муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Захолынская основная общеобразовательная школа
Игра-соревнование
«Физика повсюду»
7 – 9 классы
Подготовила: Чепурова Е.М.,
учитель физики
д. Мирополье
Ярцевский район
Смоленская область
2012
Пояснительная записка:
-
В игре принимают участие 2 команды.
-
Игра-соревнование состоит из 6 этапов.
-
Жюри оценивает правильность ответов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Ход мероприятия:
Учитель: Добрый день, уважаемые участники, жюри, болельщики. Сегодня мы собрались, чтобы убедиться, что физика – это не просто предмет с трудными формулами и законами, а очень важная и нужная наука, которая повсюду. Она объясняет многие явления вокруг нас. Именно поэтому физика всегда с нами!
-
Разминка.
2 команда | |
На ладонь он ляжет весь. Не часы, а стрелки есть. Он в дороге пригодится, С ним нигде не заблудиться. (Компас) | Всем поведает, Хоть и без языка, Когда будет ясно, А когда – облака. (Барометр) |
Две сестры качались, Правды добивались. А когда добились, То остановились. (Весы) | Я под мышкой посижу, И что делать укажу: Или разрешу гулять, Или уложу в кровать. (Термометр) |
Весь век идёт Еремушка, Ни сна ему, ни дремушки. Шагам от точный счет ведет, А с места все же не сойдет. (Часы) | Никто его не видывал, А слышать – всякий слыхивал. Без тела – а живет оно, Без языка – кричит. (Эхо) |
Быстро, быстро я бегу. Кому угодно помогу. Но иногда я так «стреляю», Что пожары вызываю И даже насмерть убиваю. (Электрический ток)
| У планет она большая, Минимальна у частиц. Ее на глаз не измеряют, Ведь у нее не мало лиц. (Масса) |
В руки ты меня возьмешь И как следует нажмешь. И я узнаю только так – Ты силач или слабак. (Динамометр-силомер) | Т взгляни на небеса, Там творятся чудеса. Покажу я красоту – Не земную, а вон ту! (Телескоп) |
-
«Найди верную тропу».
Учитель: Каждая команда получает от учителя карточку, где в четыре столбика написаны обозначения физических величин, единицы их измерения, название величины и прибор, измеряющий эту величину. Вам необходимо их правильно соотнести.
Па | масса | весы | |
m | с | сила | секундомер |
F | м/с | скорость | манометр |
p | Н | давление | спидометр |
t | кг | время | динамометр |
-
Анаграммы.
2 команда | |
Этот зверь в лесу гуляет, С лета в зиму шерсть меняет, Коль в слове буквы поменяешь, Причину ускорения узнаешь. (лиса – сила) | Такое время года вы любите не зря. Хорошая погода, походы, лагеря… Но буквы поменяй местами, Физический предмет получим с вами. (лето – тело) |
Слева направо прочитаешь – Зимой на печке он сидит. Читай обратно и узнаешь, Что без ног по проводу бежит. (кот – ток) | Увы! Подергиванье глаз Ты наблюдал не раз. Слово обратно почитаешь – Название животного узнаешь. (тик – кит) |
-
«Приплюсуем – вычтем».
Слово, которое нужно отгадать, есть физическое понятие. По заданию оно является или частью какого-либо слова или его дополнением. Другими словами дается слово, к нему прибавляется или вычитается одна буква, а в результате получается загаданное понятие.
-
Алиса – А = Сила
-
Топка + И = Оптика
-
Ряд + О = Ядро
-
Блок + А = Колба
-
Лапа + М = Лампа
-
Кузов – В = Звук
-
Пара – А = Пар
-
Алмаз + П = Плазма
-
«Житейские тесты».
Тесты выдаются каждой команде. Правильный ответ они обводят в кружок.
