МБОУ СОШ №8
«Развитие критического мышления
на уроках экологии»
на примере урока экологии в 7 классе
Учитель биологии и экологии
Шевцова Елена Александровна
1 категории Е
Г.
2012г
г. Кулебаки
Урок экологии
в 7 классе на тему:
«Жилища животных»
Используемое оборудование: ТСО — компьютер, мультимедийная приставка, экран, звуковые колонки.
Пособия (электронные образовательные ресурсы): энциклопедия «Кирилла и Мефодия», компьютерная презентация.
Набор — различные жилища животных: гнездо синицы — ремеза, раковины моллюсков
Технологическая карта урока
Цели урока.
Образовательные:
-
Повторить, обобщить и расширить знания учащихся о жилищах животных, их многообразии, как форме эволюционных приспособлений организмов к различным условиям окружающей среды
Воспитательные:
-
Воспитывать бережное отношение к животным и их жилищам.
-
продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха
-
Развивающие:
-
организовать деятельность учащихся по развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков: работать с текстом, критически анализировать информацию, способность её систематизировать, оценивать, использовать с целью создания прогноза, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;
-
продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять тезисы, пользоваться предметным языком.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы и приёмы:
-
составление списка “известной” информации: рассказ — предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки
-
методы активного чтения: маркировка с использованием значков, ведение различных записей, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
-
заполнение кластеров, таблиц, установление причинно — следственных связей между блоками информации, дисскусия, написание творческих работ, исследование.
-
Ход урока.
Ключевой вопрос: “Природа – гениальный конструктор, инженер, художник и великий строитель”
Без рук, без топоренка построена избенка.
Вступительное слово учителя. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? О гнезде.
А чем является гнездо для птицы? Домом. Жилищем.
Правильно, ребята.
Сообщение темы и цели урока. Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Работа со словарем.
Что означает слово дом, жилище?
— — Слово “дом” произошло от латинского слова “домус”, что означает “жилище”, “хозяйство”.
— Жилище — сооружение, место, в котором живут люди или животные.
Какую функцию выполняют жилища?
— Обычно жилище служит для укрытия от неблагоприятной погоды, сна, выращивания потомства, хранения припасов, отдыха.
Живым существам очень трудно без дома.
Жилье нужно птицам, зверям, насекомым…
Для шустрых и быстрых лесных муравьев
В большом муравейнике пища и кров.
Лиса и барсук в темных норах живут,
А птицы уютные гнездышки вьют.
Живым существам без жилища — беда,
Но людям без дома – совсем никуда!
Ойкология — часть зоологии, обнимающая собой сведения касательно жилищ животных, т. е. нор, гнезд, логовищ и т. п.
Начертите маркировочную таблицу.
Первый этап урока “Вызов”.
Работа с трафаретом
1.Разделите лист бумаги на две половины. На одной половине нарисуйте жилище человека, а на другой — жилища животных.
Производится представление групповых рисунков. Здесь и выясняется несовершенство знаний каждого о жилищах животных.
2. Сейчас каждый из вас может определить уровень своих знаний.
Работа в группах: «Узнай, чьи постройки?» Соедините линией: название животного и его жилище.
раковина | |
дятел | хатка |
мышь | норка |
корова | дерево |
бобр | муравейник |
хомяк | улей |
тюлень | озеро |
волк | нора |
моллюск | гнездо |
черепаха | дупло
|
муравей | скворечник |
летучая мышь | нора
|
скворец | лежбище
|
аскарида | панцирь |
пчела | пещера |
карась | берлога |
ленивец | организм человека |
медведь | сарай |
«Знаю» Запишите в первой колонке всё, что вы знаете о жилищах животных. Записи должны быть ёмкими и краткими. Обсудите в парах свои списки, помогите друг другу вспомнить. Информацию с которой согласны оба — оставляйте, информацию с которой кто-то не согласен, помечайте вопросительным знаком.
«Хочу узнать» А что бы вы хотели узнать? Во 2-ой колонке запишите вопросы, на которые хотели бы получить ответ, но ваших знаний сейчас ещё не хватает. Обсудите в парах, в группах. Записываю все вопросы на доске. А, может — быть вы ещё что-то хотели бы узнать? Сделайте предположение, по каким смысловым блокам мы будем изучать эту тему.
-
Учащиеся составляют предварительные кластеры.
Давайте обсудим, что у вас получилось.
