки. комментирование.
Дополнительное задание: подготовить мини-проект или презентацию на тему «Обитатели водоема» (по этажам)