А) Тепловое расширение: при нагревании тела расширяются. В) Диффузия: при нагревании ее скорость возрастает. С) Отталкивание молекул: при нагревании молекулы вещества отталкиваются друг от друга сильнее.
|
А) Уменьшение трение между подошвами ног и землей. В) Уменьшение силы тяжести, действующей на человека при разбеге. С) Явление инерции, которое сохраняет скорость, приобретенную при разбеге во время прыжка.
|
А) На капельках ртути можно поскользнуться и упасть. В) Чтобы капельки ртути не попали на одежду и не испортили ее. С) Потому что ртуть легко испаряется и ее пары ядовиты.
|
А) Бумага мягче ручек сумки, поэтому ладони болеть не будет. В) Подложив бумагу, он уменьшил трение между ладонью и ручками. С) Алеша уменьшил давление ручек, увеличив с помощью бумаги площадь их соприкосновения.
|
-
«Историческая викторина».
Каждая команда должна раньше соперника определить имя и фамилию ученого. Дается пять подсказок. Если правильный ответ получен после первой подсказки, то команда получает 5 баллов, если после второй – 4 балла, после третьей – 3 балла, после четвертой – 2 балла, после пятой – 1 балл.
Задание 1.
-
Это английский ученый уже в 24 года сделал свои первые открытии в области физики и математики.
-
Он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании в 1695 г., а через 4 года – стал его директором. Ему выдалась честь отчеканить все монеты страны.
-
Уже в 26 лет он стал профессором.
-
Он обосновал три закона механики.
-
Существует легенда о том, что благодаря яблоку он открыл известный физический закон.
Ответ: Исаак Ньютон.
Задание 2.
-
Он был одним из первых ученых, работавших на войну, и первой жертвой войны среди людей науки.
-
Его изобретения весьма популярны.
-
С его главным открытием мы сталкиваемся, когда принимаем ванну.
-
Он говорил: «Дайте мне точку опоры, и подниму землю».
-
После сделанного открытия он закричал: «Эврика».
Ответ: Архимед.
Задание 3.
-
Это уникальный путешественник ХХ века.
-
Претендентов на это путешествие было почти 3 тысячи, но выбрали именно его.
-
Свое кругосветное путешествие он проделал в одиночку.
-
То, что он совершил, прославило человеческий разум, его самого и нашу Родину.
-
Перед началом путешествия он сказал: «Поехали!».
Ответ: Ю.А. Гагарин.
Задание 4.
-
Свои первые серьезные открытия он делал, будучи еще студентом.
-
Свои исследования в области механики и астрономии этот ученый начал после окончания университета.
-
Закон инерции открыл именно он.
-
Ему принадлежат такие открытия как: 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.
-
Занимаясь исследованиями свободного падения, ему понадобилась наклонная пизанская башня.
Ответ: Галилео Галилей.
-
«Почемучки».
Задание на скорость. Кто быстрее даст ответ.
-
Почему в старинных зданиях стекла, которые сохранились до наших дней, оказываются толще в нижней части окна?
Ответ: Стекло является аморфным веществом, атомы в нем не «упакованы», а могут перемещаться. Стоя вертикально не один век, стекло очень медленно стекает вниз.
-
Почему в сильный мороз ель трещит?
Ответ: Вода в волокнах дерева замерзает и превращается в лед, в результате он разрывает волокна, поэтому слышен звук.
-
Почему окна зимой замерзают?
Ответ: Окна в квартире замерзают, так как в пространство между рамами проникает из комнаты теплый воздух и, соприкасаясь с холодным стеклом, замерзает на нем.
Учитель: Физика огромная и удивительная наука. И наконец, устав от всяких «почему?», мы добрались до финала. Оказывается, физика может доставить удовольствие, и мы его испытали, пройдя семь этапов нашей игры. А теперь слово жюри.
Использованная литература:
-
Л.А. Горлова Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия. Физика. 7-11 классы. – Москва «ВАКО», 2006
-
Л.А. Горлова Занимательные внеурочные мероприятия по физике. 7-11 классы. — Москва «ВАКО», 2010
-
Щербакова Ю.В. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7 – 9 классы. – Москва «Глобус», 2008.