Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шушмабашская средняя общеобразовательная школа»

Арского района Республики Татарстан

Конспект урока по физике
в 8 классе

» Агрегатные превращения вещества»

подготовила учитель физики МБОУ «Шушмабашская СОШ» Арского района РТ Нуриева Рамля Равиловна

2014

Обобщающий урок по теме » Агрегатные состояния вещества»

Цели и задачи урока:

  • Образовательные:
    обобщить, систематизировать знания по теме “Тепловые процессы”; 
    совершенствовать навыки решения задач по теме;

  • Развивающие:
    развить познавательный интерес у учащихся;
    развить логическое мышление, направленное на решение нестандартных задач с учетом личностных особенностей учащихся;

  • Воспитательные:
    формирование всесторонне развитой личности;

  • Оборудование: компьютер, проектор, презентация, демонстрационное оборудование.

К уроку имеется презентация в Prezi, которую можно найти по ссылке

Задание учащимся : Проанализировать график: Ответ: АВ- твердое вещество нагревается ВС- плавление СД- жидкость нагревается.
Какой участок графика соответствует росту внутренней энергии? Ответ: А-Д 3. Какие превращения происходят с данным веществом? Ответ: охлаждение жидкости-кристаллизация-охлаждение твердого тела. 6. Учащиеся выполняют тест: 1.При плавлении тела … а) теплота может и поглощаться, и выделяться. б) теплота не поглощается и не выделяется. в) теплота поглощается. г) теплота выделяется. 2. При кристаллизации жидкости … а) температура может и повышаться, и понижаться. б) температура не изменяется. в) температура понижается. г) температура повышается. 3. При плавлении кристаллического тела … а) температура понижается. б) температура может и повышаться, и понижаться. в) температура не изменяется. г) температура повышается. 4. При агрегатных превращениях вещества количество молекул вещества … а) не изменяется. б) может и увеличиваться, и уменьшаться. в) уменьшается. г) увеличивается. Учащиеся сверяют свои ответы с ключом и делают выводы. 7. Творческое задание «Объясните опыт!» Учащимся нужно будет объяснить опыт по наблюдению плавления льда. Уровень воды в стакане при плавлении льда не изменяется. Почему? 8. «Это интересно!» Интересный факт из свойств воды: расширение при замерзании. Рассматривается на примере опыта, сделанного учеником 9 класса. 9. А теперь вспомним процесс парообразования и конденсацию. Переход вещества из жидкого состояния в газообразное называют парообразованием Задание учащимся: — Опишите изменение внутренней энергии при парообразовании; — Что происходит с температурой во время парообразования? — Что такое конденсация? — Испарение и его особенности; — Какие молекулы покидают жидкость при испарении? — Как изменяется внутренняя энергия при испарении? — как меняется масса жидкости? Испарение происходит при любой температуре! 10. Объясните опыт: «Вызываем тучу!» А температура кипения всегда одинакова? Нет, температура кипения может измениться при изменении давления. Видеоматериал «Наблюдение опыта. Кипение воды при пониженном давлении» А может ли испаряться твердое вещество? Понятие сублимации и десублимации: Сублимация — переход вещества из твёрдого состояния в газообразное без пребывания в жидком состоянии;
Десублимация — физический процесс перехода вещества из газообразного состояния в твёрдое, минуя жидкое. Примером десублимации является появление ледяных узоров на оконных стёклах в зимнее время и такие атмосферные явления, как иней и изморозь.
11. Устное задание «Закончи фразу»: переход вещества из твердого состояния в жидкое называют… (плавление); температура,  при  которой   вещество  плавится,   называют…  (температурой   плавления вещества); переход  вещества  из   жидкого  состояния  в  твердое   называют…  (отвердевание   или кристаллизация). средняя кинетическая энергия и скорость молекул в охлажденном расплавленном веществе … (уменьшаются); явление превращения жидкости в пар называется … (парообразованием); парообразование, происходящее с поверхности жидкости называется… (испарением) физическая  величина,   показывающая,  какое  количество   теплоты необходимо,  чтобы обратить жидкость массой  1  кг в пар без изменения температуры, называется…  (удельной теплотой парообразования).

12. Повторим формулы для расчета величин (раздаются карточки) Физическая величина Единица измерения обозначение Формула для расчета 1.Количество теплоты 1.  1. q 1. L=  2.Удельная теплоемкость 2.  2. Q 2. c =  3.Температура тела 3. кг 3. m 3. λ=  4.Удельная теплота сгорания топлива 4.  4. t 4. ∆t=  5.Удельная теплота плавления 5. Дж 5. λ 5. m=  6.Удельная теплота парообразования 6. Н 6. L 6. Q = с • m• (t2 – t1) 7.Масса тела 7. км 7. c 7 q= 
После того, как ученики найдут соответствие, проверка по диаграмме в презентации

 13. “Порешаем!” Учащимся предлагается решить задачу: Какое количество теплоты необходимо, чтобы лед массой 2 кг при температуре -50°C превратить в воду при 100 °C и полностью перевести ее в пар?

14. Итоги урока. Оценки. Домашняя работа На дворе переполох:
С неба сыплется горох
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. Что это за явление? (Град.) Какую энергию истратил организм Нины на плавление и нагревание шести градин до нормальной температуры тела, если масса градины 2 грамма (t1 = 0 °C).

Использованные интернет- ресурсы: http://images.yandex.ru http://prezi.com http://ru.wikipedia.org http://elementy.ru http://www.youtube.com/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here