Виды жилищ животных
НОРА
ЛЕЖБИЩЕ
ЛОГОВО
ХАТКА
ГНЕЗДО
ОХРАНА
ЗНАЧЕНИЕ
Классификация жилищ животных
-
Как вы считаете, это достаточная информация? Нет. Тогда давайте попробуем ее дополнить.
Второй этап урока: “Осмысление содержания”
Чтобы подтвердить или опровергнуть Ваши предположения, чтобы расширить знания по данной теме, Вам предлагается текст. Начинайте работу с текстом, проставляя пометки на полях:
“ v” – знакомая информация,
“ + ” – новая информация,
“ ? ” – непонятная информация
-
Не забывайте продолжать работу с маркировочной таблицей. После чтения текста заполняйте 3-ю колонку “Узнал новое”. (Это не простое переписывание текста, а способность сформулировать мысль в 2-3 словах перевести её на свой язык, а, следовательно, понять).
Напоминаю, записи должны быть ёмкими, но краткими. -
Лабораторная работа
Текст для учащихся
Самое простое строение, которое сооружают, вернее, копают млекопитающие,— нора. Норы роют утконос и красная лиса, кролик и броненосец, сурок и тушканчик, хомяк и барсук и многие другие звери, обитатели всех континентов. Очень искусный мастер по прокладке подземных галерей среди зверей — европейский крот. Его норы — сложные лабиринты. О сети проложенных кротами подземных коридоров частично можно судить по всем нам известным кротовинам — холмикам выброшенной земли. Под одной из таких кротовин расположено жилье землекопа-крота. Обычно кротовина с жильем находится в более безопасном месте, например под корнями, под лежащим деревом и отдалена на довольно большое расстояние от места охоты крота. Жилье устроено очень искусно. Внутри кротовины — круглая камера, или гнездо, выстланное мхом, сухой травой, мягкими корешками. От гнезда ведет туннель сперва вниз, а затем к поверхности. Он используется в случае опасности для бегства. В разные стороны ответвляются многометровые ходы.
Довольно сложное строение имеет и барсучья нора с несколькими этажами и со многими входами и выходами. Главное помещение, в котором собирается вся барсучья семья, находится на глубине до 5 метров. Оно выстлано сухой травой, регулярно заменяемой новой. В норе царит порядок и чистота, свежий воздух.
Некоторые звери за многие миллионы лет приспособились строить гнезда на деревьях. Такого рода уютное гнездышко сооружает всем известная белка. Шаровидное ее гнездо помещается на ветках. Наружный слой гнезда сплетен из тонких веточек, внутренний — из сухой травы, мха, лишайника. В тех местах, где бывают более суровые зимы, белки утолщают стенки гнезда и выстилают его дополнительно пухом и перьями. Гнездо покрыто конусообразной кровлей из плотно сложенного хвороста и кусочков коры, чтобы дождь не проникал в жилье. А зимой снежную крышу достраивает сама природа. Гнездо имеет один или два входа. Отправляясь на охоту, белка закрывает вход в гнездо мхом или сухой травой.
Белка очень чувствительна к дождю и грозам. Уже за несколько часов до наступления грозы она беспокоится. А как только начинается дождь, она забирается в свое жилище и сидит там до тех пор, пока не наступит хорошая погода.
Искусное строение величиной со средний апельсин — шаровидное гнездышко мыши-малютки. Этот зверек — настоящий архитектор, а постройка его — оригинальное сооружение. Он строит гнездо из травинок и листьев. Обычно в стенки гнезда мышь вплетает живые листья растений: гнездо держится на них, а растения продолжают расти. Нередко мышь-малютка подвешивает гнездо к нескольким стеблям хлебных злаков, крапивы или к другим растениям на высоте от 20 до 80 сантиметров.
У гнезда мыши-малютки нет ни входа, ни выхода. Оно довольно рыхлое. Поэтому, когда мышь уходит на кормежку или возвращается с нее, она легко раздвигает стенку домика и забирается внутрь. Жилье мыши-малютки временное: она пользуется им только для вывода детенышей.
