Открытый урок по физике в 10 классе.
Тема урока «Исследование первого закона термодинамики к различным изопроцессам».
Тип урока – интегрированный, с применением информационных технологий.
НПТ — новые педагогические технологии:
-
Исследование, поиск (по преобладающему методу);
-
Групповые (по организационными формам);
-
Информационные (компьютерные — по типу управления познавательной деятельностью);
-
Личностно-ориеитированные (по подходу к ребёнку);
-
Дифференцированное обучение (по уровню умственного развития учащихся).
Задачи урока
1. Исследовать первый закон термодинамики и записать уравнения первого закона термодинамики для различных изопроцессов (изохорного, изотермического, изобарного, адиабатного),
2.Раскрыть физический смысл уравнений первого закона термодинамики,
3. Систематизировать материал об изопроцессах в виде таблицы №1.
Цели урока
• Образовательная — закрепить, обобщить и углубить знания обучающихся об изопроцессах, научить применять первый закон термодинамики для изопроцессов;
-
Воспитательная — предоставить возможность почувствовать свой потенциал каждому обучающемуся, чтобы показать значимость полученных знаний, побудить к активной работе мысли; н
-
Развивающая — развитие правильной физической речи обучающихся, умение выделять главное, обобщать, анализировать, связывать имеющиеся знания в единое.
Оборудование к уроку
Компьютерная программа «Открытая Физика».
-
Компьютерная программа «Живая физика».
Дидактический материал — учебные тематические тесты по физике для 10 класса (ЛАТ МИПКРО), таблица Менделеева.
-
Учебник физики для 10 класса, авторы Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев .
Раздаточный материал (таблица №1, задачи — расчётные, графические, кроссворд, таблица с основными физическими константами).
-
Анкета для оценки обучающимися успешности урока (поставить галочку около выбранного утверждения).
-
Анкета для присутствующих гостей на уроке.
Проведение опыта — нагревание газа при быстром сжатии (прозрачный цилиндр с плотно пригнанным поршнем, кусочек ваты эфир) — рисунок №55 на странице 75 учебника Ф10.
Основные знания и умения
Знать:
Понятия (физические величины и единицы их измерения)
и Дж | |
Количество теплоты; | Q Дж |
Работа; | А Дж |
Масса; | m кг |
Молярная масса; | М кг/моль |
Абсолютная температура; | Т К |
Универсальная газовая постоянная; | R Дж/мольК |
Давление; | Р Па |
Объём; | V м3 |
Удельная теплоёмкость; | с Дж/кг°С |
Удельная теплота парообразования; | L Дж/кг |
Удельная теплота плавления; | λ Дж/кг
|
Законы
-
Первый закон термодинамики (формулировка);
-
Первый закон термодинамики (математическая запись);
-
Уравнения первого закона термодинамики для различных изопроцессов;
-
Уравнение теплового баланса.
ΔU=A+Q ΔU=Q — А’
Изохорный процесс
А= — А1
A = pΔv
Изохорный процесс v=const Δv=0 А’=О ΔU=Q
Изотермический процесс T=const ΔU=0 Q = А’
Изобарный процесс p=const ΔU+A‘=Q
Адиабатный процесс Q=0 ΔU=A
Уравнение теплового баланса Q1+Q2+ Q3+…=0
Уметь
-
Применять первый закон термодинамики к различным тепловым изопроцессам (изохорному, изотермическому, изобарному, адиабатному).
План урока.
1. Организационный момент 1 мин.
2, Тема, задачи, цели урока 1 мин.
3. Проверка домашнего задания (п.23-26).
Фронтальный опрос по группам.
Учащиеся задают вопросы:
■ 1 группа -2 группе;
-
2 группа — 3 группе;
-
3 группа — 4 группе;
■ 4 группа — 5 группе;
-
5 группа — 6 группе;
-
6 группа — 1 группе.
Проверка правильности ответов с помощью компьютерной программы «Открытая Физика». 10 мин.
4. Самостоятельная работа учащихся в группах
— исследование первого закона термодинамики и запись уравнений первого закона термодинамики для различных процессов (работа с учебником Ф10 п.27): 10 мин.
■ 1 группа — изохорный процесс стр.73.
■ 2 группа — изотермический процесс стр.74.
-
3 группа — изобарный процесс стр. 74.
-
4 группа — адиабатный процесс стр. 74.
■ 5 группа — применение нагревания воздуха при быстром сжатии (стр. 74 -75, опыт по рис.75).
-
6 группа — теплообмен в замкнутой системе (уравнение теплового баланса) стр. 75.
5. Систематизация материала
(заполнение таблицы №1) в группах. 5 мин.
Проверка правильности заполнения таблицы №1 с помощью учебной компьютерной программы «Открытая Физика» (возможна самопроверка и взаимопроверка, заслушать ответы на вопросы учащихся 5 и 6 групп).
6. Обобщение изученного материала: 3 мин.
-
Внутренняя энергия идеального газа не изменяется только при изотермическом процессе.
■ Внутренняя энергия идеального газа изменяется за счёт теплопередачи при изохорном процессе.
■ Внутренняя энергия идеального газа изменяется за счёт теплопередачи и за счёт совершения работы газом при изобарном процессе.
-
Изменение внутренней энергии в теплоизолированной системе равно работе внешних сил при адиабатном процессе.
-
Новое — знакомство с графиком адиабатного процесса, квазистатистический процесс, энтропия («Открытая Физика»).
7. Разгадывание кроссворда
«Термодинамика» с целью повторения и обобщения основных понятий темы (по группам) 5 мин.
8. Повторение MKT
(учебная компьютерная программа «Живая Физика). Раздел «Колебания. Задачи» (№3043 — газ в сосуде, №3044 — газ в сосуде, задача).
9. Физкультминутка — психологический тест. 3 мин.
10. Пояснение к домашнему заданию
— творческая работа (составить кроссворд, чайнворд, подобрать занимательные задачи, интересное из жизни учёных-физиков, рассказ на физическую тему, стихи о физике) — перспективное задание для развития творческой активности учащихся, поддержания устойчивого познавательного интереса к предмету.
Рассказ «Похождение одной молекулы». 4 мин.
11. Подведение итогов урока 3 мин.
-
Анкета об успешности урока (учащиеся сами оценивают успешность урока — ставят галочку около выбранного утверждения).
-
Анализ анкет об успешности урока (учитель анализирует).
-
Слово учителя (значимость предмета).
-
Анкета для присутствующих гостей на уроке.
-
Сбор раздаточного, дидактического материала.
-
Демонстрация творческих работ учащихся 7-11 классов по физике (проекты, рефераты, кроссворды, задачи занимательной физики).
«- Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода.
В ней есть любовь, в ней есть язык».
(Ф.И.Тютчев)