Самый выдающийся строитель среди млекопитающих — бобр. Многим известны знаменитые его хатки, плотины, запруды. Хатку бобр строит из ветвей, кусков стволов молодых деревьев, скрепленных илом. В потолке хатки имеется отверстие для доступа свежего воздуха. Хатку занимает единственное помещение шириной примерно в 1,5 метра и высотой около 1 метра. Наружу из хатки ведет подводный выход. Бобровые хатки достигают солидных размеров — они бывают диаметром до 10 метров и высотой до 3 метров. Обычно бобры устраивают их на неглубоком месте реки или озера.
Улей — жилище пчел — Последние сами отыскивали себе места или в расщелинах скал, или в каких-либо дуплах бортях.
Наиболее примитивный тип убежища — логово. Оно устраивается в небольшом углублении почвы среди опавшей листвы, в яме, в буреломе, под вывернутыми из земли корнями деревьев, пнями. Зайцы и копытные вообще не устраивают постоянных жилищ, у них одноразовые лежки.
Кто научил их этому искусству? Все это поведение, похожее на разумное, объясняется сложнейшими инстинктами, которые сложились у животных в течение долгого исторического их развития. Однако важное значение имеет и то, что животные из поколения в поколение перенимая опыт старших, и постепенно закрепляя его, научились применять неизвестные им принципы и стали проявлять исключительный строительный талант, какой только известен в мире животных.
Третий этап урока: “Рефлексия”.
-
Вернитесь к тому, что Вы знали до прочтения текста. Какие знания подтвердились? Какие не подтвердились? Были ли ошибочные суждения? Посмотрите свои первичные списки, вычеркните неправильную, ошибочную информацию.
-
Посмотрите на список “Хочу узнать”, проверьте, удалось ли получить ответы на все вопросы? Какие знаки вопроса можно снять? Вы можете вновь обратиться к тексту и посмотреть на свои пометки. Какие вопросы у вас появились по ходу чтения? Есть ли в классе люди, которые могут дать ответ на этот вопрос? Записываю на доске вопросы, оставшиеся без ответа. (Остались вопросы)
-
Обсудите: какая часть полученной информации произвела на Вас наибольшее впечатление.
-
Попробуйте сгруппировать эти новые знания и составить структурно-логическую схему. (Окончательные кластеры). Проверяем схему у доски.
К концу беседы ученики должны сформулировать вывод: Независимо от типов и видов жилищ животных, они выполняют функции — укрытия от неблагоприятной погоды, для сна, выращивания потомства, хранения припасов, отдыха.
Возвращаемся к ключевому вопросу: Так почему же природа является гениальным конструктором, инженером и великим строителем?
Дополнительный материал
Норы — вырытые животными в земле ходы.
Гнездо — временное и даже часто кратковременное жилище, где размещается потомство птиц. Гнезда птиц чрезвычайно разнообразны по размерам, конструкции, материалу и месту расположения
Ле́жбище — береговые пляжи, на которых формируются большие скопления животных. Как правило, этот термин применяется к описанию биологии морских млекопитающих. Например, береговые лежбища формируют ушастые тюлени — северный морской котик, сивуч и др
Логово (логовище) место долговременного отдыха, спячки или выведения детенышей у некоторых млекопитающих.
Логова, используемые кратковременно, называют лежкой; устраивают их зайцы, грызуны и большинство копытных.
Раковина — укрытие, дом моллюска, являющийся частью его организма.
Панцирь для черепахи — настоящий переносной дом. Дело в том, что черепаха — это очень медлительное и неуклюжее создание. Любой хищник мог бы поймать и съесть ее. А панцирь помогает этого избежать.
Улей — жилище пчел
Итоги урока: “Помните, творения природы так удивительно хрупки, и оттого, насколько разумно и бережно мы будем сегодня к ним относиться, зависит не только развитие мысли человека, но и самой жизни”.
Просмотр презентации «Искусные строители»
Подведение итогов.
Рефлексия. Закончите предложения:
-
Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)…
-
“Я думаю, что…” (Над чем вы задумались?)
-
Для меня этот учебный материал важен потому что…
Домашнее задание
1. Составить более полную структурно-логическую схему (кластеры), подготовить устный развёрнутый ответ.
-
Продумайте и предложите небольшую исследовательскую работу (Составить план эксперимента).
Список литературы.
А. Брем “Жизнь животных”
Экология животных. Учебное пособие под редакцией Н.М. Черновой. М. «Вентано-Граф» 2007.
Биология. Животные. Учебник для общеобразовательных учреждений. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М. Дрофа. 2008.
Используемая методическая литература: Биология. Справочник. Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова. М. «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА» 2004.
.